Этот человек и лейбл – одновременно очень серьёзен и до невозможности вызывающ. Не просто красавчик Томас Карлайл Форд (Thomas Carlyle Ford) – американский дизайнер, модельер, кинорежиссёр и актёр, родился 27 августа 1961 года в Остине, штат Техас, в семье риэлторов Тома Форда и Ширли Бантон. Детство провёл в Сан-Маркосе. Когда ему было 11 лет, семья переехала в Санта-Фе (штат Нью-Мексико). Получил широкую известность во время работы в доме моды Gucci. Его новаторский взгляд на модную индустрию получил признание как со стороны широкой общественности, так и со стороны коллег. Совет модных дизайнеров Америки в 1996 году признал Тома Форда дизайнером года. В 1997 году журнал People назвал Тома Форда в числе 50-ти самых красивых людей мира. В 2001 году Форд снова был признан лучшим дизайнером женской одежды (премия CFDA), а также лучшим американским дизайнером по версии журнала Time. Том Форд – открытый гей. Его компаньон и партнёр – журналист Ричард Бакли, они прожили вместе более 20 лет. Ранее Ричард возглавлял мужскую версию журнала Vogue (Vogue Hommes Inter- national). Нью-Йорк – Цюрих – Москва… Свой первый бутик Том Форд открыл в апреле 2007 года на знаменитой Мэдисон Авеню в Нью-Йорке. Годом позже открыт его первый магазин за пределами США, в Цюрихе. В сентябре 2008 года – магазин в Торонто. В апреле 2009 – в Москве. В июне 2009 презентовал в Лондоне свой новый аромат Bois Marocain. Летом 2009 года представил публике дизайн костюмов оперы «Письмо». «Золотой лев» для «Одинокого мужчины»
В 2008 году Том Форд дебютировал как режиссёр, сняв ленту «Одинокий мужчина» (англ. A Single Man). На Венецианском кинофестивале 2009 года картина была номинирована на приз «Золотой Лев». Исполнитель главной роли Колин Фёрт получил награду как лучший актёр. Свои киноискания сам дизайнер объясняет просто: «В год у меня было по 16 коллекций и восемь показов на дефиле, где ты постоянно должен заново изобретать колесо: новую обувь, новую сумку, новую вещь, а это всё такое одноразовое. Теперь у меня другой бизнес: я успеваю делать упор на качество. Я просто боюсь, что если снова суну ногу в это болото, меня засосёт, и следующие 30 лет пролетят со свистом мимо. После меня останется только гора платьев в музее, а у меня не будет времени на подлинную жизнь». Бобровые ковры у мраморных каминов Всё, что относится к марке Tom Ford International, – от костюмов на заказ до шёлковых платьев – позиционировано в старом мире гламура как непременная атрибутика олигархов, у которых в ванной обязательно стоят золотые унитазы. В магазине дизайнера на Madison Avenue швейцар и администратор приветствуют каждого гостя, а затем сопровождают в индивидуальные салоны с мраморными каминами и бобровыми коврами. Высокохудожественность интерьера проявляется прежде всего в столе от Клода Леланна, драпированном позолоченной крокодиловой кожей, а также в скульптуре Лучо Фонтаны (Форд пытается деликатно объяснить, что она представляет собой вагину). 340 цветов его рубашки Кто он, покупатель в бутике Тома Форда, где скрепка для денег может стоить несколько тысяч и где в витрине иронично выставлен цилиндр? Видимо, он находится в вечном поиске идеального и безупречного стиля – и ради этого наверняка захочет купить рубашку всех 340 цветов, имеющихся в ассортименте. Кто ж знал, что их будет так много! Форд описывает своего среднестатистического клиента как человека, во многом похожего на самого себя, хотя на самом деле его интерес лежит в бурно развивающемся азиатском рынке. «В апреле я был в Пекине и Шанхае, где осматривал места для магазинов. Я бы очень хотел, чтобы каждый американец съездил туда, не берега реки Янцзы в Шанхае, и посмотрел на те пейзажи, которые иногда настолько нереальны, что кажутся декорацией из фантастического фильма. Сразу чувствуешь себя таким незначительным! Вот где всё происходит, вот где