Всегда 30-летний Джеймс Бонд – идеальный герой нашего времени, одинаково привлекательный для зрителей и рекламодателей. Недавно в Великобритании стартовали продажи новой истории о Джеймсе Бонде – роман «Карт-бланш» написал известный американский детективщик Джеффри Дивер, уже пятый писатель, нанятый компанией Ian Fleming Publications для продолжения самой длительной и успешной франшизы в истории популярной литературы и кино. За 59 лет существования сериала, придуманного английским журналистом и шпионом Яном Флемингом, было продано более 100 миллионов книг об агенте 007, а фильмы о нем посмотрела половина населения земного шара. В новом романе, международные продажи которого начались в июне, Джеймс Бонд в мгновенье ока меняет страны и континенты, борется со злобным магнатом-некрофилом, сколотившим состояние на переработке отходов, и, конечно же, побеждает. Продолжая цикл, новые авторы вовсю пользуются рецептами успеха, сформулированными «родным отцом» неустрашимого агента Ее Величества, – главный герой всегда ультрасовременен: в 1960-е Бонд был бонвиваном и сердцеедом, а в наше политкорректное время он бросил курить и борется за экологию. Угодить всем Ян Флеминг придумал идеальный развлекательный сюжет и героя, который был по вкусу широкой аудитории, причем как на момент написания книг, так и с прицелом на будущее. В первую очередь потому, что он сделал своего героя шпионом – это одна из самых романтических профессий, автоматически включающая множество разнообразных опций, которыми можно завлекать читателя. Это роковые тайны, приключения в самых разных уголках мира и щекочущие нервы игры «на лезвии бритвы» с опасными противниками. Такие сюжеты одинаково привлекательны и для офисных клерков, и для старушек на пенсии – все мечтают о приключениях. Первый роман о Бонде «Казино «Рояль», как и последующие, стал популярным в одночасье. Флеминг вовсю эксплуатировал двуполюсность мира в 1950-е: советские шпионы в изобилии наличествуют в семи из двенадцати его романов. «Красная угроза» была сверхактуальна для западного мира, особенно США, где, как и в СССР, царила атмосфера подозрительности и доносов. Ее тщательно культивировал печально известный сенатор Маккарти, раздувавший, в том числе и на телевидении, «красную истерию», в вихре которой «полегло» множество людей. Этой неприглядной действительности Флеминг предложил красивую альтернативу с хорошим концом, ведь его герой, воплощающий лучшие традиции западного мира, неизменно побеждает злобных посланцев Советского Союза. Тем более что на фоне всех этих приключений Джеймс Бонд всегда остается шикарным красавцем – сибаритом и сердцеедом, совершенно неотразимым для женщин. Тех немногих, кто в 1950-е был далек от политизированной реальности, Флеминг соблазнил захватывающим мачизмом главного героя, который с легкостью пользуется современными гаджетами. Джеймс Бонд буквально «начинен» игрушками разной степени смертоносности, но не только – он, как и Оскар Уайльд, скромно предпочитает только лучшее. Это сработало в 1950-е, когда только зарождалось общество потребления, и уж тем более стало палочкой-выручалочкой для наследников Флеминга в 1990-е. Благодаря гаджетомании и роскошным аксессуарам Джеймс Бонд не перестал быть актуальным героем после исчезновения СССР и своих главных врагов, хотя тогда критики и предрекали его «смерть», называя «динозавром-женоненавистником». В развитом обществе потребления люди мечтают не столько о приключениях, сколько о роскоши – и Джеймс Бонд воплотил и эту мечту. За что зрители проголосовали кошельком: $1,2 миллиарда из $5 миллиардов, заработанных компанией EON Production на кинобондиане, приходится на два последних фильма – «Казино «Рояль» и «Квант милосердия», вышедших на экраны в 2006 и 2008 годах. «Бонд принадлежит к тому сорту мужчин, – писал Ян Флеминг, – о котором втайне мечтает каждая женщина. А его образ жизни хотел бы вести каждый мужчина. Разве любой из нас не предпочел бы наслаждаться изысканной кухней, останавливаться в первоклассных отелях и водить дорогие автомобили?..» Магия предметов Ян Флеминг как-то признал, что вещи имеют большую силу над людьми, и эту магию предметов на полную катушку использовал и он сам, и его последователи – в литературе и кино. Особенно в фильмах: роскошные брендовые объекты, «плотным облаком» окружающие агента 007, стали одной из главных особенностей бондианы, причем с первого фильма. Компания EON Production – признанный чемпион по product placement, стабильно зарабатывающая на этом в два раза больше, чем другие голливудские фильмы, даже прославленных и коммерчески успешных режиссеров. К примеру, в 2002 году Стивен Спилберг снял фантастический боевик «Особое мнение», заработавший на product placement $20 миллионов, и киношные маркетологи признали эту сумму