Сергей МАКОВЕЦКИЙ.
Показ «Жизни и судьбы» уже закончен, но споры вокруг этого телевизионного феномена ещё кипят. Одним не нравятся отступления сценария от текста литературного первоисточника, другим – расстановка идеологических акцентов, третьи недовольны музыкой. Но почти все согласны: режиссер выполнил стоявшую перед ним задачу «поговорить со зрителями на важные темы без поддавков». И практически никто не ставит под сомнение художественные достоинства ленты и ее историческую достоверность.
Девять месяцев ждали, когда Шахназаров отдаст танки
«Мы делаем это для телевидения, но мы работаем абсолютно кинематографическим способом. Вы не увидите никакого снижения планки в работе, – говорил в разгар съемок Сергей Урсуляк. – Я не могу гарантировать телевизионных рейтингов, но уверен в том, что не сдам позиций в художественной части». По словам режиссера, он целый год изучал материалы о Сталинградской битве и о быте людей в начале 40-х: «Нужно стараться, чтобы время хоть как-то, хоть краешком входило в изображение». И если с одеждой, обувью и прическами проблем не было – существуют фотоархивы да и фильмы той поры, то, например, узнать, в каком состоянии были квартиры, в которые возвращались москвичи из эвакуации, представляло проблему. Искали очевидцев – и не 80-летнюю ныне «молодежь», которая возвращалась в столицу с Волги и Урала младшими школьниками и помнит только отчаянный голод, а 90-летних стариков: они могут сказать, работал ли в квартирах телефон, была ли вода и газ. Кроме того, Урсуляк получил доступ к архиву ГБ на Лубянке, где смотрел образцы ордеров на арест и протоколы допросов того времени, уточнял, в каких условиях содержались арестованные. Съемки сериала проходили в Москве, Смоленске, Ярославле, Самаре. Сталинградскую битву снимали в Ярославле. Сталинград построили на территории Норского кирпичного завода. Искать натуру для сцен «мира», жалуется постановщик, было еще труднее, чем воспроизводить их в павильоне: «Все же повтыкали себе кондиционеров и сделали пластиковые окна». Тем не менее при малейшей возможности снимали в Москве: у Казанского вокзала поставили зенитку, на стены повесили плакаты «Бей фашистов!», а окна заложили мешками с песком. Девять месяцев пришлось ждать, пока Карен Шахназаров «освободит» все мобилизованные под «Белого тигра» мосфильмовские «тридцатьчетверки». Перед камерой прогремело 54 тысячи выстрелов и 4,5 тысячи взрывов, поднявшие на воздух 55 тонн торфа. Массовка временами насчитывала до полутысячи человек. Сотни комплектов советской и немецкой военной формы нужно было запачкать и истереть до такого состояния, в котором она была у солдат обеих сторон в том смертельном противостоянии. «Конечно, мне было страшно снимать войну, масштабные боевые действия: я ведь никогда раньше этого не делал!» – признавался Урсуляк. Тем не менее с задачей он справился: его фильм уже называют одной из самых честных лент о Великой Отечественной, которая показана нам без пафоса и гламура.
Писатель Василий ГРОССМАН.
