Фильм Джастина Чедвика по роману Филиппы Грегори изображает королевский двор как обитель секса, интриг и опасных связей. Картина Джастина Чедвика получилась эстетически красивой, драматически напряжённой, стилистически полной, но без особой смысловой нагрузки. «Очень костюмное кино» Жанр исторического кино, который за последний год старались воскресить минимум два раза (первую поптыку сделал Милош Форман в «Призраках Гойи», эстафету перенял Шекар Капур в «Золотом веке»), пытается вернуться к жизни. Во всяком случае, начальные кадры фильма «Еще одна из рода Болейн» демонстрируют все усилия исторического костюмного жанра, когда-то высмеянного английскими комиками «Монти Пайтон» в миниатюре про «Очень костюмное кино». Картина Джастина Чедвика получилась эстетически красивой, драматически напряжённой, стилистически полной, но без особой смысловой нагрузки. Повествование фильма «Еще одна из рода Болейн» переносит нас в Англию начала XVI века. Король Генрих VIII (Эрик Бана) не в ладах с королевой Екатериной Арагонской. Влиятельные Болейны, отец и дядя, решают воспользоваться этой ситуацией и сделать свою дочь Анну (Натали Портман) фавориткой короля. Однако планы родственников претерпевают изменения, так как монарху приглянулась скромная Мария (Скарлетт Йоханссон). Честолюбивая Анна не желает отступать – она хочет не просто сблизиться с Генрихом, но и претендует на то, чтобы стать королевой Англии. В результате любовных интриг Болейн страдает внешняя политика страны. Ради поцелуя коварной Анны Генрих готов пойти наперекор Ватикану, вследствие чего в дальнейшем возникнет англиканская церковь. Сюжет о любви короля Генриха и Анны Болейн переносился на экраны неоднократно, хотя и далеко не всегда был главной сюжетной линией, – в первую очередь вспоминаются отмеченные вниманием Киноакадемии «Частная жизнь Генриха VIII» и «Анна тысячи дней». Однако картины, где столько экранного времени было бы посвящено именно Болейнам, еще не было – именно они здесь главные герои (причем не только сестры, но и практически все члены семьи), а король – лишь персонаж второстепенный, хотя и важный. Именно из-за этого тяжело сравнивать Эрика Бана в роли Генриха VIII с его блестящими предшественниками – Ричардом Бертоном («Анна тысячи дней»), Робертом Шоу («Человек на все времена») и Чарльзом Лоутоном («Частная жизнь Генриха VIII») – единственным из троицы, кто получил «Оскара» за королевскую роль. Роль Бана значительно ограничена во времени и не дает возможности блеснуть по-королевски, хотя он создал убедительный образ монарха, который всегда оставляет за собой последнее слово. Кино или «мыло»? Фильм Джастина Чедвика в увлекательной, легко воспринимаемой форме повествует об истории Англии. Исторические события эпохи Генриха VIII, предшествующей славному времени правления Елизаветы I, переданы режиссером с высокой степенью достоверности. Профессионально поставленная картина – своего рода экскурс в Англию тех времен, один из тех фильмов, по которым зрители черпают историческую информацию. Однако, несмотря на явно выраженный просветительский аспект, в киноленте он всё же как минимум вторичен. Основное внимание зрителя поглощено многочисленными интригами сестер Болейн. Ранее снимавший исключительно сериалы, Чедвик впервые предпринял попытку снять большое кино. Экранизация романа Филиппы Грегори «Другая Болейн» обращается к темам, крайне заманчивым для кинематографа: семейной вражды, любви, измены, мести, династических интриг. Неудивительно, что в фильме Джастина Чедвика, больше всего известного в качестве режиссера сериала «Холодный дом» по Диккенсу, осовремениваются не только мотивы поступков героев, но и их поведение и речь: придворный сообщает английскому королю о неудачном разрешении королевы от бремени в тех же выражениях, как врач в среднем американском сериале сообщает о смерти больного его близкому родственнику. Фильм «Ещё одна из рода Болейн» участвовал в нескольких кинофестивалях, но, вероятно, легкость подачи не принесла картине никаких призов, даже «актерских», несмотря на возмущение поклонников Скарлетт Йоханссон и Натали Портман, сыгравших в ленте главные роли. Не был отыгран и потраченный бюджет в $35 миллионов – мировые сборы принесли $20,2 миллиона, а в России – $1,5 миллиона. Английские интриги голливудских звёзд «Еще одна из рода Болейн» – это трогательная мелодрама с классическим любовным треугольником, которую сняли в лучших драматургических традициях. В этом фильме режиссер сделал ставку на актерскую связку (Бана – Йоханссон – Портман) – и не прогадал. Скарлетт Йоханссон и Натали Портман больше других старлеток претендовали на роли главных придворных «блондинки и брюнетки». Они не стремятся попадать на обложки таблоидов, наоборот, снимаются у уважаемых режиссеров в престижных проектах и номинируются на «Золотой глобус». Фильм «Еще одна из рода Болейн» объединил этих актрис, два крайних проявления женского присутствия на экране. Натали Портман в этой картине в очередной раз доказала свою профессиональную способность к перевоплощению, сыграв с виду наивную, улыбчивую