[14]января[2009]
 
1(000179)

>Читайте в [следующем номере]
«Ты пытал меня до смерти, я не выдал ни-ко-го...»

*Вячеслав МАЛЕЖИК

Александр РОДНЯНСКИЙ: «В моих фильмах никогда не было рекламы,
ни в «9 роте»,
ни в «Питер FM»

12 мгновений олимпийского, високосного...
(самые значительные события
ушедшего года)

Сергей
ДОВЛАТОВ:
«Мне суждено было побывать в аду»


Российско-украинский «сектор газа»

Фондовый рынок будет ощущать горький осадок до середины года

Рейтинг полуобнажённых знаменитостей

«Морфий»: Булгаков по Балабанову. Обмороки на премьере

Эльвира ВИХАРЕВА, 20 лет, модель агентства «Академия красоты»

! СВЕЖАЯ МЫСЛЬ
«Обязательно найдутся и ресурсы, и люди, которые и из кризиса извлекут позитивные итоги. Я сравниваю нынешнюю ситуацию с холодным душем. Кого-то он пугает, кому-то – помогает».

Валерий ГЕРГИЕВ,
художественный руководитель и директор Мариинского театра.



 
«Морфий»: Булгаков по Балабанову. Обмороки на премьере

Новый фильм культового российского режиссёра стал самым дорогим в его карьере и не менее шокирующим, чем «Груз 200».

«Хотелось сделать что-то настоящее…»
Экранизации булгаковских произведений всегда привлекали внимание думающей части отечественного кинозрителя. Из этих картин самыми запоминающимися являются, пожалуй, две: «Собачье сердце» и телесериал «Мастер и Маргарита». Режиссер Алексей Балабанов решил увековечить в виде кинофильма еще два литературных шедевра Михаила Булгакова: «Морфий» и «Записки юного врача».
Каждый фильм Алексея Балабанова неоднозначен и вызывает бури эмоций и споры. Одни любят его «Брата», «Брата-2», «Жмурки». Другие ценят «Счастливые дни», «Замок», «Про уродов и людей», «Войну». Предыдущий фильм «Груз 200» наделал много шума.
Картина «Морфий» – 12-я работа Алексея Балабанова. И по его же признанию, фильм стал для него чем-то новым в его творчестве. «Чаще всего я ставлю картины по своим собственным сценариям, поэтому на этот раз работать мне было несколько труднее, чем обычно, но при этом результатом я доволен, – сказал Балабанов. – И даже более того, эта лента уже стала для меня одной из любимых, наряду с картинами «Про уродов и людей» и «Грузом 200».
В основу «Морфия» лёг сценарий, написанный ещё Сергеем Бодровым-младшим и несколько доработанный Балабановым.
Как рассказал режиссёр, снять эту картину его побудило то, что сценарий написал его друг. «Я взялся за этот сценарий, потому что его написал мой друг Сережа Бодров. Мы с ним обсуждали разные проекты и многое хотели вместе сделать, но, к сожалению, не успели. Я решил продолжить то, что не успел он», – сказал Балабанов.
По словам режиссера, изначально сценарий Бодрова ему не очень нравился, по многим вопросам они спорили, в том числе и по поводу того, что Бодров объединил рассказ «Морфий» со всеми рассказами цикла «Записки юного врача». «Я внес довольно много поправок, да и финал другой. Но структура всё равно осталась Сережина», – признался Балабанов.
«Мне очень хотелось сделать что-то из того времени, но настоящее. Потому что кругом халтура», – комментирует режиссёр свою новую картину.
Алексей Балабанов искренне считает, что смотреть его фильм люди не пойдут. «Им это просто будет не нужно, это не народное кино. Большинство зрителей хотят от фильма развлечения, а не серьезности», – заметил режиссер.
«Одни говорят – надо быть проще, другие – наоборот, надо быть сложнее. Я поддерживаю вторых», – такими словами Балабанов пригласил публику к просмотру «Морфия».
Лента стала самой дорогой из всех фильмов Балабанова. По подсчетам продюсера Сергея Сельянова, её бюджет составил около 3,6 миллиона долларов.


