Актёра, сыгравшего обаятельного Фрола Курганова в кинолегенде «Тени исчезают в полдень», похоронили на Троекуровском кладбище.
Творческий небосклон Валерия Гатаева не был усыпан звёздами. Но одна, самая яркая звезда, принесла ему всенародную любовь и признание российских зрителей. Благодаря вышедшему в 1971 году на телеэкраны фильму режиссёров Ускова и Краснопольского «Тени исчезают в полдень», актёр стал поистине знаменитым. В последнее время не мог выходить на сцену Пожалуй, в дни, когда Валерия Гатаева не стало, о нём с такой масштабностью заговорили впервые спустя 40 лет – после той знаменитой роли. Валерий Закирович ушёл из жизни 24 июня – через два с половиной месяца ему бы исполнилось 73. Причина смерти – сердечная недостаточность. «Проблемы с сердцем у Гатаева обнаружились лет десять назад, – рассказал Михаил Кабанов, коллега Валерия Закировича по МХАТу им. Горького. – Поначалу он хорохорился, но со временем понял, что больше не в состоянии выходить на сцену, ведь были поражены сосуды ног. Для искреннего и благородного человека, красавца с внешностью героя это стало трагедией». По словам коллег, несмотря на появившуюся вдруг грузность и прогрессирующие хвори, Гатаев не унывал. Он не сразу расстался с театром, а делился опытом с молодыми: подсказывал, помогал входить в роли. Появлялся, опираясь на палочку, и тут же заряжал всех отличным настроением. Кабанову Гатаев передал пост председателя проф- кома и ушёл на пенсию. Но в театре о нём не забывали. Старались поддерживать материально. После смерти Валерия Гатаева актёр Станислав Садальский в своём блоге в «Живом Журнале» написал: «Сейчас даже не знаю, говорит это имя что-нибудь молодым. А 40 лет назад, когда на экраны ТВ вышел эпохальный сериал Ускова и Краснопольского «Тени исчезают в полдень», оно гремело… Для Гатаева роль Фрола оказалась первой и последней «звёздной». Больше так масштабно кино его не задействовало и много потеряло от этого. У Гатаева помимо внешности абсолютного киногероя была сильнейшая мужская и актёрская харизма». В день похорон, 28 июня, на Троекуровском кладбище в Москве с Валерием Гатаевым пришли проститься сотни поклонников его таланта, а также друзья и коллеги актёра. На роль Фрола утвердили не сразу Кинематографическая карьера актёра началась с середины 1960-х годов. Впервые он вышел на съёмочную площадку в 25 лет, когда одесский режиссёр Василий Левин пригласил его в свой фильм «Дочь Стратиона» (1964) – сразу на главную роль: немецкого разведчика Штюрмера, который под видом капитана Ворона совершает диверсии, чтобы выйти на командира партизанского отряда Стратиона. Но поистине знаменитым он стал, снявшись в роли Фрола Курганова в телесериале «Тени исчезают в полдень». Кстати, худсовет долго не хотел утверждать молодого артиста: дескать, на пробах Валерий сыграл неважно. Но режиссёры отстояли кандидатуру Гатаева, пообещав, что если и в фильме сработает неубедительно, они переснимут ленту за свой счёт. «В результате он сыграл блестяще, – вспоминал Владимир Краснопольский. – Но в то же время подпортил карьеру. Другие режиссёры потом побаивались приглашать Гатаева, думая, что тот не сможет уйти от своего звёздного героя. Получилось, что Фрол шлейфом прилип к Валере, как Штирлиц к Славе Тихонову». Затем был историко-революционный фильме «Последний гайдук», где Гатаев сыграл Григория Котовского. Впоследствии актёра задействовали в кино в основном в ролях второго плана. Всего в его фильмографии около 40 картин. Самые известные из них – «Туманность Андромеды», «Георгий Седов», «Каменская-1: «Шестёрки умирают первыми», «Под Полярной звездой», «Две судьбы», «Охота на изюбря». А последней его работой стал сериал «Громовы. Дом надежды», где он сыграл партийного деятеля в гостях у Валишевской.
«Я много раз видел Гатаева на сцене. Он умел мастерски перевоплощаться в персонаж любой эпохи. И в кино он также был великолепен... Ещё на один талант оскудело русское искусство». Александр БОЙНИКОВ, литературный критик.
