Очередной газовый скандал между Россией и Украиной достиг в новогодние праздники своего исторического пика. Сам факт открытого энергетического рейдерства со стороны Украины не удивляет – государство, чья экономика, да и сам суверенитет зиждутся на принципах тотальной «большой дороги», воровства и предательства, по-иному поступать не может. Удивляет здесь другое – абсолютное отсутствие хоть сколько-нибудь камуфлирующих это воровство усилий. Но еще более возмутительным, чем это наглое воровство, является поистине стоическое спокойствие государства-вора, как будто ему кто-то уже дал гарантии, что его клептомания востребована и никаких серьезных санкций ему за это не будет. После того, как начались перебои с поставками российского природного газа европейским потребителям, стало ясно, что Украина встала на хорошо обкатанную ей в предыдущие годы «кривую дорожку» и в очередной раз пошла на несанкционированный отбор газа, предназначенного для Европы. Более того, 4 января «Нафтогаз» отказал «Газпрому» в приеме дополнительных 15 миллионов кубометров газа в сутки через станцию «Кобрин» для своевременного обеспечения заявок зарубежных покупателей. Однако после того, как Украине было предложено компенсировать этот объем европейским потребителям, Киевский хозяйственный суд принял решение запретить «Нафтогазу» транзит российского газа по цене $1,6 за тысячу кубометров на 100 километров. В то же время согласно контракту все спорные вопросы должны решаться в Международном арбитражном суде Стокгольма в соответствии со шведским правом. В ночь на 6 января Украина перекрыла три газопровода, по которым российский газ поступал в Европу. Таким образом, полностью прекратились поставки российского газа через Украину в Венгрию, Сербию, Македонию, Хорватию, Болгарию, Турцию и Грецию, Боснию. Были серьезно нарушены поставки в Италию, Польшу, Францию, Чехию, Австрию, Словакию и Словению. В ночь на 7 января Украина перекрыла последний, четвертый газопровод, по которому шел транзитный газ. В ответ на этот шантаж и откровенное воровство с 5 января «Газпром» сократил поставку газа на границу с Украиной в объеме, украденном украинской стороной (65,3 млн кубометров газа), а затем и вовсе прекратил подачу топлива на вход в газотранспортную систему Украины до тех пор, пока Украина не предоставит гарантий его транзита в полном объеме. В итоге с начала года объем незаконного изъятия газа Украиной достиг 86 млн кубометров. К решению газового конфликта вынужден был подключиться Евросоюз, так как, в отличие от прежних газовых неурядиц между Россией и Украиной, Европа впервые столкнулась с проблемой полного прекращения поставок голубого топлива через основные магистрали транзита. Обходные газопроводы в Белоруссии, несмотря на увеличение объема поставляемого газа, физически не способны удовлетворить нужды всех потребителей газа в Европе. В итоге, чему немало поспособствовали сильные морозы в Европе, острую нехватку газа ощутили балканские страны, а также Словения и Польша, чьи системы в значительной степени ориентированы на газопроводы, выходящие со стороны Украины. Особенно тяжелая ситуация в балканских странах. В настоящее время «Газпром» имеет все юридические основания вести переговоры с Украиной по газу «с чистого листа». Как заявил заместитель председателя правления российского холдинга Александр Медведев, срок действия этого документа, подписанного Владимиром Путиным и Юлией Тимошенко, истек. «Он был подписан до конца года. Фактически меморандум не вступил в силу: ни долг не был погашен, ни контракт не был заключен», – пояснил он. «По счастью, проблема транзита и проблема поставок были разделены, и помощь Европейской комиссии нам понадобилась только в решении вопросов транзита. В двусторонних коммерческих отношениях по поставкам газа, надеюсь, мы сможем найти взаимоприемлемое решение. Но теперь они будут строиться без всяких льгот, преференций и скидок, на чисто коммерческих условиях», – подчеркнул заместитель председателя правления «голубого гиганта». Вечером 12 января в телефонном разговоре президенты России и Украины договорились дать поручения правительствам и газовым компаниям двух стран об активизации переговоров по продаже российского газа Украине на текущий год. Эти поставки, подчеркнул Дмитрий Медведев, будут осуществляться по рыночной европейской цене. Не так давно Алексей Миллер озвучил последнюю цену в $450 за тысячу кубометров, хотя Киев готов платить не более $235. Украина при этом настаивает на транзитной ставке в $3–4 за прокачку тысячи кубометров на 100 км расстояния. Кроме того, не урегулирован вопрос о погашении задолженности «Нафтогазом» за поставленный «Газпромом» в 2008 году газ в размере 614 миллионов долларов. А между тем Запад не принял сторону Украины в газовом конфликте с Россией, как это было в 2006 году, когда ЕС и США обвинили Кремль в «политическом давлении» на Киев, считает Джефри Мэнкофф, эксперт по России Совета по внешним отношениям (Council on Foreign Relations). «На этот раз европейцам будет несколько легче использовать свои структуры для того, чтобы при их посредничестве найти решение в споре, и поскольку сами европейцы были намного сильнее задеты этим напрямую, чем в 2006 году, они имеют значительно больший