начало на 1 стр. А самое слабое сейчас место – это пассажирский терминал, образец конца 70-х годов прошлого века, типовой советский проект. На тот период, когда он проектировался и строился, невозможно было заложить и учесть все те нюансы, которые мы имеем спустя 30 лет – связанные с возросшим пассажиропотоком, с пожеланиями клиентов, с технологией обслуживания, с возросшими требованиями по авиационной безопасности, с электронной регистрацией и т.д. и т.п. Разумеется, наш пассажирский терминал требует нового технического решения. Мы в настоящий момент совместно с партнёрами занимаемся мастер-планом развития аэропорта. Разработку делает крупнейшая немецкая компания «Хохтиф». Это фундаментальный труд, который должен ответить на многие ключевые вопросы в том числе по нашему новому пассажирскому терминалу и его проектно-техническому и архитектурному решению. Конечный документ данной работы – бизнес-план реализации проекта, который определит, в какие сроки он будет осуществлён, какие потребуются вложения, оценит эффективность инвестиций. – Давайте попробуем сравнить аэропорт Красноярска и воздушные ворота соседних региональных центров. – Если говорить о пассажирском терминале, мы объективно отстали. Если о состоянии наземной инфраструктуры, то здесь мы занимаем одну из лидирующих позиций за Уралом. Увеличение количества перевозок, в том числе и международных, подтверждает этот факт, ведь все иностранные перевозчики осуществляют рейсы в соответствии со строгими мировыми стандартами технологии и безопасности полётов. Планка у них завышенная, и нами она взята. – Негативные последствия банкротства «КрасЭйр» уже преодолены? – Уход с рынка «КрасЭйр» и всего альянса «Эйр Юнион» был стремительным. Ни одно предприятие к такому повороту событий не готовится заранее. Конечно, это было для аэропорта крайне болезненно. И прежде всего для коллектива, на который обрушилась уйма проблем. Но, как показала дальнейшая жизнь, далеко не смертельно. Цифры – вещь упрямая, от них никуда не денешься. 2007 год – это расцвет «КрасЭйр» в Красноярске, максимальный рост объёмов перевозок. 1 миллион 250 тысяч пассажиров за 2007 год – это был их пик. При этом сегодня, не имея базового перевозчика, спустя, по сути, всего лишь два года, мы уже приближаемся к их рекорду. А ведь целый год остаточные негативные явления были, когда концерн «КрасЭйр» уже ушёл, а другие компании ещё не успели прийти и сформировать свои программы, не успели перестроиться на Красноярск. А сегодня это произошло – и в конце нынешнего года, как я уже сказал, мы планируем приблизиться к показателю 1 миллион 200 тысяч пассажиров. А возможно, и перешагнуть его. – Монополизм «КрасЭйр» был ликвидирован самой жизнью, теперь потенциальному пассажиру есть из чего выбрать. В лучшую сторону для населения меняется и тарифная политика? – То, о чём я говорил выше, – «открытое небо», наличие конкуренции – всё это позитивно влияет на рынок, у пассажира появляется достойный выбор, поступают различные предложения, он вправе улететь простым «экономом» или же «бизнес-классом». Пассажир может выбрать аэропорт, может выбрать время рейса, если мы говорим о московском направлении… – …и даже иногда тип самолёта? – И даже иногда тип самолёта! Хотя они в компаниях меняются, но всё равно у любой компании есть два-три основных типа самолётов на каждом направлении, и большая вероятность, что вам попадёт именно тот тип, который вы предпочитаете. Что касается ценовой политики, аэропорт никоим образом не может влиять на тарифы, которые формируют авиакомпании. Если же говорить о тарифах самого аэропорта, существует достаточно сложный механизм утверждения аэропортовых сборов, который утверждается и согласовывается в нескольких федеральных ведомствах – федеральной службой по тарифам, потом этот приказ регистрируется Минюстом и т.