Человек больших душевных качеств и огромной работоспособности Валерий Гатаев родился 16 сентября 1938 года в Казани. В 1966-м окончил школу-студию МХАТ, а до этого – Казанское театральное училище. Творческая биография актёра началась в Ульяновском драматическом театре, затем долгое время он служил в Калининском драматическом театре, где сыграл свыше 30 ролей. – Валера был очень интересным, самобытным актёром, – вспоминает художественный руководитель Тверского театра драмы народная артистка России Вера Ефремова. – С ним всегда было чрезвычайно увлекательно работать. Мы создали вместе много спектаклей, любимых публикой, которая всегда встречала его как героя. Я вспоминаю Валеру как человека больших душевных качеств, огромной работоспособности. Конечно, мы не хотели, чтобы он уезжал из Твери. Я считаю, что не было особого смысла это делать, потому что вписаться в новые условия, мне кажется, Валере оказалось довольно сложно. Но он так решил… Вообще надо сказать, что театральные критики отзывались об актёрских работах Валерия Гатаева в театре драмы почти всегда с восхищением. Профессор Тверского государственного университета, доктор филологических наук Юрий Никишов вспоминает, что в спектакле «Волки и овцы» гатаевский Беркутов возвышался над всеми: «Его крупная, слегка сутуловатая фигура даже физически подавляла остальных, артист умело пародировал речь своих партнёров с той безошибочной мерой точности, когда партнёр узнает себя и понимает, что над ним смеются». В 1971 году Георгий Товстоногов пригласил Гатаева в Ленинградский театр имени Ленинского Комсомола, а в 1987-м по приглашению художественного руководителя Татьяны Дорониной он перешёл в Московский Художественный Академический театр имени Горького. Гатаев был ведущим актёром труппы и неизменным участником всех премьер того времени. А также партнёром Татьяны Дорониной. В 1986-м Валерию Гатаеву присвоили звание народного артиста РСФСР. В 1999-м он получил Орден Дружбы. В 1998 году Валерий Гатаев вместе с Аленом Делоном, Ванессой Паради, Жан-Полем Бельмондо и Александром Яковлевым снялся во французском боевике «Один шанс на двоих».
Жена артиста Ольга ДУБОВИЦКАЯ с близняшками (1990 г.). Маша и Таня, дочери Валерия Закировича, переняли у отца оптимизм и жизнелюбие.
«Мы с сестрой обожали отца. Часто бывали у него на спектаклях. Но смотрели на него не как на актёра, а как на папу. А вот фильмы с его участием никогда не любили. Бывало, он подойдёт и скажет: «Меня опять по телевизору показывают». А мы, дурочки, отмахивались и продолжали заниматься своими делами». Мария ГАТАЕВА, дочь.
О своём романе с Дорониной так и не сознался Первой женой Валерия Гатаева стала его землячка из Казани Людмила. Вскоре у них родился сын Артём. «На протяжении долгих лет Валера был верным мужем для музыкального работника Милы, – вспоминает его друг Леонид Брусин. – Даже когда мы на гастролях выпивали, его, в отличие от меня, никогда не тянуло налево». Но в середине 80-х в театр пришла работать молоденькая актриса Оля Дубовицкая. И Гатаев влюбился в неё по уши. От головокружительного романа маститого артиста не остановила даже 24-летняя разница в возрасте. «В такого доброго и интересного мужчину невозможно было не влюбиться», – рассказывает Дубовицкая. Ради этого романа актёр развёлся с женой, а когда его пригласили во МХАТ, то он поставил условие: поеду только с Ольгой. И они переехали в Москву. А спустя два года (ему тогда был 51) Гатаев снова стал отцом, на этот раз двух очаровательных дочурок-близняшек Тани и Маши. Доронина тут же выбила для семьи «трёшку» в генеральском доме в Сокольниках. И в театре поползли слухи об их романе. Но Гатаев и Доронина всё отрицали. Старшему сыну актёра Артёму 45 лет. В своё время он окончил школу милиции в Таллине. Сейчас полковник, командир Тверского СОБРа. Воевал в Чечне, был тяжело ранен. После похорон отца снова уехал в командировку на Северный Кавказ. Гатаев-младший подарил отцу двух внучек. Дочерям-близнецам актёра по 22 года. В нынешнем году Таня получила красный диплом социолога. Маша продолжает учиться в университете. Девушки пока не замужем.
Татьяна ДОРОНИНА сделала много хорошего для друга и коллеги. Она доверяла ему лучшие роли в спектаклях своего театра: Сатин в пьесе «На дне», Банко в «Макбете», Лопахин в «Вишнёвом саде»...
«Валера очень любил свою семью, был очень чутким и добрым человеком, душа компании. Он был хорош в любых ролях, но, обладая прекрасным комедийным даром, неповторимым обаянием, особенно неотразимые образы он создавал в комедиях. Я играла с ним в спектакле «Вишнёвый сад», нашу сцену – Дуняши и Яшки – мы всё время показывали на концертах… Очень грущу, что он так рано ушёл от нас. Сейчас принято считать, что актёра может прославить только кино, и Валера стал известным благодаря участию во многих фильмах. Но он, с его фактурой, высоким ростом, красотой и статью, был настоящим драматическим артистом». Ирина АНДРИАНОВА, народная артистка России.
