Сомалийским пиратам, захватившим танкер «Московский университет», задержанным и позже отпущенным российской стороной, не удалось доплыть до берега. Когда данный номер «Конкурента» уже готовился к подписанию в печать, высокопоставленный источник в Министерстве обороны РФ сообщил, что, по всей видимости, все морские разбойники погибли. Практически сразу после освобождения захваченного пиратами в Аденском заливе танкера «Московский университет» высокопоставленные российские чиновники заявили, что задержанных сомалийских пиратов переправят в Москву, где над ними свершится правосудие. Однако через некоторое время те же самые лица опровергли собственные слова, сообщив, что пиратов отпустили на все четыре стороны. В Минобороны РФ дали понять, что «в настоящее время юридических правил судебного преследования пиратов, действующих в районе Сомали, не существует, и, таким образом, они не попадают под юрисдикцию какого-либо государства и международного права». Официальные лица подтвердили, что десятерых пиратов отпустили. «Пиратов, захвативших российский танкер, разоружили и отправили в свободное плавание», – сообщил представитель Минобороны. Дальнейшая судьба горе-захватчиков, среди которых, очевидно, были раненые, оставалась неизвестной. После того, как пиратов отпустили, их посадили в надувную лодку и оставили в 300 милях от ближайшего берега. При этом российские моряки изъяли из лодки абордажное оборудование, вооружение, а также навигационные приборы. Приблизительно через час после того, как лодка осталась дрейфовать в водах Аденского залива, сигнал с нее пропал с радаров. Этот факт может свидетельствовать о том, что пираты утонули, не доплыв до берега, считает источник в Минобороны. А несколькими днями ранее танкер с 23 россиянами и 86 тысячами тонн нефти на борту на сумму около 50 миллионов долларов, захваченный возле Африканского Рога, оперативно освободили моряки с большого противолодочного корабля «Маршал Шапошников». В ходе освобождения танкера было задержано 10 пиратов, среди них были раненые, один убитый. У задержанных было изъято стрелковое оружие, в том числе крупнокалиберное, а также гранатометы и приспособления для проникновения на судно (лестницы и так называемые «кошки»). Операция по освобождению танкера «Московский университет» длилась всего 22 минуты, а ее успех был предопределен внезапностью. Был произведен молниеносный штурм танкера под прикрытием артиллерийского огня и стрелкового оружия с БПК «Маршал Шапошников» с высадкой штурмовых групп на борт танкера. Пираты фактически были застигнуты врасплох, так как не ожидали с нашей стороны таких решительных действий. Всё проходило в темное время суток, так как ошеломить можно только в это время, под утро. Практика в Аденском заливе говорит о том, что если пираты уже пробрались на танкер, то слишком сложно и практически невозможно бывает их выкурить оттуда и освободить судно. Действовали три штурмовые группы по 6-8 человек в каждой, которые с помощью быстроходных лодок приблизились к борту танкера. Экипаж военного корабля постоянно оказывал психологическое давление на пиратов, по радиосвязи выдвигая им требования покинуть борт захваченного судна, сдать оружие, освободить заложников, а также что никакого выкупа они не получат. Подобные решительные действия были связаны с тем, что экипаж «Маршала Шапошникова» достоверно знал, что все россияне, находившиеся на захваченном танкере, закрылись в глубинном отсеке и надежно защищены от любых действий пиратов. Кроме того, на связь с «Маршалом Шапошниковым» выходил капитан танкера «Московский университет». Капитан группы российских кораблей в Аденском заливе отметил грамотность действий экипажа танкера, своевременно укрывшегося от пиратов в машинном отделении судна: «Только благодаря тому, что экипаж танкера достаточно долго продержался в закрытом помещении, мы успели подойти и осуществить операцию по освобождению танкера». «Капитан Юрий Тульчинский действовал в критической ситуации профессионально, мужественно и хладнокровно», – отметили сотрудники пароходства, эксплуатирующего еще несколько систершипов «Московского университета» – «Москву», «Московский Кремль» и «Москву-реку». Поэтому и стало возможным провести спецоперацию – она была бы невозможна, если бы сомалийцам удалось захватить команду и заставить моряков под дулами автоматов направить танкер в один из пиратских портов. В Минобороны РФ сообщили, что инцидент с танкером произошел на значительном удалении от зоны, которую принято считать опасной для судоходства из-за пиратов. БПК «Маршал Шапошников» будет выполнять задачи в Аденском заливе на протяжении мая и июня. Президент России Дмитрий Медведев поблагодарил Минобороны за четкую работу по освобождению экипажа танкера «Московский университет» от пиратов. На встрече с министром обороны Сердюковым президент поручил подготовить документы по награждению всех тех, кто принимал участие в освобождении.
