Приверженность природе и экологическое мышление перестали быть одними из трендов предметного дизайна. Они превращаются в стандарт, обязательный для всех. Крупнейшие мебельные фабрики, представленные на недавней кельнской выставке Imm Cologne, впервые четко и единым фронтом высказались о том, что экологичность – это концепция, которая должна включать в себя все этапы производства, продажу и послепродажное обслуживание продукта. Чтобы прийти к таким глобальным выводам, производителям понадобилось три года, прошедшие с Миланского мебельного салона-2009, когда экодизайн впервые мощно заявил о себе. Но если тогда «зеленое» направление было одним из многих в сетке дизайнерских трендов, то теперь экологичность стала не просто единственной тенденцией, а формируется как система стандартов, необходимых в изготовлении любого продукта. И, судя по темпам, в ближайшие пару лет «зеленый» знак качества станет таким же культурным фоном для мебельщиков, как и Made in Italy.
«Идеальный дом» от Doshi Levien.
* * * Мебельные фабрики формируют новый экостандарт из уже существующих и всем известных требований: материалы должны быть натуральными либо поддающимися переработке и экологически чистыми, а технологии изготовления – экономящими ресурсы и безопасными для работников и окружающей среды вообще. Сочетание экопринципов и доктрины социальной ответственности – не новость для мебельной промышленности. Реальным же новшеством «зеленого» движения является то, что в него теперь включают и повышенную прочность и надежность мебели – требования, в общем, традиционные, однако ранее не относившиеся к «зеленому» лейблу. Теперь мебельные фабрики в графу «экоэтика» помещают и долговечность своих продуктов, и гарантийный срок, который некоторые доводят до десяти лет.
Уличный стул Serpentine, спроектированный Элеонор НАЛЕ для бренда Ligne Roset, рассчитан на экстремальные условия – он может оставаться на улице круглый год. Эти программные заявления мебельщики подтверждают практикой – стенды выставки Imm Cologne были заполнены продукцией, выполненной по новым требованиям. Основным «зеленым» трендом практичные немцы заявили не только экологичность и надежность, а и универсальность мебели – в результате большинство представленных на выставке стульев могут использоваться как в доме, так и на улице, а если это целиком уличная мебель, то, по утверждению дизайнеров, она выдерживает любую погоду круглый год. Кроме того, в этом сезоне универсальность трактуется и как возможность поместить предмет мебели в любой интерьер – поэтому, к примеру, кофейные столики делаются визуально очень простыми, но модульными и конструктивно сложными, чтобы предмет можно было поставить боком или плашмя и при этом он оставался функциональным. Естественно, все эти предметы изготовлены из правильных «зеленых» материалов и по правильным технологиям. О серьезности намерений мебельщиков в области экодизайна говорят также результаты конкурса молодых талантов D3 Contest, проводящегося в рамках кельнской выставки с 2006 года. В этот раз все три финалиста были выбраны именно за экологичность своих концептов в новом ее понимании: голландец Йолан ван дер Ви – за органическую форму табуреток, берлинец Ли Санье – за выбор дерева в качестве материала, а лондонский дуэт Марк Белл и Грэсби – за экономичную и креативную систему освещения. Пока «зеленое» направление – дело для мебельных фабрик добровольное, однако в ближайшем будущем оно вполне может стать обязательным для всех. С января этого года Еврокомиссия ведет жаркие дебаты по поводу так называемой «Директивы энергоэффективности» – и датчане, председательствующие в Европарламенте до июня, грозятся принять ее в этот период. Особенностью Директивы является то, что предписание экономии в ней распространяется не только на большие энергетические компании и потребителей, но и на все производимые в ЕС продукты. Поэтому экономить придется даже тем мебельщикам, которым этого, может, и не хотелось.