д. Это достаточно громоздкая доказательная процедура, процесс от начала подачи заявки до утверждения новых тарифов занимает около полугода, и здесь у нас нередко возникают противоречия с авиакомпаниями. В частности, авиакомпании постоянно сетуют на то, что цены в аэропорту на определённые услуги растут. При этом авиакомпании-перевозчики управляют тарифной политикой как хотят, абсолютно произвольно. Нет сегодня четких официальных критериев и легитимного механизма, который мог бы перевозчику сказать: нет, здесь дорого, здесь ты завысил, а там, наоборот, чуть понизил. И если оценить динамику тарифов, допустим, по московскому направлению, можно убедиться, что цены в зависимости от сезона скачут в разы. А ведь расходная база авиакомпаний так в разы не меняется – то вниз, то вверх. Компании прежде всего ориентируются только на рынок, на спрос. Есть спрос, есть пассажир – появляется возможность поднять цены, и поднимают… – При почти 100%-й монополии «Крас-Эйр» в Красноярске многие красноярцы отправлялись на поезде до Новосибирска и уже оттуда летели до дорогой во всех смыслах столицы. Получалось заметно дешевле, чем напрямую из Красноярска. – Сейчас подобного уже нет. А раньше такая тенденция действительно имела место. Сегодня структура пассажиропотока изменилась. Раньше, при «КрасЭйр», была достаточно большая доля трансфертного и транзитного пассажира, сейчас эта доля упала, зато заметно увеличилась доля самих красноярцев. Тарифы в том же Новосибирске за счёт наличия конкуренции были значительно ниже Красноярска по многим направлениям, сейчас такого разброса нет. Условно говоря, ради 100-, 500- и даже 1000-рублёвой разницы в тарифах нет смысла ехать в чужой аэропорт. Красноярцы стали намного больше летать именно из Красноярска. По международным перевозкам рост в два раза! А международные перевозки – больше чем на 90% это отдых. У пассажира, который раньше уходил в Новосибирск, Среднюю Азию, Москву, Питер – и транзитом добирался до места отдыха, сегодня появилось конкурентоспособное предложение из Красноярска – и он летит напрямую. Это самый очевидный плюс для красноярцев. – Зато питание на борту авиалайнера большинство пассажиров подвергает жёсткой критике. Что – разве голод в стране? – На сегодня аэропорт не занимается ни изготовлением, ни поставкой бортового питания. В конце 1990-х – начале 2000-х годов это было выведено из деятельности тогда ещё «Красноярских авиалиний. С тех пор ни они, ни аэропорт этим не занимались. Но определённое влияние на эти вопросы при «КрасЭйр» имело место. Сегодня в аэропорту «Емельяново» работают два оператора по поставке продуктов питания. Производственные мощности у них широки, могут исполнить любой каприз за ваши деньги. Авиакомпания сама определяет, какой уровень обслуживания, какой ассортимент продуктов, какой состав питания, начиная от напитков и заканчивая едой, предоставляет она пассажирам. Сегодня появились новые технологии, глубокая заморозка продуктов и т.д. Некоторые компании всё возят с собой туда и обратно, некоторые приобретают питание здесь. Каждая авиакомпания по тем или иным критериям сама принимает решение, но при этом существуют определённые минимальные стандарты – в зависимости от направления, от класса рейса. Перевозчик обязан эти стандарты соблюдать. Но это уже стезя надзорных органов – следить за исполнением предъявляемых требований. – Ещё более судьбоносный вопрос, чем деньги и еда – безопасность пассажиров. В наше неспокойное время важно всё, от снимаемых брючных ремней в аэропорту до ремней в креслах самолётов. Применительно к вашему хозяйству – для обеспечения мер безопасности имеется всё необходимое? – Авиация и аэропортовая деятельность – это достаточно динамичные сферы в плане развития, изменения технологий и проявление многих других прогрессивных решений. И никогда нельзя сказать, что мы достигли определённого уровня, остановились и больше ничего не делаем. Возникают новые обстоятельства, новые требования, которые побуждают нас к активным действиям. Все