интерес в завершении газового спора», – сказал Мэнкофф. По его мнению, политическая подоплека в нынешнем конфликте также имеет место, так как Москва недовольна стремлением украинского президента Виктора Ющенко сделать страну членом Северо-атлантического альянса, что Россия рассматривает как военную угрозу. При этом население Украины, исторически и культурно расколотое на восток и запад, в большинстве не поддерживает идею вступления в НАТО. Однако главной причиной спора между Киевом и Москвой многие эксперты считают неурегулированность вопроса цены и возврата долга за российский газ, как и порочную практику субсидирования РФ своих соседей в Союзе независимых государств, что не подталкивало модернизацию украинской промышленности, являющейся одной из самых высокозатратных в мире. У Украины много проблем, и в своем большинстве они связаны с энергетическим сектором из-за затратной экономики. Это одна из самых высокозатратных экономик в мире в расчете энергоемкости на единицу валового внутреннего продукта. Иными словами, она потребляет больше энергии на единицу продукции, чем почти все остальные страны мира. «Частично это сложилось потому, что Украина пользовалась доступом к субсидированному российскому газу. Энергетический сектор Украины при этом высоко коррумпирован», – считает Мэнкофф. Цена за тысячу кубометров российского газа для европейских потребителей составляет около 500 долларов, а Украина пыталась установить цену немного выше 200 долларов за тысячу кубометров. Вначале Россия предложила цену в 250 долларов, однако по мере эскалации конфликта подняла до уровня около 450 долларов за тысячу кубометров, что всё равно ниже среднеевропейской. И ещё одно немаловажное обстоятельство. В отличие от скандала двухлетней давности, «оранжевые» отлично понимают, что каждый лишний день без газа больше вредит имиджу России и «Газпрома» в глазах Европы, чем Украины, которой всё равно нечего терять. Даже если европейцы получат все доказательства виновности Украины в газовом кризисе, Россия теряет больше, так как в глазах Европы подрывается её авторитет надежного поставщика газа. Михаил ЛЕОНТЬЕВ, журналист: «Россия пока выигрывает в текущем раунде газовой войны. Вот только надолго ли наша победа? Выход из этой ситуации, к сожалению, напрашивается только один. Это жесткое давление Евросоюза на Киев, с одновременным прекращением всех уступок Украине со стороны Москвы. Конец эпохи льгот для Украины приблизил сам Киев. Вопрос взаимных претензий мог быть снят, если бы Москва пошла на изменение существующей схемы продажи российского газа. «Газпром» мог бы продавать топливо европейцам на российско-украинской границе, а не непосредственно в стране-потребителе, как сейчас. В этом случае концерн мог бы избежать проблем с Украиной и обвинений со стороны европейцев. Рассматривать можно любой вариант. Если за вычетом всех расходов «Газпром» не будет терять прибыль, то вопрос о том, на какой границе продавать газ, теряет актуальность. Но для этого необходимо проводить подсчеты, согласования и так далее. В этой ситуации все проблемы с транзитом газа через Украину уже лежали бы исключительно на европейцах, которым предстояло бы их решать самостоятельно».
Фёдор СИДОРЕНКО, депутат Законодательного Собрания Красноярского края: «В ситуации, в которой сейчас оказалась Украина, несколько месяцев назад находилась и Грузия. Михаил Саакашвили допустил тогда целый ряд ошибок - политических и стратегических. При этом он всё время пытался получить поддержку Запада, искал там советы и покровительство. В результате он окончательно подорвал авторитет и принёс огромные проблемы своей стране. Примерно то же самое происходит сейчас с украинским президентом Ющенко и вообще с высшим руководством этой страны в так называемом газовом споре. Все попытки повлиять на ситуацию с помощью Евросоюза и США приводят к тому, что на них начинают смотреть как на игроков, пытающихся мухлевать, но делающих при этом честное лицо. Неблагоприятным для Украины является и то, что сейчас в Соединённых Штатах происходит передача президентской власти, там попросту не до киевских интриг. В Евросоюзе тоже только что поменялся председатель, там верховодит сейчас Чехия, которая далека от одобрения всех этих уловок. Пока украинские лидеры проводят столь нечистоплотную политику, страдают простые граждане. И не случайно российский премьер Владимир Путин сказал: «Простых людей жалко». Главное же, чтобы два братских народа – российский и украинский – сохранили добрые отношения, несмотря на все возникшие трудности». Сергей КУРИЛОВ, председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству ЗС Иркутской области: «За событиями газового конфликта между Украиной и Россией я, конечно, слежу. Мне очень понравилось выступление Дмитрия Медведева и Сергея Лаврова по поводу протокола о международном контроле за транзитом газа, который украинская сторона заверила, но с оговоркой. Я президента зауважал еще больше, потому что он пытается решить конфликт правовым способом, иначе нельзя. Тем более со страной, чьё руководство, так скажем, подмочило свою репутацию. Правовой метод и контроль – это профессиональный и правильный подход в данной ситуации. Естественно, никаких поблажек быть не должно».
|