Глава Роскосмоса Владимир Поповкин заявил, что в настоящее время Федеральное космическое агентство разрабатывает перспективную пилотируемую транспортную систему, которая будет способна долететь до Луны. «Планируется освоение Луны. Сегодня в наших планах до 2020 года запустить туда два автоматических аппарата», – рассказал В. Поповкин журналистам столичных изданий. Очевидно, руководитель агентства имел в виду аппараты «Луна-Глоб» и «Луна-Ресурс». Сейчас Роскосмос обсуждает планы по созданию лунных баз и освоению ресурсов спутника Земли с NASA и Европейским космическим агентством. «Мы не хотим, чтобы просто еще раз нога человека ступила на Луну. Сегодня о ней гораздо больше известно. Сегодня известно, что есть вода в приполярных областях. Сегодня мы говорим и с NASA, и с Европейским космическим агентством о том, чтобы начать ее освоение. И тут два варианта – либо сделать базу на Луне, либо сделать станцию вокруг Луны», – заявил Владимир Поповкин. Руководитель Федерального космического агентства уточнил, что до того, как «лунный» космический корабль будет сконструирован, освоением естественного спутника Земли будет заниматься автоматика. В то же время он подчеркнул, что судьба этой космической программы в первую очередь зависит от объема финансирования. Владимир Поповкин также заявил, что версию о падении межпланетной станции «Фобос-Грунт» из-за воздействия мощного американского радара комиссия рассматривает только как одну из причин. Главное – ошибки при изготовлении и испытании, ошибки в конструкторской идеологии, производственные ошибки. По словам главы Роскосмоса, к проверке версии того, мог ли радар США стать причиной крушения станции, возможно, привлекут экспертов NASA. Между тем США категорически отрицают свою возможную причастность к аварии российской станции. Пресс-секретарь госдепартамента Виктория Нуланд напомнила, что США принимали участие в восстановлении связи с российским аппаратом после того, как он застрял на орбите, а затем и помогли в наблюдении за сходом станции с орбиты. Ранее представитель NASA Боб Джейкобс опроверг подозрения Роскосмоса о том, что на «Фобос-грунт» мог негативно повлиять сигнал от антенны на Маршалловых островах. Он заявил The Washington Post, что 9 ноября, когда состоялся старт «Фобос-грунта», ученые NASA вообще не использовали радар на Маршалловых островах, как это предположили чиновники Роскосмоса. Для слежения за астероидами в этот день агентство использовало радиолокационные станции в Калифорнии и Пуэрто-Рико. На атолле Кваджалейн Маршалловых островов находится испытательный полигон Рейгана, который располагает радиолокационной системой KREMS. В ее состав входят четыре мощных радара, основная задача которых – контролировать параметры движения боеголовок ракет при испытаниях. Радары используются и для контроля космического пространства. Американский эксперт в сфере космонавтики Джеймс Оберг уточнил, что радары на Маршалловых островах регулярно отслеживают российские космические запуски, но, «насколько я могу судить, ни специально, ни случайно до сих пор они ни разу не вырубали космические аппараты». Оберг напомнил, что несколько десятилетий назад астронавты NASA фиксировали всплески радиолокационных помех, когда пролетали над территорией Советского Союза, но сейчас космические технологии позволяют защищать аппараты от подобного вмешательства. * * * Глава Роскосмоса Владимир Поповкин резюмировал, что космическая отрасль нуждается в оптимизации, и отметил, что последняя серия неудач с запусками спутников вызвала «такой интерес к космосу, что сегодня Роскосмос, работники его стали популярны настолько, что мы приближаемся к гагаринским временам». Но сам Владимир Поповкин предпочитает, чтоб популярность ведомства основывалась не на неудачах, а на достижениях. «Хотя многие этим недовольны, но должно быть разделение труда, а то сейчас все предприятия готовы делать космические корабли», – пояснил руководитель космического ведомства. В середине сентября 2011 года американское аэрокосмическое агентство NASA, в свою очередь, представило проект новой сверхтяжелой ракеты-носителя для пилотируемых полетов. Планируется, что именно на этой ракете человек полетит на Марс. «Эта ракета обеспечит США лидерство в космосе