На канале «Россия 1» прошла премьера одного из самых долгожданных телепроектов года, главные роли в котором исполнили ведущие российские актёры.
Константин ХАБЕНСКИЙ в роли Алексея Турбина. «Переплюнуть Снежкина невозможно…» Еще до выхода «Белой гвардии» в эфир вокруг картины разгорелся скандал. В блогах обсуждалась информация о том, что из-за поправок канала режиссер фильма Сергей Снежкин готов снять свою фамилию с титров, потому что не согласен с намеченными сокращениями и не может поставить в картину песню Михаила Шуфутинского. Сам Снежкин говорить о разногласиях с каналом категорически отказывается, уточняя, что готов обсуждать лишь подготовительный и съемочный периоды. «Всё это время я просыпался с ощущением того, что сегодня у меня опять будет счастье. И оно ко мне приходило. Я ехал на съемочную площадку за счастьем, зная, что оно стоит и ждет меня». Об ощущении счастья, царившего на съемочной площадке, говорят, кстати, и все без исключения артисты, занятые в экранизации. Продюсер сериала Сергей Мелькумов заметил, что четыре серии по полтора часа (именно этот вариант и показали на канале «Россия 1») – это оптимальный формат для подобной работы. Впрочем, он не исключил возможности показа более полного авторского 10-серийного варианта, который может быть готов месяцев через 8–10. В каждом кадре «Белой гвардии» буквально «звезда с звездою говорит». «Мы не думали о том, чтобы «напихать» побольше звезд, – рассказывает продюсер Сергей Мелькумов. – Просто чудес не бывает. Найти в 40 лет большого артиста, которого мы вообще не знаем, – практически невозможно. Поэтому мы пригласили тех артистов, которые нам нравятся, с которыми мы работали на разных проектах ранее, они наши друзья. Мы не ориентировались на актерский состав спектакля в театре МХТ, однако два актера у нас совпали. Но мы утверждали Хабенского не потому, что он играет Алексея Турбина в спектакле, а потому что мы хотели, чтобы именно он сыграл эту роль». Однокурсник, друг и коллега Хабенского по театру Михаил Пореченков также появляется в картине, как и в спектакле театра МХТ имени Чехова, в образе Виктора Мышлаевского. Изначально эту роль планировали предложить Владимиру Машкову, а Пореченков пробовался на Шервинского. В итоге Шервинского сыграл Евгений Дятлов, а вот Владимира Машкова в «Белой гвардии», увы, зрители не увидели. Зато оценили работу Алексея Серебрякова, Фёдора Бондарчука, Сергея Гармаша, Артура Смольянинова, Евгения Стычкина, Сергея Шакурова, Ксении Раппопорт. Фёдор Бондарчук, исполнивший в фильме роль Шполянского, оценил новую экранизацию Булгакова весьма высоко: «Ничего подобного по качеству на российском телевидении я просто не видел. Я бы разослал диск с «Белой гвардией» некоторым нашим режиссерам с просьбой больше никогда не браться за экранизацию русской классики, потому что переплюнуть Снежкина просто невозможно. И обязательно надо показать фильм в школах – понятно, что нынешние школьники читать «Белую гвардию» вряд ли будут, а вот осилить «киношку» с хорошими артистами – вполне могут». Заказчиком и инвестором проекта выступил телеканал «Россия 1». Бюджет картины официально не разглашается, но осведомленные источники утверждают, что он составил около $16 миллионов.
