В системе российского здравоохранения всё острее проблема, которую эксперты в один голос называют главной.
Минздравсоцразвития РФ обнародовало данные смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в России. Именно они много лет являются самой распространенной причиной ухода россиян из жизни. Но в этом году, отметили в ведомстве, от этого рода заболеваний умирает меньше людей, чем в прошлом. «Смертность от сосудистых заболеваний в России составляет 57%, причем почти 20% из этого числа умирают в трудоспособном возрасте. В 90% случаев причиной смерти становится ишемическая болезнь сердца или инсульт», – говорится в сообщении министерства. По данным ведомства, в настоящее время 38 регионов России с населением около 70 миллионов человек участвуют в федеральной программе по совершенствованию медицинской помощи пациентам с сосудистыми заболеваниями, которая реализуется с 2008 года. В этих регионах созданы и действуют 39 региональных сосудистых центров и 107 первичных сосудистых отделений. За три года на реализацию программы из бюджета было выделено почти 10 миллиардов рублей, более 15 миллиардов рублей запланировано выделить в 2011–2013 годах. «В тех регионах, которые участвуют в программе с 2008 года, смертность от сердечно-сосудистых заболеваний снизилась на 5,9%, с 2009 года – на 3,7%. За семь месяцев 2011 года в целом по России показатель смертности от болезней системы кровообращения снизился на 5,7% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. За первое полугодие 2011 года в регионах, участвующих в реализации программы, летальность больных с острым коронарным синдромом снизилась на 13,9%, с острым инфарктом миокарда – на 9,4%, с цереброваскулярными болезнями – на 10,8%», – говорится в сообщении министерства. В Минздравсоцразвития планируют, что к 2013 году программа охватит всю территорию России. В каждом регионе будут открыты один-два сосудистых центра и три-шесть первичных отделения, в зависимости от количества проживающего населения и с учетом уже действующих на этой территории медицинских учреждений. Вместе с тем, пока чиновники рапортуют об успехах, медицинское сообщество обращает внимание на ряд системных проблем, без решения которых здоровье и долголетие для большинства россиян останутся роскошью. «Основные проблемы – в нехватке кадров, особенно в сельских и центральных районных больницах, – заявил доктор медицинских наук Александр Чухраев. – Всё острее неудовлетворенность населения качеством медицинской помощи. В этой проблеме можно выделить два аспекта. Во-первых, есть упущение со стороны государства в медицинской сети. Но, с другой стороны, у россиян нет культа здоровья. К сожалению, мы сами «запускаем» здоровье, со всех сторон нас атакуют вредные привычки, поэтому необходимо проводить пропаганду здорового образа жизни, не надеясь на то, что медицина всесильна. Также немаловажно рациональное использование финансовых ресурсов». Основа здравоохранения во всем мире – лекарственное обеспечение. А в России до этого даже руки не доходят. У нас в среднем бесплатные лекарства получают 9–10% населения, а в мире – 85–90%. Например, в России тяжелая онкология лечится ножом хирурга, а в других странах давно уже рак лечат препаратами. Вот пример по онкологии молочной железы: в России смертность составляет 60%, а во Франции – 2–5%. Смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в 3–4 раза выше, чем в той же Франции или Германии. А продолжительность жизни россиян – самая низкая в Европе. И при этом треть умирающих – граждане трудоспособного возраста. Каждый год в результате деградации системы здравоохранения в России количество инвалидов увеличивается на миллион человек, и 50% из них – трудоспособного возраста. Во всём мире улучшают здоровье граждан. Вообще в принципе здравоохранение – только часть охраны здоровья граждан. А медицина отвечает всего лишь за 10–15% в смертности граждан. В настоящее время на рассмотрении Госдумы находится законопроект «Об основах охраны здоровья граждан», принятый уже в двух чтениях. Документ гарантирует россиянам право на бесплатную медпомощь, позволяет пациенту один раз в год самому выбрать врача и медорганизацию, закрепляет единые стандарты оказания медицинской помощи на всей территории России. В законопроекте также подчеркивается недопустимость отказа в медицинской помощи пациентам, независимо от места их постоянного проживания или регистрации. Эти требования будут распространяться на все медучреждения страны, независимо от формы собственности. Также уточняются полномочия федеральных и региональных органов власти. Так, федеральные министерства и ведомства будут отвечать за спасение жизни людей при чрезвычайных ситуациях, организацию медицинской эвакуации, координацию и внедрение передовых медицинских технологий, а также контролировать качество оказываемой медпомощи и безопасность медицинских изделий. Тем временем эксперты единогласно сходятся в том, что первая и главная проблема современной российской медицины – кадровая. «Одна из самых главных проблем – система обучения врачей, в том числе последипломного периода. Одними только деньгами дело не решить, можно человеку платить безумные деньги, но лучше, чем он обучен, он от этого работать не будет, – считает кандидат медицинских наук, доцент кафедры факультетской терапии Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова Антон Родионов. – Еще одна проблема заключается в том, что врачи, особенно врачи первичной медицинской помощи, работают в абсолютно неподобающих условиях. Они фактически выполняют функции социальных работников. Они связаны по рукам и ногам системой, где де-юре декларируется наличие лекарств, а де-факто ничего нет. Я много езжу по регионам, общаюсь с врачами первичной помощи и слышу истории, когда якобы препараты есть, а реально их нет. И врачу ставится задача: ты должен сделать так, чтобы пациент ушел удовлетворенным (потому что у нас это почему-то один из критериев качества медицинской помощи), а с другой стороны, ты должен назначить ему лечение на те три копейки, которые есть. Это не должна быть проблема врача. Он должен быть обучен, он должен назначать то, что человеку действительно нужно, а откуда это всё возьмется, это уже совершенно не его проблема». «С одной стороны, врачи – это люди, которые не имеют хорошего обучения, а с другой стороны, они не имеют возможности реализовать свои знания, потому что из-за прокрустова ложа нормативных документов они фактически становятся социальными работниками, – продолжил он. – Вот тебе 12 минут на пациента – а все пациенты льготники, все знают свои права, все чего-то хотят особенного – но возможности нет. Врач не отправляет, например, на анализы, не потому что он сволочь законченная, а потому что ему сказали: «Талончиков пять штук на месяц, и крутись, как хочешь…»
Илья ШПУРОВ, ОАО «Красфарма» (Красноярск): – В регионах нужно развивать не только производство, но и науку, как это делается, например, в Ярославле. Нужно обратить внимание на подготовку кадров. Только сейчас у нас в стране начинает выстраиваться цепочка взаимодействия от разработки до производства лекарственных препаратов. Партнёрство бизнеса и науки необходимо усиливать. Я считаю, что не нужно разводить такое количество кластеров, как сейчас. Необходимо поддержать те, где появляется наука, компетентные специалисты и налажена коммуникация между ними.
