Правительство США на днях опубликовало официальное сообщение о принятии экономических санкций против российской государственной компании «Рособоронэкспорт». Срок их действия составит два года. Помимо российского предприятия в черный список попали компании из Китая, Северной Кореи, Судана, Южной Кореи, Сирии, ОАЭ и Венесуэлы, которые американские власти обвинили в нарушении «Акта о нераспространении в отношении Ирана, Северной Кореи и Сирии». США считают, что каждое из этих предприятий может распространять технологии создания оружия массового уничтожения. «Рособоронэкспорт» ведает почти всем военным экспортом России. Согласно официальным данным, в 2007 году компания поставила за рубеж вооружений и военной техники на сумму 6,1 миллиарда долларов. На долю остальных субъектов военно-технического сотрудничества, по оценкам экспертов, пришлось примерно 1,5 миллиарда долларов. Таким образом, суммарный показатель минувшего года составил около 7,6 миллиарда долларов, что обеспечило России второе место в мире по объемам поставок продукции военного назначения. Представительства «Рособоронэкспорта» действуют в 44 странах за рубежом и в 26 регионах Российской Федерации. Компания сотрудничает более чем с 700 предприятиями и организациями оборонно-промышленного комплекса России в 56 регионах страны. Представители «Рособоронэкспорта» входят в советы директоров ведущих российских промышленных предприятий. Торговля оружием для Соединенных Штатов – тема болезненная. Причем не потому, что она затрагивает оборонные интересы «нашего западного партнера», а скорее потому, что бьет по карману американских производителей. Бьет как раз в то время, когда полнота этого самого кармана под угрозой. Достаточно вспомнить, что впервые санкции против российских экспортеров оружия американцы ввели в 2006 году. В числе неугодных оказался не только «Рособоронэкспорт», но и компания «Сухой». С первым, в принципе, всё понятно, а вот со вторым – не совсем. Известнейшего российского производителя Америка официально обвинила в сотрудничестве с Ираном в области «создания средств доставки оружия массового уничтожения». Правда, санкции были сняты уже в ноябре того же года. После того как России удалось объяснить: поставки «Сухим» авиатехники в... Венесуэлу, из-за которых на самом деле вводились санкции, безопасности США не угрожают. Действительно, незадолго до этого был подписан контракт между «Рособоронэкспортом» и военным ведомством Венесуэлы на поставку 24 истребителей Су-30МК2 за сумму более чем 1 миллиард долларов. Правда, ввести санкции против российского производителя именно из-за этого американцы на тот момент не могли. Поэтому и пошли обходным путем. Если внимательно изучить суть вопроса, то она вовсе не в известной антиамериканской риторике Уго Чавеса, который при всей своей браваде вряд ли способен быть серьезной угрозой для безопасности США. Дело, скорее, в том, что российские производители «осмелились» вторгнуться на латиноамериканский рынок, который традиционно считался американской вотчиной. Ведь это «миролюбивое» государство, ратующее за безопасность и мир во всем мире, и сегодня остается главным продавцом оружия на планете. А оружие, как известно, по своей прибыльности сравнимо разве что с наркотиками. Теперь немного конкретных фактов. Согласно данным американской газеты «The Los Angeles Times», с 2001 по 2007 год общий объем торговли оружием США составлял от 10 до 13 миллиардов долларов ежегодно. В 2006 финансовом году Пентагон побил все свои недавние рекорды, заключив соглашений на поставку оружия на сумму в 21 миллиард долларов. Только с 2001 по 2005 год США поставили в развивающиеся страны 2099 зенитных ракет типа Sparrow и AMRAAM, что, к слову, на 20 процентов больше объема поставок главного конкурента – России. По продажам военно-морской техники американцы и вовсе впереди планеты всей. За тот же период, с 2001 по 2007 год, они поставили странам развивающегося мира 10 крупных надводных боевых кораблей – авианосцев и эсминцев. Для сравнения, четыре крупнейших европейских страны-производительницы вооружений в совокупности поставили 13 таких кораблей. Более того, как пишет всё та же «The Los Angeles Times», «вдумчивая империя знает, что просто продавать оружие недостаточно – надо учить людей его применению». Пентагон планирует в 2008 году провести обучение военных из 138 стран на общую сумму почти в 90 миллионов долларов. Другие страны и близко не подходят к такому показателю. Впрочем, доходы от «репетиторства» – это лишь верхняя часть айсберга. Воевать-то чужих солдат американцы учат не на российском или европейском