[06]октября[2010]
 
36(000262)

>Читайте в [следующем номере]
«Веллитон, конечно, футболист классный. Но надо растить своих, российских, звёзд»
* Сергей ФУРСЕНКО

Шигео НАКАМУРА: «Придумал дизайн для отеля в Иркутске. Жду предложений
из Красноярска»

Провинциальная Монголия:
на полпути
к социализму
(Фоторепортаж)

Криштиану РОНАЛДУ: ребёнок от суррогатной матери


- Ветераны Великой Отечественной – против переименования милиции в полицию

- Рывок после отката

- Время для благодарности: депутаты Горсовета устроили праздник для красноярских учителей

- Самые богатые правители мира

- Артур ШОПЕНГАУЭР: «Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права...»

- Марина КАЧАНОВА, 16 лет, модель агентства «Creative Modelss»

! СВЕЖАЯ МЫСЛЬ
«Массовые шествия по улицам Москвы в поддержку Лужкова
отсутствуют ещё и потому, что площади все застроены, и собраться негде, чтобы выразить поддержку мэру».

Константин РЕМЧУКОВ,
главный редактор «Независимой газеты».


Купить можно на ziosab.com.

Артур ШОПЕНГАУЭР: «Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права...»

150 лет назад умер немецкий философ, считавший, что живёт в наихудшем из возможных миров.

Один из самых известных мыслителей иррационализма, мизантроп и женоненавистник, увлекался мистикой, изучал философию Иммануила Канта, буддизм и Упанишады.
Сегодня Шопенгауэра читают мало. Слишком заслонил его Фридрих Ницше – сначала страстный почитатель, а затем неистовый проклинатель. Хотя кое в чём космополиту Шопенгауэру повезло больше, чем его ученику. Его трудно было счесть за предтечу нацизма. Казус заключается в том, что молодой Адольф Гитлер, ползая во фламандской грязи, носил в своем ранце отнюдь не «Так говорил Заратустра», а первый том книги «Мир как воля и представление». Не совсем понятно, что его привлекало в Шопенгауэре. По-видимому, шопенгауэровское отрицание половой любви, проповедь добровольной аскезы и готовности к страданиям импонировали закомплексованному ефрейтору, обречённому на половое воздержание, недоедание и бытовую неустроенность…
Философия Шопенгауэра оказала огромное влияние на Эйнштейна, Фрейда, Юнга, Борхеса. Он был единственным философом, чей портрет висел в кабинете Льва Толстого. А Рихард Вагнер посвятил ему свой оперный цикл «Кольцо Нибелунгов».

Главную книгу отправили в макулатуру

«Не будь на свете книг, я давно пришёл бы в отчаяние…» – сказал он как-то. Любимым занятием Шопенгауэра было чтение. Его библиотека насчитывала 1375 томов.
Родился философ 22 февраля 1788 года в городе Данциге (ныне Гданьске, Польша). Преуспевающий коммерсант Генрих Флорис Шопенгауэр долго выбирал имя для своего наследника. Ему хотелось, чтобы на большинстве европейских языков оно писалось одинаково. Остановился на имени Артур.
Дальше всё было предсказуемо. Негоциант из Артура Шопенгауэра не получился. Получился великий мыслитель. А какие были варианты с такой-то родословной: безум-
ная бабка, два сумасшедших дяди, отец, страдавший припадками и погибший во время одного из них. И мать-писательница, чьё имя знали во всей Европе…
Мировоззрение Шопенгауэра сформировалось ещё в ранней юности. Так что его пессимизм (кстати, этим словом мы также обязаны Шопенгауэру) не может быть сведён к субъективному раздражению вследствие неудавшейся жизни.
Главный труд Шопенгауэра – «Мир как воля и представление» – вышел в свет безгонорарно в 1819 году. Из 800 экземпляров изданной книги за полтора года было продано лишь сто. Оставив для продажи 50 экземпляров, издатель превратил всё остальное в макулатуру.
Вскоре Шопенгауэр объявил свой курс в стенах Берлинского университета и прочитал первую, пробную, лекцию. Успеха она также не принесла. Спустя пять лет была совершена новая попытка привлечь слушателей в стенах университета. Курс лекций читался им с 1826 по 1832 год, но его посещало менее десятка слушателей. Студенты предпочитали слушать Гегеля, также проводившего лекции в университете (Шопенгауэр преднамеренно поставил свои лекции в одно и то же время с лекциями Гегеля). В итоге Шопенгауэр покинул университет и вообще Берлин и никогда больше не возвращался к преподавательской деятельности.
Только после того, как в 1851 году Шопенгауэр опубликовал двухтомное собрание с включенными в первый том «Афоризмами житейской мудрости», отношение читателей к автору стало меняться.
Последнее десятилетие жизни философа охарактеризовалось растущей популярностью, в немецких университетах стали читать лекции о его философской системе, а его дом стал объектом паломничества.