выдающейся, так как мало кто собирает такие деньги. Но в тот же год размещение брендовых продуктов в 20-м фильме о Бонде «Умри, но не сейчас» принесло его создателям $40 миллионов! Юбилейный фильм бондианы, который выйдет в прокат в 2012 году, ровно через 50 лет после первого фильма этого цикла, соберет как минимум $45 миллионов – эта цифра уже озвучена как минимальный бюджет по product placement. Конечно, замученных рекламой современных зрителей обилие логотипов в кадре не может не раздражать, а в случае с бондианой product placement сильно «пахнет» безвкусицей. Однако именно материальная культура фильмов о Бонде стала идеальным способом сохранить молодость и актуальность главного героя – футуристические гаджеты, автомобили-невидимки, костюмы ультрасовременных дизайнеров позволяют Бонду оставаться на гребне модной волны. Создатели фильма строго следят за этим: как только появились первые мобильные телефоны, работавшие по технологии GPS (1996–1997 гг.), Бонд в фильме «Завтра не умрет никогда» (1997 г.) тоже обзавелся мобильником – правда, концептуальной разработкой от Ericsson – со встроенными шокером, сканером отпечатков пальцев и пультом дистанционного управления автомобилем. Благодаря политике отбора всего самого трендового бондиана стала отличным памятником материальной культуры своего времени. «Если вы хотите освежить в памяти стиль, например, 1960-х, просто посмотрите очередной фильм из бондианы того времени», – метко подмечает fashion-эксперт Зоя Звиняцковская. Блондинки и бомбы Объясняя успех своего героя, Ян Флеминг придумал формулу «Bonds and blondes and bombs» («Бонд, блондинки и бомбы») – она и стала универсальным слоганом Джеймса Бонда как бренда. Ею пользовался и сам Флеминг, и голливудские продюсеры, которые увидели «золотое дно» в динамичных приключениях элегантного шпиона – первая их телеэкранизация увидела свет в 1954 году, всего лишь через два года после публикации романа «Казино «Рояль». Ян Флеминг был коммерсантом в такой же мере, как и творцом, – писал он очень быстро (первый роман появился буквально за месяц), учредил фирму для публикации цикла и от экранизаций не отказывался. Предложений у англичанина, жившего на Ямайке, было хоть отбавляй, однако он отдал предпочтение известному продюсеру Альберту Брокколи, специализировавшемуся на сложнопостановочных зрелищных фильмах, которые он снимал для Columbia Pictures. Совместно с канадцем Гарри Зальцманом Брокколи в 1961 году основал фирму EON Production, которая стала основным правообладателем на кинофильмы о Джеймсе Бонде и снимает так называемую официальную бондиану, а это уже 22 фильма. Первый фильм от EON Production – «Доктор Но» с Шоном Коннери в главной роли – вышел на экраны в 1962 году. Впрочем, если бы Ян Флеминг был больше писателем, чем коммерсантом, то этого фильма могло и не быть: в предыдущем своем романе «Из России с любовью» он «убил» Бонда, устав от «бомб и блондинок». Однако кинопродюсеры умолили Флеминга продолжать цикл, и он, конечно же, сдался и… воскресил своего героя. Еще одну попытку покончить с Бондом предприняла жена Яна Флеминга Анна, которая терпеть не могла дурацкое увлечение своего мужа, поэтому после его смерти в 1964 году она попыталась отозвать лицензии на книги и фильмы. Однако племянники писателя пресекли это безобразие и сами резво взялись за дело, основав компанию Ian Fleming Publications, занимающуюся продвижением бондианы и лицензированием новых продуктов. Компания работает как часы, создавая информационные поводы с завидной регулярностью – за счет публикации новых романов о Бонде других авторов. Кстати, таких книг уже 23 – практически вдвое больше, чем написанных самим Флемингом, и это только основная серия, не считая произведений по мотивам бондианы и романов для детей о находчивом мальчике Джимми Бонде. Точно так же работает и кинофраншиза бондианы – компания EON Production, тоже семейная, ею с 1996 года владеет дочь Альберта Брокколи Барбара и ее сводный брат Майкл Уилсон. По фильмам о Джеймсе Бонде можно сверять календарь: они выходят на экраны раз в два года. Единственный шестилетний перерыв в производстве – с 1989 по 1995 год – был потрачен на судебные разбирательства с кинокомпанией MGM, требовавшей признать ее права на фильмы о Бонде. За 50 лет своей работы EON Production создала канон и атрибутику бондианы – начиная от картинки в начальных титрах и заканчивая непременными аксессуарами шпиона, как, например, коктейль «взболтать не смешивать», часы со встроенными шпионскими штучками или обязательные на каждый фильм две красотки, которых он должен уложить к себе в постель. Эта «корпоративная символика» неизменна, поэтому «Бонд. Джеймс Бонд» узнаётся с первого взгляда, кто бы его ни играл – суровый шотландец Шон Коннери или ироничный лондонец Дэниел Крэйг. |