На российский рынок всё увереннее заходят превосходные летательные аппараты из Бразилии. Бразилия. Оказывается, эту южноамериканскую страну прославили не только футбол, кофе и самба, но и… самолёты. Бразильцы пытались летать на машинах, больше похожих на ветряные мельницы, когда другие только-только осваивали велосипед. Однако ещё 20 лет назад никто не мог представить такого головокружительного успеха бразильского авиастроительного проекта. Сейчас же Empresa Brasileira de Aeronautica, или сокращенно Embraer, располагая штатом из 17 000 сотрудников, занимает третье место в мировом рейтинге авиапроизводителей, уступая лишь компаниям Boeing и Airbus.
«Золотая акция» осталась у государства История Embraer восходит к 1945 году, когда в городе Сан-Жозе-дус-Кампус был организован Исследовательский центр авиационной техники. В 60-е на его базе и создали Embraer. Современный этап развития компании начался в 1994 году, когда после экономического кризиса власти страны решились на приватизацию национального авиапроизводителя (у государства осталась лишь «золотая акция», дающая возможность права вето в вопросах поставок военных самолётов). Новые владельцы представляли синдикат американских и бразильских инвесторов, к которым затем присоединились и французы. Локомотивом возрождения компании стала программа строительства реактивных региональных самолётов ERJ-135/140/145, способных брать на борт до 50 пассажиров. Следующий шаг бразильцев – создание на базе ERJ-135 бизнес-джета Legacy. С 1996 года, когда первые Legacy поступили в эксплуатацию, они завоевали достаточно большую популярность прежде всего удачным сочетанием комфорта салона, выгодной цены и невысоких эксплуатационных расходов. Благодаря использованию композитных материалов, делающих конструкцию летательного аппарата более лёгкой и прочной, конструкторам удалось добиться существенной экономии топлива. В 1999 году Embraer запустил новую программу строительства гражданских самолётов семейства E-170/190, рассчитанных на 70-118 пассажиров. Знаковым достижением компании стало получение заказа на 15 машин E175 и 155 единиц E190 от авиакомпании Air Canada. Embraer провёл успешную атаку и в «бразильском футбольном стиле», потеснив канадскую Bombardier на её «родном поле». С 2006 года обновлённый флагман Embraer Legacy выпускается под модельным обозначением Embraer 600, и в планы компании входит заполнение всей линейки бизнес-джетов – от малой «сотки» до престижной «тысячи».
Малоразмерные реактивные Нельзя не упомянуть и о семействе малоразмерных реактивных самолётов производства Embraer, которое было разработано в начале 2000-х. Оно состоит из четырёх моделей различной пассажировместимости: 70-80-местные Embraer 170/175 и 100-110-местные Embraer 190/195. В самолётах используется более 90% общих узлов и агрегатов, что позволяет с минимальными затратами эксплуатировать различные модели семейства. Исключительные технико-экономические характеристики способствовали успеху проекта, который позволил компании Embraer стать одним из лидеров мирового авиастроения. Первым представителем семейства стал 70-местный Embraer 170, который в 2002 г. совершил первый полёт, а в 2004-м поступил на службу стартовому заказчику: польской авиакомпании LOT. В 2005-м на маршруты авиакомпании Air Canada вышла модель Embraer 175 с удлиненным фюзеляжем вместимостью 78 пассажиров. Параллельно разработанные более крупные версии самолёта Embraer 190/195 отличаются от серий 170/175 увеличенным крылом и более мощными двигателями. Способность перевезти около 100 пассажиров на расстояние в 3000-4000 км позволила авиакомпаниям открыть совершенно новые маршруты, связывающие удалённые города небольшого размера. Коммерческая эксплуатация 98-местного Embraer 190 началась в 2006 г. в авиакомпании JetBlue Airways. В том же году вышла на авиалинии удлинённая 108-местная модель Embraer 195. Первым эксплуатантом самолёта стала британская Flybe.
В течение 2010 года Embraer поставил 101 коммерческий авиалайнер и 145 бизнес-самолётов, что превысило ежегодные показатели по поставкам во всех категориях. Таким образом, компания получила в прошлом году прибыль в размере 340 млн. долларов. Чистый доход при этом составил 5,35 млрд. долларов. В текущем году бразильский авиастроитель рассчитывает на увеличение прибыли до 420 млн. и чистого дохода – до 5,6 млрд. долларов.
