«Конкурент» беседует с известным российским промоутером. Олег – настоящий пират в акватории шоу-бизнеса. Год за годом он берет на абордаж идеи, доверху наполненные золотом, щедро празднует победу, попивая ром и дегустируя редкие яства. Этот талантливый самозванец первым в России взялся учить профессионалов раскручивать рестораны, начал проводить чемпионаты Москвы по домино и брать с музыкантов деньги за прокат их клипов. Как и у его предшественника, Черной Бороды, главная военная хитрость Олега Назарова – личное обаяние. Чтобы убедиться в этом, я встретился с Олегом на его авторском семинаре «Как раскрутить ресторан». – Олег, хотелось бы для личного опыта узнать, чему проще научить – раскрутить или развалить ресторан? – Научить продвигать ресторан, конечно, проще – достаточно прослушать шестичасовой семинар Олега Назарова. (Лукаво улыбается. – А. В.) Чтобы раскрутить, нужно много здравого смысла и немного фантазии. А для того чтобы загубить, придется пройти большой путь. Для начала – заработать много денег… – То есть развалить ресторан на голом энтузиазме нереально? – Нет-нет. Нужно заработать много денег; поездить по миру; потратить часть своих денег в других ресторанах; понять, что вы хотите иметь свой ресторан... Нанять дизайнера, который возьмет бешеные деньги; потом пригласить совершенно неквалифицированного управляющего… Обычно люди к этому не сразу приходят, но к 30–40 годам многим удается развалить свое дело. – Вам поступали такие предложения, как киллеру: прийти – и развалить? – Знаете, такого не было. Моя книга «Как загубить ресторан» в первоначальном варианте называлась «Как угробить ресторан». Так вот, последняя глава книги сделана в виде азбуки. И на «Я» там единственная статья – о том, что я и есть главный могильщик ресторанов. Когда читаешь эту книгу, создается впечатление, что человек вообще не способен создать ресторан. Надеюсь, что 90% желающих открыть заведение откажутся от этой безумной идеи на стадии замысла. Так что я не по заказу – я по жизни чистильщик. – Вы так часто переключаетесь с одного бизнеса на другой… Когда закончится ваша ресторанная практика? – Как правило, увлечение новым делом у меня длится не дольше пяти лет. Пятилетку я занимался организацией общественных акций – впрочем, я изредка повторяю их и сегодня. Но после того как люди, наконец, прочитали мои книжки, им захотелось познакомиться с автором лично. И теперь, мне кажется, у меня началась пятилетка шоу одного актера – с поездками по стране, с представлением себя публике. В каком-то смысле я вернулся в молодость, когда как писатель-сатирик гастролировал по городам и весям, читая свои бессмертные произведения. Сейчас я повторяю эти маршруты – этаким Гришковцом езжу из города в город и без устали играю свою пьесу под названием «Семинар «Как раскрутить ресторан» – везде по-разному. – И все же вы повторяетесь? У вас ведь есть набор «любимых коньков»… – Если говорить серьезно, то у меня принцип – не повторяться. Если уж что-то сделал – например, вручил премию «Черная мурка» лучшему африканскому исполнителю русской блатной песни, – то больше, как бы успешно все ни прошло, этого не делать. – А как же спонсоры, дары приносящие? – Бывает, появляются люди, искушающие меня златом. И я, как каждый грешный человек, поддаюсь, естественно. Но есть вещи, повторяемые без ущерба, – как в темах, так и в сценарных ходах. Например, я обожаю использовать игру в домино. Вообще, чем тупее игра, тем приятнее заставить играть в неё людей, которые в играх «ни ухом, ни рылом». У меня в домино играли знаменитости Москвы. Потом – знаменитости Алма-Аты. И, наконец, я провел чемпионат России среди блондинок. – Как вам удалось объяснить им правила? – Ну, до шести они считают свободно. Потом у меня был матч «Белое – черное». Депутаты Госдумы играли в домино с послами африканских стран. Причем наши, возглавляемые Жириновским, проиграли. И это так хорошо прошло! В следующем году был матч-реванш. После первого матча «КоммерсантЪ» вышел с заголовком «Депутатов Госдумы оставили козлами». А в следующем году базовый материал назывался «Африканцы за козлов ответили»… Еще мне нравятся показы мод. Но не такие, чтобы Gucci и Armani. Интересно, когда красивую девушку одевают в нечто уродливое, но креативное, – это и есть эксклюзив! Вообще, чем хороши мои акции – я даю людям увидеть что-то впервые. Я был первым, кто провел в Москве в 1999 году чемпионат города по тараканьим