Дебютный фильм Мэсси Таджедин напрочь лишён юмора и слишком похож на дипломную работу. Коренных нью-йоркцев сыграли австралиец и англичанка «Прошлой ночью в Нью-Йорке» в оригинале называется попросту «Прошлой ночью». Добавив к заголовку место действия, прокатчики слегка погрешили против истины – ведь ровно половина фильма происходит в Филадельфии, – но всё-таки поступили правильно. Для нашего зрителя Нью-Йорк – идеальный романтический город, и где же разворачиваться мелодраме о несвершившихся любовях, как не там? Добавьте к жанру набор подходящих действующих лиц – и успех в кармане. Тут молодых супругов сыграли популярная красотка Кира Найтли и мужественный герой «Аватара» Сэм Уортингтон. Забавно, что в роли коренных и закоренелых нью-йоркцев – два иностранца: англичанка и австралиец. А ангелов-хранителей – или демонов-соблазнителей, чуть не разрушающих брак, – сыграли не менее привлекательные Ева Мендес и Гийом Кане. Она – кубинка из Лос-Анджелеса, он – и вовсе француз. «Прошлой ночью в Нью-Йорке» не претендует на лавры глубокого фестивального кино. Однако неспешный ритм повествования ленты заявляет о фильме как о потенциальном кандидате на «Оскары» и прочие «Золотые глобусы». В списки премий «Прошлой ночью…» не попала, вероятно, лишь потому, что в главных ролях снялись «топовые» артисты, и из-за жанра, который можно с некоторой натяжкой определить как «мелодрама о ценности семейных уз». Автор сценария и режиссер картины Мэсси Таджедин пытается докопаться до самой сути измены. Что считать изменой – физическую близость или духовное притяжение? И стоят ли те часы приятно проведенного времени, чтобы из-за них рисковать таким серьезным делом, как брак? В кинофильме демонстрируется, с какой легкостью молодые вступают на «скользкий путь». Почему так? Так ли уж уверены в своих силах противостоять соблазну? Или утратили ответственность за то, что создали по доброй воле в момент, когда перед алтарем произнесли «да»? Обрыв на полувздохе В целом фильм выдался весьма своеобразным. Дело тут, вероятно, в том, что на фоне бесконечных мелодрам с хэппи-эндом, ромкомов (романтических комедий) и прочих неустанно снимающихся лент «для супружеских пар», выпускаемых сегодня, эта лента будто подчёркивает свою старомодность и несовременность. И в этом её очарование. В картине есть многообещающие детали – прогулки с собакой и встречи героини Найтли с друзьями ее бывшего. Или брошенные в прихожей вечерние туфли жены, которые наводят вернувшегося мужа на мысли. И еще множество аккуратно разбросанных по фильму аксессуаров. Но всё это так и остается многообещающим. Кто из супругов сумел устоять, а кто поддался соблазну, однозначно не обозначается. При этом всё так очевидно с самого начала, что неясно, зачем вообще всё затевалось. А обрыв – не конец, а именно обрыв фильма на полувздохе готовящейся пуститься в объяснения жены – слишком простой способ заставить зрителя задуматься о том, что будет дальше. Актеры старались изо-всех сил. Вот что о своей новой работе рассказала Кира Найтли: «В большинстве фильмов есть положительные герои и злодеи. Мне нравится в этой ленте то, что в ней нет какой-то единственно верной точки зрения, нет конкретных выводов». Правда, Сэм Уортингтон, отличившийся ранее ролью тупого солдата в «Аватаре», не смог выдавить из себя ни одной новой эмоции, и, если честно, с таким мужем действительно жить не сахар. Впрочем, участие Уортингтона в камерном авторском проекте будет выглядеть не так неуместно, если вспомнить, что до того, как стать звездой блокбастеров