Ирина ЖИТНИКОВА, аспирант СФУ (Красноярск): – Не могу припомнить другие роли Валерия Гатаева в кино, но это, наверное, и не важно. Для меня он навсегда останется Фролом Кургановым. Малоизвестный в ту пору актёр, незамусоленный, не набивший оскомину от появления на экране. Но вот уж сыграл так сыграл, что и другого никого представить невозможно. А глаза какие... Одним своим взглядом мог поразить в самое сердце. Большой артист, невероятно красивый мужчина. Жаль, что его больше нет.
Мария КУВШИНОВА, киновед (Красноярск): – Однажды судьба забросила меня по делам в командировку в Тверь, тогда город Калинин. Пока мои коллеги по командировке исследовали местность, я уже наблюдала из зрительного зала Тверского театра великолепнейшего Валерия Гатаева. Билетом запаслась заблаговременно и исключительно ради него – «живого» Фрола Курганова. Если честно, никаких других фильмов с участием Валерия Гатаева я не видела. Но Фрол... Это самый замечательный человек. Земной. Со своими ошибками и правом на счастье. Когда смотрю этот фильм, всегда думаю, о том, что мне хочется отогреть душу этого огромного и угрюмого человека. И стоит только глянуть в его бездонные глаза – всё всегда понятно без слов.
Елена МАСЛЕННИКОВА, менеджер, Кировская цифровая типография: – Умер потрясающий актер, которого действительно я видела лишь в одном фильме «Тени исчезают в полдень» – в роли Фрола Курганова, но этого вполне хватило, чтобы запомнить его навсегда. А, впрочем, что здесь необычного? Ведь он и сыграл в сериале всю свою жизнь – от шелапутного пацана, влюбленного в Марью и ее же предавшего, до мудрого старца, стоически несущего бремя жизни. Несомненно, что на роль Фрола могли бы подобрать другого артиста, но Гатаев был самым лучшим: его и презираешь, и уважаешь, и жалеешь одновременно. А ведь к тому времени, когда фильм вышел на экраны, с ним играла плеяда потрясающих звезд кино. Но многие женщины садились тогда к экрану, чтобы увидеть этого красавца-мужчину.
Анджей САПЕГИН, юрист (Киров): – Если б не сказали о фильме, в котором играл Валерий Гатаев, я бы, пожалуй, его не вспомнил. И хорошо, что сказали. Сколько человек помянут его добрым словом. Очень жаль, что такой замечательный актер был не востребован нашим кинематографом. Он такой былинный богатырь, сказочный герой, советский Тарзан. К сожалению, совсем ничего не знал о нем, как о человеке – фильм смотрел подростком, а в таком возрасте о себе бы всё толком понять. Но, судя по тому, что о Гатаеве говорит скандалист и человеконенавистник, и к тому же прекраснейший актер Станислав Садальский, был Валерий потрясающим человеком. Пусть земля ему будет пухом.
Елена МУРЗИНА, заведующая отделом по организации проката и показа кинофильмов ОГАУК «Иркутский областной кинофонд»: – Поклонники киноискусства знают и очень любят российские киноэпопеи, что называется, навсегда запавшие в душу, такие как «Вечный зов», «Угрюм река», «Адъютант его превосходительства», «Даурия». И, конечно, «Тени исчезают в полдень». Сыгранная именно в этом фильме роль Фрола Курганова принесла Валерию всеобщую любовь и известность. Надо сказать, что заслуженно. Его актёрское мастерство не оставило равнодушным ни одного зрителя. Невозможно забыть созданный им образ простого сибирского мужика, гениально раскрытую глубину человеческой души, одновременно трагичную, угрюмую и в тоже время внутренне сильную, какую-то по-настоящему надёжную и родную. Российское искусство понесло непоправимую утрату, но в памяти многих и многих зрителей образ этого светлого человека останется навсегда.
Артём АРЕСТОВ, специалист по корпоративным коммуникация Центра общественных связей ОАО «Международный аэропорт Иркутск»: – Этот актёр мне запомнился из многосерийного фильма «Тени исчезают в полдень», впрочем, думаю, как и многим почитателям его таланта. Мне эта киноистория до сих пор нравится. На мой взгляд, в этом фильме Валерий Гатаев сыграл одного из самых красивых, сильных и харизматичных мужиков, такого настоящего представителя русского народа. К сожалению, не знаю, другие ленты с его участием. Посмотрел фильмографию, увидел название французского фильма («Один шанс на двоих»), где он снимался, но это, наверное, незначительный эпизод был. Потому что это кино я видел, а Гатаева в нём не помню. Фильм, кстати, интересный, там Ален Делон и Бельмондо в главных ролях. Жаль, что талантливых актёров становится всё меньше…
|