знают о событиях 11 сентября в Америке, после которых радикально изменился подход, в том числе и в России, к обеспечению мер, связанных с авиационной безопасностью. Новые требования по технологиям, по досмотру пассажиров, по провозу жидкостей, новые списки предметов, запрещённых к перевозке… Службе авиационной безопасности отведена очень ответственная задача – за год не один десяток случаев, когда сотрудники выявляют лиц с проблемами с законом, оружие, наркотики, боеприпасы. Это многим незаметный ежедневный труд. Служба авиационной безопасности укомплектована всем необходимым: специальное оборудование для досмотра, учебные тренажёры, система видеонаблюдения. Заканчивается запуск системы автоматизированного контроля управления доступом и многое другое – полный комплект. Любой технологический процесс в аэропорту, будь то обслуживание пассажиров и грузов, техническое обслуживание воздушного судна, чётко регламентирован и стандартизирован. Деятельность гражданской авиации по основным направлениям в обязательном порядке сертифицируется, а по авиационной безопасности ещё и лицензируется. Соответственно, очень чётко должны быть определены все технологии: что именно необходимо сделать каждому работнику смены по обслуживанию того или иного воздушного судна. Какие он предпринимает действия, в какой последовательности, за какой промежуток времени. Если говорить о безопасности полётов именно в аэропорту «Емельяново», то показатели за 9 месяцев 2010 года значительно лучше, чем показатели 2009 года. Что сюда входит? Это количество авиационных событий, произошедших на земле. Будь то повреждение воздушного судна или столкновение производственных механизмов – более чем в два раза этот показатель улучшен по сравнению с прошлым годом. У нас в аэропорту существует собственная инспекция по безопасности полётов. Работает она по всем направлениям и вопросам, связанным с этой деятельностью, совместно с полевыми инспекторами «Росавиации», которые совершают круглосуточное дежурство на территории аэропорта «Емельяново». Таким образом, действует система многоступенчатого контроля. Нет предела совершенству, поэтому мы постоянно у себя в аэропорту корректируем те или иные моменты и осуществляем мероприятия, направленные на улучшение качества и увеличение скорости обслуживания. Пожелание любой авиакомпании – максимально быстро обслужиться и улететь. Это удобно и пассажирам, при этом увеличивается эффективность использования воздушного судна. – Какие самолёты лично вы считаете наиболее надёжными, безопасными? – Мой самый любимый – «Ил-86». Возможно, это просто связано с конкретным позитивным этапом моей жизни. Но есть и практическое подтверждение надёжности: о каких-то серьёзных авиационных событиях с этим самолётом, кроме крушения по техпричине под Питером, я не слышал. Это единственная катастрофа «Ил-86», а ведь летали они раньше очень часто. На тот момент «Ил-86» был достаточно комфортным, просторным воздушным судном. Сейчас, правда, они используются всё меньше и меньше. Иногда не совсем корректно СМИ как некий жареный факт преподносят тот или иной самолёт как «самый безопасный», пытаются оценивать – какой из них «хороший», какой «плохой». Некорректно авиационные термины отражать чисто субъективно – может нравиться, может нет, и не более. Существует множество показателей по безопасности полётов: количество авиационных событий на час налёта, количество инцидентов, авиапроисшествий на одно воздушное судно и так далее. Тут нужно обязательно учитывать количество этих воздушных судов, их налёт, суммарную статистику. Например, 1 происшествие – на 1 тысячу часов полёта или же на 100 тысяч часов – далеко не одно и то же. На одно событие соотношения разные. Когда сравнивают показатели по безопасности полётов, надо обязательно оценивать соотношение к количественным показателям эксплуатации воздушного судна, учитывать причины авиационных событий и происшествий. Если