бегам. Теперь эти бега поставили на поток – масса людей изготавливает «тараканодромы». Я решил: ну что я с ними буду конкурировать?! И теперь провожу чемпионаты по черепашьим бегам. Размах больше, а идея та же. Так что повторяемость все же есть. – Ваши мероприятия, мягко выражаясь, стёбные, а некоторые – просто граничат с безумием… – Это да. Пятый закон Назарова гласит: плохо то мероприятие, из которого нельзя устроить балаган. Желание постебаться меня не покидает никогда. Даже когда я веду очень пафосную церемонию вручения какой-нибудь премии. Вот недавно меня приглашали на десятилетие издательского дома «Красивые дома». «Гостиный двор», умопомрачительные свет и звук, щедрый фуршет, знаменитости мелькают типа Кристины Орбакайте… Мне доверили вручать премии, а в соведущие пригласили Ларису Вербицкую – всю такую стильную и красивую. Я, естественно, перед шоу немного выпил – а когда я выпью, у меня кураж появляется. – А что выпиваете? – А я всё выпиваю. Я только, единственное, джин не люблю, потому что однажды сильно его перепил – два дня у меня было состояние депрессухи, жить не хотелось. Я думаю, какой-то польский был, подделка… Ну так вот, выхожу я – надо спонсоров объявлять. И тут меня понесло, стал им стихотворные слоганы придумывать. Зал ржет. Мне потом заказчик говорит: «Было неимоверно смешно. Чтобы так обыграть тягомотную официальную часть со спонсорами и призами!» – Вам трудно постоянно нести эту жизнерадостную мину? Вы ведь наверняка в обычной жизни другой, более сдержанный. – Разве другой (ища поддержки. – А. В.)? Я другой, когда еще не выпил. Если я свободен, выпивать начинаю прямо с утра. Иногда у рестораторов после моей лекции создается впечатление, что я такой беспробудный алкоголик и обжора (разражается довольным смехом. – А. В.). И я не вижу в этом ничего страшного. У меня жизненный принцип – не относиться ни к себе, ни к другим серьезно. Что наша жизнь? Еда?! – Кстати, а что это за законы Назарова? – Часть из них нецензурная. Пятый я вам уже процитировал. Второй гласит: любой труд должен быть оплачен, особенно бескорыстный. Шестой такой: где-то есть настоящая жизнь. Но самый главный, конечно, первый: всюду «нае...вают». И следствие из него – деньги вперед! – Вы бывали там, где есть настоящая жизнь. Почему вы не станете большим знаменитым ресторатором? Они ведь сейчас тоже больше на телевидении шоу ведут, чем прямыми своими обязанностями занимаются... – Ресторатором я не хочу – это, знаете, такой труд! У рестораторов столько работы, их все обманывают (вспомните первый закон)… Они должны жить у себя в ресторане. На фиг мне это надо? Мой жизненный принцип – минимизация усилий. В молодости – в 1984 году – я служил редактором детского журнала «Миша». Мы там публиковали комиксы. Я сам их сочинял. Технология такая... Берётся классическое произведение и сводится к одной странице – чтобы всё в подписи к картинкам уместилось. Получалось так: вместо «Робинзон подошел к Пятнице и ударил его...» – Робинзон: «Ххоп!», Пятница: «Аааах!» Всё, что можно было сократить, я сокращал. Теперь это мой принцип: не делать того, без чего можно обойтись. – А без чего нельзя? Ну, кроме еды и питья… – Без еды можно. Я очень люблю голодать. Обожаю клизмы делать. Я же председатель Всероссийского общества любителей клизмы. У меня мечта сделать клизму на брудершафт с кем-нибудь из великих. Вы знаете, что люди, идущие наверх, почти наверняка очищаются клизмой?.. – Вы и сами давно пошли наверх. Вы ведь были самым молодым членом Союза журналистов? – Да. А вы знаете, почему я решил в него вступить? Я был начинающим фельетонистом газеты «Московский комсомолец». Однажды нелегкая судьба закинула меня в ресторан Дома журналистов. В советское время в этот элитный ресторан пускали только по корочкам Союза журналистов. И мне ужасно захотелось быть «своим». Но как только я получил вожделенную корочку, один раз сходил в ресторан и… всё. И взносы больше не платил – наверное, уже лет 30. Так что меня из Союза давно исключили. – Придется свой союз выдумывать… – Я уже выдумал – Независимую ассоциацию ньюсмейкеров России. Я ее президент. Хотите приму – с вас членский взнос. Могу даже предложить пост вице-президента. Но это дороже. (Заливается смехом. – А. В.) – Почему вы так мало книг пишете? Вот некоторые десятками выпускают. – Есть, конечно, гораздо талантливее меня авторы (озирается. – А. В.). Кроме ресторанных у меня вышло еще несколько книг. Одна