и вдохновит миллионы людей во всём мире», – заявил глава NASA Чарльз Болден. По его словам, «в американской истории освоения космоса сегодня начинается новая глава». «Я в свое время гордился тем, что летал в космос на шаттлах. А будущие исследователи космоса мечтают о том, чтобы однажды высадиться на Марсе», – подчеркнул руководитель американского космического ведомства. «Что еще нам делать в космосе? После 30 лет на орбите совершенно очевидно, что нам нужно двигаться дальше. Надо открывать», – заявил директор департамента истории астронавтики NASA Валери Нил. Представленный проект – это пока только компьютерная анимация. Однако в США специалисты называют его революционным прорывом в освоении космоса. Планируется, что ракета будет доставлять в космос будущие американские пилотируемые корабли «Орион», главной задачей которых станет исследование пространства за пределами околоземной орбиты. В NASA подтвердили, что США планируют пилотируемую миссию по исследованию астероида (2025 год) и полёт на Марс в 2030-е годы. Корабль «Орион» являлся частью программы «Созвездие», начатой во времена президента Джорджа Буша-младшего с целью вернуть американских астронавтов на Луну, а затем отправить миссию на Марс. Однако действующий президент США Барак Обама в 2010 году свернул эту программу. Однако россияне уже довольно скептически относятся к заявлениям и планам Роскосмоса. Скептицизм, безусловно, связан с множеством космических неудач в последнее время. Достаточно вспомнить лишь недавнее фиаско с запуском межпланетной станции «Фобос-Грунт». 5 декабря 2010 года были утрачены три спутника «Глонасс-М», которые должны были завершить формирование российской глобальной навигационной системы, 1 февраля 2011 года потерпел аварию геодезический космический аппарат военного назначения «Гео-ИК-2». В августе не вышел на связь в расчетное время новейший спутник «Экспресс-АМ4», запущенный с космодрома Байконур ракетой «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М», а 24 августа впервые в истории космонавтики произошла авария с грузовым кораблем «Прогресс». Запуск спутника двойного назначения «Меридиан» 23 декабря стал еще одной серьезной неудачей.
Борис ЧЕРНЯТЬЕВ, конструктор ракетно-космической техники, кандидат технических наук, лауреат Ленинской премии, действительный член Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского: – Космическая отрасль затратна, она не приносит доходов. Исследование Луны требует большого количества денег, а выгоды никакой. Все разговоры о гелии-3 абсолютно беспочвенны, рассчитаны на тех, кто не разбирается в этом вопросе. Никто на самом деле не знает, как его добывать и что с ним делать, куда реализовывать. К тому же люди, которые занимались лунным проектом (я отдал этому делу пятнадцать лет), либо умерли, либо слишком старые. Наука, особенно в области микроэлектроники, ушла далеко вперед, а материалы остались на том же уровне, что были несколько десятилетий назад, мы сильно отстали от западных стран. И вообще, нет жизненной необходимости заниматься Луной, есть много других проблем в космической отрасли. Если будет здравомыслящий начальник, а не Поповкин, которого я хорошо знаю, может, что-то изменится. Сейчас Роскосмосом руководят люди, которых учили эксплуатировать, а не создавать.
Анатолий ВАССЕРМАН, философ, политический консультант: – Конкуренция в целом – дело положительное, поскольку заставляет каждого участника напрягаться и выкладывать всё, на что он способен. Мы в своё время самим фактом своих достижений очень серьёзно способствовали ускорению американской космической программы. Так же как впоследствии многие американские достижения заставили и нас выкладываться в полную силу. Как американцы когда-то обогнали нас и в экономике в целом, и в космической технике в частности, так сейчас они теряют лидирующие позиции, и это дает нам шанс в какой-то мере их притеснить – при условии, что мы не расслабимся, увидев, что они отстают, а, наоборот, соберёмся для нового рывка. Я полагаю, что в ближайшие несколько лет Россия снова станет движущей силой в развитии космических технологий, и буду этому очень рад, поскольку, как отметил Нил Армстронг, высаживаясь с «Апполона-11», – это будет огромный шаг всего человечества.