вроде «Битвы Титанов» и «Аватара», актер играл в серьезных австралийских картинах, например в современной экранизации «Макбета». Что действительно нравится в этом фильме, так это саундтрек. Городские музыкальные темы очень хорошо гармонируют с экранной картинкой, только их совсем немного – ведь фильм состоит практически из одних диалогов. Изменит или не изменит? Самое неблагоприятное время выбрала судьба, чтобы испытать молодую пару – Майкла (Сэм Уортингтон) и Джоанну (Кира Найтли) – на верность друг другу. Поддадутся ли они искушению? И пройдет ли это бесследно для их дальнейших взаимоотношений? Майкл и Джоанна недавно поженились, но встречались они четыре года. Правда, за это время была и недолговременная размолвка, во время которой у Джоанны был роман с Алексом. Но это всё в прошлом, молодые любят друг друга и мечтают всегда быть вместе. На вечеринке, устроенной по случаю начала нового проекта на работе Майкла, Джоанна замечает явное притяжение между ее супругом и его коллегой Лорой (Ева Мендес). По возвращении домой Джоанна срывается на упреки в адрес супруга, который стойко продолжает утверждать, что ей всё померещилось. Ситуацию еще более усугубляет тот факт, что на следующее утро Майкл должен отправиться в командировку вместе с уже упомянутой особой. Но, как известно, утро вечера мудренее, и прощаются молодые вполне мирно, проявляя снисходительность и понимание друг к другу. Джоанна отправляется в кафе выпить чашечку утреннего кофе, и по дороге встречает Алекса (Гийом Кане), всё того же французского писателя Алекса, которым была увлечена несколько лет назад. Встреча их не случайна, Алекс приехал в Нью-Йорк и решил разыскать Джоанну. Вместе они проводят незабываемый вечер и ночь, наполненную интереснейшими разговорами, смехом и весельем, а также попытками разобраться в том, почему у них ничего не получилось. Тем временем Майкл балансирует на грани в опасной близости с запретным плодом – Лорой, неминуемо приближаясь к своему падению. И напрасно он сам себя уверяет в том, что ничего не произойдет, на подсознательном уровне он уже сдался. И записку Джоанны со словами «Я, наверно, преувеличила. Люблю тебя» он найдет только утром. Но наступившее утро для каждого несет с собой разные ощущения – Майкл срывается с командировки и, терзаемый угрызениями совести, мчится домой. Идея Лоры о том, что с искушением не стоит бороться, ему надо следовать и получать удовольствие, для него оказывается неприемлемой. А Джоанна, хотя и не изменила супругу физически, утро проводит вся в слезах – встреча прошлой ночи задела ее чувства. Весь этот любовный квадрат прост и понятен. И вопрос, который будет изводить зрителя до самого конца, так же прост: «изменит или не изменит?»
В минувшем году «Прошлой ночью…» был представлен на международном кинофестивале в Риме, куда по этому поводу приехали актеры, исполнившие ведущие роли: Ева Мендес, Кира Найтли и Гийом Кане. Лента вызвала настоящий ажиотаж в итальянской столице – причем не только в хорошем смысле. На открытии кинофестиваля была организована акция протеста – около 800 человек выступили против сокращения итальянским правительством фонда, занимающегося организацией культурных мероприятий. Актерам пришлось прорываться через «оцепление» из протестующих с помощью телохранителей. Акция протеста – очередное продолжение спора между властями и работниками киноиндустрии. Несмотря ни на что, создатели «Прошлой ночью» добрались-таки до зала. Более того, у дам даже не помялись платья и прически – так что обошлось без потерь.