Режиссёр Сергей СНЕЖКИН на съёмках «Белой гвардии». Фальшивые сосульки и ставни на стеклопакетах Режиссер «Белой гвардии» Сергей Снежкин – представитель питерской киношколы, известность которому принесли фильмы «ЧП районного масштаба», «Цветы календулы», «Похороните меня за плинтусом» и сериал «Брежнев». Возможность экранизировать булгаковскую «Белую гвардию» он считает своим «сокрушительным везением». «Экранизировать великие литературные произведения – максимальная ответственность: в следующий раз такая возможность выпадет только лет через 20, уже какому-то другому счастливцу», – убежден Снежкин. Он рассказал, что, готовясь к работе, пересмотрел все существующие киноверсии булгаковских произведений – и пришел к выводу, что все они, кроме «Бега» Владимира Наумова и Александра Алова, способны на много десятилетий вперед отвратить читателя и зрителя от текстов этого автора. Сергей Снежкин подходил к тексту максимально бережно: «Никаких вольностей, никаких шалостей мы себе не позволяли – ведь мы работали с удивительной литературой». От продюсеров режиссер получил сценарий, заказанный известным киевским писателям – супругам Сергею и Марине Дяченко, но серьезно переписал его, так как привык для всех своих картин делать сценарии самостоятельно. При этом текст «Белой гвардии» объединился с пьесой «Дни Турбиных» – ведь пьеса, по словам Снежкина, «это насильно переписанный роман»: «Михаил Афанасьевич Булгаков от большого несчастья должен был это сделать, потому что роман при его жизни так и не был опубликован». Подготовительный период к экранизации «Белой гвардии» начался весной 2009-го и занял около года. Съемки проходили в России и на Украине: в Санкт-Петербурге и его предместьях (Выборг, Гатчина) в основном снимались интерьерные сцены, а в Киеве – натурные. Нынешний Киев – главный герой булгаковского романа – довольно сильно изуродован новостроем, который художникам пришлось тщательно камуфлировать. Чтобы получить «тот самый Город», украинскую столицу пришлось «состарить»: пластиковые окна на Андреевском закрыли деревянными ставнями, дома облагородили вывесками с ятями: «Торговый домъ», «Ресторанъ». Один из местных ресторанчиков превратили в «Цирюльню». Со здания музея Михаила Булгакова сняли мемориальную булгаковскую табличку, а памятник писателю замаскировали деревянным резным заборчиком. Раздолбанную брусчатку припорошили искусственным снегом, на фонари навешали фальшивые сосульки. Не менее кропотливо воссоздавали предметный мир картины, быт и атмосферу эпохи начала XX века. Квартиру Турбиных построили в студийных павильонах и обставили антикварной мебелью. Вазы, шторы, посуда, подсвечники, печатные машинки и даже носилки – всё это не бутафорское, этими предметами пользовались реальные люди в начале XX века. Так же скрупулезно были воссозданы и другие интерьеры романа. Все костюмы были сделаны специально для этой картины на основе антикварных образцов и сохранившихся модных журналов того времени. Шинели, гимнастерки, платья – всё шилось не только для главных героев, но также для второстепенных персонажей и даже для участников массовых сцен.
Роман «Белая гвардия» впервые опубликован в России (только первые 13 глав) в 1924 году. Полностью – в Париже: первый том – в 1927 году, второй – в 1929-м. «Белая гвардия» – во многом автобиографический роман, основанный на личных впечатлениях писателя о Киеве конца 1918 – начала 1919 годов. Семья Турбиных – это в значительной степени семья Булгаковых. Турбина – девичья фамилия бабушки Михаила Афанасьевича со стороны матери. И роман он начал сочинять в 1922 году, сразу после смерти Варвары Михайловны (матери). Рукописи романа не сохранились.
Почему премьера совпала с выборами? По словам актёра Алексея Серебрякова, показ картины в день выборов президента России отчасти символичен. «Мы наблюдаем серьезный раскол, причем пока лишь его начальную стадию. И этот раскол происходит не на уровне поколений или социального статуса, а на уровне идеологии, желания или нежелания что-то менять. И что гораздо хуже – в рамках этого раскола идет серьезное стравливание людей. Их намеренно провоцируют, не понимая, видимо, к какому взрыву это может привести», – уверен Серебряков. «Магические кольца времени замкнулись, – прокомментировал дату премьеры «Белой гвардии» Фёдор Бондарчук. – Причем я сейчас не шучу и не ерничаю. Конечно, в интернете подняли вой по этому поводу. А что бы нас устроило? Балет? Или «Место встречи изменить нельзя»? Мне кажется, что история об агонии империи на пороге эпохи большой крови, о метаниях интеллигенции накануне грандиозной смуты как нельзя лучше подходит для эфира в этот день. Очень актуальное кино. «Главное в этой истории – предостережение, чтобы мы не допустили еще раз вот такой кровавой резни, которая была в то время. А это может случиться», – считает Михаил Пореченков. А режиссер картины Сергей Снежкин на вопрос, пойдёт ли он на выборы президента, ответил: «Я сценарий пишу – вот мое голосование. Режиссер – счастливая профессия, потому что он априори имеет колоссальную аудиторию. И чтобы донести свою мысль, совершенно не обязательно бегать к урнам. Знаете, как голосовал Михаил Афанасьевич? Он выходил на улицы пролетарской Москвы (где совсем недавно сжигали чучела интеллигентов с моноклями) одетый в визитку, полосатый жилет, комбинированные черно-белые штиблеты и с моноклем в глазу. И так шел ко МХАТу. Он кликал беду на себя – и это было его голосование».