оружии, а на своем же. Естественно, в расчете на то, что впоследствии эти страны не обидят щедрыми заказами его производителей. Но самый ловкий маркетинговый проект США, если можно так выразиться, это вовсе не санкции, а блок НАТО. Известно, что соответствие военной техники стандартам НАТО означает именно совместимость различных образцов, принятых на вооружение странами-членами альянса. И, что самое интересное, официально участники блока, а также потенциальные кандидаты на вступление в него вольны сами решать, где и что покупать. Но несмотря на то, что натовским стандартам сегодня соответствует и часть российского вооружения, члены альянса предпочитают американскую и европейскую технику. Известно ведь, что после развала СССР бывшие страны Варшавского договора, равно как и некоторые постсоветские республики, начали активно перевооружать свои армии «по стандартам НАТО». Причем нередко отдавая предпочтение более дорогостоящему и менее надежному американскому оружию. Бывшему в употреблении советскому арсеналу также нашлось применение. К примеру, значительная его часть перекочевала в Грузию, которая с приходом на президентский пост Михаила Саакашвили начала весьма активно снабжать им свою армию, раздув до немыслимых сумм военный бюджет практически нищей страны и заставив вспомнить старую советскую присказку про «Верхнюю Вольту с ракетами». Вооружалась Грузия, как показало время, вовсе не в целях защиты. Но Саакашвили, в отличие от Чавеса и Ахмадинежада, это не враг, а друг США. Поэтому ему вооружаться можно без всяких ограничений. И санкций в отношении себя поставщики определенных стран могут не опасаться. Ну а сколько сегодня «бродит» такого оружия по африканскому континенту, так и вообще подумать страшно. Но Госдеп этот вопрос всё равно не особенно беспокоит. Ведь на закупку нового американского вооружения у какой-нибудь Сомали или Кении всё равно денег нет, а прибыли от старых советских танков или автоматов, доставшихся в свое время в наследство от СССР украинцам или прибалтам, «Рособоронэкспорт» всё равно не получает. Время показало: за свои оружейные рынки американцы готовы не просто бороться всяческими неординарными методами, но и просто отвоевывать их, обильно поливая пески кровью своих же американских солдат. Речь, конечно, идет про Ирак, где дядя Сэм удачно подстрелил даже не двух, а гораздо больше зайцев. Нефть – фактор известный, но ведь, помимо всего прочего, Ирак являлся еще и крупным потребителем советского, а затем и российского вооружения. Так, согласно данным печати, с 1970 по 1990 год СССР поставил этой стране 4630 танков, 2810 БМП, 2714 БТР, 3279 артсистем, 725 ПТРК, 1539 ПЗРК, 1145 боевых и транспортных самолетов, 348 вертолетов и 41 боевой корабль. Естественно, если не брать в расчет поставки нового вооружения, всё это надо было бы чинить и модернизировать. А выполнять эту работу могли только российские или, в крайнем случае, другие постсоветские оборонные предприятия. Иракский солдат умел воевать только советским оружием, а армия этой страны и по сей день вооружена арсеналом именно советского производства. Но, судя по всему, США твердо намерены положить конец монополии. Буквально в этом году в СМИ появилась информация, что иракцев до конца 2009 года перевооружат американскими винтовками M-16 вместо привычного «Калашникова». Как показали себя эти «легендарные» произведения американского военпрома в условиях пустыни – фактор известный. В отличие от неприхотливого и всегда надежного «калаша», иракский песок им противопоказан. Только вот когда речь идет о деньгах, про надежность можно и забыть. Получается, средства, которые международные доноры выделяют на восстановление разрушенного войной Ирака, опять же не обойдут стороной объемный американский кошелек. То же самое можно сказать и об афганской армии, которой предстоит экстренно перейти на американские винтовки. Высказывание официального представителя «Рособоронэкспорта» Вячеслава Давыденко по поводу того, что компания расценивает введение США санкций в отношении единственного в России посредника по торговле вооружениями как проявление недобросовестной конкуренции, можно считать не таким уж голословным. Тем более что сейчас как США, так и Россия, наряду с многими другими странами, оказались в весьма незавидном финансовом положении. Любая фраза, не говоря уже про конкретные шаги, может фатально сказаться на фондовых индексах и курсах валют, а за каждую копейку или цент приходится бороться. В том числе и методом удара в спину в темном закоулке. А то ведь, глядишь, и сам Пентагон грешным делом заинтересуется российским оружием...