те или иные проблемы произошли из-за человеческого фактора, не следует предъявлять претензии к самолёту, а надо множество критериев рассматривать. Зачастую происходит совокупность многих факторов, приведших к авиапроисшествию. Расследование того или иного авиационного происшествия – это гигантский и очень скрупулёзный труд. Одним предложением не объяснишь и не опишешь. – По мере усложнения технологий роль человеческого фактора постоянно возрастает. Не берём сейчас пилотов и всех, кто работает непосредственно в полёте. Театр начинается с вешалки, а полёт – с дороги в аэропорт. Можно ли сказать, что в «Емельяново» работает сплочённая и умелая команда профессионалов? – Человеческий фактор – область, требующая постоянного повышенного внимания. Чем больше проводится мероприятий по обучению, по доведению до персонала сведений о необходимости соблюдения технологий и правил работы, чем чаще проводятся технические учёбы и контрольные проверки, чем больше мы мотивируем работников в социальном направлении – тем больше мы ждём от них отдачи и высокого качества выполняемой работы. У нас в этом отношении работа ведётся планомерно по всем направлениям. Проводятся необходимые отраслевые обучения специалистов по конкретным специализациям. Для работников авиационной безопасности – одни курсы, для инженерно-авиационной службы – другие. Два раза в год стабильно проходит плановая проверка «Росавиации» по подготовке к работе в весенне-летний и осенне-зимний периоды. Комплексно проверяются вообще все службы, которые действуют в порту. Система контроля – обязательный элемент работы авиации. Коллектив – это главное достояние аэропорта. Его удалось сохранить, несмотря на все невзгоды. И только благодаря ему мы имеем то, что имеем: живем, работаем, развиваемся. Чтобы стать авиационным специалистом уходят многие годы. И все сотрудники – авиатехники, инженеры, сотрудники безопасности, водители, аэродромщики, грузчики – все достойно выполняют свою работу. У нас нет второстепенных ролей, каждый участок важен. – На автомобильных российских заправках в баки всё чаще заливают бензиновый суррогат. Хочется верить, что контроль за качеством авиационного топлива налажен действительно на совесть. – Процесс обеспечения заправки воздушных судов авиационным топливом опять-таки чётко и жёстко регламентирован. Начиная с процедур проведения анализов топлива и заканчивая контрольным сливом топлива перед тем, как самолёт улетел. Это позволяет определить, какой состав топлива оказался непосредственно в крыле. Честно говоря, я не слышал о каких-либо авиационных событиях или инцидентах, которые произошли бы по причине низкого качества топлива в Красноярске. Самолёт подобных ошибок не прощает. – Зато по-прежнему актуальна борьба с птицами. На питерский аэропорт «Пулково» наводят ужас чайки, стаями летящие через взлётно-посадочную полосу в направлении раскинувшейся неподалёку свалки… – Птицы – на самом деле большая беда для многих аэропортов. К счастью, у нас таких свалок нет, ситуация под контролем. Более того, мы активизировали работу по орнитологическому обеспечению аэропорта. У нас есть передвижная акустическая установка по отпугиванию птиц. Плюс ко всему, мы заключили договор со специализированной организацией, которая должна произвести орнитологическое обследование в районе нашего аэродрома – чтобы определить наиболее критические точки, самые «узкие» места, откуда возможно возникновение угрозы. Профессиональные орнитологи должны дать нам рекомендации по усилению мер в борьбе с проблемой птиц. Будучи студентом, в конце 80-х, начале 90-х, я курсовую работу на эту тему писал. Существует много способов по отваживанию птиц от аэродромных территорий, многие из них оригинальны, все они имеют право на применение, но нет абсолютно эффективного универсального рецепта. К тем или иным птицы привыкают, учатся их обходить. За рубежом в некоторых аэропортах даже лис