Мебель из натурального ротанга филиппинца Кеннета КОБОНПИ. * * * В отношении материалов главный мебельный «зеленый» тренд – дерево, причем в наиболее его радикальном варианте, а именно неокрашенный и визуально необработанный древесный массив. Шкафы, серванты и стеллажи мебельных компаний выглядят напичканными тысячей заноз, которые так и норовят воткнуться (как в коллекции Saga от Morizza), а полочки вполне хайтековских медиатек украшены неровными досками, будто только что вышедшими из распилочной мастерской (чем увлеклась немецкая фабрика Woestmann). При этом мебельщики никаких «сделок с совестью» не приемлют, используя только дерево – и никаких имитаций. В таком подходе таится откровенный подвох, ведь использование натуральных материалов идет категорически вразрез с «зеленой» политикой сбережения ресурсов. До недавнего времени мебельные компании обходили этот деликатный вопрос стороной, ограничиваясь замечанием, что «древесина поставлена из экологически чистых районов». Однако вместе с систематизированием и ужесточением правил экодизайна им пришлось сменить поставщиков древесины на правильных. И теперь, вместе с запуском новых экопродуктов, мебельщики попутно указывают, чем они искупают свою вину перед природой. К примеру, запуская перед Imm Cologne свою первую экоколлекцию паркета и деревянной напольной плитки Eco Balance, компания Parador уточнила, что также начала сотрудничество с организацией Plant for the Planet, занимающейся посадками новых лесных массивов. Кроме того, последние несколько лет мебельные компании активно сотрудничают с Forest Stewardship Council (FSC) и Programme for the Endorsement of Forest Certification (PEFC), занимающимися охраной и сертифицированием лесов, где условия позволяют вырубку. Несмотря на то что эти организации ужесточают правила игры, добавляя к охране природы защиту прав работников и коренных жителей лесов, мебельные компании охотно заключают с этими организациями контракты, чтобы иметь легальную древесину и заветный зеленый значок на мебели. Причина активности – не только в любви к природе, но и в усилившейся конкуренции. Европейцев на собственном поле теснит Китай, являющийся крупнейшим экспортером мебели в мире – в 2011 году его доля достигла 30% (по данным вашингтонской специализированной компании Cintrafor). Не удовлетворившись ролью поставщика дешевой мебели, китайцы подтягивают свои стандарты до уровня европейских – и как раз в «зеленой» сфере. В начале декабря прошлого года китайская компания APP Timber вошла в состав PEFC на правах акционера – так китайцы смогут сертифицировать свою мебель по тем же стандартам, что и итальянцы, немцы и французы.
Кухонный департамент итальянской мебельной фабрики Bontempi Casa представил в Кёльне своё видение «зелёного» дизайна, где доминируют прочные материалы и простые формы. * * * Дизайнерское понимание «зеленой» концепции продвинулось гораздо дальше просто использования вторсырья, чем увлекались пионеры экодвижения. Покрутив «зеленый» тренд так и сяк, дизайнеры в этом году пришли к концепции естественности, натуральности и сменили четкую геометрию на округлые формы, а яркую цветовую гамму, царившую в прошлом году, на приглушенные, камуфляжные оттенки. Этим увлекаются не только немцы, традиционные поборники экологичности во всём, но и итальянцы – новая коллекция фабрики Vitra, славящейся кислотными цветами, в этот раз выполнена в пастельной гамме.
Дизайнер Йолан ван дер ВИ отливает табуретки Gravity с помощью изобретённой им «магнитомашины», в работе которой используются сила притяжения и магнитные поля. Быть ближе к природе рекомендует и известный лондонский дуэт Doshi Levien, который в этом году сооружал на Imm Cologne «Идеальный дом» – наиболее амбициозный проект выставки, претендующий на программное заявление на предмет трендов будущего. «Идеальный дом» представляет собой полноразмерную модель интерьера, наполненного наиболее актуальными, по мнению дизайнеров, предметами. «В «Идеальном доме» мы экспериментируем с цветами и материалами, интегрируем воду и растения в жилую зону и используем новые и старые технологии для создания модели экологически устойчивого жилища», – утверждают индианка Нипа Доши и англичанин Джонатан Левьен, которые сочетают традиции своих стран. Их «Идеальный дом» является ярким примером транснационального подхода к интерьеру, в котором микшируются британское пристрастие к юмористическим вещицам и индийский колорит в зонировании и наполнении пространства. Впрочем, главным своим заданием дизайнеры посчитали эксперимент с функциональностью пространства – и в каждое из помещений интегрировали множество опций. К примеру, система водообеспечения «Идеального дома» позволяет принимать ванну на террасе, а в гостиной – душ, от которого есть отдельный вывод для полива цветов. Это сочетание технично устроенного быта и природы Doshi Levien считают идеальным решением для жителей больших городов, которым в жизни так не хватает зелени.
Стол Listen to your hands дизайнера Ли САНЬЕ – это современный секретер со связанными между собой отделениями: при закрытии одного автоматически открывается другое. Основанная в 1949 году, кельнская выставка Imm Cologne ежегодно собирает более 1000 экспонентов из полусотни стран мира, а также 100 тысяч гостей. Несмотря на международный статус, большинство участников Imm Cologne – из Германии, что придает мероприятию нордическую деловитость. Однако за это кельнская выставка и ценится в дизайн-сообществе, ведь ее идеологи всегда очень четко формулируют тренды нового сезона. Кроме того, Imm Cologne знаменита проектом «Идеальный дом» – интерьерными инсталляциями в натуральную величину, которые создают ведущие дизайнеры мира. В разное время среди них были Хелла Йонгериус, Заха Хадид, Наото Фукасава, Патриция Уркиола. |