Обморок на премьере
В главной роли в новой картине Балабанов снял Леонида Бичевина, сыгравшего «парня в майке с надписью СССР» в предыдущем фильме режиссёра «Груз 200», вызвавшем неоднозначную реакцию зрителей и критиков и даже внесшем раскол в ряды членов Гильдии киноведов. Многие осуждали Балабанова за излишнюю жестокость и даже брутальность, обилие сцен насилия на экране.
По части шокирующих сцен «Морфий» не уступил «Грузу 200». Обнаженная натура сменяется кадрами медицинских манипуляций, изображенных в шокирующих подробностях: кровавое месиво в тазу после ампутации, разрезанное синюшное горло крупным планом.
К слову, премьера «Морфия» не обошлась без происшествий. Во время демонстрации кровавой сцены ампутации ног одному из зрителей стало плохо: у 43-летнего мужчины не выдержали нервы, и он потерял сознание.
Главную женскую роль, медсестры и любовницы доктора Полякова Анны Николаевны, исполнила Ингеборга Дапкунайте. Актриса рассказала, что сниматься в фильме «Морфий» ей было по-настоящему интересно: «Не так часто в наши дни сталкиваешься в кино с хорошей литературой».
Ингеборга Дапкунайте отметила, что восприятие фильма у зрителей может быть неоднозначным, как это обычно и бывает с работами Балабанова.
Также в фильме снялись Андрей Панин, Сергей Гармаш, на роль которого изначально Балабанов планировал пригласить Никиту Михалкова, но тот отказался по причине занятости, Катарина Радивоевич, Светлана Письмиченко, Ирина Ракшина, Юрий Герцман, Александр Мосин.
Исполнитель главной роли Леонид Бичевин признался, что это были очень сложные съемки, изнурительные для разума и чувств. «Балабанов классный режиссер, что говорить! Хотя, бывает, скрипишь зубами... Я, конечно, преклоняюсь перед его талантом, перед умением работать, задавать настрой актерам, всей группе. У него своеобразный юмор, он умеет так подкалывать, что на него не обижаешься, не злишься. Я смотрел его «Войну», «Про уродов и людей», «Трофимъ», а на «Брате» (первом и втором) вообще, можно сказать, вырос», – сказал Леонид Бичевин.


Не кололся и не нюхал, но водку пил
Фильм идеально воссоздаёт эпоху, дух времени. Костюмы и предметы интерьера подбирались для съемок с особенной тщательностью. Даже музыка для «Морфия» подобрана в основном из репертуара Александра Вертинского. Его «Кокаинетка», «кокаином распятая в мокрых бульварах Москвы», становится лейтмотивом, временами звучащим навязчиво, но всё же очень точно подходящим фильму.
В качестве красок и цвета Балабанов обратился к желто-зеленой цветовой гамме, напоминающей состаренную пленку и одновременно атмосферу нечистот и дурмана, алкалоидов и проспиртованных уродцев Кунсткамеры. Благодаря художникам-постановщикам Насте Каримуллиной и Павлу Пархоменко и оператору Александру Симонову изображение выглядит словно ожившая фотография начала века. К тому же на экране перманентная темнота – как будто в 1917-м на Россию опустилась полярная ночь.
Что касается темы наркотиков, то, по признанию Балабанова, она известна ему хоть и не по собственному опыту, но не понаслышке. «Я интересовался этой проблемой. Булгаков был морфинистом и писал про себя. Я про наркотики знаю потому, что у меня был (не буду говорить кто) знакомый наркотический человек, музыкант. Он только на этом держался. Сейчас он нормальный, вылечился, но это было, конечно, сильно», – сказал он.
«Я никогда не кололся и не нюхал, – добавил Балабанов. – Два раза в жизни курил марихуану. Вру, три. Водка – это всё-таки немного другое. Водку я пил, нормально, как все русские люди. И общего между этими вещами я в самом деле не вижу. Просто с возрастом пропадает энергия. Ее надо как-то восстанавливать. Ведь и кино – это энергия, я не говорю уже про артистов. Для артиста энергия – это главное, и большинство артистов – пьяницы, алкоголики, я имею в виду взрослых».
Долгое время ходили слухи, будто Балабанов собирается поставить точку этим своим фильмом в режиссерской карьере. Однако поздней стало известно, что в планах режиссера – экранизация книги Набокова. Какой именно, Балабанов не уточняет и ждет согласия от наследников.