специально разводят, подкармливают их, чтобы они разоряли гнёзда в районе аэродромов. Разводят соколов, орлиные породы, которые занимаются истреблением «вредных» птиц. В зависимости от конкретной ситуации, от степени угрозы, применяется тот или иной способ. – О пассажиропотоке в «Емельяново» вы рассказали подробно. Надо бы поведать и о грузовых перевозках. – С лета 2009 года к нам осуществляет полёты крупнейший грузовой перевозчик – «Люфтганза-Карго», на самолетах MD-11. За 9 месяцев нынешнего года они выполнили уже свыше тысячи рейсов. Это очень серьёзный показатель. По интенсивности взлётов-посадок Красноярск для «Люфтганза-Карго» сегодня второй аэропорт после Франкфурта-на-Майне. С нынешнего октября к нам начал летать ещё один европейский грузовой перевозчик – «КаргоИталия», тоже на самолётах MD-11, по маршрутам Европа-Азия и Азия-Европа через Красноярск. Это Франкфурт, Люксембург, Льеж, Милан, в азиатскую сторону – Дели, Нарита, Шанхай, Дубай, Шарджа, Гонконг, Шанхай… Здесь нам, конечно, помогает очень выгодное географическое положение. Итальянский представитель, директор по производству, господин Стефано Бароне, когда совершили они первый рейс, прилетел к нам и сказал: «Мы счастливы, сэкономили три часа полётного времени!». А три часа полётного времени – это порядка 30 тысяч долларов за рейс. Это экономически эффективно для авиакомпании, это дополнительные объёмы для аэропорта. Помимо двух названных выше европейских перевозчиков, к нам летают такие ведущие авиакомпании, как «ЭйрБридж-Карго», «Волга-Днепр», «Полёт», которые в течение 2010 года выполнили в общей сложности свыше 100 рейсов. Мы планируем это направление развивать и дальше. Наш аэропорт обладает для этого всей необходимой инфраструктурой, а географическое преимущество, которое мы имеем, надо подкреплять качественным и быстрым обслуживанием и соответствующей коммерческой политикой. – Тоннаж промышленных грузов – дело ответственное. А багаж пассажиров – дело святое. Одно время «святости» сильно недоставало в российских портах. Сейчас уже не потрошат багаж? – Бывает, но совсем редко. За год моей работы я знаю всего один случай. Причём сумки давно уже не потрошили, что называется, «в лоб», а аккуратно, из доступных сумочных кармашков. Мероприятия, направленные нами на соблюдение профессиональной дисциплины, дают свои результаты. Имелись раньше серьёзные проблемы и по скорости работы с багажом пассажиров. И сейчас иногда ещё случаются инциденты, но мы осуществили ряд мероприятий, направленных на ускорение выгрузки багажа как по международным, так и по внутренним рейсам. Мы согласовали с таможней и границей новую технологию погранично-таможенного оформления международных судов, которая позволяет многие технологические процессы осуществлять не последовательно, а параллельно, что оптимизировало интервалы времени. Мы усилили штат сотрудников, который занимается обслуживанием багажа, его выгрузкой, увеличили количество единиц техники загрузки и выгрузки. Действует норматив: 30 минут для международных рейсов и 20 – для внутренних. Мы разбираем сегодня все ситуации, когда происходят срывы и задержки по времени, проводим работу над ошибками, чтобы не повторять подобных случаев. Да, сбои ещё случаются, но в стандартной ситуации обслуживание должно происходить именно так, как я сказал. Мы собираем все объективные сигналы и рады любой информации, которая поможет нам в дальнейшем улучшении данной работы. Работа по повышению комфорта, доступности, лояльности аэропортовых услуг – наш ежедневный и непрерывный процесс. – Как уже говорилось, на днях исполняется 30 лет нынешнему красноярскому аэропорту. Праздновать будете? – Мы готовим торжественное мероприятие, чтобы отметить эту вполне солидную дату. Сегодня юбилей совпал с моментом стабилизации, с новой вехой развития всего аэропортового комплекса – в новом формате, независимом, не обременённом сложностями, которые тянули вниз