Боялся парикмахера и читал вслух собаке

Летом 1833 года Шопенгауэр поселился во Франкфурте-на-Майне и в течение 28 лет вёл жизнь одинокого холостяка, жизнь необщительную и почти затворническую, достаточно обеспеченную рентой после ликвидации дела его отца.
С первых франкфуртских лет в житейском распорядке Артура сложились строгие правила, которых он придерживался до конца жизни. С утра первые три часа, пока голова ясная, он писал, обращая особое внимание на стиль и ясность изложения своих мыслей. Затем в течение часа играл на флейте; в последние годы это была исключительно музыка Россини. Обедал он вне дома, в лучших ресторанах города. Здесь в поздние годы он сиживал до пяти часов, беседуя с почитателями.
После обеда он в любую погоду шёл гулять со своим пуделем. Во время прогулки, длившейся не меньше трёх часов, он что-то бормотал себе под нос... Мальчишки нередко швыряли в него камнями.
О странностях философа ходили анекдоты. Проценты из банка должен был приносить домой один и тот же служащий; сапожник должен был точно следовать его указаниям; на письменном столе предметы имели своё постоянное место: горе экономке, если она бралась изменить этот педантичный «мировой порядок». Для важных вещей он устраивал «захоронки»: процентные купоны хранились в старых письмах и нотных папках, личные заметки снабжались фальшивыми заголовками, чтобы ввести в заблуждение любопытствующих. Незваные гости не принимались; посещение парикмахера стоило больших усилий: кто знает, не перережет ли он ему горло?..
Лишь в возрасте 50 лет Шопенгауэр обзавёлся собственной мебелью и обставил комнаты так, чтобы убранство отвечало его мыслям и чувствам. На стене в его кабинете висели портреты Декарта и Шекспира, а также любимого им в ранней юности немецкого журналиста и писателя Маттиаса Клаудиуса. Портрет Гёте висел над его диваном. Бюст Канта стоял на рабочей конторке.
В Париже была куплена для Шопенгауэра бронзовая, покрытая чёрным лаком статуэтка Будды, которая покоилась на мраморной консоли в углу комнаты, называвшейся отныне «священными покоями».
Своего Будду Шопенгауэр берёг пуще глаза. Однажды он чуть не выгнал домоправительницу, которая осмелилась вытереть со статуэтки пыль...
Его комнаты были увешаны портретами собак (всего их было 16), среди которых был портрет знаменитого Ментора, спасшего человеческую жизнь.
Своего любимого белого пуделя философ назвал Атма (что на санскрите означает «мировая душа»). Из всех пород Шопенгауэр отдавал предпочтение именно пуделям. Когда Атма умер, Шопенгауэр велел снять со своего старого друга гипсовую маску. А потом взял себе щенка чёрного пуделя, которого назвал Бутц. В последние годы жизни пудель был для философа верным другом и даже собеседником. Шопенгауэр делил со своей собакой прогулки и трапезы и даже читал Бутцу вслух.

Тяжкий кошмар человечества

> Я почти всегда чувствую себя среди людей так, как чувствовал себя Иисус из Назарета, когда он взывал к своим ученикам, которые все спали.
> Человек – единственное животное, которое причиняет другим боль, не имея при этом никакой другой цели.
> Что бы ни говорили, но самое счастливое мгновение счастливого человека – когда он засыпает, а самое несчастное мгновение несчастного – когда он пробуждается.
> Только весёлость является наличной монетой счастья; всё другое – кредитные билеты.
> Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности.
> В Индии нaши религии никoгдa не нaйдут себе пoчвы: древняя мудрoсть челoвечествa не будет вытесненa сoбытиями в Гaлилее. Нaпрoтив, индусскaя мудрoсть устремляется oбрaтнo в Eврoпу и сoвершит кoреннoй перевoрoт в нaшем знaнии и мышлении.
> Если этот мир сотворил какой-нибудь Бог, я не хотел бы быть этим Богом, пoтoму чтo стрaдaния мирa рaзбили бы мoё сердце.
> Всё, о чём повествует история, в сущности лишь тяжкий, затянувшийся и запутанный кошмар человечества.
> Всю мою философию можно формулировать в одном выражении: мир – это самопознание воли.
> Люди, стремящиеся к счастливой, блестящей и долгой жизни вместо добродетельной, похожи на глупых актёров, желающих всегда играть блестящие, выигрышные и длинные роли, так как они не понимают, что суть дела не в том, что или сколько они играют, а в том, как они играют.

