Валерий ЗЕМЛЯНСКИЙ, биографил. «Секс-миссия» Игоря Кона Скончался Игорь Семёнович Кон. Замечательный человек и блестящий учёный – философ, социолог, историк, антрополог и сексолог. Он первым поднял в СССР вопрос изучения сексуальности, боролся против насилия над детьми, призывал образовываться в этом плане, чтобы не было у нас подростковых беременностей и болезней в таких диких количествах. Он не боялся говорить о том, о чём в зашоренном Союзе и постсоюзной Рашке рассуждать было якобы неприлично и неугодно. А когда на него нападали, встречал нападки с достоинством. Игорь Кон рассказывал о сексуальной культуре, о необходимости адекватной государственной политики в области сексуальных прав граждан, звонил во все колокола, предупреждая о всё более разгорающейся эпидемии ВИЧ/СПИД и катастрофическом росте количества «венерических» больных. Имеющий уши да услышит, но, как известно, один в поле не воин. Ему крайне сложно было в одиночку противостоять государственной пропагандистской машине, убеждающей граждан, что спасти общество от всех проблем в сексуальной сфере можно исключительно пропагандой воздержания, явными и скрытыми репрессиями в отношении сексуальных меньшинств и сторонников феминистских идей, а также запретом абортов. Тем не менее Игорь Семенович продолжал бороться до последнего дня. Больше всего он презирал ханжей и лицемеров, подчеркивая, что еще как-то можно оправдать людей, которые так вели себя в советское время, когда их к этому вынуждала эпоха. Действовать же так во времена, когда за прямое высказывание своих взглядов не сажают в психушку и не отправляют в лагеря, попросту стыдно. В своих работах он многократно подчеркивал, что в современном мире сексуальность отделилась не только от семьи, но и от любви. Констатировал, что сексуальное раскрепощение – следствие естественного хода развития общественной морали. Поддерживал признание множественности сексуальных практик и предпочтений, объяснял, почему данные вопросы являются неотъемлемой частью прав человека. Игорь Семенович всегда и во всех работах крайне обоснованно и аргументированно доказывал собственные взгляды. Ни один его тезис не был суждением, не основанным на фактах и данных новейших международных и российских исследований. Будущий «ведущий советский сексолог», как впоследствии называли Кона, родился 21 мая 1928 года в Ленинграде. Изначально Игорь Семенович не собирался заниматься сексологией – его научные интересы лежали в области философии и методологии общественных наук, теории личности, а позже – в области социологии и психологии юношеского возраста. Как писал сам Кон, «будучи воспитан в пуританском духе, я не собирался эти табу нарушать. Мои личные запросы вполне удовлетворило в 1950-х годах знакомство с классической старой книгой Теодора Ван де Вельде «Идеальный брак», а в научно-теоретическом плане сексуальность не казалась мне достойным сюжетом». Переломным моментом, после которого Кон понял, что ему всё-таки придется заниматься сексологией «помимо собственной воли», наступил в начале 70-х годов, во время подготовки третьего издания Большой Советской Энциклопедии. Игоря Кона, который был научным консультантом БСЭ, попросили написать статью «Половая жизнь», где упоминались бы не только невинные пестики и тычинки, но также реальные проблемы и явления, связанные с сексуальной жизнью у людей, и при этом отсутствовало бы морализаторство. После долгих переговоров с головной редакцией статья была написана, а Игорь Семёнович всерьез задумался о продолжении изучения социальных аспектов сексологии. Обновление статей в БСЭ уже само по себе было прорывом, однако настоящей бомбой стало издание книги «Введение в сексологию», после выхода которой имя Кона стало известным по всему Союзу. Успех первой книги повторили другие научно-популярные, просветительские произведения Кона – в общей сложности за свою жизнь он издал более 60 книг и написал свыше трех сотен статей. Ученый занимался не только общими вопросами восприятия эротики и секса в обществе, но также отдельно концентрировался на вопросах полового развития детей и подростков и восприятия ими собственной сексуальности. Кон писал о гендерных различиях в контексте сексуальных отношений, о проблемах секс-меньшинств. Рассмотрение различных аспектов однополых отношений было особенно актуальным в СССР и в постсоветской России, где гомофобия по-прежнему остается одной из традиционных черт. Просветительские произведения Кона неизменно становились хитами, так как он понятным и ясным языком рассказывал о вещах, которые считаются табуированными и «неприличными» для обсуждения и разбора: «Если какие-то родители будут этим недовольны, им вежливо объяснят, что гомофобия так же несовместима с демократическими ценностями, как расизм и ксенофобия. А «пропагандировать» гомосексуальность так же невозможно, как раскосые глаза или красную кожу». Любопытно, что сам ученый писал о неожиданно свалившейся на него «миссии» с некоторой грустью: «В известном смысле я оказался заложником собственной книги. Массовый читатель искал и находил в ней совсем не то, что было важно для автора, и я не имел права уклониться от этой ответственности. Волею случая я оказался в роли просветителя, и перед лицом этой новой задачи мои собственные научные интересы стали второстепенными». |