«Между Украиной и Россией началась холодная война».
Александр ПРОХАНОВ, главный редактор газеты «Завтра».
Пётр ПИМАШКОВ: «Надо сосредоточиться не на объяснении причин, а на обсуждении конкретных мер безопасности общественного транспорта»
На днях глава города Пётр Пимашков провёл плановое совещание по вопросу безопасности пассажирских перевозок на общественном транспорте. Точнее, по вопросу, кто и по какой причине эту безопасность нарушает. Как отметил градоначальник, соблюдение пассажирской безопасности – одна из важнейших задач администрации города Красноярска. Собственно, об этом свидетельствует и соответствующая политика городских властей. Оптимизация маршрутной схемы города, обновление подвижного состава, внедрение автоматизированной навигационной системы диспетчерского управления на основе технологии ГЛОНАСС – всё это направлено на совершенствование системы перевозок в целом и комфорт каждого пассажира в частности. По словам экспертов, на сегодняшний день создана оптимизированная сеть, которая, как видно по количеству обращений граждан, вполне прижилась: недовольных маршрутами стало на 39% меньше, чем в прошлом году.
Однако за 7 месяцев нынешнего года по вине водителей городского транспорта произошло 23 аварии, пострадали почти тридцать человек. Об этом в своем докладе заявил начальник отдела ГИБДД УВД по городу Красноярску Андрей Маерчук. Он особенно подчеркнул, что здесь сложились даже свои аварийные «традиции»: на машинах нескольких перевозчиков аварии происходили по 2 и даже 3 раза. Лихачество водителей на дорогах, острый дефицит в квалифицированных кадрах, несоответствие самих автобусов всем предписаниям – вот основные проблемы пассажирских перевозок. Оттого, что конкретные предприниматели не могут организовать качественную работу, в конечном счете страдают красноярцы. От общих цифр докладчики перешли к частным нарушениям. Были названы четверо перевозчиков, не желающих работать вместе со всеми. Из-за них, как прозвучало на совещании, подорвана деловая репутация всех остальных перевозчиков. Страна, как говорится, должна знать своих в этом случае «антигероев» – это маршруты № 30, 83, 89 и 95. В целом около 40 автобусов работают без разрешения департамента транспорта. Разумеется, это провоцирует водителей к гонкам за рублём. А порой и к гонкам на выживание. Обгонять, подрезать, пропускать остановки, сокращать их сроки, беспрерывно говорить по мобильному телефону – вот, кажется, новые правила дорожного движения, которыми руководствуются некоторые маршрутчики.
Правовая безнаказанность
Как ни странно это звучит, но закон в этом вопросе пока на стороне нарушителей. Администрация города не дает недобросовестным перевозчикам разрешения на деятельность, но у них на руках лицензия. А отозвать ее может управление государственного автодорожного надзора по краю, как говорится в законе, только после ДТП с пятью пострадавшими «средней степени тяжести» или одним погибшим. Вот и приходится городским властям постоянно отстаивать свою правоту в суде. Только за последний год департамент транспорта дважды безрезультатно судился с управлением Федеральной антимонопольной службы по поводу принятых данной инстанцией решений. Но позже по тем же искам дважды департаменту удавалось отстоять свою правоту в арбитражном суде. Но, несмотря на правовой расклад в пользу нарушителей, городские чиновники не намерены подвергать опасности здоровье и жизнь красноярцев. Мэр города пообещал создать «в ближайшие дни» межведомственную комиссию, которая займется этим вопросом. Не осталось без критики и УФАС. По словам Петра Ивановича, в комиссию войдут представители краевой и городской власти, ГИБДД и «все те, кто так или иначе отвечает за безопасность». «Мы будем привлекать и те федеральные структуры, которые заняли позицию сторонних наблюдателей, подыгрывают каким-то непонятным интересам, грубо говоря, играют на публику. Забывая, что кроме всяких антимонопольных действий надо думать и о безопасности, что они тоже несут такую же ответственность, как и городская власть», – сказал на совещании мэр. Однако у перевозчиков свои ответы на извечные вопросы: «кто виноват» и «что делать». Среди красноярских пассажиров якобы есть более 30 «штатных падальщиков» – тех, кто намеренно падает в красноярских автобусах и ходит по судам, взыскивая деньги с перевозчиков. Такое смелое заявление сделал в рамках совещания председатель правления Красноярской ассоциации пассажирских перевозчиков Михаил Омышев. «У нас же список есть – более 30 «штатных падальщиков» в городе у нас сегодня. Тот, кто падает в транспорте, ходит по судам и из перевозчиков выжимает, начиная от судебных издержек и заканчивая моральным вредом. Есть? Есть. Почему мы это замалчиваем?» Также председатель ассоциации перевозчиков озвучил, на его взгляд, еще одну проблему общественного транспорта: красноярских перевозчиков якобы ущемляет тарифная политика, чем лишь подтвердил мнения о том, что ассоциация гораздо лучше борется за свои коммерческие интересы. «У коллег в других областях нет искусственного сдерживания тарифа. У нас эта политика продолжается уже несколько лет. Не будем города-миллионники брать, возьмем соседей наших. Хакасия, Абакан – с его численностью населения, парком и маршрутами, – они работают по 12 рублей с нового года. Новосибирск – 14 рублей, пригородные автобусы – 17 рублей. Иркутск – та же история. Мы что, другая республика или у нас другая валюта?» – сказал Михаил Омышев. В ответ на это присутствующий на совещании министр транспорта края Александр Ядов заверил, что тоже интересуется опытом других территорий. «Буквально на прошлой неделе я был в Хакасии, встречался с министром республики по транспорту, встречался с министром социального обеспечения. Они говорят: «У вас лучшая система, построенная в Сибирском федеральном округе. Ваши льготники ездят, ваши перевозчики работают ритмично по сравнению с нашими. Ваш муниципальный транспорт встал за последнее время на ноги, а у нас всё развалено». «Там нет муниципального транспорта, там нет транспортной доступности. В Иркутской области они вынуждены снижать количество поездок льготных пассажиров до 12 в месяц. Разве это путь? Да, они отпустили тарифы, но к чему это привело?» – отметил министр.
Безопасность горожан – прежде всего
Несмотря на разный тон выступлений и расставленные акценты в причинах небезопасности общественного транспорта, все участники совещания говорили об одном: необходимо консолидировать усилия всех органов, имеющих отношение к контролю за пассажирскими перевозками. Глава города сообщил, что хотя новую систему пассажироперевозок «критиковали, сейчас критикуют и дальше будут критиковать», но «определенные положительные результаты есть». Пётр Пимашков отметил, что сейчас необходимо сосредоточиться не на объяснении причин, а на обсуждении конкретных мер безопасности общественного транспорта. «Это факт, и от этого никуда не уйдешь. И новая система себя оправдывает. Вместе с тем, мы видим, что ряд перевозчиков не хотят встать в общий строй, в тот порядок, который предложен с учетом утверждения новой системы. Они надеются, что мы отступим. Это бесполезно. Мы будем последовательно день за днем наводить здесь порядок. Если кто-то надеется, что это будет какая-то очередная кампания: мы здесь пошумим – проверки, контроль, а потом займемся другими делами, тем более проблем в городе хватает, – нет! Это будет целенаправленная системная работа. По наведению порядка в безопасности пассажирских перевозок. Это должны все понять», – подытожил мэр. Пётр Иванович заверил собравшихся в зале перевозчиков, что городская администрация на стороне тех из них, кто соблюдает закон, и власти будут делать всё, чтобы оказать максимальную поддержку таким предпринимателям и, как следствие, сделать общественный транспорт краевого центра безопасным.