На 69-м году жизни в Киеве умер актёр, которому отдавали честь в Кремле. Николай Олялин остался в истории гибнущим в затопленном берлинском метро капитаном Цветаевым из эпопеи Юрия Озерова «Освобождение» (1968–1971). Его уникальное лицо придавало трагический, почти религиозный смысл практически любой роли. Вологда – Ленинград – Красноярск… Похоже, его судьба в кино была определена самой датой рождения – 22 мая 1941 года. Именно она надела на Николая Олялина гимнастерку. Хотя начиналось всё куда как «мирно». Родился он в деревне Опихалино Вологодской области в семье портного. Приобщение к искусству произошло еще в школьные годы: его старший брат записался в самодеятельный кружок в местном Доме офицеров и вскоре потянул туда и младшего брата. А всех, кто занимался в этом кружке, бесплатно пускали в кино. Так что, будучи еще совсем юным, Николай пересмотрел по нескольку раз сотни отечественных и импортных картин, от «Чапаева» до «Тарзана». Именно тогда он дал себе слово, что обязательно станет артистом, чего бы это ему ни стоило. Между тем никто в семье Олялиных не воспринимал всерьёз заявлений Николая о том, что он будет артистом. Он тогда очень сильно, по-вологодски, окал, и этот изъян родственники считали главным препятствием на его пути в искусство. Поэтому когда в 1959 году он собрался ехать в Ленинград, чтобы поступить в Институт театра, музыки и кино, вся родня отговаривала его делать это. «Ну какой из тебя артист с таким говором!» – заявляли они Николаю. А он всё равно поехал – и поступил с первого захода. Замечательный педагог Александр Александрович Ян увидел в нём задатки будущего талантливого актера и взял на свой курс, хотя тому потом вплоть до третьего курса пришлось бороться с оканьем под руководством педагога по сценарной речи. И эта борьба завершилась успехом. Успешно окончив институт, артист вместе со всем курсом был брошен на «поднятие периферии» – студентов послали в Красноярский ТЮЗ, на сцене которого за несколько лет он переиграл множество ролей. Примерно в то же время Олялин женился. История его любви выглядит достаточно романтично. Однажды в их театр пришла девушка Нелли, которая работала вторым секретарем райкома комсомола. Ей надо было отобрать актеров для выступления на праздничном вечере. В числе этих актеров оказался и Николай. По его словам, для того, чтобы полюбить друг друга, им хватило всего лишь одного дня! На следующий после знакомства день они пошли в загс и расписались. Обычно столь молниеносные браки довольно быстро заканчиваются разочарованием молодых друг в друге и разводом. Но в случае с Олялиным ничего этого не произошло. Они с Нелли Ивановной до последних дней были вместе, воспитали двух детей – Владимира и Ольгу, а также внука Сашу. Николай не раз говорил: «Слава Богу, меня миновал дамоклов меч развода – просто не в силах представить, что моя дочь или мой сын какого-то другого, постороннего мужчину стали бы называть папой». В 1965 году Николай Олялин дебютировал в кино в роли солдата Болдырева (фильм «Дни лётные»). С 1968 года начал работать на киевской киностудии имени Александра Довженко. В том же году Олялин был приглашен режиссером Юрием Озеровым на одну из ведущих ролей в ставшей легендарной киноэпопее «Освобождение». Среди огромного количества лент о Великой Отечественной, которые снимали в СССР, впереди полков киношных героев вспоминаешь прежде всего его – парня с яростным, светлым взглядом. Неукротимого, как возмездие. Командира роты Цветаева из «Освобождения». В семидесятых «Освобождение» стало прорывом к правде. Именно так, без пропагандистских прикрас, без пафоса чувствовали минувшую войну настоящие ветераны. Он выразил их суть. Они поверили. Кино продолжило жизнь. Стало ее частью и историей. «Милый, родной мой, ведь я там, на Курской дуге, был вместе с тобой!» Этими признаниями старых солдат актер дорожил, как боевыми орденами…