Лицо Маковецкого сделали жёстче
Сергей Урсуляк никогда не снимал дешевых развлекательных поделок. Его «Ликвидация» по всем своим параметрам, включая ошеломительный зрительский успех, уже стоит вровень с «Семнадцатью мгновениями» и «Местом встречи...», а снятый затем сериал «Исаев» – как минимум добротная, качественная работа. И всё же по глубине и психологической насыщенности с фильмом «Жизнь и судьба» не сравнится, пожалуй, ни одна из его предыдущих картин. Когда Урсуляку предложили взяться за экранизацию книги Гроссмана, он согласился не сразу. Причина в том, что роман он считал достаточно тяжелым для прочтения, а не только для показа. Но в итоге решился взяться за эту тему. «Сегодняшний зритель слишком избалован развлечением и практически разучился думать, – считает режиссер. – А самое главное – разучился сопереживать происходящему. Нам ведь в первую очередь должно быть интересно, только интересно, а сопереживать, погружаться, тратиться мы не хотим. Мне кажется, что эту картину с таких позиций невозможно воспринять». С выбором актеров на главные роли у режиссера проблем не было. Главную роль – роль физика-ядерщика Штрума, соглашающегося сотрудничать с властями ради свободы и науки, – сыграл Сергей Маковецкий. Гримеры долго колдовали над его образом, считая, что у актера слишком мягкие черты лица, не соответствующие образу героя. Ситуацию спас пластический грим, с помощью которого внешность Маковецкого сделали жестче. После съемок актер признался, что съемки были тяжелыми. После них он был полностью опустошенным. «Это удивительно глубокое, настоящее кино, где есть абсолютная достоверность в мизансценах, декорациях, костюмах, в существовании персонажей, потрясающие актерские работы! Это сделано честно, это большое российское кино», – уверен Сергей Маковецкий. «В фильме есть просто замечательные актёрские работы, – рассказывает режиссер Сергей Урсуляк. – Я имею в виду Маковецкого, Нифонтову, Агурееву, Анну Михалкову, Балуева, Дятлова, Пускепалиса… Женя Дятлов играет неожиданную для себя роль. Саша Балуев, хотя он переиграл огромное количество людей в шинелях, такой роли, как комиссар Крымов, ещё не знал. Берёзкина играет молодой артист Антон Кузнецов. Вообще в фильме занято много артистов, фамилии которых пока ничего не скажут зрителям. Я старался не допустить ситуации, когда из каждого окопа вылезет народный артист России».
Режиссёр фильма Сергей УРСУЛЯК.
Последний сценарий Эдуарда Володарского
«Жизнь и судьба» – картина дискуссий и напряженных диалогов, свидетелем которой становится зритель. Сценарий к фильму написал Эдуард Володарский. Так вышло, что до премьеры он не дожил всего несколько дней. Сценарист и драматург Эдуард Володарский более 40 лет отдал советскому и российскому кино. По его сценариям сняты десятки картин, среди которых «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Проверка на дорогах», «Мой друг Иван Лапшин», «Штрафбат», «Достоевский». Сценарий к «Жизни и судьбе» стал его последней работой. «Мне очень понравилось, как всё сделано, – сказал Эдуард Володарский в своём последнем интервью. – Хорошая получилась картина. И глубокая, и вызывающая размышления. Радуюсь за Сергея Урсуляка. Еще рад, что я обрел режиссера, надеюсь, не последний раз с ним». Сценарий несколько раз переделывался: так трудно было переложить многоплановую глыбу романа на язык кино. Разумеется, какими-то сюжетными и смысловыми пластами пришлось пожертвовать. В качестве основного стержня, лейтмотива картины была выбрана тема свободы и насилия, совести и компромисса, борьбы и покорности. Это тема выбора – между любовью и долгом, благополучием и порядочностью, подлостью и честью. Это тема выбора судьбы – порою заведомо несовместимой с жизнью. Режиссер фильма подчеркивает, что не собирался в очередной раз обличать сталинизм – этого не делал за последние годы только ленивый. Однако тень тоталитаризма, государственной машины подавления личности висит над всеми персонажами «Жизни и судьбы» как признак времени. Тотальная подозрительность, липкий страх – нет, не смерти от вражеской пули, а гнусных доносов и загоняющих в угол вопросов «особистов»…
Сценарист Эдуард ВОЛОДАРСКИЙ не дожил до премьеры всего несколько дней.