Магомед ТОЛБОЕВ, Герой России, заслуженный лётчик-испытатель России, космонавт-испытатель: – У России, безусловно, есть возможности стать конкурентоспособным игроком в этой отрасли. Но надо исходить из трёх составляющих. Первая – политическая. Российское космическое агентство должно передать часть своих функций частным фирмам, которые хотят заниматься туристическим бизнесом в космосе. Американцы это уже сделали, отдав часть функций НАСА частным компаниям. Второе – технические возможности России как наследника СССР. Американцы же последние 25 лет не стояли на месте, и сегодня результат налицо – в зарождающейся индустрии космического туризма лидируют западные фирмы. И третья составляющая – финансовые возможности частных фирм. Российские частные компании такие возможности не предоставляют. У нас ни один миллиардер не хочет вкладывать деньги в космос, и вопрос о развитии отрасли ложится полностью на плечи государственных фирм и конструкторских бюро, у которых и без космического туризма есть ключевые задачи, требующие огромных бюджетов.
Валерий МЕНЬШИКОВ, генеральный директор Международной аэрокосмической системы глобального мониторинга: – Если будет финансирование и политическая воля, то нет никаких технических, подчеркиваю, технических проблем в реализации программы освоения Луны. Должны быть исключены всяческие «откаты». При должном денежном обеспечении все проблемы, которые существуют сегодня в космической отрасли, можно решить. Также требует внимания руководства страны программа прогнозирования природных и техногенных катастроф, которой я сейчас занимаюсь. Разработка и использование космических технологий нового тысячелетия позволит спасти тысячи человеческих жизней с помощью своевременного оповещения.
Владимир ТИХОНОВ, директор архитектурно-этнографического музея «Тальцы» (Иркутск): – Помню 1961 год (я тогда учился в первом классе), в космос полетел Юрий Гагарин. У нас во дворе взрослые друг другу передавали эту новость, все радовались. Прошло довольно много времени, и сейчас мы начинаем осознавать, для чего нам нужна космонавтика и нужна ли вообще, не пустая ли эта трата средств. Когда-то мы позиционировали себя как сверхдержаву – а что теперь? Мы утратили былую славу, это печально. Сейчас пытаемся реабилитироваться, но это плохо получается. Да и отдачи нет никакой. Понятно, что топосъемка, например, ведется – это чисто практические результаты. Насколько это эффективно? Мне думается, что этим могут заниматься другие страны. А мы те средства, которые тратим на космонавтику, пустили бы на улучшение нашей земной жизни.
Сергей ЯЗЕВ, директор астрономической обсерватории Иркутского государственного университета: – Так сложилось, что Россия уже давно живет, по сути, без стратегической программы развития своей космической деятельности. Некоторые аналитики ожидали, что новый космический план страны будет подготовлен к 50-летию полета Гагарина. Признаюсь, я ждал, что будут озвучены амбициозные планы, о которых ранее упоминала помощник руководителя администрации президента РФ Елена Попова. Речь шла о пилотируемом полете к Марсу, строительстве радиотелескопа на обратной стороне Луны. Однако ничего этого не произошло. Вопрос «куда же мы летим?» становится всё более острым. Поповкин объявил, что формирование национальной космической программы на ближайшее десятилетие и более отдаленную перспективу близится к завершению. Сейчас создается новый пилотируемый космический корабль, рассчитанный на 6 космонавтов. На поверхность Луны на таком корабле не сядешь – нужно отдельно создавать посадочный модуль, а об этом речи пока не идет. Поэтому новый корабль, который планируется создать к 2020 году, – это очень хорошо, но сам по себе он еще ничего не решает. Думается, основные тренды, как сейчас принято говорить, прояснятся буквально в ближайшие недели. |