Мифология
Магамет БАЧАЕВ, кинокомпания «Корсар» (Новосибирск), продюсер Индейцы племени яномами, живущие в амазонских джунглях, убеждены, что у них есть вторая жизнь – в виде животных и насекомых. Они называют это состояние «нореджи». Они верят, что воплощения мужчин в животном мире – это чаще всего орлы и обезьяны, а нореджи женщин – выдры. Из-за этих представлений яномами вообще редко охотятся – не хотят случайно убить своего нореджи. Еды индейцам не хватает. Конечно, «плохие белые люди» всегда виноваты в том, что индейцы вымирают, ведь они заражают их корью и нарушают экологию, пока яномами сжигают покойников на костре, собирают пепел, высыпают в плошку с банановой кашей и дружно всем племенем съедают этот деликатес. Индейцы верят, что съеденный сородич продолжает свою жизнь в их телах, укрепляет родственные связи племени и объединяет мир живых и царство мертвых. Очень даже может быть… Но вымирают почему-то всегда именно те индейцы, которым «плохие белые люди» не навязывают свой взгляд на мир и свой образ жизни и не заставляют отказаться от застывших во времени обычаев и мифологии. В наших холодных краях есть банановую кашу с пеплом как-то не принято и вполне можно найти себе более цивилизованное и рациональное занятие. Например, снять полнометражный художественный фильм с известными актерами (А. Чадов, В. Разбегаев, М. Дрозд) – что хорошо; но в Новосибирске – что немного подозрительно. Со временем начинаешь понимать, что киношники и потенциальные инвесторы в стране недалеко ушли от индейцев яномами и прекрасно обходятся тремя мифами. Первый: чтобы снять фильм, нужны миллионы долларов (желательно от трех-четырех и больше). Второй: кино – это вообще не бизнес, и деньги, вложенные в кинопроизводство, «не отбиваются», не говоря уже о том, чтобы что-то заработать. (При этом второй миф является прямым следствием первого: потратить на хороший фильм нужно обязательно очень много.) И миф третий: наши люди не смотрят малобюджетное «умное» артхаусное кино. Им это не нужно. Начинаешь работать и понимаешь, откуда берется миф первый: то, что можно снять за $200 000, легко можно сделать за миллион, и еще легче – за пять. И, видимо, один раз попробовав, очень сложно от этого отказаться. Глядя на смету полнометражного фильма, поражаешься количеству занятых людей и их зарплатам. Спрашиваешь, немного комплексуя, столичного актера: «Как, на твой взгляд, у нас тут на съемочной площадке, наверное, полный колхоз?» – и слышишь в ответ: «Ребята, вы колхоза не видели. Я как раз из такого к вам прилетел (т.е. из Питера, со съемок сериала для федерального канала. – Авт.). То, что снимаем здесь за день, там – за неделю. И людей на площадке в три раза больше». Почитайте, что пишут журналисты о кинопроизводстве и прокате: в стране не хватает инфраструктуры (кинотеатров), доходы съедают пираты и т.д. Сэм Клебанов, известный (и чуть ли не единственный) прокатчик артхаусного кино, подсчитал сборы по 12 лентам, включая «Серьезного человека», «Впусти меня» и «Сокровище», в семи странах Европы, четырех – Латинской Америки, а также в Южной Корее и США. Выяснилось, что Россия смогла обогнать лишь Уругвай (население страны практически равно населению Новосибирской области). Причем если оценивать сборы блокбастеров, то Россия отстает только от США и Германии. Поэтому нехваткой кинотеатров проблемы артхаусного проката не объясняются. Пиратство тоже винить не стоит: Испания – одна из самых лояльных к нему стран мира, но сборы «Серьезного человека» в Испании составляют $1,3 млн, а в России всего $350 тысяч. Клебанов пришел к выводу, что проблема в головах. Но для того, чтобы люди полюбили умное кино, его им нужно показывать. Сложно полюбить то, чего не видишь. И хорошо бы, чтобы фильмы эти были о жизни тех, кто приходит в кинотеатры. То есть о нас с вами и о стране, в которой мы живем. А видим мы либо фильмы, в которых нет людей, а есть великая сказочная страна, населенная героями, либо ленты о том, что страна – говно, живут в ней уроды, а дальше будет только хуже. Банановая каша с пеплом сожженных соплеменников. Можно жить и так. Можно верить в нореджи. Но в Новосибирске есть кинотеатр «Победа». В этом кинотеатре регулярно проходят недели современного французского, немецкого, итальянского кино. Режиссеры часто молоды и никому неизвестны. На сеансах – полные залы. Люди, которые выросли из сказок и убогой мифологии, не находят себя в фильмах российских режиссеров и приходят смотреть европейское кино. Им это нужно. |