Специально к Дню Победы «Первый канал» раскрасил чёрно-белый фильм «В бой идут одни "старики"», а канал «Россия» – знаменитый сериал «Семнадцать мгновений весны». «Смуглянка» в формате Dolby 5.1 Первым на святое «ч/б» покусился НТВ еще в прошлом году. Как раз на 9 мая канал показал рекламные ролики «Семнадцати мгновений весны» с цветной ретушью, чем вызвал волну возмущения. Все подумали, что канал сделал цветным весь фильм. Оказывается, идея раскрасить культовую картину родилась еще три года назад у заместителя гендиректора «России» Александра Любимова, который сразу же заручился поддержкой режиссера фильма Татьяны Лиозновой, которая специально снимала именно на черно-белую пленку. «На первой встрече с Татьяной Михайловной я объяснил ей свои мотивы. «Семнадцать мгновений» – национальное достояние. Но с 1970-х годов технические стандарты качества изменились, и фильм стал потихоньку уходить на дециметровые каналы. Большие вещатели не могут позволить себе поставить его в прайм-тайм, – рассказал Александр Любимов. – Премьера цветной версии – это открытие картины для тех, кто знает Штирлица из анекдотов и диджейских треков с темой из фильма, но никогда не прикасался к этому продукту, потому что фильм выглядит несовременно». По мнению продюсера, дело тут не столько в цвете, сколько в полной реставрации ленты, в результате которой получился «абсолютно новый продукт, по сути, современный сериал». Работа над расцвечиванием сериала о Штирлице заняла три года, этим занимались 600 человек в нескольких странах. По словам Александра Любимова, реставрация проходила под контролем Татьяны Лиозновой, которой в этом году исполняется 85 лет. «Мы с ней работали всё это время. Она проверяла все сцены, все характеры, всех героев. А главное – меру вкуса, чтобы не превратить новый фильм в лубок. И передать в цветах эпоху 30–40-х, когда царствовали приглушенные тона арт-деко. У каждой сцены было несколько вариантов, и мы выбирали, как показывать Швейцарию, Альпы, рейхсканцелярию, особняки», – рассказал Любимов. Что касается фильма Леонида Быкова «В бой идут одни ?старики?», снятого 36 лет назад, то специалисты, работавшие над цветной версией, утверждают, что изначально режиссер хотел снимать фильм цветным. «Изучая историю фильма, я наткнулся на то, что Быков хотел снять эту картину в цвете. Хотел и просил дать ему цветную пленку, – рассказывает продюсер цветной версии «Стариков» Игорь Лопатенюк. – Цветная пленка, которая лежала на студии Довженко, давалась только на соцреалистические фильмы. Быкову говорили: если будешь снимать под заказ фильм о трактористах, дадим пленку. Это был 1973 год. Застой. Как это можно было снимать фильм о войне с песнями? Худсовет не пропустил. И пленку Быкову дали только черно-белую. Я считаю, что нашей работой мы исполнили желание режиссера». К работе над цветной версией была привлечена целая группа консультантов – военные летчики, специалисты по военно-историческим костюмам, по наградам, операторы и актеры, снимавшиеся в фильме. Главной задачей было «не свалиться в Голливуд», поэтому новые цвета фильма были максимально приближены к тому, что мы можем наблюдать на цветной советской пленке 1970-х годов. Правда, колоризировали «В бой идут одни "старики"» всё равно в Америке, на студии Legends Film. Продюсеры поработали и над качеством изображения, и над звуком. Знаменитая песня «Смуглянка» теперь звучит в формате Dolby 5.1. Не в последнюю очередь на телеканале думали и о расширении аудитории. «Я думаю, отреставрированная и ставшая цветной картина будет лучшим подарком ветеранам в День Победы. А молодое поколение сможет открыть для себя этот замечательный фильм», – говорит Игорь Лопатенюк. Как улучшали Штирлица Цифровая система колоризации, появившаяся в 1987 году, представляет собой процесс превращения черно-белой картинки в цветную. Однако широкого применения этот процесс не получил, так как конечный продукт получался ненатуральным и негармоничным. При работе над проектом «Семнадцать мгновений весны» использовались не только современные технологии, но и ручная работа – раскраска картины кадр за кадром. Технологический процесс начался со сканирования оригинальной пленки (разрешение 2К в логарифмическом формате Cineon на сканере DigiSpirit, 2048х1556 – формат, в котором сканируются современные фильмы), а это более 800 минут материала. В итоге в отсканированном виде – 40 Терабайт дискового пространства. Еще никто не брался за такой объем работ. Выходное качество в формате Full High Definition (1920x1080) позволило получить фильм, пригодный для выпуска на современных дисках Blue-Ray и HD-DVD. Таким образом, благодаря работе профессионалов зрители получат возможность разглядеть каждую деталь происходящего в любой сцене фильма. Для выбора правильных цветов формы, медалей, орденов, машин и многих сотен предметов, появлявшихся в кадре, была изучена специальная литература, приглашены консультанты-историки.