 


 

До последнего года своей жизни Шопенгауэр обладал замечательным здоровьем. За три дня до смерти, 18 сентября 1860 года, философ, едва ли не впервые в жизни заболевший (во время одной из постоянных своих прогулок он простудился и получил воспаление лёгких), сказал врачу Гвиннеру, своему страстному поклоннику, что умереть теперь, когда он задумал серьёзно переделать и дополнить книгу своих афоризмов, было бы некстати. Потом, как истинный буддист, совершенно серьезно добавил, что обратиться в ничто было бы настоящим благодеянием, ибо прожито было достойно, однако надежды на обретение вечного покоя мало.
21 сентября Шопенгауэр сел на диван пить кофе. Доктор, вошедший несколько минут спустя, нашёл его бездыханным. Паралич лёгких.
На простой надгробной плите по желанию мыслителя было написано только два слова: «Артур Шопенгауэр».


 

 

 

Страшно боялся, что болезнь разрушит его мозг

Шопенгауэр заявлял, что священный долг каждого – изо всех сил противостоять «выказываемому гениталиями половому влечению». Однако нельзя сказать, что самому известному женоненавистнику в истории философии не нравились женщины. В минуты откровенности он прямо говорил: «Я обожал их. Если бы только они хотели меня!»
После публикации книги «Мир как воля и представление» Шопенгауэр уехал в Италию. Там он дал волю своей чувственности. Шопенгауэр считал, что сексуальная страсть является «наиболее четко выраженным проявлением воли», и дал ей полную свободу, признав: «Я не святой». В Италии, где «единственный грех – не грешить», Шопенгауэр познакомился с богатой, знатной и прекрасной женщиной. До нас дошло лишь её имя – Тереза. Он даже стал подумывать о семейной жизни, взвешивая все «за» и «против». Шопенгауэр отказался от своих намерений сразу же, когда Тереза однажды на его глазах упала в обморок, увидев Байрона. Шопенгауэр позже написал: «Я боялся, что мне наставят рога».
В характере Шопенгауэра всё более явно стало проявляться женоненавистничество. Он продолжал иметь сексуальные отношения с женщинами, но относился к ним с нескрываемым презрением. Он считал, что сексуальный импульс является «демоном, который старательно извращает, ограничивает и уничтожает всё вокруг», и что именно женщины и вызывают весь этот хаос. Его философия объясняла, что любовь – обман, совершаемый природой с единственной целью, каковой является продолжение рода. Шопенгауэр писал: «Только мужчина, чей интеллект затуманен сексуальным импульсом, может назвать прекрасной половиной эти низкорослые, узкоплечие создания с большими бёдрами и короткими ногами». Однако он не упускал возможности очаровать какую-нибудь очередную юную девушку или молодую женщину своими великолепными манерами и знанием языков и литературы.
После одного такого весело проведённого года он вернулся в Германию, где начались его страдания от сифилиса, который был у него уже в запущенном состоянии. На протяжении нескольких месяцев Шопенгауэр был прикован к постели. Он страшно боялся, что болезнь разрушит его мозг. Когда он почувствовал себя лучше, он написал работу, в которой изложил свою теорию тетрагамии. Согласно этой теории, двое мужчин должны жить с одной и той же женщиной, пока она не достигнет такого возраста, когда уже не в состоянии рожать детей. После этого они оба должны жениться на второй, более молодой женщине, не забывая при этом заботиться и о своей бывшей жене.

 

Артур ШОПЕНГАУЭР. Фотография 1859 года.

 

Иоганна ШОПЕНГАУЭР, мать философа.

 

Дом в Гданьске, в котором родился философ.

 

С актрисой Каролин ЯГЕМАН у Шопенгауэра был непродолжительный роман.