Что ожидает компанию в будущем? По мнению аналитиков, в ближайшее время руководству Embraer предстоит решить два главных вопроса: каким образом возобновить развитие семейства региональных самолётов и нужно ли увеличивать объёмы выпуска лайнеров E-jet. В последние десятилетия Embraer не раз демонстрировала свою дальновидность и выводила на рынок подходящие самолёты в нужное время. Так было в 90-х годах прошлого века с 50-местными лайнерами семейства RJ. Чуть позже, когда вследствие роста цен на топливо небольшие региональные самолёты оказались экономически неэффективными, бразильский концерн представил новую линейку авиалайнеров E-jet вместимостью от 70 до 122 человек. За прошедшее с тех пор время более чем 60 авиакомпаниями было заказано свыше 1000 таких самолётов. Но ситуация на авиационном рынке снова меняется, и Embraer вынуждена в очередной раз решать непростую для себя задачу. В ближайшее время в том сегменте, который успешно занимали самолёты E-jet, появятся новые конкуренты, в том числе Mitsubishi Regional Jet, Bombardier CSeries и даже Sukhoi Superjet. Причём MRJ нацелен на нижний уровень этого сегмента, а CSeries – на верхний. А появление ремоторизированных Airbus A320neo и Boeing 737 практически закрывает двери в нишу 150-местных самолётов. В свое время руководство Embraer всерьёз рассматривало возможность создания удлинённой версии самолёта семейства E-jet, который получил кодовое обозначение E-195X. Однако представленный потенциальным заказчикам проект не нашёл у них одобрения. В первую очередь представители авиакомпаний отмечали слишком низкую дальность полёта для самолётов такого класса. В результате бразильскому авиастроителю пришлось отказаться от такой затеи. Ряд экспертов полагают, что у Embraer есть ещё одна потенциальная возможность дальнейшего развития: объединить свои усилия с более крупным авиастроителем. Так, исполнительный директор Boeing Джим Макнирни отметил, что американская компания готова к сотрудничеству с Embraer в рамках разработки регионального самолёта вместимостью менее 125 чел. Однако руководитель Embraer Фредерико Курадо отвергает этот вариант, отмечая, что у бразильской компании уже есть 122-местный самолёт, и никаких совместных проектов с Boeing у них не было. Но с другой стороны, не исключает подобного сотрудничества в будущем. По словам Курадо, какой будет дальнейшая стратегия развития семейства региональных самолётов Embraer, станет известно к концу года. А пока компания продолжит анализировать все доступные варианты.
Руководитель Embraer Фредерико Курадо. У Embraer есть и другие немаловажные задачи. В частности, объём полученных в последнее время заказов заставил руководство компании задуматься над возможным увеличением темпа производства своих региональных самолётов. Курадо отметил, что Embraer действительно рассматривает такую возможность, но окончательное решение будет зависеть от результатов деятельности компании во второй половине 2011 г.
В настоящее время Embraer являются самыми продаваемыми региональными самолётами в мире. Компания выпускает коммерческие, корпоративные, военные, сельскохозяйственные самолёты. Сегодня самолеты Embraer используются в 103 авиакомпаниях 56 стран мира и летают на всех континентах – они есть в коммерческой, частной и военной авиации. Авиастроители выполняют любые капризы заказчиков в индивидуальном порядке. Им приходилось даже собирать для vip самолёт, салон которого отделан чистым золотом!
Россияне осваивают Embraer активнее всех Бразильские самолёты пользуются большим успехом во многих странах мира. К примеру, в марте Embraer заключил соглашение с итальянской авиакомпанией Alitalia о поставке 15 самолётов Embraer 175 и 5 Embraer 190. Поляки, после катастрофы самолёта Ту-154, унесшей жизни президента Польши и целого ряда высших чиновников, тоже решили закупить для полётов руководства два новых борта Embraer 175. Напомним, среднемагистральные лайнеры этого типа давно используются национальной авиакомпанией LOT, в которой они заменили советские Ту. В США бразильский борт является летающим командным пунктом главнокомандующего Вооружёнными силами страны. Активно закупают крылатые машины из Бразилии страны СНГ, в том числе и Россия. В настоящее время 32 борта Embraer Legasy 600-й серии имеют российских владельцев. Для компании Embraer, кстати, это наибольшее число самолётов, которое приобрели заказчики из одной страны. А не так давно официальным дилером самолётов деловой авиации бразильской компании стал холдинг «Внуково-3». Ну и вряд ли стоит уточнять, что на отечественных самолётах летает всё бразильское руководство. В распоряжении президента Бразилии два новейших лайнера типа Embraer 190 под собственными именами Bartolomeu de Gusmao и Augusto Severo – оба используются для визитов в государства континента. Для перемещения по стране чаще используются два региональных лайнера Embraer ERJ 145. «Эмбраер» на страже бразильских границ
Компания намерена расширить производство продукции военного назначения и к 2020 году довести объём поставляемой на рынок ПВН до 2,5 млрд. долларов. В число приоритетной номенклатуры ПВН войдут, в частности, беспилотные летательные аппараты. По словам президента «Эмбраера», недавно компания создала совместное предприятие с израильской компанией «Элбит системз» для производства беспилотных платформ для бразильского и ряда региональных рынков. В настоящее время «Элбит системз» имеет контракт от ВВС Бразилии на поставку средневысотных БЛА «Гермес-450» с большой продолжительностью полёта. «Эмбраер» намерена также реализовать международную программу создания военного транспортного самолёта КC-390, участие в которой наряду с Бразилией подтвердили Аргентина, Чешская Республика, Чили, Колумбия и Португалия. Как отмечают эксперты, Бразилии крайне необходимы БЛА для контроля огромной территории страны, протяжённость границ которой составляет около 16 тыс. км. На обеспечение безопасности национальных границ страна намерена израсходовать в ближайшие годы 6 млрд. долларов. В перспективе БЛА будут применяться для обеспечения национальных нужд и только затем смогут выйти на мировой рынок, в том числе поставляться в Южную Америку, Африку и Азию. В настоящее время военную продукцию «Эмбраер» приобретает 41 страна мира.