и глупую девушку, но с огромными амбициями и злобой в сердце – бесёнок с ангельским лицом. Натали на сто процентов вживается в роль своей героини, не боясь выглядеть порой некрасиво и даже отталкивающе. Её сестра по роли (Скарлетт Йоханссон) оказывается полной противоположностью – скромной благородной красавицей с длинной белой косой. Их общий возлюбленный – Генрих VIII, как и подобает королю, ради которого рушится семья, выглядит статным, решительным и смелым, но безвольным перед женскими чарами. Интересно, что многие ведущие литературные и телевизионные критики Британии негативно отнеслись к экранизации «Ещё одной из рода Болейн» в связи с тем, что на ведущие роли в великой английской истории были выбраны именно американские актёры. «Придворная» писательница Филиппа Грегори, по чьей книге снят фильм «Ещё одна из рода Болейн», первые свои литературные гонорары получила, начав писать детские книжки, но по-настоящему знаменитой писательницей стала только благодаря серии исторических романов, в центре которых – блистательный двор английских королей и королев. Особый успех выпал на долю книги «Другая Болейн». В этой книге Филиппа Грегори показывает новую интерпретацию старинной истории о несчастливом романе короля Генриха VIII и его второй супруги, Анны Болейн. Грегори изображает двор эпохи Тюдоров как обитель секса, интриг и опасных связей.
Филиппа Грегори, автор романа «Другая Болейн». «На премьере смотрел на имена в титрах и пытался себя ущипнуть» (Фрагменты интервью с Джастином Чедвиком) – У вас, как у дебютанта, не было волнений из-за того, что вам доверили такую крупную постановку? – Да я сам удивился! Даже на премьере: смотрел на громкие имена в титрах, на заставку студии Universal и не верил, что являюсь режиссером такого фильма. Всё пытался себя ущипнуть, проверить, не снится ли мне всё это. Но поскольку, как я уже сказал, вся группа работала просто великолепно, Филиппа Грегори написала прекрасную книгу, а Питер Морган – отличный сценарий, я волей-неволей должен был набраться храбрости, чтобы соответствовать. У меня, конечно, есть опыт телепостановок, но, думаю, это просто потрясающе – получить такой кредит доверия в большом кино. – Какой вы видели будущую картину? – Прежде всего, я не хотел, чтобы «Еще одна из рода Болейн» выглядела слишком консервативно, была чересчур похожа на традиционные скучные исторические ленты. И продюсеры меня поддержали. Когда мы начали обсуждать проект, то согласились в том, что медийная техника нового поколения, которую мы использовали, требует и более современного подхода в работе. Понимаете, когда в вашем распоряжении такие возможности, то легко соблазниться внешними атрибутами, костюмами, декорациями, – мы ведь снимали в исторических местах Британии. Но вы ни на минуту не должны забывать, что в центре сюжета – люди, человеческие страсти, а не величественные интерьеры или роскошные ткани. Вы должны ловить перформанс. Запечатлеть актерскую энергию. – На вас повлияли работы кого-то из предшественников, режиссеров исторических картин? – В том, что касается фильма, я больше ориентировался на живопись XVI века. И мне показалось, что глубокие насыщенные цвета того времени сегодня смотрятся очень актуально. Так что на мое видение скорее влияли художники, чем фильммейкеры. Вообще же мне нравится творчество многих режиссеров, от Кена Лоуча до Вонга Кар-Вая. Трудно выделить кого-то, кем я больше восхищаюсь. Но, пожалуй, в этот раз я думал о Джейн Кэмпион, мне по душе стиль фильма «Пианино»: потрясающие характеры, чувственность, запоминающиеся кадры. – Вы провели перед съемками исторические изыскания, заботились о достоверности? – Исследования, скорее, провела Филиппа – автор романа. К тому же существуют различные версии исторических событий. Но я старался быть достоверным, насколько это возможно.
Джастин Чедвик был в востоге от совместной работы с Натали Портман и Скарлетт Йоханссон.
Мирослава КОКШАРОВА, специалист по кинопрокату:
– Картина, прямо скажем, средненькая. В центр сюжета создатели фильма решили поставить борьбу сестёр Анны и Марии Болейн за тёпленькое местечко в постели короля Генриха VIII. Беременности, роды, интриги – это обмусоливается со всех сторон, а вот особенности эпохи, традиции Англии совершенно не показаны. Хотя, на мой взгляд, это как раз то, что цепляет в кино зрителей взрослой аудитории. Кто обычно ходит в кинотеатры на подобные фильмы? Во-первых, любители мелодрам, которым хочется высоких чувств и любовных переживаний, во-вторых, любители исторического кино. Так вот, вторые будут жестоко разочарованы – абсолютной исторической достоверности они здесь не найдут. Очень органично смотрится Натали Портман в роли остроумной и коварной Анны, а вот от наивной героини Скарлетт Йоханссон весь фильм ждёшь какого-то подвоха. Ну не верится, что этакая секс-бомба может быть милой простодушной дурочкой. Хотя в целом дуэт Портман – Йоханссон фильму явно в плюс: красивые талантливые актрисы ещё никому не вредили. Вот ещё бы Брэда Питта на роль царя – глядишь, и времени потраченного было бы не жалко.