Фильмография Николая ОЛЯЛИНА 1966 – Дни лётные – Болдырев 1968 – Освобождение – капитан Цветаев 1970 – Обратной дороги нет – майор Топорков 1970 – Дума о Британке – Врангель 1970 – Секундомер 1970 – Бег – Крапилин 1971 – Дерзость – Андрей Клименко 1971 – Мировой парень – Виктор Логинов 1972 – Джентльмены удачи – полковник 1972 – Ночной мотоциклист 1972 – Длинная дорога в короткий день 1972 – Иду к тебе 1974 – Гнев 1974 – Истоки 1974 – Океан 1974 – Ливень 1975 – Пропавшая экспедиция – Силантий 1976 – Бешеное золото – Берт Симпсон 1976 – Золотая речка – Силантий 1977 – Поединок в тайге 1977 – Долг 1978 – Пробивной человек 1979 – Вижу цель 1981 – Синдикат-2 – Павловский 1981 – Россия молодая – Молчан 1982 – Белый шаман 1983 – Легенда о княгине Ольге 1983 – Шел четвертый год войны – начальник разведки 1983 – Жаркое лето в Кабуле 1984 – Две версии одного столкновения 1985 – Берега в тумане 1986 – В одну-единственную жизнь 1987 – Раненый камень 1988 – На помощь, братцы! 1988 – Верными останемся 1989 – Биндюжник и король – кузнец Иван Пятирубель 1990 – Неотстрелянная музыка – Вадим 1990 – Теплая мозаика ретро и чуть-чуть… 1992 – Воля 1993 – Трагедия века – Цветаев 1994 – Тюрьма 1996 – Бег от смерти 1998 – Князь Юрий Долгорукий 1998 – Окраина – Полуянов 2002 – Бездельники – министр 2003 – Тотализатор 2004 – Ночной дозор – Инквизитор 2005 – Есенин – Григорий Самохин 2005 – Охота на Изюбря – Аркадий Извольский, отец директора комбината 2005 – Дневной дозор – Инквизитор 2006 – Бумер. Фильм второй – рыбак Илья 2007 – Медвежья охота – Сан Саныч 2007 – Ленинград – Гревицкий 2007 – Презумпция вины – отец Ольги
Горящий взгляд на измождённом лице святого Кинокритики не жалели красок, живописуя незаурядный олялинский талант: «Актерам, играющим призраков, не веришь. Николай Олялин – исключение. В «Беге» (1971) Александра Алова и Владимира Наумова вестовой Крапилин, преследующий своего палача, врангелевского генерала-вешателя Хлудова, натуральный выходец с того света, безжалостно недоумевающий, за что его убили. По большому счету это был архетип любой военной роли: отвоевав своё, солдат получает право призвать к ответу тех, кто послал его на смерть. Но, даже играя живых военных, неуклонно растя в званиях, от летчика-истребителя Болдырева в «Днях лётных» (1966) до полковника Павлова в фильме Георгия Николаенко «Шел четвертый год войны» (1983) и савинковца Павловского в «Синдикате-2» (1981) Марка Орлова, Олялин всегда был сожженным войной мертвецом, продолжающим сражаться в вечной увольнительной. Святым маньяком, как майор Топорков в «Обратной дороги нет» (1971) Григория Липшица, невиданно жёсткой для СССР истории партизанского обоза, везущего не оружие, как думают герои, а ящики с кирпичами, отвлекая на себя карателей. Религиозный подтекст истовости прозвучал вслух в «Пропавшей экспедиции» (1975) и «Золотой речке» (1976) Вениамина Дормана, где Олялин был Силантием, старообрядцем и душегубом, для которого двуперстие и топор были равноценны. Проступающие сквозь кожу кости черепа, впалые щеки, горящий взгляд на изможденном лице. Сюжет мог быть фальшив – Олялин придавал ему правду страдания. И даже лощеный, но боевой генерал Орел, консультант «Освобождения», возмущался: «Да как же так, что ты утонул, да я режиссеру скажу, пусть выведет тебя из проклятого метро через какой-нибудь люк». Хотя родился актер ровно за месяц до 22 июня и войну, на которую ушел отец-портной, уже нахлебавшийся горя на финской войне, не помнил, а помнил только солдат, тянувшихся через Опихалино по домам: безногих, безруких, пьяных и плачущих». Сам Олялин знал за собой и комический дар: недаром же великий Николай Акимов звал выпускника Ленинградского театрального института в свой Театр комедии. Но выпало распределение в Красноярский ТЮЗ, ожесточенный разлад с главным режиссером, утаившим от актера приглашения на съемки в такие культовые ныне фильмы о войне, как, например, «Щит и