будущее. Оттуда Америка видится с совершенно другой перспективы». «Я буду покоиться в шикарном саркофаге из палисандрового дерева» …Том Форд не собирался снимать штаны, но просто не смог удержаться. «Когда я увидел, как я смотрюсь в халате рядом с другими ребятами в душе, я понял, что выгляжу как-то не так, – вспоминает дизайнер обложку журнала Out. – Я стоял и думал: «Что я тут делаю в халате?», поэтому и решил, что нам нужно провести съемку еще раз, и на этот раз я разденусь и буду вместе со всеми – иначе ничего не получится». Он сжимает губы в улыбке, которая заставляет подумать о том, что это не первый раз в его карьере, когда нужно было добавить жару для съемки. В течение многих лет имя Тома Форда прочно ассоциируется с сексом: это такая комбинация до рези в глазах безупречного внешнего вида, его скандальных рекламных кампаний (на одной из последних флакон духов располагается в выбритой женской промежности) и той легкости и беззаботности, с которой он расправляется с ними. «Секс – это моя вторая натура, – объясняет он. – Но никакая не одержимость». Может, и не одержимость, но точно один из основополагающих принципов. В самом начале своей карьеры Том ходил по пляжу Св. Бартса совершенно голый и плавал прямо перед носом редактора Vogue Анны Винтур. «Я с ней поздоровался, а затем подумал: может, мне стоит нацепить чего-нибудь из одежды?» Это было время, когда его звезда только начинала свой восход. Теперь он уже не ходит голышом по пляжу («С возрастом я осознал, что след от загара создает впечатление более выпуклой задницы»), но ему по-прежнему нравится человеческое тело. Тело для Форда – это холст для реализации своих фантазий. Иногда это приводит в некоторое замешательство: кажется, что когда он смотрит на вас, то видит не того, кем вы являетесь на самом деле, а кем можете быть, если принять соответствующие меры. Его рассказ о встрече с художницей Джорджией О’Киф в Санта Фе, когда ему было 12 лет, очень характерен: «Я тогда думал: что это с ней такое? Она вся морщинистая и без косметики. И почему у неё ногти не накрашены?» Том Форд обладает безупречным самоконтролем. В ходе откровенных интервью он много рассказывает, но ровно столько, чтобы вам показалось, что он открыт и постоянно думает о том, как будут выглядеть его слова в печати и могут ли быть использованы против него. Он проводит четкую границу между Томом Фордом-продуктом и Томом Фордом-человеком, о котором он говорит: «Я очень скрытен». Его отношения с бывшим редактором Vogue Homme International Ричардом Бакли (старшим его на 14 лет), продлившиеся более 20 лет, заставляют сделать вывод о том, что его образ плейбоя – всего лишь игра на публику. Когда он рассказывает о своей семейной жизни, это звучит так же тепло и уютно, как эпизод из сериала The Honeymooners: «Он стал моей семьей. Сейчас всё по-другому, нежели когда мы встретились в первый раз. И я не собираюсь это выбрасывать из своей жизни». Они даже изготовили вместе саркофаги, в которых их похоронят: «Всё равно мы все когда-нибудь умрём – так почему бы с этим не поиграть немного? Зачем вам нужен этот скучный гроб, когда можно быть похороненным в шикарном саркофаге из палисандрового дерева и гранита в Нью-Мексико?» – удивляется Том Форд. Не испытывая страха смерти («Я могу запросто представить мир без себя – я слишком незначителен»), Форд много думает о бренности жизни. Не так давно он прошёл свой кризис среднего возраста, накрывший его в день 40-летия. «Вдруг я понял, что прошло уже 40 лет, у меня есть всё, чего я когда-либо хотел, и тем не менее не был полностью счастлив и доволен. Я подумал, неужели это всё – и больше ничего не будет? У меня был успех, любимый человек, собаки, дома и семья, и всё-таки я чувствовал внутреннюю пустоту. Только недавно отошел от этого ощущения. Это прогресс. Есть замечательная фраза о том, что кризис среднего возраста – это когда ты забираешься на верх лестницы только для того, чтобы понять, что лестница стояла не у той стены. Дело было не в том, что внешняя сторона моей жизни нуждалась в изменении, – дело было в изменении внутреннего ощущения и в примирении с настоящим». Жить в настоящем, похоже, является основой его бизнес-стратегии. Решение заниматься мужской модой основано на прагматическом подходе. Мужская мода меньше подвержена всяким перепадам и более постоянна, чем женская мода. «Я не хотел делать то же самое еще раз, – объясняет Том. – Я делал 16 коллекций и 8 показов в год, и каждый раз мне приходилось изобретать колесо заново: новый фасон туфель, новые сумки, новый образ – причем все настолько мимолетно. Сейчас бизнес у меня совсем другой. Более медленный. Причем мода – совсем не самое главное, главное – качество. Так что у меня могут быть седые волосы, но я буду продолжать заниматься этим, и всё будет иметь вполне конкретный смысл». Несмотря на все неприятности, последовавшие за заявлением Тома Форда итальянской газете во время нападения США на Ирак о том, что он стыдится того, что он американец, Форд продолжал открыто высказывать своё недовольство администрацией Буша. Перед президентскими выборами он собирался отдать свой голос Хиллари Клинтон. «Чтобы государственный механизм работал, нужно знать, как он устроен. Мне кажется, что она в этом эксперт. Кроме того, она хороший человек с правильными ценностями и убеждениями. Так что чем больше я об этом думаю, тем больше склоняюсь в пользу Хиллари». Отлично понимая политический аспект вопросов, связанных с сексуальными меньшинствами («Я не ограничиваю себя рамками своей сексуальности»), Форд тем не менее очень резко высказывается о дебатах об однополых браках. Он и Бакли даже собирались стать британскими подданными, чтобы иметь возможность регистрации своих отношений. «Мне нравится быть американцем, но меня бесит тот факт, что если я вдруг завтра умру, то 50% моей собственности отойдет государству, и только жалкие остатки – Ричарду. Если бы мы были гетеросексуальной парой, то такого никогда не произошло бы». Как и другие дизайнеры своего поколения, он считает 70-е временем сексуального освобождения и раскрепощения. «Я помню то время, когда было модно иметь друзей-геев или ходить в Studio 54, где парни трахаются (трахаются!) – прямо у вас перед носом, а рядом стоит какая-нибудь принцесса, курит сигарету и пьёт коктейль…» Секрет успеха «По-моему, иногда я выгляжу настолько собранным, что можно подумать: ему все даётся без труда. Но это далеко не так. Я трачу огромное количество времени и сил на то, чтобы всё шло как по маслу, и со стороны действительно кажется, словно всё делается без усилий. Чтобы остаться на вершине или вернуться туда, надо постоянно бороться, а мне нравится побеждать и быть успешным… Каждый день ты идёшь на работу, как на войну, и надо быть во всеоружии».
Том ФОРД и Ричард БАКЛИ.
Нашумевшая реклама духов от Тома ФОРДА.
Роман КУИМЧЕВ, стилист (Москва): – Том Форд гениален во всём, что касается эпатажа. На мой взгляд, его «изюминка» заключается как раз в том, что он способен эпатировать публику, используя в своих работах совершенно классические, я бы даже сказал, тривиальные элементы. Особенно это заметно в его мужских коллекциях. Строгие линии, немного более изящные, чем принято в мужском мире, тщательно подобранные аксессуары. При этом не могу сказать, что он велик, как Сен-Лоран. Просто он обладает очень тонким вкусом и гигантским обаянием. Его одежду или аксессуары приятно носить не потому, что они красивые или модные, а потому, что их создал очень интересный, необычный автор. Как о кинорежиссёре сказать пока ничего не могу, но меня нисколько не удивляет, что творческий человек с такой жизненной позицией подался в Голливуд. Уверен, у него и на этом поприще будут получаться только вкусные вещи.