Олег КОЧКИН, президент компаний «Вятка девелопмент» и «Вяткаавиа» (Киров): – Модели фирмы «Эмбраер» достаточно конкурентоспособны, поэтому им и удалось завоевать одну из лидирующих позиции на рынке региональных самолетов. Эта бразильская компания, на мой взгляд, больше позиционирует себя как изготовитель продукта эконом-класса (узкие проходы, один туалет на весь самолет и прочее), поэтому он сравнительно дёшев, но, в то же время, надёжен. Хотя я думаю, что АН-24, АН-140 и ИЛ-114 более подходят для наших климатических условий. Например, АН-24 может приземляться на грунтовую полосу, его можно эксплуатировать при любых отрицательных температурах. Как себя поведет «Эмбраер», сказать достаточно сложно, потому что были случаи, когда самолеты этой и некоторых других зарубежных компаний при посадке, проведя некоторое время на морозе, было невозможно запустить, и «оттаивали» они только весной.
Фёдор ИГОЛКИН, спортклуб «Авиатор» (Красноярск): – Про «Эмбраер» я вспоминаю в связи со скандалом с российским «Супер-Джет-100». По расчётам авиационных чиновников, чуть ли не 90% выпуска этих самолётов должно было пойти на продажу на международном авиационном рынке. Но в этом секторе техники доминируют канадская фирма «Бомбардье» и бразильская «Эмбраер» – из молодых, но ранних, которая в последние годы добилась заметных успехов в производстве и продаже самолётов этого класса. И вот эти «акулы» авиационной индустрии просто так не подвинутся, уступая место «Сухому». Поэтому наш «Супер-Джет» опять окажется устаревшим, да ещё наверняка и распилочным проектом, сожравшим кучу денег, при этом не принесшим ни копейки прибыли.
Алексей ЯРОШЕВСКИЙ, пилот (Красноярск): – B то время, как наш гражданский авиапром, к величайшему сожалению, топчется на месте, ребята из страны, «где очень много диких обезьян», не только умудряются изготавливать современные самолёты, но ещё и продавать их не самым худшим авиакомпаниям. Но, если у России ещё остались какие-либо авиационные амбиции, их будет очень трудно реализовать. Бразильцы – серьёзный конкурент, если учесть, что в мировом самолетостроении «Эмбраер» уступает только гигантам – «Боингу» и «Аэробусу». А главный их соперник – канадская аэрокосмическая компания «Бомбардье» – в последнее время несколько отстала.
Денис ИГНАТОВ, коммерческий директор ОАО «Кировское авиапредприятие» (Киров): – У нас таких самолетов нет. Насколько я знаю, из отечественных компаний их используют «Транссоюз» и «РусЛайн». Перспективы их применения в нашем секторе услуг очень неплохие, с учетом того, что они рассчитаны в среднем на 30 мест и тем самым подходят для региональных пассажирских перевозок. К тому же, после возможного запрета на эксплуатацию АН-24 (который составляет внушительный процент от авиапарка российских компаний) нужны будут адекватные варианты замены. Единственный вопрос, который может стать препятствием для использования – это насколько бразильские самолеты приспособлены для нашего климата. Насколько я знаю, им требуется отапливаемый ангар и прочие условия, повышающие себестоимость эксплуатации. В ближайшие месяцы наша компания приобретать эти самолеты не планирует.
Андрей ТОКМАЧЁВ, программист (Иркутск): – Пассажирские самолёты бразильской компании «Эмбраер» насколько я знаю, считаются самыми надёжными и современными в мире. Несколько лет назад даже авиакомпания «Аэрофлот» приобрела воздушные суда этой марки. Мне кажется, сегодня необходимо обращать внимание не на комфорт и сервис во время полёта, а прежде всего на безопасность. Практически каждый день из новостей мы узнаём то об аварийной посадке, то ещё хуже – о катастрофе. И, как ни странно, фигурируют в этих трагедиях самолёты российского производства. Раз наш авиапарк так ненадёжен, износился и устарел, может, всё-таки пришло время нашим чиновникам задуматься и перенять опыт зарубежных коллег?
Владимир ЗАКИРОВ, путешественник (Иркутск): – Несколько лет назад я путешествовал по Польше. И там мне довелось летать на самолётах «Эмбраер» авиакомпании «LOT». До этого мне приходилось летать и фокерами, и боингами, и тушками, но именно бразильские самолёты понравились больше всего! В боинги люди по часу только заходят на борт. А тут за 15-минут загрузились и полетели! «Эмбраер» – отличная машина! Всё было здорово, комфорт на высоте, кресла удобные, лететь легко и приятно, проходили сквозь облачность и зону турбулентности – очень плавно всё, правда, при посадке в Варшаве был ветер, потрясло немного – но в целом остался в восторге от машины.
|