Сергей КОМАРИЦЫН, политолог: «Правительству США и американскому бизнесу запрещено сейчас вступать в контакты с предприятиями «Рособоронэкспорта», поставлять комплектующие, технологии. Под вопросом оказались уже действующие и планируемые контракты в области авиастроения. На самом деле эти санкции – «обоюдоострое оружие». И Соединённые Штаты, и американский бизнес понесут определённые убытки. Убытки понесём и мы. Но отечественная промышленность, безусловно, сможет минимизировать потери. Что означают такие санкции в политической сфере? Это очередное осложнение отношений с Соединёнными Штатами, так называемая последняя антироссийская выходка Кондолизы Райс и Джорджа Буша. Перед тем как эта администрация уйдёт, решили нам немного насолить. Подобные санкции американцы вводили время от времени на протяжении последних лет. Они в общем-то ничем не заканчиваются. И эта история также ничем не закончится. А то, что мы сотрудничаем в военной сфере с другими странами, это будет и в дальнейшем, вне зависимости от позиции Америки. «Рособоронэкспорт» – крупнейшее в мире предприятие по экспорту вооружений. Мы лидируем в области продажи вооружения и находимся всё-таки в тройке крупнейших экспортёров оружия. Я думаю, что ситуация никак не изменится, вне зависимости от позиции Соединённых Штатов». Сергей КИСЛЯК, посол России в США: «По моей оценке, это очередное проявление недобросовестной конкуренции. Американские власти уже не в первый раз пытаются давить на нашего единственного государственного посредника по экспорту за рубеж оружия и военной техники. Санкции эти неприемлемы ещё и потому, что США пытаются распространить действие своего национального законодательства на другие страны, в частности на российские компании «Рособоронэкспорт» и, в недавнем прошлом, «Сухой». Однако позиция России в Совете Безопасности ООН при голосовании по иранской ядерной проблеме не будет связана с отменой санкций. Это два самостоятельных серьезных вопроса, которые мы будем решать в индивидуальном порядке. Данные санкции вредят американской промышленности, но не решению иранского вопроса».
Пётр КОНСТАНТИНОВ, депутат городского Совета депутатов: «Я думаю, что это не поступок администрации Буша, а поступок США как промышленного конкурента России. Промышленная экономика США боится нас как конкурента. Новая администрация будет вести точно такую же политику – с точки зрения борьбы роста промышленного потенциала в России. Может быть, будет чуть-чуть шире улыбаться, но примерно будет то же самое. Также это некий предвыборный ход. Администрация Буша таким образом хочет поддержать рейтинг Маккейна. А наши традиционные покупатели оружия остались. При этом появились новые рынки. Например, в Венесуэле, в африканских странах. Это только подчёркивает то, что Америка видит в нас конкурентов. Что касается экономических последствий, я в этом большой беды не вижу. Экономические санкции – попытка силовым путём изменить правила в свою пользу на конкурентном рынке. Тем более репутация нашего оружия всегда очень высока. Самое большое количество подделок оружия – подделки именно российского оружия». |