Михаил ГУЛЯЕВ, бренд-менеджер торговой сети MediaClub: – Говорят, что, судя по опросам английской молодёжи, англичане твердо уверены в том, что Робин Гуд существовал, а Генрих VIII имел шесть жён. Это лишний раз говорит в пользу того, что Генрих VIII – фигура весьма известная, если не популярная. Логично, что в период некоего сценарного застоя киношники показали нам жизнеописание британского короля, который пошёл против воли Папы и создал англиканскую церковь. Что касается фильма, то он явно претендует на некую скандальность. Судите сами, героини Натали Портман и Скарлетт Йоханссон – родные сёстры, но соперницы в борьбе за сердце короля и трон империи. Блондинка и брюнетка. Это противостояние становится действительно интересным, когда антагонистку и протагонистку играют такие актрисы. Подъём феминизма в последнее время – это причина возникновения картин такого рода. Главных героинь – женщин удаётся увидеть не так уж часто. Тандем двух главных – тем более. И хотя исторической достоверности существования двух сестёр никто не подтверждает, фабула картины довольно правдоподобна. И кино смотрится вполне достоверно, красиво и фактурно. Женщина может обмануть кого угодно, только не себя. Старая истина играет новыми красками, а Портман и Йоханcсон как будто пытаются даже не переиграть – пережить друг друга... И Эрик Бана, играющий Генриха VIII, незаметно уходит в тень двух красивых молодых актрис.
Анастасия ХРУЩЁВА, менеджер отдела продаж климатической техники, ООО «Стэнс»: – Историческая драма, посвящённая судьбе английской красавицы Анны Болейн, привлекает внимание не только тем, что это история любви Анны и короля Англии Генриха VIII, но и тем, что это история о сестрах-конкурентках, соперничающих друг с другом ради исполнения мечты о королевской любви. Ради стремления заполучить королевское ложе Анна Болейн, одержимая своими амбициями, не обращает никакого внимания на искренние чувства своей сестры Марии к королю Генриху. По моему мнению, подобных «трений» между родственными душами быть не должно. В любом случае эта красивая история, полная исторических событий Англии, человеческих чувств, переживаний, любви и предательства, мне понравилась! Интрига сохранялась до последней минуты. Хорошая игра актёров, красивые костюмы. Трогательная мелодрама. Я осталась довольна.
Елена ИВАНОВА, специалист клиентской службы ООО «ФЦ Редут»: – Фильм мне очень понравился. Несмотря на то что он длится почти два часа, смотрела его на одном дыхании. Считаю, что нужно снимать больше исторических фильмов, которые раскрывают тайны дворцовых интриг. Даже если какие-то из этих событий являются вымышленными или неточными, всё равно смотреть такие фильмы очень увлекательно. Несомненным плюсом является сильный актёрский состав картины. Натали Портман очень убедительно сыграла самую яркую роль в этом фильме – роль Анны Болейн. Но на самом деле главной героиней фильма является Мэри Болейн, младшая сестра Анны, чистая и бесхитростная девушка, которая по воле судьбы, а также своих родных стала жертвой интриг. Но ей хватило сил выпутаться из всех этих событий и прожить счастливую жизнь. Роль Мэри сыграла Скарлетт Йоханссон, которая по совершенно непонятным мне причинам считается сейчас красивейшей актрисой Голливуда. Тем не менее мне очень понравилась её актерская игра. Она заставила сопереживать ей, а это самое главное.
Екатерина ФЁДОРОВА, администратор языковой школы: – Я всегда любила исторические мелодрамы, поэтому картину «Ещё одна из рода Болейн» смотрела на одном дыхании. К сожалению, в истории Англии я не сильна, но посмотреть красивую костюмированную картину о сложностях человеческих отношений стоит! Главное, что есть интрига до последнего момента. Тем более приятно смотреть, когда не знаешь, чем всё закончится. Что касается актёрского состава, то он, безусловно, силён. Мне очень импонирует Эрик Бана, Натали Портман. Скарлетт Йоханссон, если честно, не впечатляет. Но говорить о ней негативно не буду: каждому – своё. А вот Натали – красивая девушка! И играет потрясающе. Что скажешь, фильм-то шикарный! Я всегда преклоняю голову перед создателями кинокартин, которые могут сделать так, чтобы зритель после просмотра задумался о жизни, об отношениях между людьми. Это очень важно…
|