Заурядный сценарий и «деревянный» Уортингтон «Отличным январским подарком для всех любителей хорошего разговорного кино стала драмеди «Прошлой ночью в Нью-Йорке». Помимо блестящего сценария и уютной атмосферы богемных манхэттенских вечеринок, фильм может похвастаться кастингом. На протяжении всего просмотра фильма не покидают вопросы: они изменят? что такое измена? в чем состоит природа любви и отношений?..» KM.ru «Не будь в фильме задействован эффектный актерский состав, дебют сценаристки Мэсси Таджедин вряд ли бы заметили как раз в силу заурядного сценария. Действие складывается здесь по накатанной – ссоры, измены и воссоединение семьи». Timeout.ru «Мэсси Таджедин, снявшая фильм по собственному сценарию, отчаянно старалась использовать шанс вписать свое имя в историю. Ей дали в распоряжение Киру Найтли и Сэма Уортингтона, ей дали возможность снимать в Нью-Йорке и практически полную свободу. Фильм получился похожим на старательную дипломную работу. Все выверено, но в то же время в фильме нет души. Он одновременно хороший и никакой». Afisha.ru «Фильм, быть может, не слишком правильный при мысленном переносе такой ситуации на все парочки и семьи, но зато довольно поучительный, колоритный, с отличными сильными эмоциями и небольшой долей эротики». Startfilm.ru
«Это стопроцентная мелодрама, но не густая, с жирным кремом и слоеным тестом, а диетическая, низкокалорийная, этакий йогуртовый тортик. С вишенкой Кирой, с клубничкой Евой. Для приятного вечера без сильных переживаний – как по эту, так и по ту сторону экрана». Vedomosti.ru «Крякающий и спускающийся в бассейн задом к камере Сэм Уортингтон, заявляющий полуголой Еве Мендес «я женат» с таким выражением, словно он исполняет национальный гимн, вызывает не сочувствие, а смех. Это не тянет не только на психологизм, но даже на эротическую сцену. Этот фильм – о каждодневной любви, старых воспоминаниях и зарождающейся лжи. Но вся тонкость затеи разрушается сыроватым сценарием, пустоватыми диалогами и всё тем же деревянным Сэмом Уортингтоном и его погружающимся в бассейн задом». Rbcdaily.ru
Мэсси Таджедин – сценарист, режиссер и продюсер ирано-американского происхождения. Она выросла в Йорба-Линда, Калифорния, изучала английскую литературу в Гарварде. «Прошлой ночью в Нью-йорке» для Мэсси Таджедин – режиссерский дебют. До этого она писала сценарии (в частности, к триллеру «Пиджак» с той же Найтли – параноидальной истории про контуженого ветерана Ирака, который в результате лечения увидел собственное будущее). К кино у Таджедин отчетливо литературный подход: даже выраженные через взгляды и жесты, эмоции обязательно подкрепляются текстом. Переживания пропущены через мясорубку рефлексий – герои не замолкают даже тогда, когда в обычной жизни уже давно закончились бы слова, проговаривая вслух всё, что они чувствуют.
Сэм УОРТИНГТОН и Кира НАЙТЛИ.
Гийом КАНЕ.
Ева МЕНДЕС.
Мэсси ТАДЖЕДИН, режиссёр фильма.
Наталья ЛУКЬЯНОВА, юрисконсульт (Красноярск): – С удовольствием посмотрела, очень приятный фильм. Конечно, это кино не для больших экранов. Такое кино хорошо смотреть дома зимним вечером, в уютной обстановке, вдвоём... Весь квартет главных героев был достоверен, убедителен и эмоционален. Особенно понравилась Кира Найтли. Очень выразительно сыграла и значительно выросла в моих глазах. Подкупает реалистичность происходящего. Быт нью-йоркской семьи, омлет по ночам, утренний кофе в забегаловке за углом, одеваются как попало, курят, водку пьют постоянно (кстати, водку пить совершенно не умеют). И очень хороша была музыка – ненавязчивая, подчеркнуто будничная, и вдруг диссонансом основной теме начинает звучать пришлая мелодия... Молодец композитор. Продемонстрировал пример добросовестного и творческого отношения к работе.