Действие фильма разворачивается в Киеве в тяжелом 1918 году, когда после ухода немцев город захватывают войска Петлюры. Главные герои – Алексей, Елена и Николка Турбины – оказываются вовлеченными в круговорот военных и политических событий. Оккупированный германской армией город становится прибежищем множества русских интеллигентов и военных, которые бегут из РСФСР. Как жить на руинах Родины, в непримиримом противоречии с новой властью? Алексей Турбин, не в силах примириться с наступающим большевизмом, принимает смерть в бессмысленном бою с черносотенцами. Остальным героям истории придется идти на компромисс с собственной совестью или уйти вслед за Алексеем...
Музыкальный привет Басову В 1976 году режиссер Владимир Басов воплотил на экране пьесу Булгакова «Дни Турбиных», которая, в свою очередь, была написана Михаилом Афанасьевичем по мотивам романа «Белая гвардия». В основу сериала Сергея Снежкина лёг материал романа, а значит, никакого сравнения с любимой зрителем басовской экранизацией не может быть априори, считают авторы фильма. «С момента экранизации Басовым «Дней Турбиных» прошло много времени, – говорит продюсер проекта Сергей Мелькумов. – Выросли поколения зрителей, которые не помнят этот фильм. К тому же в нашем телеромане многие моменты концептуально иные. У нас принципиально другой Тальберг, да и Гетман совсем не был дурачком, как представлено в фильме у Басова. Это был образованнейший человек, знающий 6-7 языков, просто его политическая карьера не сложилась. Каждый режиссер прочитывает классический материал по-своему. Сергей Снежкин – большой художник, умеющий наполнять кадр энергией. С ним безумно интересно работать. У нас всё-таки разговорное кино про человеческие судьбы, а Серёжа это может делать здорово, что он доказал на сложнейшем проекте “Брежнев”». Несмотря на разницу между старой и новой киноверсиями, всё-таки в «Белой гвардии» Снежкина звучит музыкальный привет ленте Басова – песню «Здравствуйте дачники, здравствуйте, дачницы», исполненную когда-то Андреем Ростоцким, в фильме Снежкина поет Константин Хабенский.
Николай ЕФРЕМОВ (Николай Турбин).
Михаил ПОРЕЧЕНКОВ (Мышлаевский).
Фёдор БОНДАРЧУК (Шполянский).
Артур СМОЛЬЯНИНОВ (адъютант полковника Бойко).
Ксения РАППОПОРТ (Елена Турбина).
Алексей ГУСЬКОВ (полковник Малышев).
Сергей ГАРМАШ (петлюровский полковник Козырь-Лешко).
Алексей СЕРЕБРЯКОВ (Феликс Най-Турс).
Евгений ДЯТЛОВ (Леонид Шервинский).
Анатолий ТРЕТЬЯКОВ, писатель (Красноярск): – Я смотрел фильм все два дня. Должен сказать, Булгакова не испортили, но и не доставили бы ему большого удовольствия, показав эту картину. Лично меня фильм не затронул так, как кинолента 76-го года. Сравнение здесь явно не в пользу режиссёра Сергея Снежкина. Например, герой Лариосик у него староватый и вообще не тот. Домыслы тут какие-то: Аннушка со своей бедой, госпиталь придумали. В целом фильм затянут. Этот сценарий гораздо жиже, чем было у Булгакова. Внутреннее содержание и настрой совсем другие. Хотя в общем я не против фильма, он имеет право на жизнь. И даже, наверное, на успех.
