С кинорежиссёром 3D фильмов ужасов, художником и знаменитым музыкантом Евгением Калачёвым мы познакомились на Международном Канском видеофестивале. На предварительной пресс-конференции почётный президент события Андрей Сильвестров, представляя участников, находчиво объединил все профессии и достижения Жени Калачёва двумя словами: «Наша легенда». Мне удалось попасть на съёмочную площадку, где они с Алексеем «Пёплом» Кузнецовым снимали свой новый стереофильм, вывезти оттуда интереснейший фоторепортаж и даже сыграть маленькую жуткую роль в картине. Во время всей фестивальной недели мы общались и в рабочей, и в неформальной обстановке, но полноценное интервью состоялось лишь три месяца спустя, когда волей случая я застряла в Москве во время печально известных предновогодних многосуточных задержек авиарейсов… – Евгений, группа «Оберманекен» – это большой и важный этап в твоём творчестве. Расскажи, как рождалась легенда. – Группа «Оберманекен» родилась при встрече с Анжеем Захарищевым-Браушем в 1982 году. Я был на зимних каникулах в Вятке, и Анжей зашёл ко мне в гости с нашим общим знакомым саксофонистом Джеки. В этот же вечер мы записали импровизационный музыкальный альбом «В пустые города», разошедшийся по рукам сумасшедшим по тем временам тиражом двадцать штук. Через полгода нас пригласил к себе в театр Анатолий Васильев, и мы на радостях приступили к записи альбома «Прикосновение нервного меха». Удивительно, но многие песни с этой давней пластинки выложены «Вконтакте» и на You-Tube: «Девочка-подросток с запахом апельсина», «Космический гость», «Ночной портье». Кроме меня с Анжеем в состав группы входили Миша Мукасей на басу и Владик Лозинский на барабанах. Миша – сын знаменитого оператора фильма «Берегись автомобиля» Анатолия Мукасея и актрисы Светланы Дружининой из фильма «Девчата», сам впоследствии прославился как кинооператор. Владик позже основал группу «Тетрис» в соавторстве с Пашей Хотиным, клавишником из «Звуков Му». «Тетрис» стал настоящей электронной элитой в современной музыке. – Васильев пригласил вас в театр как музыкантов? – Началось всё с того, что в восьмидесятые годы прошлого века мы очень увлекались театром. Я даже окончил питерский театральный институт в классе Рубена Агамирзяна, главного режиссера театра Веры Комиссаржевской. В студенческие времена, собственно, все студенты театральных институтов активно дружили и ездили друг к другу в гости. Большими нашими друзьями стали студенты ГИТИСа с курса Анатолия Эфроса и Анатолия Васильева. Эфрос заменил в Театре на Таганке уехавшего в эмиграцию Юрия Любимова и репетировал мольеровского «Мизантропа», а Васильев в это же время ставил «Горе от ума» на Малой сцене. Сначала Васильев предложил нам написать музыку к Грибоедову и вообще попробовать всё спеть. В студии «Таганки» мы две недели записывали музыку к «Горю от ума» с уже знаменитыми тогда васильевскими актёрами – исполнителями культовых спектаклей «Взрослая дочь молодого человека» и «Серсо». Позже Васильев предложил нам с Анжеем исполнить Jesus Christ Super Star в белых костюмах в белом зале на белом песке, но этому уже не суждено было сбыться – мы на долгие десять лет уехали в Нью-Йорк. – «Таганка», наверное, прежде всего это Юрий Любимов. Знаком с ним? – Да, в 1995 году нас вызвали в Берлин на совместную постановку «Горе от ума». На её осуществление съехались артисты из старой молодёжной труппы Анатолия Васильева. Мы – из Нью-Йорка, Гриша Гладий из киностудии в Канаде, клоун Женя Ситохин из Германии, из труппы театра Пины Бауш, Игорь Кечаев из Москвы. Режиссёром был Андреас Шмидт, а на роль Фамусова пригласили Юрия Любимова из Иерусалима. Во время репетиционного месяца мы часто гуляли с ним по Берлину, и он увлечённо мне рассказывал, какой прекрасный автомобиль «Ягуар»: какая подвеска, два бака для горючего, – в общем, прелесть, а не машина. На последний спектакль Любимов вообще не пришёл. В Берлине были адские зимние пробки, и он три часа проспал в такси. Мы играли «Горе от ума» без Фамусова, импровизируя текст грибоедовским ямбом. – В каком году вы переехали в Штаты? – В 1989 году на «Боинге» мы пересекли Атлантику и засели в Нью-Йорке, где нас по-оте-чески полюбил владелец клуба CBGB Билли Кристал, с лёгкой руки которого мы сыграли совместные концерты с группами «Нирвана», «Перл Джем», Генри Роллинзом и многими другими сейчас уже культовыми коллективами. У меня до сих пор где-то валяются плакаты того времени. В 1993 году я подружился с певицей Сюзанной Вегой, и мы стали записывать свою музыку в её классной студии на 21-й улице. продолжение на 3 стр. |