История о докторе-наркомане
«Записки юного врача» – одно из самых сильных произведений Михаила Булгакова, повествующее о жизни молодого доктора в больнице на периферии.
Рассказ «Морфий» был опубликован в 1927 году, спустя год после увидевших свет «Записок». Большинство исследователей не относят «Морфий» к этому циклу рассказов ввиду отсутствия прямых указаний писателя и формально-стилевых различий между этими текстами. Исследователи также отмечают, что рассказ задумывался Булгаковым как отдельное произведение, хотя и на общем с «Записками» автобиографическом материале. Писатель, как признают биографы, отразил в «Морфии» собственную привязанность к наркотику, которую он имел в 1917–1918 годах. Будущего писателя выходили в родном Киеве опытные профессора и близкие люди.
Прежде всего, «Морфий» – это картина о наркотической зависимости двух людей на фоне стремительно развивающихся исторических событий.
Талантливый молодой врач Михаил Поляков, приехав после окончания университета в одну провинциальную больницу, подсаживается на морфий. Совершенно случайно: его помощница Анна Николаевна вкалывает ему во время болезни сначала одну, затем – вторую дозу. Спустя некоторое время она начинает понимать, что доктор неумолимо становится морфинистом, и сама подсаживается на «концентрированный яд».
Вокруг, следуя булгаковским «Запискам», «тьма египетская»: местные жители зачастую не признают медицину и слепо доверяют диким приметам и полусумасшедшим бабкам-целительницам. Беременную женщину с неправильным положением плода подвешивают за ноги к потолку, чтобы «ребёночек принял правильное положение»; во время родов дитя выманивают сахаром, а задыхающуюся девочку лечат молитвами. Поляков оказывается единственным врачом на целую округу, «воином света», которому приходится лечить все возможные болезни и частенько противостоять собственным больным и их родственниками.
«Тьма египетская» в картине Балабанова сгущается по мере увеличения зависимости доктора от морфия, деградации героя и разрушения его мира – как внутреннего, так и внешнего. До этого о ней напоминают в первую очередь недалёкие пациенты и показанные с шокирующей правдоподобностью операции, которые приходится делать молодому врачу. Режиссёр снимает в точности как написано в книге, кинокамера как бы следует за текстом. Вот ноги девушки, попавшей в «мялку»: левой ноги практически нет, вместо неё «кровавая рвань, красные мятые мышцы и остро во все стороны торчали белые раздавленные кости». Однако Полякову удаётся творить чудеса только до той поры, когда его собственное внутреннее разложение, вызванное морфием, доходит до критической отметки и начинает вредить пациентам. Тогда «тьма египетская» выходит наружу и захватывает целый мир. На дворе 1917 год.
«Морфий» – это также и историческое кино. Личные трагедии героев разворачиваются на фоне наступающей революции, всеобщего распада. Не зря в сценарий добавлены такие персонажи, как местный помещик, его развратная любовница (которая одновременно и любовница главного героя), его дочь. Герои ведут разговоры о политике – проходящие, на первый взгляд, но крайне важные в свете истории. Недаром в картине упомянут и Блок: «Старый мир, как пёс паршивый, провались – поколочу!»


Морфина гидрохлорид – по-прежнему самое эффективное, хоть и небезопасное обезболивающее. Герой рассказа Булгакова и ленты Балабанова «Морфий» – врач, который не смог побороть соблазн доступности наркотика. И не он один – судя по картине, докторов-морфинистов было немало, фраза из фильма «Вы мне еще пять граммов должны...», произнесенная в диалоге двух целителей, емко иллюстрирует проблему.
Cейчас морфин применяют довольно редко. Гораздо чаще колют промедол – синтетическое вещество с похожим действием. Он не такой сильный, действует медленнее и не так долго (морфин начинает действовать, еще когда его вводят), но у него менее выражены побочные эффекты, не так угнетаются дыхательные пути.

 

Ингеборга Дапкунайте сказала, что сниматься у Балабанова ей было по-настоящему интересно.

 

Евгений ШЕШИН,
игрок регбийной команды «Красный Яр»:

 

– Мне понравился новый фильм Балабанова. Я очень положительно отношусь к этому режиссеру, больше всего нравится его фильм «Трофим». «Морфий» – хорошо сделанное, качественное кино. От Балабанова можно было ожидать чего-то пожёстче, здесь же – просто натурализм. Я бы сказал, что этот фильм можно было бы назвать классическим в жанре «другое кино». Сравнивать с книгой Булгакова не могу – не читал. Фильм на редкость реалистичный: антураж, колорит эпохи начала двадцатого века – всё передано. Актерские работы понравились. Ингеборга Дапкунайте отлично сыграла, Гармаш – как обычно, он везде хорош, но в «Морфии» у него не особо примечательная роль, Панин… да все там играли замечательно, Балабанов всегда удачно актеров подбирает. Я не понимаю, за что этот фильм можно не любить, снимать с проката и так далее. Он, конечно, вряд ли войдет в десятку моих любимых фильмов, но, безусловно, фильм достойный. Я посоветовал бы посмотреть «Морфий» подросткам для профилактики наркомании и всем, кто ценит качественное кино.