Андрей КОРНЕВ, стилист (Красноярск): – Несмотря на свои объективные недостатки, Кира Найтли поразительно красивая девушка. Её игрой можно любоваться вечно, у неё удивительно чувственное и выразительное лицо. В актёрской игре внешность играет далеко не главную роль, но я думаю, нельзя обойти вниманием тот факт, что Кира являет собой эстетический феномен мирового кинематографа. Что касается Евы Мендес… Всё же, согласитесь, в латиноамериканских актрисах очень много сходства, мешающего увидеть личность. Ева Мендес, Дженнифер Лопез, Пенелопа Круз, Сальма Хайек – все очень красивы и талантливы, но при этом как будто сделаны под копирку – одинаково сексуальные, эмоциональные и темпераментные. Каждая из них могла бы исполнить роль Евы Мендес в этом фильме, и ничего бы по сути не изменилось.
Александр СУХАРЕВ, менеджер кинотеатра «Глобус» (Киров): – Сюжет данной драмы (несмотря на заверения интернета в том, что это мелодрама, и даже романтическая) далеко не нов. Сколько уже фильмов, книг, песен связано с темой измены. Но «Прошлой ночью» выделяется из этого ряда. Во-первых, проблема здесь рассматривается немного под другим углом: что «лучше» – измена физическая или мысли о ней, как сдержать желание ради любимого, является ли изменой флирт? Кроме того, радует, что сюжет не акцентирован на морализме, на разделении добра и зла. В фильме больше вопросов, чем ответов. В нем нет наигранных «розовых соплей», но он даёт пищу для размышлений и эмоции. Главное, не забывайте, что это – кино, и не переносите его в свою жизнь.
Наталья МЕНЬШИКОВА, фитнес-инструктор (Киров): – Фильм «Прошлой ночью в Нью-Йорке» рассчитан на семейные пары, но я бы не стала смотреть его со своим мужем. Мне кажется, он не выдержал бы и вступления. Мужчины не осмеливаются размышлять о том, что жёны могут сомневаться в своих чувствах и что сами мужья порой способны быть неверными. Хотя темы, затронутые в этом фильме, как подсказывает мне степень бакалавра психологии, актуальны для многих семейных пар, вступивших в брак в раннем возрасте, будучи ровесниками. После просмотра данной картины хочется процитировать мою любимую телеведущую Ларису Гузееву: «Долой всех «бывших»!» А еще мне очень нравятся фильмы, где города и страны становятся действующими лицами, отражают внутренний мир героев. «Прошлой ночью в Нью-Йорке» теперь один из них.
Денис КРАВЕЦ, режиссер продюсерского центра «Союзники» (Иркутск): – В эпоху, когда на экране супергерой – неотъемлемая часть сюжета, когда кассовые сборы подменяют собой подлинный интерес зрителя, хочется просто кино. Без псевдо-3D и миражей. В этом плане «Прошлой ночью…» – выигрышный фильм. Без лишней мишуры и надоедливых спецэффектов. Главные герои не пользуются светолётами и светоциклами – уже плюс. А одна ночь, которая ложится в основу сюжета, – настоящее лезвие бритвы и, пользуясь терминологией «Звёздных войн», путь на тёмную или светлую сторону силы. Сплетение физического и духовного понятия измены – не особое новшество, но тем не менее режиссерский ход. Убедительность актеров у меня вызвала вопросы. Но по своему замыслу это фильм абсолютно точно «с рассветом». А в кино – как в жизни: когда настанет утро, ты поймешь – истина в сердце.
Тарас АНДРЕЕВ, барабанщик группы «Пятый океан» (Иркутск): – Симпатичная мелодрама с хорошей интригой. Люди встречаются, люди влюбляются и думают: изменить или не изменить? Что важнее – проверенные чувства или мимолетная и такая манящая страсть. В жизни мы тоже не раз сталкиваемся с такой задачей, и каждый по-своему её решает. Здесь же хороший, правильный пример. Одна короткая ночь – и такое длинное испытание супружеской верности. Я считаю, хороши те фильмы, которые заставляют задуматься. Этот заставил. Думаешь, как бы ты себя повел на месте главного героя, вспоминаешь подобные ситуации из своей личной жизни… А вообще, побольше бы таких фильмов, где говорится о семейных ценностях, сохранении брака. Может быть, и разводов среди молодых стало бы меньше.
|