 

Николай ДОДОКИН,
философ:

 

– Однажды Шопенгауэр избил свою экономку и по суду выплачивал ей штраф до конца её жизни. По своим убеждениям он являлся не только мизантропом, но и мизогином (ненавистником женщин). Да и вообще Артур Шопенгауэр был самым оригинальным немецким философом. Он отбросил непознаваемость кантовской «вещи в себе» и в качестве основного принципа своей системы выдвинул волю. Свое основное сочинение «Мир как воля и представление» он написал в возрасте тридцати лет. В сатирической форме он высмеял в своих сочинениях несостоятельность философии Гегеля и Фихте. Оказал решающее влияние на формирование взглядов Ницше, Вагнера и Шпенглера. Когда его друг Винер спросил его, где бы он желал быть похоронен, Шопенгауэр ответил: «Это безразлично, они уже сумеют отыскать меня».
На надгробной плите великого философа высечены только два слова: «Артур Шопенгауэр».

Ольга ГРИШИНА,
заместитель декана по учебной работе филологического факультета Красноярского государственного педагогического университета:

 

– Я считаю, что женский ум не приспособлен к изучению философии. За всю историю человечества самыми известными и яркими философами всегда были мужчины. Но лично я философией увлекалась долгое время. Знакома с работами как наших, так и зарубежных философов. Хотелось бы отдельно отметить работы Соловьёва, Бердяева, Лосева и Ницше. К работам Шопенгауэра я отношусь спокойно и положительно. Но я не разделяю его взглядов в силу того, что я оптимист, а он больше скептик. Сложно сказать, насколько актуальны его работы и взгляды сейчас. Потому что современная молодежь стремится к более лёгким и поверхностным мыслительным процессам. А философия – это наука, требующая полного погружения в материал. Взгляды Шопенгауэра иррациональны и могли бы быть интересны молодому поколению.

Галина ШАЛАГИНА,
генеральный директор ООО «РА «Авто-Радио»:

 

– Его называют мизантропом, женоненавистником, крайне честолюбивым и очень мнительным человеком. Вроде не самые лучшие человеческие качества перечислены. При этом Шопенгауэр – один из самых цитируемых философов. Вот как к этому относиться? Я лично отношусь к нему с уважением. Думаю, общая масса людей вообще всю жизнь мечется между философией Шопенгауэра и гедонизмом. И, может быть, именно это удерживает нас в состоянии гармонии и счастья.

Юрий КОРОЛЬКОВ,
директор Института математики, экономики
и информатики ИГУ (Иркутск):

 

– Труды Артура Шопенгауэра мы все изучали в вузах и, толком ничего не читая, ругали его, как это требовалось по программе. Лично мне он как философ неинтересен, потому что у меня позитивно-энергетическое восприятие мира, а у Шопенгауэра в его трудах – пессимистично-упадническое. Своим любимым философом я могу назвать, пожалуй, Карла Густава Юнга. Его философско-психологические работы мне интересны. Они о жизни, детях, искусстве. Интересны работы и наших соотечественников Владимира Ивановича Вернадского и Льва Николаевича Гумилёва. Вообще философия присутствует и сегодня в нашей жизни, но не в чистом виде, а скорее с привкусом психологии, естествознания, истории. Математика же соприкасается с философией, когда своими методами изучает общефилософские понятия, например истину или непротиворечивость систем.

Сергей ЕВЧИК,
советник генерального директора по связям
с общественностью компании «Гранд-Байкал»:
 

 
 

– Вообще человечеству известны имена многих философов, и времён античности, и наших современников. Но в сегодняшнем мире, в массовом сознании все их многотомные труды по большому счёту сведены к афоризмам и острым крылатым фразам. В трудах Шопенгауэра выражен трезвый взгляд на жизнь, без лишних иллюзий. Конечно, по большому счёту его философия безрадостна. Если вспомнить его биографию, он и сам был человеком не особо радостным – мизантроп, мнительный, недоверчивый. Но всё-таки в его работах есть много разумных и ценных мыслей, в том числе мысль о синтезе рационального и интуитивного мышления. Шопенгауэр рассматривал искусство как способ достойной жизни, и в этом нет ничего плохого.

Подготовили Дмитрий РОДИОНОВ
и Андрей ФЁДОРОВ.
>Обсудить статью

Бизнес-гороскоп




 




  ГЛАВНАЯ | ФОРУМ | ПОДПИСКА | АРХИВ | РЕДАКЦИЯ | ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ
  Адрес редакции: 660079, г Красноярск, ул. 60 лет Октября, 63 Тел: 8(391)233-99-24
Рыбы Водолей Козерог Стрелец Скорпион Весы Дева Лев Рак Близнецы Телец Овен