из них – для детей о кулинарии «Мы – поварята», другая – раскраска. Есть еще книжка, где собраны мои монологи и фельетоны, которые я для Петросяна и Новиковой писал, – «Дюжина воплей в ухо перестройки». Первая часть этой книги – монологи. Они тогда, в 1990-м, были безумно смешные, а сейчас – так, древние реалии, бред какой-то. Вторая часть книги сегодня интереснее – это маленькие рассказы, которые в свое время в «Литературке» печатались под общим названием «Кое-что для вечности». Я недавно их перечитывал и думал: «Господи! Какой же я талантливый». Ну и легендарная книга стихов физиологической лирики «У меня период нереста». У меня даже есть одна с собой – я вам её подарю. В своё время я был вторым (после Задорнова) автором по исполняемости у Петросяна. У меня был стиль юмора такой, как сейчас у Comedy Club, – жесткий. Мне нравится черный юмор, юмор ниже пояса и абсурдный юмор, как у Ионеско. – Вы владеете информацией – каковы тиражи ваших книг (не только ресторанных), можете ли предположить, какие жанры и темы сейчас в фаворе? – Это больная тема. Нет ни одного издателя, который в нашей стране не обманывал бы автора. Автор, при всем своем желании, не в состоянии отследить допечатку «левых» тиражей. Убежден, что мой издатель меня надувает, хотя я люблю его и дружу с ним. Я ему всякий раз говорю: «Дима! Ну сто процентов – ты меня накалываешь! С первой моей книги купил Lexus, со второй – квартиру, а после третьей, четвертой уже к дому на Новой Риге присматриваешься!..» Он только смеётся и говорит: «Олежек! Ну как ты можешь такое говорить! Мы никогда не обманываем наших авторов!..» Официально же первая книга («Как раскрутить ресторан») вышла тиражом то ли восемь, то ли десять тысяч экземпляров, вторая – семь тысяч, третья и четвертая – по шесть. Впрочем, такая перебранка носит характер, я бы сказал, ритуальный. Все равно мы скованы одной цепью, и никуда нам друг от друга не деться. – Вас никогда не просили написать «общечеловеческую» книгу, чтобы предлагать её не только рестораторам и им завидующим, а всему населению страны? Сегодня множество известных персон бросились строчить детективы и ужастики. Вы могли бы влиться в этот процесс с большой серьезной прозой. Уверен, что и продажи зашкалили бы. – Написать «общечеловеческую» книгу мне не предлагали. А я тот человек, у которого, как у покойного ныне поэта Дербенёва (очень меня, кстати, не любившего за то, что я увёл у него однажды соавтора – композитора Игоря Матету), вдохновение рождается только после получения аванса. А работать в стол неохота. Я вообще работать не люблю. – У вас идеальный имидж для продвижения – деятельный сибарит, эстетствующий практик... Каков месячный бюджет (порядок цифр) проекта «Назаров»? Сколько нужно денег для того, чтобы оставаться в топе и продолжать жить – во всяком случае, для непосвященных – легко и красиво? Или с ростом популярности стоимость жизни (эти вот расходы на еду и развлечения) снижается? – Понравились мне ваши формулировки – «деятельный сибарит» и «эстетствующий практик». И писатель мой, кстати, любимый – Сомерсет Моэм – таким же был. Он говорил про себя: «У меня больше силы воли, чем ума, а ума – больше, чем таланта». Я его практически всего перечитал – очень люблю. И знаете, так расстроился, когда узнал, что он был не просто «голубым», а прямо-таки «фиолетовым»!.. Одно из самых больших расстройств в жизни… Так вот, месячный бюджет проекта «Назаров» небольшой. Я вообще – типичный дауншифтер. Не люблю платить за имидж, а люблю платить исключительно за потребительские качества. Человека, выдумавшего слоган «Жажда – ничто, имидж – всё!» и навязавшего его публике, вообще расстрелять мало. Мне не нужен особняк на Рублёвке, ибо замучаешься добираться до Москвы, и мне не нужен имиджевый Porsche Cay-enne, который угоняют у каждого второго. Я вполне обхожусь несколькими квартирами в Москве (купленными на самом падении рынка) и удовлетворяющим меня Subaru Outback, который никто не угонит. И часы мои стоимостью в 250 долларов ничуть не хуже тех, что стоят 50 тысяч евро, – пробки в Москве такие, что обладатели и первых, и вторых опаздывают одинаково часто… Соответственно, я и денег на еду трачу минимум. Рестораны люблю выбирать, учитывая соотношение «цена/качество», а не «модность» заведения. А дома ем вообще чечевичную похлебку, зеленый салат и гречневую кашу. И регулярно голодаю 1–3 дня. – Когда вы приходите в ресторан и видите меню