и связывали руки. Мы хотим осуществить модернизацию, реализовать идею новых пассажирских терминалов. Сегодня вся эта работа в стадии формирования. Мы – в начале большого пути. Стремимся к тому, чтобы аэропорт отвечал всем мировым стандартам, которыми должен соответствовать международный аэропорт нашего класса. «Емельяново» осуществляет множество международных рейсов, имеет солидных международных перевозчиков, показатели этой работы мы будем последовательно наращивать. Те огромные плюсы, которые Красноярск имеет с точки зрения географического положения, необходимо постоянно усиливать за счёт внедрения новых решений, связанных с техническим обслуживанием, с развитием инфраструктуры и со всем, что аэропорт может представить для авиакомпаний и пассажиров. В преддверии праздника мы говорим огромное спасибо ветеранам, кто стоял у истоков, кто строил аэропорт, формировал коллектив, ставил технологию, – это гигантский труд, который можно понять и оценить, только пройдя самому через это. Самая главная в дальнейшей большой работе ответственность ложится на весь дружный коллектив, который несёт почётную вахту, обслуживая воздушные суда и пассажиров. Только самые наилучшие пожелания всем в этот праздник. Только вместе мы добьёмся высоких результатов работы и будем развивать наш аэропорт, укреплять коллектив, развивать и усиливать социальную политику. – И всё же хотя бы иногда следует прерываться на отдых. Первым делом, разумеется, самолёты. Ну, а потом? – Свободное время предпочитаю проводить с семьёй – женой и двумя дочками, которым 8 и 12 лет. Вместе катаемся на горных и водных лыжах. Дочки уже в пять лет встали на горные лыжи, занимаются художественной гимнастикой – настоящие спортсменки. И в Альпах мы катались, и наш «Бобровый лог» нравится, и в Дивногорске «Манский вираж». Помимо этого люблю охоту и рыбалку. К сожалению, не удаётся выбираться на природу так часто, как хотелось бы. Я этим делом заразился на Севере, когда семь лет работал в Норильске. Северная природа западает человеку глубоко в душу. И возможностей там много. На гусей охотился, хариуса ловил, гольца, тайменя. – Путешествовать нравится? – Нравится. В Европе много где был, в Африке... Надо паспорт смотреть, чтобы всё перечислить. И, конечно же, Шпицберген и Северный полюс, 3 дня там был один раз. Особо запомнилось путешествие на юг Африки – ЮАР, Ботсвана, Намибия, Замбия, Зимбабве. В сафари, правда, не участвовал, но посмотрел очень многое – водопады, диких животных. И вообще природа там очень интересная. – А сервис в Африке? «Ненавязчивый»? – Сервиса там на всю Россию хватит. Небольшие, но комфортные оазисы – комплексы отелей. За их пределы если выходишь, то всё, труба, лучше не высовываться! Но на территории самого отеля сервис очень высокий. При этом цены по сравнению с нашим черноморским югом намного более адекватные, при сопоставимом уровне, конечно. – Помимо всего прочего, вы – часто летающий пассажир. Какой-то совет красноярцам дадите? – Перед тем, как отправиться в дорогу, рекомендовал бы получить максимальную информацию, связанную с полётом, с рейсом, с аэропортом, куда летишь. Поверьте, это бывает очень даже полезно. Конечно, хорошо бы закладывать временной резерв и не опаздывать, прибывать в аэропорт заблаговременно. И не паниковать в сбойной ситуации. Я не знаю ни одного примера, когда паника или истерика привели бы к положительному результату. – Ваше жизненное кредо столь же тщательно и серьёзно? – «Кто хочет, тот ищет способ. Кто не хочет – ищет причину». Всегда, в любой ситуации, стараюсь двигаться вперёд. Даже если возникает проблема, надо и проблему решать, и при этом не стоять на месте. Нужно всегда объективно и адекватно оценивать обстановку. Как только останавливаешься, наступает ступор, тебя отбрасывает назад – и потом уже трудно изменить ситуацию к лучшему. – А есть ли мечта? – Вполне человеческая. (С улыбкой.) Погулять на свадьбе внуков! |