После столь трудоемкой работы весь отсканированный материал был передан подрядчикам. Специально для этого проекта была создана международная группа (Россия, США, Корея, Китай, Индия). Требовалось также удалить царапины, которые были на исходной пленке, волоски, подавить шумы, стабилизировать изображение, по краям удалить мерцание пленки. Реставрация позволила справиться с этой частью процесса. Параллельно велась усиленная работа по полной переработке звука. Оригинальная звуковая дорожка не содержала отдельно голосов и шумов. Специалистам пришлось сначала выделить из общего трека голосовую фонограмму, а затем подвергнуть её процессу очистки и обработки. В оригинальной версии фильма достаточно мало шумов и эффектов. Проект «Семнадцать мгновений весны» уникален еще и тем, что в новой версии была проведена кропотливая и требующая особого подхода работа по записи естественных шумов, были записаны актеры для немецкой речи голосов второго плана, заменены и доработаны эффекты среды и фоновые звуки. Кроме того, удалось найти и переложить музыку в современном качестве (а не из оригинальной фонограммы, где качество не столь высоко). После просмотра воссозданного в новом качестве звуко- и видеоряда было решено провести и доработку монтажа. Исходный материал, взятый с пленки, удалось кадрировать под современный формат 16:9, что позволило увеличить видимую часть изображения, теперь зрители смогут увидеть гораздо больше. Некоторые моменты оригинального фильма (личные дела героев, нарезки из старых фотографий, начальные и конечные титры) сильно выбивались по качеству из общего уровня фильма. Средства их разработки 35 лет назад были достаточно примитивными. Эти фрагменты фильма были переработаны на современном уровне лучшими дизайнерами, сумевшими сохранить стиль того времени.
Раскрашивать классику придумали в Голливуде Кинокритики называют раскрашивание старых кинолент профанацией. Киновед Кирилл Разлогов относится к новой тенденции спокойно. Это реалия сегодняшнего дня и с ней невозможно бороться, заявил Разлогов: «Раскрашивание – это старый прием, который в свое время применялся еще к американским фильмам. Отношение специалистов было крайне отрицательным – это считалось абсолютным издевательством над оригинальным произведением. С тех пор страсти поутихли, раскрашенные фильмы показываются в разных местах, наряду с черно-белыми вариантами. С точки зрения искусствоведения это профанация. Для зрителя это приведение фильма в соответствие с современными нормами. Черно-белое изображение практически исчезло. Качества это не прибавляет, развлекательности прибавляет». По мнению Кирилла Разлогова, раскрашивание черно-белых фильмов не делает их более популярными у зрителей. Впрочем, руководство телеканала «Россия» убеждено, что цветная версия сериала «Семнадцать мгновений весны» доставит зрителям новые положительные впечатления. Бум колоризации пришелся на 1980-е годы. Таким образом в Голливуде в эпоху бурного развития цветного кино продюсеры решили привлечь внимание к черно-белым лентам. Одним из самых рьяных пропагандистов колоризации стал глава вещательной компании, основатель СNN Тед Тёрнер, который опубликовал список из более чем 100 старых голливудских фильмов, которые следовало бы перевести в цвет. Насильственному раскрашиванию подверглись такие классические произведения мирового кинематографа, как «Касабланка», «Мальтийский сокол», «Кинг Конг», «Джекил и Хайд». Среди наиболее заметных оппонентов телемагната оказался Вуди Аллен. «Изменить подобным образом чью-то работу без какого-либо на это разрешения – это показать презрение к кино, режиссеру и общественности», – заявлял актер и режиссер, отмечая при этом, что если сам автор не против такого вмешательства, то лишних вопросов не возникает. Режиссер Джо Данте был более радикальным в высказываниях: «Черный и белый цвет – это форма искусства кино 1940-х годов. Меняя цвет фильма, мы фальсифицируем историю». По эту сторону баррикад оказался и американский режиссер и сценарист Билли Уайлдер: «Только глупцы могут предполагать, что колоризация улучшит такие киношедевры, как «Касабланка» и «Гражданин Кейн». Поклонники колоризации оправдывают себя тем, что в те годы у режиссеров просто не было технических возможностей делать цветное кино, поэтому снимали как могли, то есть на черно-белую пленку. Тем не менее со временем стало понятно, что истинные ценители кино предпочитают покупать любимые фильмы в оригинальной версии на DVD, оставляя право смотреть раскрашенные копии телезрителям по всему миру.