Судьба запрещённой книги
«Жизнь и судьба» – первая экранизация одноименного романа Василия Гроссмана, который называют одной из главных книг о Великой Отечественной войне. Зарубежные критики сравнивают «Жизнь и судьбу» с «Войной и миром» Толстого, а некоторые считают это произведение лучшим русским романом ХХ века. Работу над книгой писатель начал в 50-х годах. В 1952 году – еще при жизни Сталина – его роман «За правое дело», ставший прелюдией к «главной книге», начал с большим успехом печататься в журнале «Новый мир». «Жизнь и судьба» начинается там, где заканчивается «За правое дело». Но судьба у этих книг получилась очень разная, и, несмотря на сквозных героев, два тома дилогии, по сути, стали отдельными произведениями. Первая часть, по которой огнем и мечом прошлась цензура, получилась более официозной, а «Жизнь и судьба» добралась до читателя лишь через много лет после смерти Гроссмана. В 1960 году писатель сдал готовую рукопись романа «Жизнь и судьба» в редакцию журнала «Знамя». Писатель сам прошел через сталинградский ад как военный корреспондент и описал в книге свои переживания от увиденного. Но только батальными сценами Гроссман не ограничился: по всей воюющей стране он собрал когорту главных героев и соткал сюжет из их разговоров, диалогов и внутренних монологов, в которые вложил своё отношение к тому, что происходило в СССР за пятнадцать-двадцать лет до написания романа. Отношение очень жёсткое: тоталитарный Союз у него тождествен тоталитарной Германии. Роман читали с пристрастием, а затем отправили «наверх» с характеристиками, не оставлявшими шансов на публикацию. В феврале 1961 года рукопись романа была изъята у автора сотрудниками КГБ. Это событие стало для автора настоящей трагедией, от которой он так и не смог оправиться. Возможно, всё у «Жизни и судьбы» могло сложиться иначе, случись у романа свой Твардовский: как раз в начале 60-х, когда шли обыски у Гроссмана, главный редактор «Нового мира» сумел добиться от тех же членов ЦК разрешения на публикацию повести начинающего писателя Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Роман Гроссмана свою долю славы получил, но много позже положенного срока. Спустя три года после запрета, в 1964 году, писатель скончался, уверенный, что книга если и будет напечатана, то лет через 200–300, как уверял его главный советский идеолог Суслов. Прогноз главного цензора не сбылся: уцелели две копии – позже их вывезли на Запад и издали в 1980 году в Швейцарии. На родину «Жизнь и судьба» вернулась в конце 80-х, во время перестройки и на закате СССР.
Анна МИХАЛКОВА.
«Не верю!»
«…Трагическая и полная драматизма сцена. Мать, преодолевая преграды, пробирается к раненому сыну. Узнает о его смерти. Идет на кладбище... Все выдержано, на мой взгляд, фантастически правдоподобно. Наскоро сбитые таблички на могилах, саквояж на снегу, драповое пальто и пуховый платок героини. Очень трогательная актерская игра Лики Нифонтовой. Переживания на красивом, как будто только что от стилиста, лице. Брови подведены, ни единой морщинки, великолепный макияж... И это в Сталинграде 1942 года... Актеру-то веришь. Картинке – ни капельки. Вы сегодня, без взрывов и бомбежки, до Волгограда прокатитесь в плацкартном вагоне, а потом пешком по городу... Уверяю, на съемку в глянце вас не возьмут. Даже на паспорт не стоит фотографироваться в таком виде... Ровные белые зубы героев в лагерях и окопах что-то неуловимо делают с доверием. Упитанные парни с сытыми глазами в окровавленных телогрейках смотрятся, мягко говоря, странно. Холеные руки, аккуратные прически... Уверен, что наши великие актрисы – та же Нонна Мордюкова – пользовались услугами стилистов и использовали какие-то женские хитрости... Но как-то получалось же сделать так, чтобы об этом никто не подумал».
Павел САДКОВ, журналист.
Полина АГУРЕЕВА и Евгений ДЯТЛОВ.
В 2011 году в Великобритании по роману «Жизнь и судьба» был создан 13-серийный радиоспектакль, после чего 900-страничный роман возглавил список бестселлеров Великобритании.
Александр БАЛУЕВ.