Александр ВИГЕЛЬ,
директор по кинопрокату мультиплекса «Квадро- Фильм»:

 

– Конечно, я смотрел «Морфий», он прокатывался у нас. Такие вещи кинотеатры выбирают, что называется, для ассортимента. Ни на какую кассу я и не рассчитывал – есть какие-то вещи, которые делаются для имиджа. Мы взяли этот фильм, чтобы определенная часть публики могла сходить на него и оценить этот наш жест, потому что он проходил только у нас. Не знаю, окупился этот фильм или нет, – за этим следят продюсеры, но я думаю, что пока вложенные в него деньги не вернулись, продажа DVD вырулит ситуацию. Что касается личного отношения – это не мой фильм, как и все работы Балабанова. Натурализм его фильмов кого-то притягивает своей кровавой правдой жизни, но гораздо большее количество людей – отталкивает. Зачем пилить и показывать в разрезе, как окорок, ногу барышни? Возможно, это лишнее. Я думаю, режиссер имеет право на свои инструменты, другое дело – насколько рационально и обоснованно они используются.

Лилия САЛЬНИКОВА,
психолог:

 

– Ждала этого фильма почти полгода, так как являюсь ценителем творчества Алексея Балабанова. Моё впечатление о фильме – Балабанов остался верен себе. По эстетике, да и по форме он явно напоминает «Про уродов и людей», сравнивают его и с «Грузом 200», но вот на мой взгляд, это совершенно разные вещи. Те, кто смотрел фильм, много говорят о шоке, удивлении. Но чему удивляться? Балабанов знает, что действует на зрителя, и активно использует свои знания. А вот нового, на мой взгляд, он ничего не изобрёл. Что же касается игры актёров – все персонажи были убедительны.

Александр БЛИННИКОВ,
ведущий программы «Зажигание» на «Авто-Радио из Красноярска»:

 

– В фильме «Морфий» в финальных кадрах показана идеальная антинаркотическая терапия: любая наркозависимость лечится свинцом, одной девятиграммовой инъекцией непосредственно в головной мозг. Балабанов давно уже, кажется, сидит на метадоне, колет его в аорту, после чего снимает изумительное, стилизованное, выверенное, «такоенеожиданное», радикальное и брутально-амбивалентное кино… И от раза к разу кровавого ливера прибавляется. Технически, конечно, фильм сделан блестяще, чего стоит хотя бы звуковой ряд. Как там было у Булгакова? «Однако инструментарий у вас прелестный».

Алексей ПЯТКОВ,
режиссёр видеомонтажа:

 

– Фильм «Морфий» показался мне каким-то недоделанным. Потом я выяснил почему – сценарий писал Сергей Бодров-младший. Он его так и не дописал. А закончить за него нормально не смогли. Резюме: атмосфера описываемого времени передана очень хорошо, окружение, антураж, декорации великолепны. А вот характеры персонажей почти не раскрыты. Непонятна мотивация их поступков. Обычно у Сергея Бодрова-младшего в фильмах такого не наблюдалось. Кроме этого, непонятен натурализм при показе хирургических операций. Отрезанные конечности почти крупным планом. Это же не фильм ужасов!.. В общем, неутешительный вывод – заставлял себя смотреть этот фильм. Вообще, фильмов, которые мне нравятся, сейчас очень мало. Блокбастеры в кинотеатрах наполнены только спецэффектами, а над сюжетом и драматургией создатели думают очень недолго. По-видимому, сценаристы всё еще бастуют. Поэтому я продолжаю открывать для себя фильмы прошлых лет, которые сделаны с любовью к каждому эпизоду, к каждому персонажу и, конечно, к зрителю.

Материал подготовили Михаил ДМИТРИЕВ
и Галина ПОЗДНЯКОВА.
>Обсудить статью

Бизнес-гороскоп




  ГЛАВНАЯ | ФОРУМ | ПОДПИСКА | АРХИВ | РЕДАКЦИЯ | ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ
  Адрес редакции: 660079, г Красноярск, ул. 60 лет Октября, 63 Тел: 8(3912)33-99-24
Овен Телец Близнецы Рак Лев Дева Весы Скорпион Стрелец Козерог Водолей Рыбы