меч» (причиной разлада, кстати, была охальная и до сих пор живущая в актерском фольклоре эпиграмма на главного). С 1970 года – работа на студии имени Довженко, слава в 1970-х, забвение в 1990-х. Впрочем, в 1990-х Олялину повезло больше, чем многим его коллегам. Речь не об Инквизиторе – скорее манекене, чем персонаже ночного и дневного «Дозоров» (2004–2005) Тимура Бекмамбетова, хотя тоже отмеченном той же религиозной жестокостью, не о сериалах, пусть и приличных, как «Охота на изюбря» (2005). Олялин сыграл Кольку Полуянова, одного из главных героев «Окраины» (1998) Петра Луцика, одного из лучших фильмов эпохи, притчи об обездоленных сатанинским олигархом крестьянах, в своей непреклонной жажде справедливости доходящих по трупам до самой Москвы и покидающих ее охваченной пламенем. Это был, конечно, своего рода постмодернизм, игра – пусть не с буквой, а с самим духом советского кино, хотя бы фильмов Александра Довженко, но присутствие Олялина придавало этой игре беспощадную серьёзность «гибели всерьёз». Ольга БУДИНА: «Олялин был дамским угодником» Смерть любимца Мельпомены повергла в шок известную актрису Ольгу Будину, у которой были дружеские отношения с Олялиным: – Николай Владимирович – изумительный артист и прекрасный человек. В него невозможно было не влюбиться – красивый, сильный, мудрый и невероятно мужественный. Каждое его появление на экране невозможно забыть – яркий и талантливый человек. Не могу сказать про Олялина слово «был»... – Ольга, а в общении Олялин был сложным человеком? – Нет, невероятно легкий, остроумный. Николай Владимирович любил шутить, делать комплименты женщинам. Олялин был самым настоящим дамским угодником. И получить знак внимания от такого мужчины было всегда приятно. Конечно, женщины не могли пройти мимо него, не оглянувшись, не улыбнувшись ему, не построив глазки, – перед ним было трудно устоять. Представляете: видишь перед собой красивого мужчину, который осыпает всяческими любезностями! Конечно, его жене, наверное, было несладко. Но Николай Владимирович всегда говорил о своей второй половинке в превосходном тоне, с нескрываемым восхищением и любовью. Немного не дожил до весны Его популярность оборвалась вместе с кончиной СССР. Украина, куда он в 1968-м переехал работать на студию Довженко, стала независимой и не очень-то нуждалась в герое объединяющего масштаба. А в дешевом «мыле» он сниматься не хотел. Гордым был. Да и сердце, надорванное жизнью и работой, подводило. На Украине Николай Олялин возглавлял фонд «Путь Православия», действующий под эгидой Московского патриархата. В 1979 году ему было присвоено звание «Народный артист Украинской ССР». Он являлся также Кавалером ордена князя Ярослава Мудрого V степени. Николай Олялин немного не дожил до весны. До мая. До юбилея нашей общей Великой Победы.
В «Джентльменах удачи» Олялин сыграл роль полковника Верченко.
Актриса Ольга БУДИНА.
Фёдор СИДОРЕНКО, депутат Законодательного Собрания Красноярского края: – Николая Олялина я для себя открыл после фильма «Обратной дороги нет». Эта его роль очень сильно запала мне в сердце, потому что в ней он отобразил военного, командира, человека, который умирает, сражаясь за Родину. Мне кажется, что это самый непотопляемый образ, который создал Николай Олялин. И с тех пор я всегда следил за этим актёром. И не потому, что он когда-то играл в Театре юного зрителя в Красноярске или какое-то отношение имел к нашему городу, а потому что он был действительно сильный артист. И его последние роли в фильмах «Окраина», «Ночной дозор» еще больше подтвердили, что этот человек действительно может сыграть очень сильно, очень круто, и это настоящий артист. Мне жаль, что наши советские и российские режиссеры его редко снимали, что он не реализовался на все свои 100 процентов. Очень жалко, что этот актёр умер, потому что я считаю, что такие талантливые актёры, как Николай Олялин, – настоящее достояние России.
