Цены на бензин в России ползут вверх. Если справиться с дефицитом не удастся, стоимость литра Аи-92 вскоре перевалит за 30 рублей. В начале февраля премьер Владимир Путин потребовал от нефтяников снизить цены на нефтепродукты, и те прислушались: за три недели оптовая стоимость бензина упала на 3–4,5%, дизтопливо подешевело на 8,2%. На АЗС цены в среднем были снижены на 1–1,5 руб./л и заморожены. Правда, продлилось это недолго – с апреля компании отпустили цены, и в большинстве регионов стоимость топлива вновь выросла. Российские компании в мае прекращают экспорт нефтепродуктов с целью насыщения внутреннего рынка. Однако это решение коснется только бензина. Об этом заявил исполняющий обязанности замминистра энергетики Сергей Кудряшов после селекторного совещания, посвященного ситуации с дефицитом нефтепродуктов в ряде регионов страны. Он также сообщил, что в ближайшее время в России возможна определенная коррекция цен на бензин. Они могут вырасти на 5 процентов, сказал Кудряшов. Причины бензинового кризиса озвучил, в частности, тот же Сергей Кудряшов, отметивший, что дефицита по дизельному топливу и керосину нет, основной причиной проблем с бензином он назвал «рост его экспорта на 67%». Бензин уходит за рубеж, так как экспортные поставки выгоднее внутренних на 2000–3000 рублей за 1 тонну в зависимости от региона, объяснил замминистра. Кроме того, часть заводов не готова выпускать бензин стандарта «Евро-3». Среди других причин дефицита Кудряшов выделил нерасторопность независимых продавцов, не привыкших покупать бензин на бирже, и их желание «придержать продукт» в ожидании повышения цен. Для того чтобы урегулировать ситуацию на внутреннем рынке, премьер Путин поручил Минэнерго повысить вывозные пошлины на нефтепродукты. Премьер подписал постановление, по которому экспортная пошлина на бензин в мае составит 408,3 доллара за тонну, то есть на 44% больше апрельской. Кроме того, Владимир Путин дал задание всем компетентным ведомствам РФ доложить о причинах возникшего в некоторых регионах России дефицита на рынке топлива. Как сообщил пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков, глава правительства поручил «руководителям всех соответствующих ведомств незамедлительно провести тщательный мониторинг ситуации для того, чтобы в самые сжатые сроки сформулировать и реализовать перечень необходимых мер по нормализации ситуации на рынке топлива». По оценке экспертов, принятых правительством мер вполне достаточно, чтобы залить российский рынок бензином. Участники рынка отмечают, что одного переноса сроков перехода на «Евро-3» уже было бы достаточно для снятия остроты ситуации. Государство должно контролировать нефтяную отрасль, чтобы цены на нефтепродукты для потребителей не повышались. Такое мнение высказал вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский, комментируя ситуацию вокруг топливного кризиса, накрывшего ряд российских регионов. По мнению лидера либерал-демократов, «это может быть связано с тем, что в сложившихся рыночных условиях компаниям выгоднее экспортировать топливо, чем продавать на внутреннем рынке». А кроме того, считает он, «на ситуацию оказывает влияние и мировой рост цен на нефть». «Нефтяные компании завышают цены на готовую продукцию в виде бензина разных марок, и страдают от этого наши потребители. Владельцы нефтяных компаний считают: раз у государства есть дополнительные доходы от продажи российской нефти по более высоким ценам на мировом рынке, то пусть государство и несет расходы по всей нефтедобывающей промышленности. Так не годится», – убежден Жириновский. Он добавил, что для успешного развития нефтяной отрасли необходимо финансировать геологоразведочные, ремонтные и новые буровые работы, строить новые нефтепроводы и ремонтировать старые. «Но делать всё это не за счет потребителя. Если прочие меры не приносят результата, следует ставить вопрос о национализации нефтяной отрасли. Чтобы всё было в государственной компании, например, в рамках «Роснефти»: 51 процент – государству, 49 процентов – частный сектор», – предложил вице-спикер Госдумы. «Если ситуация не стабилизируется, будет внесён в Госдуму закон о национализации нефтяной отрасли. Государство должно контролировать, чтобы ни в коем случае цены для потребителей на нефтепродукты не повышались, особенно весной, когда начинаются полевые весенние работы».
Валерий ЗУБОВ, депутат Государственной думы РФ: – Грозящий регионам бензиновый кризис – это результат неправильной экономической политики, которая сформировалась в стране. Ситуация возникает из чисто организационных недоработок, в стране дефицита бензина в принципе нет. Проблема в том, что вертикально интегрированным нефтяным компаниям надоело пристальное внимание ФАС к их заправкам, им надоело платить штрафы, и они решили отправить бензин на экспорт. Цена топлива в Красноярском крае определяется не в регионе. Собака зарыта не здесь. Цена вопроса и не тот рубль акциза, который добавили в этом году. Проблема в другом. Из каждых 20 рублей за литр 16 – это федеральные налоги. Вот безумство, которое мы заложили в основу своей экономики. Нам говорят, что это должно наполнить бюджет. Но у нас нет дефицитного бюджета, он профицитный! У нас избыточные налоги. Решение проблемы я вижу в снижении избыточных налогов и повышающихся в последнее время акцизов на моторное топливо. Налоги нужно снизить хотя бы на время топливного кризиса на ту часть издержек, с помощью которых перевозятся все продукты. Нужно снизить налоги на бизнес, начиная со снижения налога на моторное топливо, причем не на проценты, а в разы. А также простимулировать строительство нефтеперерабатывающих предприятий.
