В современном мире образование не может не шагать в ногу со временем. Например, что касается информационных технологий, то они давно встали на службу любознательных. Компьютер открывает дверь школьникам не только в мир развлечений, но и помогает в учебе. Многие слышали про электронный журнал, который позволяет родителям следить за успеваемостью детей в школе. Сегодня почти у каждой школы Красноярска есть свой сайт – площадка, объединяющая тех, кто любит свою школу и хочет получить качественное образование. Написать электронное письмо учителю и отправить его со своего домашнего компьютера – это реалии сегодняшнего дня. Благодаря принятию городской целевой программы «Создание единой информационной образовательной среды Красноярска» на 2008–2010 годы будут решаться конкретные цели и задачи, направленные на повышение качества образования. Как рассказала начальник отдела развития главного управления образования администрации Красноярска Татьяна Кочеткова, данная целевая программа, рассчитанная уже на три года, а не на год, как раньше, решает другие задачи, нежели просто оснащение компьютерами. Она направлена на содержание образования. Каким образом эффективно использовать технику в системе школьного, дополнительного, внеурочного образования? Актуальный вопрос. Компьютер – это средство поиска новой информации, получение альтернативных данных для последующего анализа. В общем, ежедневно – большая порция пищи для размышлений, возможность полезно провести свободное время. В связи с этим специалисты рассматривают программу и в отношении дополнительного образования. Одно из немаловажных направлений – создание электронных образовательных ресурсов. Как ни странно, на рынке образовательных услуг есть дефицит таких ресурсов. Они включают в себя различные учебные пособия, дидактические материалы, электронные библиотеки, образовательные порталы по различным видам предметной деятельности, или так называемые цифровые образовательные ресурсы. Чтобы школьный или домашний компьютер превратился в настоящий кладезь знаний, электронные ресурсы будут созданы в самое ближайшее время после проведения конкурса. Тогда можно будет говорить о появлении базовой площадки в городской системе образования, с помощью которой все школы смогут своевременно получать самые новейшие разработки, обмениваться полезным опытом и обобщать его. Также возможны семинары для педагогов. Как известно, в деле информационных технологий самое главное – не стоять на месте. Если раньше в школах были компьютерные классы, где ученики занимались согласно графику, то сегодня практически добрая половина школ обеспечивает компьютерной техникой все учебные кабинеты. Новый этап информатизации включает технику нового поколения – это мобильные компьютерные классы, интерактивные кабинеты. Хорошо бы к такой технике приложить еще и соответствующее современное содержание. На создание электронных ресурсов нацелен и фестиваль образовательных идей. В этом году он успешно завершается. В финале – одиннадцать школьных команд-лидеров. Отдельный модуль конкурса цифровых образовательных ресурсов затрагивает тематику, связанную с юбилеем Красноярска. Вскоре будут представлены наработки по этой теме для учебных, внеучебных занятий, что по существу является региональным компонентом в школьном образовании и планом для учреждений дополнительного образования. Важно отметить и такой проект, как дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями. Уже сейчас на базе лицея №11 Кировского района пятьдесят учащихся обучается по программе дополнительного образования. В этом году начинается апробирование программы по преподаванию общеобразовательных предметов. Все условия позволяют выполнить это обучение. Для каждого ребенка составлен индивидуальный учебный план. Специальная компьютерная техника, веб-камеры открывают новые возможности общения ребенка-инвалида благодаря режиму онлайн, а также более широкому доступу к информации. Проект объединил и детей, и их родителей, и педагогов в крепкое любознательное сообщество, заинтересованное в качественном образовании. Из виртуальной реальности они легко переходят в реальную жизнь лицея, куратора проекта, вместе радуясь успехам, отмечая праздники и важные даты. В рамках программы реализуются и более масштабные проекты, которые выходят за рамки муниципальной компетенции. Это детская компьютерная конференция «Умник» и детский компьютерный фестиваль. В них дистанционно участвуют делегации из других регионов, команды учащихся и педагогов. Каждый раз эти мероприятия представляют собой новый проект: всегда появляются новые формы, касающиеся организации и содержания. Единая информационная образовательная среда – среда обитания для учащихся и педагогов профильных школ. В части развития материально-технической базы они получают большую поддержку, чтобы в каждой профильной школе были интерактивные кабинеты, оснащенные интерактивной доской, компьютером, с которого она управляется, и пультами для голосования. С помощью пультов школьники осваивают тестовую технологию – они проверяют свои знания, нажимая несколько кнопок. В целом, как отметила Татьяна Кочеткова, единая образовательная сеть включает адреса уже известных городских порталов, связанных с образованием, где уже активно ведутся форумы, проводятся фестивали, конкурсы, презентуются проекты. Задача состоит в том, чтобы все школы существовали в равноценных условиях, имели доступ ко всем ресурсам. Например, к сетевой образовательной программе, в основе которой лежит дополнительное образование. Не секрет, что после уроков школьники охотно проводят время за компьютером. Часть из них с удовольствием осваивает элементы дизайна, читает книги по экономике, оттачивает мастерство журналиста в блогах. Эти направления сегодня популярны среди молодежи. Красноярских старшеклассников привлекает креативный образ жизни, деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык и талант. Педагогам важно поддержать этот образ. Главный специалист отдела развития ГУО администрации города Красноярска Марина Чернышкова подробнее рассказала о такой городской целевой программе, как «Развитие системы воспитания и дополнительного образования Красноярска» на 2008–2010 годы. Основанием для её разработки стала необходимость модернизации той сферы досугового образования и возможности самоопределения подростка, которую мы называем дополнительным образованием. Современный старшеклассник должен быть вовлечен в систему доп-образования. Но какой досуг ему могут предложить в школе или центре творчества? Подростков интересуют вопросы построения собственного будущего, реализация возможностей и талантов, расширение коммуникации и так далее. Сегодня к содержанию их деятельности, а также к педагогам предъявляются высокие требования. Необходимы педагоги-проектировщики, которые смогут создавать образовательное пространство, проектировать его. Для их выявления и поддержки проведен муниципальный конкурс программ допобразования детей. Каждая из программ-победителей получит финансовую поддержку. Всего за три года будет поддержано 24 программы. Для педагогов предусмотрены стажерские площадки, где они смогут получить опыт. Ведь времена «умелых ручек» отошли в прошлое. Будущее – за педагогами-проектировщиками. Они помогут подростку освоить ту или иную сферу. Например, если ребенок увлечен медиатехнологиями, то это не только поможет ему определить будущую сферу деятельности, он также получит навык работы с информацией. Объем финансирования трехлетней программы – 15 миллионов. Это достаточно серьезная сумма, чтобы изменить содержание образовательных проектов в этой сфере. Специалисты выделяют следующие перспективные направления образовательных программ в системе дополнительного образования: управленческие технологии, научно-технические, гуманитарные и социальные технологии. Много внимания сегодня уделяется научно-техническому творчеству подростков. Если не увлекать детей машинами, роботами, конструированием и изобретением вечного двигателя, то в будущем нас ожидает печальный итог. Благодаря программе подростки получат возможность изучения современной техники, а педагоги обеспечат простор для творчества, самореализации и приобретения полезных навыков. |