на незнакомом языке, что заказываете? Что для вас всегда приемлемо – в любой стране мира? – Когда я приезжаю в другую страну, то обычно знаю, что там надо пробовать, – заранее готовлюсь, изучая путеводители. Эти блюда и заказываю. Кроме того, всегда беру меню на английском, и всё становится понятно. Никогда не изображаю из себя специалиста и обожаю общаться с официантами: прошу рассказать о блюдах, ритуалах их употребления и прочем. А вообще я съесть могу всё что угодно. Вот не люблю только кипяченое молоко и манную кашу. Соответственно, не беру десерты, на них основанные. – А как вы отдыхаете? – Я решил себе сделать подарок на 50-летие, которое грядет в этом году. Хочу отправиться в кругосветное путешествие. Это будет гастрономический и алкогольный тур. Я всем кричу об этом. Моя цель – спонсора найти. У меня есть приятель – владелец сети пиццерий. Так я ему предложил – дескать, давай я напишу книгу «50 дней вокруг земного шара в поисках пиццы». Он пока думает. Кстати, могу рассказать вам одну историю об отдыхе. Плыву я как-то на пароходе. Надо вам признаться, в круизе хочешь не хочешь – возникают романы. В последний день, перед заходом в порт – время «Ч», когда еще можно наверстать упущенное, я говорю своему знакомому: «Мне девушки нравятся высокие, длинноволосые…» А он мне: «Ты – типичный мужчина третьей категории». Оказывается, существуют мужчины четырех категорий. Самая низкая – четвертая. Представители этой категории на вопрос о девушках говорят: «Да какие девушки! Картошка не убрана, дача не покрашена, машину чинить надо». Мужчины из третьей категории точно знают, что любят, например, высоких и длинноволосых. Мужчины второй категории отвечают уклончиво – дескать, нравятся разные. А мужчины первой говорят: «Все!» Я стараюсь перейти на более высокую категорию, но пока не выходит. – Как вы себя чувствуете в «диких» местах, где glamour уже не актуален, нет благодарной аудитории посвященных? Как часто вы покидаете город? – Гламурные места я просто ненавижу и за свой счёт никогда их не посещаю. К посвященной, как вы говорите, публике отношение не лучше – про подобных людей мой папа покойный, бывало, говорил: «Палкой – и вокруг дома!» И наоборот – очень люблю заведения, что называется, маргинальные. Однажды в Питере идем с приятелем и видим жуткую пивную. «Пошли», – говорю. Пиво «Невское» по 25 рублей за пол-литра, накурено, сплошь бомжи, в качестве закуски продают вареные яйца по 5 рублей за штуку, огурцы соленые... Балдёж! Выпили пива и пошли обедать в один из самых дорогих ресторанов охотничьей кухни – «Удачный выстрел». Там, впрочем, тоже понравилось. Когда по миру езжу (а езжу много), тоже люблю во всякие шалманы заходить. Потому что только там, а не в ресторанах для туристов можно почувствовать атмосферу страны и характер народа. – Европейцы, бывает, недоумевают: как можно постоянно жить в московской толчее? Почему не сделать головной офис компании в каком-нибудь небольшом уютном городе с богатой историей. Вы попробовали быть «иностранцем» – почему вернулись? За что вы прежде всего цените мегаполисы? Где еще вам вольготно и успешно живется? Какая точка на земном шаре вас просто ошарашила? Расскажите о вашем опыте путешественника, пожалуйста! – А с чего вы взяли, что я был «иностранцем»? Не был. Сто лет назад (в советское время) поработал переводчиком, потом путешествовал много, но чтобы работать где-то осознанно и по своему выбору – такого не было. На самом деле я Москву не люблю. Грязный, хамский, безумный город с дурной энергетикой. А живу в нём, потому что слишком ленив, чтобы куда-то перебраться. Всякий раз, возвращаясь в Москву (и из-за рубежа, и из других российских городов), несколько дней адаптируюсь. Сижу дома и никуда не выхожу – так противно. Мне нравится Европа... Киев, кстати, тоже нравится... Любые места у теплого моря, чтоб пальмы и песок были... И чтобы наших соотечественников поменьше было. Потому что в городе нашем нормальных людей – единицы, а в основном все агрессивные и закомплексованные совки. А историй из жизни путешественника у меня много – замучаешься рассказывать. В свое время очень Акапулько поразил. Рим тоже... Шанхай запомнился, но меня там местные уйгуры нагрели... Правда, не хочу даже вспоминать – слишком много всего. Кстати, и офиса у меня нет. Зачем его держать, деньги тратить? Факсы, принтеры, компьютеры, сканеры у меня дома стоят. А с людьми я обычно в ресторанах встречаюсь.
|