Михаил ВОЙТЕНКО, эксперт, редактор издания «Морской бюллетень»: «Собственно, на любом морском судне есть две зоны безопасности, где можно забаррикадироваться: машинное отделение и румпельная, то есть помещение для рулевого механизма. Там двери тяжелые и прочные, из автомата не прострелишь, а гранатометом бить в коридоре, где везде сталь, – нереально. Световые люки еще есть сверху, но их задраишь – и всё. Ходили разговоры, что нужно на всех торговых судах оборудовать дополнительные «схроны» для команды, но это оказалось довольно дорого. А в целом, чтобы искоренить сомалийское пиратство, на мой взгляд, есть два средства. Первое – снабдить все проходящие в этом районе суда вооруженной охраной, причем желательно военной. Это единственная 100%-ная гарантия – военные на судне. У них и оружие посильнее, чем у частных охранников, и другой статус. Пока частные охранники разбираются в ситуации, эти уже могут палить и не думать о последствиях. Второе средство более долгосрочное. Нужно навести, наконец, порядок в Сомали. Хотя бы путем оккупации и учреждения там нормальной государственности. Но, к сожалению, мировое сообщество ничего не делает в этом направлении, а занимается демагогией».
Виктор КАРДАШОВ, управляющий филиалом ОАО «ТрансКредитБанк» в Красноярске:
«Я могу только аплодировать нашим военным, которые так быстро и грамотно освободили танкер от сомалийских захватчиков. Тут уж, как говорится, без комментариев. Но то, что пиратов отпустили на все четыре стороны, меня просто возмущает! Я полностью поддерживаю инициативу Дмитрия Медведева в создании международного суда по делам пиратов и считаю, что всё мировое сообщество должно принять самые жёсткие меры, чтобы наконец-то искоренить такую проблему, как пиратство. А если пока такого законодательства нет, я считаю, что мы имеем полное право судить этих бандитов по законам нашей страны. Весь мир должен вплотную заняться этой проблемой, которая в последнее время так остро стоит перед всеми нами. Ведь речь идет об угрозе не только имуществу, но и жизни граждан нашей страны. И в этом деле власти должны действовать решительно и хладнокровно, вплоть до физического истребления, потому что не должны законопослушные граждане подвергаться угрозе со стороны каких-то сомалийских мазуриков! И никакого гуманизма здесь быть не должно!» Владимир ФОКИН, депутат Красноярского городского Совета:«Проблема пиратства в последнее время становится едва ли не самой острой и приобретает мировые масштабы, поэтому я считаю, что для ее решения должны быть приняты самые жёсткие меры, какие только могут быть. Наши военные показали, что могут работать оперативно и эффективно, и на своем примере доказали, что бороться и ловить пиратов можно и нужно. А ведь до сих пор в плену сомалийских захватчиков остаётся множество кораблей со всего мира. Деньги, конечно, идут не на бутылку рома, грубо говоря, а на какие-то теневые мероприятия, поэтому я считаю, что должен быть создан суд, который будет судить этих преступников по всей строгости закона. А на танкерах и гражданских судах, я думаю, должна быть усилена охрана. Конечно, доставка грузов станет дороже, но безопасность – именно то, за что стоит платить. Само присутствие вооруженных сил на судах лишний раз отобьет охоту у пиратов покушаться на чужое имущество». Владимир РОЖКОВ, генеральный директор ОАО «НПО «Облмашинформ» (Иркутск):«Сомалийские пираты уже не первый год ведут свои захватнические действия. Наши моряки чуть было не стали их жертвами. Но, к счастью, всё закончилось благополучно. Освобождение российского танкера – поступок очень достойный, в очередной раз демонстрирующий всему миру русский характер, мужество, отвагу. И самое главное – умение сплотиться, сгруппироваться в самой неожиданной, нештатной ситуации и выручить своих соотечественников из беды. Что касается возможности доставки сомалийских пиратов в Москву для привлечения к уголовной ответственности, то, мне кажется, в этом вопросе Россия должна действовать в рамках международного права и налагать те санкции, которые допустимы законом». Юрий КОРЕНЕВ, депутат Думы Иркутска:«Такого явления, как сомалийские пираты, сегодня вполне могло не быть. Эту проблему разрешить или уничтожить можно довольно быстро. Но этого не происходит, и не только из-за каких-то международных соглашений между странами или законодательных препятствий, а потому, что кому-то это просто выгодно. Ведь при помощи сомалийских пиратов можно осуществлять контроль на водном пространстве и делать ещё много чего. По-другому их существование и даже в какой-то мере процветание я объяснить не могу. Есть ведь страны, которые с лёгкостью бомбят целые государства, без всяких зазрений совести расправляются с теми, кто им неугоден. А здесь мир не может справиться с десятком бандитов. Что касается ситуации, произошедшей на российском танкере, то я просто, мягко говоря, возмущен. Как можно было отпустить пиратов после их задержания? Это что, проявление гуманизма? Если всякий раз их отпускать, то покончить с пиратством в дальнейшем будет просто невозможно». |