Вместо «Эйнштейн» – «Энштейн», а вместо «Константин Циолковский» – «Эдуард Циолковский» написано на недавно открывшемся памятнике в Брянске. Грамотность и образованность россиян катастрофически падают. И дело не только в обесценивании культурного наследия, а еще и в полной уверенности отдельных представителей бизнеса и власти, что им всё дозволено. Хотят – вешают таблички или ставят памятники, причем какие хотят и кому хотят. Не нравится, мол, не смотрите. Вопиющий случай произошел на праздновании Дня народного единства в Брянске. Местные власти решили подчеркнуть свою правильную ориентацию на патриотический и политический курс современной России: установить памятник на «Алее космонавтов». Создание аллеи широко освещалось местными СМИ, на открытие прибыли все представители администрации. И что в итоге? На гипсовом макете (настоящий подготовить попросту не успели) вместо «Эйнштейн» оказалось начертано «Энштейн», а вместо «Константин Циолковский» – «Эдуард Циолковский». Самое прекрасное во всей этой истории то, что представитель фирмы-подрядчика, которая изготавливала монумент, о грубых ошибках на памятнике узнал именно от журналистов. Сначала он просто удивился тому, что, оказывается, Циолковский был Константином, а не Эдуардом, а потом пытался свалить всю вину на «дожди». Которые якобы «размыли» гипсовые буквы. И подтвердил, что отлитый в бронзе памятник – точно такой же, то есть всё с теми же ошибками. Чиновники данный казус комментировать отказались, зато жители Брянска свое негодование высказывали весьма охотно и красноречиво. Вопрос только в том, прислушается ли фирма к голосам горожан или, ввиду затраченных средств, оставит всё как есть, так что Циолковский будет носить имя своего отца, а не собственное. Собственно, удивляться не приходится. В последнее время ставить памятники стало модным – стараются, кто во что горазд. Здесь нельзя не вспомнить продолжающийся диспут вокруг памятника Петру I авторства Зураба Церетели. Когда монумент только планировали установить, противников было значительно больше, чем сторонников. Приводились аргументы, что он исторически неверен и даже оскорбителен по своему смыслу. Но все возражения были проигнорированы, и памятник установили. Сегодня же, когда снова встал вопрос о переносе памятника, у него нашлось и немало защитников. Все их аргументы сводятся к тому, что скульптура, конечно, исторически неверная и уродливая, зато большая. А раз большая – значит, переносить ее дорого. Поэтому пусть стоит и дальше. Если уж такой казус, известный на всю страну, произошёл в столице, то чего ожидать от региональных скульпторов? И о какой исторической достоверности или хотя бы элементарной грамотности может идти речь, если примерами безграмотности отличаются даже российские центральные телеканалы? В наспех сделанных сюжетах в речи дикторов то и дело мелькают стилистические ошибки, неправильные ударения, неточные факты. Про рекламные вывески и вовсе говорить стыдно. Причем это относится не только к коммерческой рекламе, но даже к административным объявлениям. Так, в Екатеринбурге на парковке Орджоникидзевского районного суда появилось объявление, гласящее, что стоянка автомобилей разрешена только сотрудникам «ОРДЖЕникидзевского суда». А на одной из автобусных остановок в расписании указывалось, что автобусы ходят по маршруту до улицы «Высотского». И это – официальные вывески, сделанные госучреждениями. А уж если почитать вывески, которые написаны от руки или напечатаны собственными усилиями частных предпринимателей, то подобных ляпов на них не сосчитать. Это было бы смешно, если бы не было так грустно. В одном из майских номеров газеты «Симбирский курьер» есть заметка о праздновании 65-летия Победы. Так вот, на плакате-поздравлении там написано: «65 лет победы в великой-отечественной войне». Через дефис. Хорошо известен анекдот о милиционере, который, стоя у «бородинской пилорамы», не мог указать старушке «Третьяковскую галантерею». Если так дело пойдет и дальше, то скоро этот анекдот перестанет быть анекдотом, и, возможно, где-нибудь установят памятник Василию Пушкину. Идёт же, если верить объявлению в театральной кассе, спектакль «На всякого мудреца довольно простАты». Давно уже поднимается вопрос о законе, карающем подобную публичную безграмотность. Но пока этот закон остается утопией. В отличие от всё возрастающей волны безграмотности, пренебрежения к родной речи и к истории собственной страны. |