Олег ТАБАКОВ, исполнитель роли Шелленберга в фильме «Семнадцать мгновений весны»: «Они уже это сделали, и поздно дискутировать на эту тему. Да и не хочу комментировать, поймите меня правильно. Я слишком люблю Таню Лиознову, чтобы обсуждать ее действия. Ко мне никто не обращался, и вообще это никакого отношения ко мне не имеет. На мой взгляд, фильм «Семнадцать мгновений весны» – это один из качественных: трудно говорить совершенных, но высококачественных продуктов нашего труда. Вот и всё, а остальное я оставляю без комментариев. Я не девочка и не нервный человек, у меня всё нормально. Буду ли сам смотреть? Нет, ну зачем, что за ерунда».
Георгий ДАНЕЛИЯ, режиссёр: «Я не видел цветного варианта, но в принципе – почему нет? Если хорошо сделано, я – за. Конечно, не каждый черно-белый фильм надо раскрашивать. Но, допустим, мою картину «Я шагаю по Москве» – вполне можно. Мы бы вместе посидели над ней и всё сделали. Раскрасили же американцы свои картины 1930-х годов, и мы их смотрим». Коммунисты будут судиться с создателями «раскрашенного Штирлица» Цветные версии старых фильмов не всем по душе. «Коммунисты Петербурга и Ленинградской области» намерены подать в суд на создателей цветной версии кинофильма «Семнадцать мгновений весны». В заявлении, опубликованном на официальном сайте организации, коммунисты призывают зрителей протестовать против «издевательства над Исаевым-Штирлицем, над любимым фильмом, над выхолащиванием идейно-политического смысла киноленты путем раскрашивания». По мнению авторов воззвания, «речь идет о злодейском и преднамеренном покушении на сокровищницу советского киноискусства», а «варварское раскрашивание» и переозвучка целых эпизодов – лишь первый шаг.
1500 долларов стоит минута колоризации фильма в России. 3000 долларов стоит аналогичная процедура в США. 828 минут – хронометраж 12 серий «Семнадцати мгновений весны». 92 минуты длится фильм «В бой идут одни "старики"».
Изначально «Старики» должны были быть цветными.
Людмила АНТОНОВА, дизайнер: – Не знаю, с какой целью сейчас старые черно-белые картины делают цветными. Конечно, может, это кому-то интересно – смотришь уже как новый фильм. Я видела цветные серии «Семнадцати мгновений весны» – особого негатива к этой версии у меня нет. Мы, может, консерваторы, привыкли военные фильмы видеть черно-белыми? Кстати, некоторые современные режиссеры, когда снимают фильмы о Второй мировой войне, специально не используют цветную пленку. Например, Стивен Спилберг и его фильм «Список Шиндлера». Я бы не стала раскрашивать старые фильмы, а посоветовала бы снимать новые. Цветную версию сериала Татьяны Лиозновой я буду смотреть только фрагментами, потому что знаю эту картину уже почти наизусть. Для меня она несколько скучновата, но я очень люблю некоторые фрагменты. Могу назвать много любимых фильмов о войне. Прежде всего, это «Баллада о солдате» – удивительный фильм, я всегда смотрю его от начала до конца и всё время плачу. А по большому счету не важно, цветной фильм или черно-белый. Главное – чтобы он был интересный.