Александр ВИГЕЛЬ,
директор по кинопрокату мультиплекса «Каро Фильм» (Красноярск):
– «Жизнь и судьба» от Сергея Урсуляка – это меня не коснулось. Если создателям и промоутерам данного фильма удалось правильно просчитать зрительскую аудиторию – поздравляю! Современное телевидение является универсальным средством для получения денег. Деньги нужны для выдачи пенсии, зарплаты учителям и медработникам. С этой точки зрения все сериалы ранжируются по критериям: прибыльный и неприбыльный. Телесериал – это прежде всего коммерческий продукт, а полученная прибыль не имеет никакого отношения к этике. Финансовая составляющая является доминирующей в современном кинематографе. А какой именно смотреть сериал – выбирает сам зритель. Или не выбирает никакой…
Людмила ПОЛЕЖАЕВА,
экономист (Красноярск):
– Ждала я эту премьеру не то чтобы с нетерпением, но с интересом. Сергей Урсуляк – одно имя режиссёра уже как гарантия качества. А ведь работа над фильмом велась с 2009 года. Сейчас мало что столь тщательно снимают, в основном упирают на динамику, оперативность. Но знаменитый роман Гроссмана, как видно, с ходу не одолеть, там ведь столько нюансов и сюжетных переплетений. «Жизнь и судьба» не случайно ведь признавался самым правдивым романом о Великой Отечественной войне. Что касается фильма, то его главная идея – противостояние свободы и насилия. Очень хорошая подборка актеров: Сергей Маковецкий, Полина Агуреева, Лика Нифонтова, Евгений Дятлов… Нетривиальный сюжет. Фильм посмотрела с удовольствием. Во всяком случае, из увиденного в этом году картина Урсуляка однозначно на видном месте.
Лидия КАНИНА,
телеведущая (Киров):
– Как это ни грустно, но в последнее время фильмы о войне стали неким инструментом манипуляции – слишком политизированные и совсем без души. Поэтому я, признаться, со скепсисом отношусь к любой подобной новинке. Намного приятнее посмотреть старые, ещё чёрно-белые ленты. Там хоть и бюджет маленький, но как-то по-человечески всё снято, близко и понятно. Однако лента Урсуляка вызывает неподдельный интерес. Не знаю, какие впечатления будут после просмотра, но предвкушение волнует. И прежде всего из-за книги, по которой написан сценарий. «Жизнь и судьба» Гроссмана – не просто исторический роман. Есть в нём какой-то надрыв, нехарактерный для подобных произведений внутренний конфликт. И вроде бы не антисоветское произведение, но так жёстко клеймится тоталитарный режим со своими двойными стандартами… В общем, посмотреть фильм очень любопытно. К тому же Сергей Урсуляк зарекомендовал себя как весьма сильный документалист. Это даёт надежду, что «Жизнь и судьба» вряд ли явит собой очередной продукт коммерческого кинематографа.
Антонина ТИХОМИРОВА,
радиоведущая (Киров):
– Натолкнулась в интернете на фразу о параллелях между романом Гроссмана «Жизнь и судьба» и «Войной и миром» Толстого. Не поленилась – нашла эту дискуссию между критиком и историком. И в самом деле – сходство есть: оба писателя необычайно талантливы и важны для русской литературы; в обоих романах судьбы героев меняет, а где-то и калечит война; ну, и сходство названий – в чём-то противопоставляющие понятия. И появляется возможность и необходимость задуматься о том, так ли уж антонимичны понятия… Я не люблю в последнее время (а может, и вообще) экранизации. Они оставляют у меня чувство горького разочарования. Начиная с «Трёх мушкетёров», про которых ещё Гафт выдал едкую эпиграмму о том, что «покакали на старого Дюма», заканчивая мультфильмами. В своё время я мечтала стать мультипликатором именно потому, что посмотрела наши мультики про «Алису в стране чудес» и про «Муми-троллей». Видеовоплощение обычно жалкий и некачественный эрзац и «невкусное» подобие произведения. Но есть прекрасный режиссёр Урсуляк. Есть «Записки из мёртвого дома», «Долгое прощание»… Некоторые серии «Жизни и судьбы» были мной пропущены. Но мне хочется его смотреть! Может, это прозвучит излишне вызывающе с моей стороны, но, значит, фильм талантлив, раз при моём подходе к экранизациям я прилипаю к телевизору!
Анжелика ОСТРОВСКАЯ, предприниматель (Советск, Кировская область):
– Я очень рада появлению этого фильма. В последнее время меня всерьёз начали пугать многочисленные документальные фильмы и передачи о «великом вожде, много сделавшем для народа человеке Иосифе Сталине». Режиссёр, и это видно с первых же серий, работал над фильмом достаточно близко к тексту. Учитывая, что вторая часть романа Гроссмана написана после смерти Сталина и содержит весьма резкую критику сталинизма, надеюсь на отражение этой критики и исторической правды и в фильме. Я не хочу, чтоб в неокрепшие умы молодёжи вкладывали миф об «отце народов». . |