Виктор ТОЛОКОНСКИЙ, полномочный представитель Президента в СФО: – Эффективность управленческих решений будет определяющим фактором модернизации в сфере здравоохранения. Модернизация сферы образования и здравоохранения даже при значительном увеличении финансирования невозможна без совершенно иного качества организационной работы. Есть необходимость передачи на аутсорсинг ряда функций, которые сегодня возложены на вспомогательный персонал медицинских учреждений. Это позволит значительно сократить расходы на зарплату таким сотрудникам, повысив ее врачам.
Дмитрий МАТВЕЕВ, заместитель Председателя Правительства Кировской области: – Это такой объёмный вопрос, что про него не рассказать в небольшом комментарии. Каждый пункт законопроекта надо рассматривать отдельно для полного анализа и понимания предложенных мер. Если говорить в общем, то законопроект «Об основах охраны здоровья граждан» очень нужный и правильный. В нем есть разделы, которых в предыдущем законе просто не было, – например, о приоритете профилактических мероприятий в сфере охраны здоровья граждан, выборе врача в случае необходимости, о лечении редких заболеваний, также урегулированы вопросы о трансплантации органов. По сравнению с предыдущим законом этот законопроект – большой шаг вперед. Для понимания этого достаточно сравнить тексты двух документов.
Дмитрий РУССКИХ, депутат Законодательного Собрания Кировской области: – До этого еще был принят закон, ставящий на коммерческие рельсы систему здравоохранения. Я не думаю, что закон «Об основах охраны здоровья граждан» сильно изменит ситуацию. Прибавка условной тысячи рублей к зарплате врача не способна сильно мотивировать на усердный труд. Нужно изменить само отношение государственной власти к здравоохранению. Бесплатная медицина в нашем богатом всеми ресурсами государстве должна быть доступна для всех в обязательном порядке, ведь здоровье граждан нельзя исчислять в каких-то денежных суммах. Но вместе с тем за отдельную плату предоставление дополнительных услуг и сервисов представляется вполне возможным. Если у кого-то есть возможность заплатить, пусть лечатся в частных клиниках, которые не должны находиться в стенах государственных учреждений.
Леонид ПАВЛЮК, главный врач Городской клинической больницы №1 (Иркутск): – Реформа здравоохранения идёт по нескольким направлениям. И дело не только в том, что медучреждения объединяют. Модернизация, национальные проекты и многое другое – всё это включено в реформу. Самое первое (и правильное) решение – повышение заработной платы участковому звену: педиатрам, терапевтам, медсёстрам. Но из виду выпустили узких специалистов, их сегодня в городских больницах очень не хватает. Следующий шаг – модернизация, которая идёт как в поликлиниках, так и в стационарах. Колоссальные суммы по реформе выделяются на реконструкцию, ремонт и комплектование современным медицинским оборудованием. Но меня смущает, во-первых, то, что очень долго собирались всё это делать и продвигается эта реформа небыстро. А во-вторых, кадровый вопрос остаётся открытым. Молодые выпускники университета идут куда угодно, только не в городские и не в районные больницы, несмотря на то что во многих регионах предлагают подъёмные, дают квартиры. Но молодых врачей это уже не привлекает. Поэтому, на мой взгляд, самое пристальное внимание необходимо уделить вопросам повышения престижности нашей профессии.
Дмитрий ПИВЕНЬ, министр здравоохранения Иркутской области: – В нашем регионе реформирование системы здравоохранения идёт полным ходом. Общий объём финансирования этой сферы в 2011 году составил почти тридцать миллиардов рублей. Средства поступают по программе модернизации здравоохранения и национальному проекту «Здоровье» из федерального, областного и местных бюджетов, федерального Фонда ОМС. Это беспрецедентная сумма, которая направляется в сферу здравоохранения. Наша задача – использовать средства рационально и максимально эффективно. В рамках реализации реформы предусмотрен ряд основных направлений – укрепление материально-технической базы медучреждений (проведение капремонта и завершение ранее начатого строительства, приобретение нового оборудования), внедрение стандартов оказания медицинской помощи и современных информационных систем. В Иркутской области в рамках программы модернизации здравоохранения ведётся капремонт 35 медицинских учреждений. И мы продолжаем работать в этом направлении. |