Василий МОРГУН, депутат Законодательного Собрания Красноярского края: – Вы знаете, в свое время кино было построено таким образом, что оно производило впечатление документальных съемок. Мы привыкли к этой форме, я смотрел фильм несколько раз, и в новой версии, на мой взгляд, он потерял шарм правдивого кино. Кадры хроники, боев, выступлений руководителей Третьего рейха оставили, разумеется, черно-белыми, и основные сцены фильма в цвете резко отличаются от них. С другой стороны, очень трудно соответствовать вкусам разных людей. Нынешней молодежи, на которую я бы в первую очередь ориентировал этот фильм, может, цветные картинки нравятся больше, и идея расцветки старых военных картин для их популяризации, наверное, правильная. Я всегда отличаю компьютерную окраску от цветной пленки, так что фильм «Семнадцать мгновений весны» не только потерял для меня свою документальность, но и приобрел в какой-то мере некую лубочность.
Ольга ЕГУНОВА, директор юридического агентства «VIP»: – Я начала смотреть «Семнадцать мгновений весны» в цвете. Колораж несколько меняет ощущения, фильм уже не кажется давно знакомым. Но особой проблемы (я читала, что коммунисты Петербурга выступили против) я в этом не вижу. В том, что сериал теперь цветной, есть и положительные, и отрицательные стороны. Черно-белый вариант выигрывал в том, что чередование документальных кадров и художественных сцен создавало ощущение реальности и документальности. Цветное изображение этот эффект убивает. Понимаешь, что это творение режиссера, актеров, оператора и так далее. Тем не менее я еще раз поняла, что этот фильм будут любить всегда и все, его можно причислить к классике. Есть книги, которые можно читать бесконечно, и фильмы, которые можно бесконечно смотреть. В нём интересно буквально всё: актерская игра, неповторимый голос Капеляна – комплекс зрительных, слуховых, образных ощущений. И я хочу сказать, что после просмотра цветного варианта мне захотелось пересмотреть черно-белый. Потому что это – моё. Это как любимая игрушка: была одного цвета, а её взяли и перекрасили, но она не стала менее любимой.
Сергей АЛПАТОВ, заведующий отделом региональной офтальмологической помощи, доктор медицинских наук: – Очень люблю старые добрые советские фильмы, особенно посвященные теме Великой Победы. Один из самых любимых – «Семнадцать мгновений весны». Конечно, я очень много слышал и читал о том, что сейчас многие из этих фильмов будут, что называется, раскрашивать, показывать в цветном варианте. Отношусь к этому отрицательно, потому что считаю, что потеряется дух, стиль, отражающий трудность того времени, той эпохи. Но несмотря ни на что, я не отказываюсь посмотреть фильмы в раскрашенном варианте. Возможно, кинематографисты, продюсеры пошли на этот шаг и для того, чтобы привлечь внимание молодого поколения к просмотру важного патриотичного кино.
Виктория ВАРМУНД, преподаватель САПЭУ: – День Победы – особый праздник в нашей стране, грустный и светлый одновременно. Много книг, фильмов посвящено Победе. И фильмы безусловно прекрасные. Споры вокруг того, что некоторые из них предстанут в цветном варианте, в интернет-блогах царят нешуточные, в прессе этому тоже уделяют большое внимание. Я лично в этом ничего плохого не вижу. Почему бы не показать колоризированными эти картины? Каждый просто выберет то, что ближе ему. Но я, если честно, буду смотреть в черно-белом варианте, мне привычней и роднее так. Но если вообще говорить о Дне Победе, важно, наверно, не то, цветным будет любимый всеми фильм «Семнадцать мгновений весны» или черно-белым. Важно то, каждый ли из немногочисленных ветеранов получит поддержку и внимание. И пусть не только в этот день и не от всех сразу – соседей, государства, родных, прохожих. Просто пусть каждый день их проходит в атмосфере тепла, участия и понимания, будь то общественный транспорт, очередь в поликлинике и так далее.
|