Руслан ДОМЫШЕВ, генеральный директор туристической компании «Байкал Азия Плюс» (Иркутск): – Хорошо, конечно, что снимают такое большое по меркам телевидения кино. Но фильм, на мой субъективный взгляд, не получился. Сколь бы ни был правильным гуманистический посыл создателей, но самый большой грех для фильма – скука. Кино скучное. Понятно, что это далеко не «развлекалово», это размышление о трагических моментах в истории отчизны... Но когда персонажи в картине, все как один, в мундирах и военной форме, которая режет глаза своей ослепительной неношеностью и шиком, то как-то сразу перестаёшь верить происходящему. Понятно, что офицеры далеко не неряхи, но всё же не до такой степени всё должно выглядеть гламурно и вылизанно. Именно из-за антуража начинают рушиться характеры. Фильм постоянно буксует, чихает, пыхтит, но не предлагает никакого ритма и погружения в атмосферу. Досматривать фильм не стал. Но за попытку спасибо.
Анна МКРТЧЯН, предприниматель (Красноярск): – Я читала роман Булгакова «Белая гвардия», и фильм мне очень понравился. Он хорошо снят. Впечатлил актёрский состав – по-моему, там участвуют все звёзды, какие у нас только есть. Интересно, что люди, которых мы знаем как юмористов, здесь играют очень серьёзные роли. Например, Юрия Стоянова, особенно в гриме, практически не узнать. Понравились костюмы. Очень верно переданы все детали: и техника, бронетранспортёр например, и все застольные сцены очень точны. У Булгакова много описаний, и здесь они хорошо перенесены в игровую форму, снято близко к тексту. Единственное, что мне не понравилось, – что фильм показали за два дня. Если ты читал произведение, то еще можно где-то отвлекаться, а так – смотреть 4 часа не отрываясь, наверное, было бы тяжело.
Александр БОЯРИНЦЕВ, руководитель театра «Теорема» (Киров): – В романе Михаила Булгакова передается трагедия умирания и разложения «белого» движения, людей, хоть и потерявших почву под ногами, но не человеческое достоинство. В фильме они показаны согнутыми невзгодами и нисколько не похожими на гордое русское дворянство. С другой стороны, сериал продолжает линию фильмов, документальных и не очень, типа «Адмирала», про Галину Брежневу и Екатерину Фурцеву, направленных на очернение советского периода, представление его с наиболее плохих сторон. Поэтому режиссер сериала, на мой взгляд, больше руководствовался «социальным заказом», нежели книгой великого писателя.
Константин ТУПИЦЫН, телеоператор т/к «UITV» (Пермь): – Довольно неплохая работа, учитывая материал и последний опыт экранизации романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Однако фильм несёт на себе отпечаток ТВ – в затянутых сценах, менее крупных планах и так далее. Но в целом фильм достойный: великолепная работа звёздного актёрского состава, костюмы, декорации, даже места подобраны с учётом атмосферы происходящего. Посмотреть «Белую гвардию» следует всем, поскольку это экранизация классики, которую в наши дни не так часто и не так точно получается воплощать на теле- и киноэкранах.
Виктория ЗАХАРОВА, врач (Пермь): – Очень ждала премьеры, хотя и опасалась, прочитав о том, что режиссер Сергей Снежкин немного «дописал» великого Михаила Булгакова. Посмотрела и пришла в ужас. Действие затянуто, динамики нет. Роман Михаила Афанасьевича пронизан болью по утраченной России – в экранизации этого нет. А есть красивые картинки и популярные актеры, которые порой сильно раздражают, им не веришь. И еще эпизоды с вымученными диалогами, которые не имеют к роману Булгакова никакого отношения. Может, кому-то фильм понравился, но я считаю этот весьма масштабный проект провальным.
|