Обычно структура рубрики «Прецедент» основана на принципе вопрос-ответ. Однако в последнее время, в связи с приближением выборов в Законодательное Собрание Красноярского края первого созыва и изменениями в законодательстве, в журналистских кругах возникает много вопросов о том, как правильно осуществлять информационное и агитационное сопровождение избирательной кампании. Поэтому в нескольких ближайших выпусках газеты мы попробуем разобраться, как с точки зрения закона правильно работать журналистам средств массовой информации в условиях избирательной кампании.
Основу выборного законодательства составляет федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Кроме этого, процедура назначения, подготовки и проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Красноярского края дополнительно регулируется Положением о выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края первого созыва, утвержденным Указом Президента РФ от 21 августа 2006 г. Необходимо отметить, что приоритет имеет Федеральный закон, и в случае противоречия предписаний Положения о выборах нормам Федерального закона применяться должен Федеральный закон. Несмотря на то что указанный Федеральный закон действует с 2002 года, его применение зачастую вызывает затруднение, а содержание многих норм является неоднозначным. Информационное обеспечение выборов осуществляется с использованием как государственных, муниципальных, так и негосударственных СМИ. В периодических печатных изданиях, учрежденных органами государственной власти, органами местного самоуправления исключительно для опубликования их официальных материалов и сообщений, нормативных правовых и иных актов, не могут публиковаться агитационные материалы, а также редакционные материалы, освещающие деятельность кандидатов, избирательных объединений. Не все СМИ могут осуществлять предвыборную агитацию. Так, предоставлять эфирное время, печатную площадь могут только те государственные и муниципальные СМИ, перечень которых опубликован организующей выборы комиссией. Предоставлять эфирное время и печатную площадь кандидатам и избирательным объединениям имеют право только те негосударственные организации, которые осуществляют выпуск средств массовой информации и зарегистрированы не менее чем за один год до начала избирательной кампании. Условия оплаты эфирного времени, печатной площади, предоставляемых негосударственными СМИ, должны быть едины для всех участников выборов, должны быть опубликованы и представлены в избирательную комиссию не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов. Руководству СМИ необходимо обратить внимание на то, что законодательство предписывает им вести отдельный учет объемов и стоимости эфирного времени и печатной площади, предоставленных для проведения предвыборной агитации, представлять данные такого учета в эту комиссию не позднее чем через десять дней со дня голосования и хранить указанные учетные документы не менее трех лет со дня голосования. Информационное обеспечение избирательной кампании, применительно к деятельности СМИ, состоит из информирования избирателей и их агитации. В следующем номере мы проанализируем порядок и условия осуществления средствами массовой информации информирования избирателей и проведения предвыборной агитации в СМИ.
|