Юлия УКОЛОВА, имидж-консультант, директор агентства «Toyu»: – Он заслужил известность в мировой модной индустрии не только как профессиональный стилист, но и как яркая личность. Он много работал в хороших домах моды, ему было у кого поучиться. Но всё же он больше занимается собой, чем работой. Мне он кажется довольно эгоистичным. Хотя, может быть, это из-за разницы во взглядах: он продвигает образ изящного гламурного мужчины, которого нужно холить и лелеять, водить по выставкам и ресторанам; я же предпочитаю более брутальный образ. То же и в одежде: его костюмы, особенно мужская линия, красивы и безупречны, но в них нельзя жить полной жизнью. Они хороши лишь на моделях, при условии, что хороши модели. Сейчас, насколько я знаю, он увлечён не модой, а кино. Я не видела его фильм, но знакомые мне говорили, что очень интересный, необычный взгляд у него как у режиссера. Впрочем, этого и стоило ожидать: он действительно оригинален.
Наталья ГУДИНА, дизайнер: – Сейчас вообще очень много авторов коллекций, которые выступают под крупными мировыми лейблами, – такой вот процесс интеграции в мире моды идёт. Сам факт того, что Том Форд работал на Gucci и YSL, говорит о нём как о выдающемся профессионале. А что касается его образа жизни, мировоззрения, жизненной позиции – это всё не важно. Российская реальность показывает: хороший модельер тот, чьи вещи хорошо продаются. И эпатаж продажам никак не поможет. А если о нём пишут газеты, интернет, если он постоянно светится на светских тусовках, заставляет говорить о себе и обсуждать свои поступки, то это скорее светская персона, а не мастер. Не думаю, что это большая потеря для нас – отсутствие в продаже его моделей одежды. Мы так далеко находимся от мировых подиумов, что любому самому крутому модельеру надо очень постараться, чтобы его одежду носили в Сибири. Наверное, для этого надо стать по-настоящему великим.
Михаил ГРИГОРЬЕВ, совладелец галереи «М-Studio»: – Мне нравится творчество Тома Форда как дизайнера. Его режиссёрские способности оценить не могу, потому что не смотрел его фильмы и, честно говоря, вряд ли буду. Он, несомненно, талантливый человек, создаёт интересные коллекции одежды. Когда-то у меня были очки Tom Ford, очень хорошие кстати. Но я не разделяю его сексуальную ориентацию. Безусловно, это сугубо личное, интимное дело каждого человека. Но, на мой взгляд, это ненормально, что нетрадиционная ориентация сегодня в обществе становится нормой. Как должно реагировать подрастающее поколение, которое ещё находится в поиске адекватного восприятия этого мира, когда об этом открыто говорят, когда однополые пары становятся нормой этого мира? Естественно, я отрицательно отношусь и к новости о том, что Том Форд и его партнёр намерены усыновить ребёнка.
Ксения ПОНОМАРЁВА, директор «Тренингового центра «Новгородцев Education» (Иркутск): – Быть мастером своего дела – это сложная, порой непосильная задача для обычного человека. И есть те, кто делает это так легко, что нам остается только удивляться и восхищаться такими людьми! Том Форд – мастер своего дела! Из рядового сотрудника в fashion-индустрии он стал лучшим дизайнером Америки, дебютировал как режиссёр – и его картина была номинирована на премию «Золотой Лев». Достойный результат, согласитесь? Он стремительно движется вперёд, исследуя новые области, и каждый раз выбирается из рутины, чтобы покорить, удивить и восхитить всех! А что касается его личной жизни, то он и здесь преуспел – 20 лет отношений с другим мужчиной в мире, где гомосексуализм до сих пор считается неким пороком, не говоря уже про нашу страну, где свободно говорить о том, что ты гей, просто непристойно. Создавать отношения изо дня в день – это тяжелая работа, которой ты порой отдаешь всего себя, и в этой работе нет чётких инструкций и указаний, нет директора или начальника, которого можно обвинить в плохом управлении. Вы единственные авторы своих отношений, и вам решать, как вы будете их строить, кого любить, как и когда. Том и Ричард уже сделали свой выбор, а мы можем быть только «читателями» их истории любви, и не более.
|