Вера БАРАНОВА, заслуженная артистка России: – Конечно, это величайший русский артист, и то, что он начинал свой творческий путь с Красноярска, особенно приятно. Я считаю его великим артистом, он не на каждую роль соглашался, знал себе цену, и каждая, даже маленькая и эпизодическая его роль – это был запоминающийся образ. Жаль, что не так много сыграно им, как хотелось бы. «Ночной дозор» и «Дневной дозор» как-то мимо меня прошли. Конечно, самая главная из всех – роль в фильме «Освобождение». После развала Советского Союза всем артистам было тяжело: кто с голоду умер, кто в рекламу дешевую пошел. Но Николай Олялин сумел сохранить свое лицо, лицо великого артиста, который, несмотря ни на что, не преклоняет колен. Каждый по-разному это время переживал, но этот артист продолжал нести свою великую роль.
Алексей УШАКОВ, артист Красноярского театра юного зрителя: – Николай Олялин был прекрасным актёром и верным товарищем. Это был очень талантливый человек, бесконечной душевной щедрости, не из тех, кто мог предать, наговорить на кого-то. Это открытой, золотой души человек. В 1964 году мы приехали с ним из Ленинграда и проработали вместе до 1970-го в нашем ТЮЗе. Во времена студенчества Коля учился на вечернем отделении, а днём работал грузчиком. Когда после института приехали в Красноярск, то сначала очень удивились, потому что путали с Краснодаром. Вышли на перрон и думаем: «Почему тут ни арбузов, ни дынь нет, только шишки какие-то продают?» Как оказалось, нас тут не очень-то и ждали: ТЮЗ был только в планах, нужно было повоевать за право «состояться» с Дворцом культуры Маяковского, а тот и не думал уступать нам место под театр. По воспоминаниям Коли, когда он добрался до него (не поймешь, с юмором он говорил или нет), встретили немилостиво, вахта пошла на него с топорами… Николай был очень творческий человек, ему было мало театра, он еще стремился и в кино, для чего проделал огромную работу. Как-то пошёл сделал свои снимки, размножил их и разослал во все киностудии Советского Союза. И вот однажды он получил вызов на съёмки в Киев, на киностудию Довженко. Там он снялся в своем первом фильме «Дни лётные». И когда мы потом поехали на гастроли с театром на Украину, там началось просто светопреставление. Молодые поклонницы проводили вечера под окнами Николая Олялина. Бывало, придешь уставший после спектакля, только начнешь засыпать – и вдруг под Колиными окнами начиналось: «Коля, выйди на балкон!» Он молодой был тогда, красивый, рослый мужик, и отбоя от поклонниц не было. Но он был тогда женат уже, чем обеспечил себе безопасность. (Смеётся.)
Сергей СНАРСКИЙ, владелец магазина «Антиквар»: – Я застал Николая Олялина в Красноярске во время своей учёбы в театральном училище. По сути, мы знакомы не были. Он играл в местном ТЮЗе, пользовался успехом, был популярен – не только как театральный актёр, он работал ещё и диктором на телевидении. Потом уехал. Спектакли с его участием в красноярском ТЮЗе я не видел, но помню, как труппа приезжала на гастроли в Иркутск со спектаклем «Фрол Скобеев», где у Николая Олялина была очень яркая роль. После он снялся в «Освобождении», потом были другие киноработы, но он мало снимался. Мне кажется, у него осталось ещё много несказанного, несыгранного, того, чем он мог поделиться со зрителем. Жаль. Это был прекрасный актёр. Я не люблю таких слов, как «великий», по отношению к творческим людям. Про Олялина могу сказать: актёр настоящей русской школы.
Яков ВОРОНОВ, заслуженный артист РФ: – К сожалению, великие люди уходят от нас всегда рано. Николай Олялин – великий актёр. Больше всего мне запомнилась его роль в фильме «Обратной дороги нет», где он блестяще сыграл главного героя, майора Топоркова. Фильму уже очень много лет, но для меня эта картина до сих пор интересна, и она не теряет своей актуальности, это один из лучших фильмов о войне и одна из лучших ролей Олялина. Мужчине сложно говорить такие вещи, но если честно, сколько бы раз я ни смотрел этот фильм, в некоторых эпизодах я просто не могу сдержать слёз. Николай Олялин в любой роли, даже в небольшом эпизоде всегда был убедителен и ярок. Он играл по-настоящему мастерски. Это был потрясающий актёр.
|