Роман ГОЛЬДМАН, генеральный директор холдинга «Сангилен+» (Красноярск): – В Красноярском крае ситуация, которая сложилась в Алтайском крае, произойти не может по целому ряду причин. На Алтае, грубо говоря, розничный рынок нефтепродуктов держат два игрока: «Роснефть» и «Газпромнефть». В Красноярском крае есть и сеть «25 часов», и «КНП», и «Магнат-РД», и «Фортуна плюс». Это достаточно крупные и сильные игроки, которые должны были побеспокоиться об этой ситуации заранее. Поэтому такого коллапса, как в Алтайском крае, у нас не будет. Действительно, в последнее время на НПЗ «Газпромнефти» и «Роснефти» купить бензин в том объёме, в котором хочешь, достаточно сложно. Но топливо всё равно продают, пусть и в меньшем объёме. На сегодняшний день, учитывая то, что Ачинский НПЗ с 1 мая закрылся на плановый ремонт, красноярские компании могут получать топливо с Ангарского НПЗ. С 10 мая заработал Омский НПЗ, с него тоже можно будет везти бензин в Красноярск. Нам придётся возить топливо из более отдалённых мест, следовательно, транспортные расходы вырастут, и себестоимость продукта уже будет другая. Cоответственно, цена бензина на заправке подрастёт. Такой сценарий развития событий возможен, но ситуации, чтобы на АЗС вообще не было бензина, не будет.
Артём СИТНИКОВ, заместитель председателя Союза автомобилистов Кировской области: – Очевидно, что бензиновый кризис создан искусственно, либо тут можно говорить о некоем попустительстве чиновников. Действительно, выгодно поставлять нефть и продукты переработки на экспорт, а не реализовывать их внутри страны. То, что некоторые аналитики заявляют, будто бы, вмешавшись, государство снизило конкурентоспособность отрасли и правила экономики перестали работать, – мне кажется, это абсолютный бред. По одной простой причине: в большинстве нефтедобывающих стран внутренний рынок является приоритетным, и государство регулирует взаимоотношения на этом рынке. Сначала нужно обеспечить экономическую топливную безопасность своей страны, потому что природные недра принадлежат гражданам РФ. И прежде всего граждане России должны иметь возможность купить товар, и не по рыночной европейской цене, а по той, которая является для них социально оправданной в соответствии с их уровнем доходов. Поэтому говорить о том, что государство не должно ограничивать рост цен внутри страны, – неправильно. Ведь от роста стоимости топлива зависит процент инфляционной составляющей нашей экономики.
Багир ШАРИФОВ, генеральный директор компании «Интеройл» (Киров): – «Когда интересы жрут ценности, общество деградирует» (Шопенгауэр). Отсутствие комплекса полноценных рыночных механизмов, предсказуемых стабильных мер, свода четких правил, регулирующих эффективность работы отрасли в интересах общества, подталкивает нефтяников к получению моментальной выгоды, а чиновников, управляющих процессом на примитивном уровне, – максимальных налогов и откатов. Это не кризис отрасли, а кризис доверия и управления, обусловленный дефицитом стабильности, инициативы, отсутствием профессионалов в центрах принятия решений, традициями грубого регулирования рыночной экономики административными методами, практикой двойных стандартов. Внешние колебания валют и цен на нефть не должны отражаться на внутреннем рынке, обществу необходима стабильность в стране. Достаточно глубокого профессионального взгляда для эффективного перераспределения налоговой нагрузки в определении приоритета цены и качества. Но, как мы понимаем, «государством с совершенными чиновниками и несовершенными законами можно эффективно управлять, а вот наоборот – нет».
Денис ПИСАРЕВСКИЙ, коммерческий директор АЗС «ОМНИ» (Иркутск): – Бензиновый кризис смещается с Запада России на Восток. Уже накрывает Красноярский край и подходит к Иркутской области. Мы обратились во все нефтяные компании. Ответов нет. Топлива у нас осталось на семь-восемь дней работы. Если ситуация не изменится, будем вынуждены ввести ограничения. В первую очередь обеспечивать предприятия по государственным контрактам и службы экстренного реагирования. Кроме того, уже наблюдается значительный рост цен. Минимальный объём 92-го бензина с Уфимского и Омского НПЗ предлагают по 36 тысяч рублей. Система биржевой торговли нефтепродуктами, на мой взгляд, себя не оправдала. Я думаю, что единственный способ избежать кризиса – вернуться к такой форме работы, когда владельцы независимых АЗС заключали договоры на прямые поставки с нефтяными компаниями, где предварительно планировался бы объём поставок и напрямую выделялись нефтепродукты.
Сергей ГРЕЧУШКИН, генеральный директор Восточно-Сибирской транспортной компании (Иркутск): – Дефицит бензина напрямую касается нас всех, как представителей бизнеса, так и обычных потребителей. Если топлива не будет на заправках, то мы будем приобретать его у перекупщиков по завышенной цене. Это, естественно, повлечёт увеличение тарифов на перевозки и, как следствие, приведёт к удорожанию товаров для конечных потребителей. Не увеличивать стоимость мы не сможем, так как это будет неэффективно для нас. Мне кажется, что этот бензиновый кризис связан прежде всего с тем, что нефтеперерабатывающие заводы вступили в некий сговор между собой, для того чтобы осуществить элементарный демпинг цен на нефтепродукты. Но на это уже должен обратить внимание антимонопольный комитет, а власти должны заниматься государственным регулированием цен на бензин. Я надеюсь, что в ближайшее время этот вопрос решится. |