На минувшей неделе завершилось объединение УРСА Банка и МДМ-Банка. Объединенный банк – один из немногих в России, кто намерен широко развивать кредитование бизнеса и населения. О начале работы объединенного МДМ Банка и планах на будущее «Конкуренту» рассказал директор Красноярского филиала МДМ Банка Сергей Аронов. «Мы хотим, чтобы клиенты привыкали к изменениям постепенно»
– Процесс слияния завершен. Как объединенный банк будет развиваться дальше? – В сложный период, который сейчас переживает наша экономика, процесс объединения двух крупных банков сам по себе является чрезвычайно интересным и серьезным проектом. Это не просто желание двух компаний перейти на одну акцию, а консолидация балансов, оптимизация затрат двух финансовых институтов, усиление совместного присутствия в регионах. Это бизнес, который имеет очень четкие параметры, – за счет синергетического эффекта мы планируем за три года сэкономить около $200 млн. – Вы оценивали, как изменится отношение к объединенному банку со стороны клиентов? – Об этом пока говорить рано, но эффект масштаба, особенно в период кризиса, имеет особое значение. Доверие клиентов складывается годами. На момент объединения мы обладаем всем необходимым для того, чтобы доверие к объединенному банку росло. Объединенный банк сегодня насчитывает 54 филиала, «закрывает» своей сетью, состоящей из более 370 подразделений, 162 города в России. Кроме того, у МДМ Банка – сильная профессиональная команда, более чем 15-летний опыт работы на банковском рынке, значимая доля рынка в регионах присутствия, высокие кредитные рейтинги. – Каковы на сегодняшний день финансовые показатели деятельности объединенного банка? – После объединения наши активы составили около 450 млрд рублей, капитал – около 70 млрд рублей. Соответственно, по размеру капитала первого уровня мы – ведущий частный банк в России, а по активам – второй. Стоит учесть, что капитал – это та «подушка» надежности, которая есть у банка, и в кризис именно этот показатель является решающим. Достаточность капитала первого уровня у объединенного банка – одна из самых высоких в России, и мы не прибегаем к помощи в виде получения субординированных кредитов от государства. – Сейчас завершено юридическое объединение банков, впереди операционная интеграция. Сколько времени, по вашим оценкам, займет переходный период? Что сделано в банке, чтобы он прошел максимально безболезненно для клиентов? – Для клиентов мы планируем завершить переходный период к концу текущего года. На разных территориях известность банков сильно различалась. Где-то был более знаком бренд МДМ-Банка, а где-то УРСА Банка. Наша задача – сделать процесс объединения комфортным. Например, мы не спешим менять привычные вывески на офисах, нужно дать время привыкнуть к новому названию, особенно это касается клиентов УРСА Банка. Со временем у объединенного банка появится новый фирменный стиль и новый логотип. Процедуры обслуживания клиентов с точки зрения принятия кредитных решений, ведения расчетных счетов, заключения отдельных договоров также если и будут меняться, то постепенно. Мы планируем достаточно долго сохранять обе системы и постепенно их унифицировать. Самые сильные подходы – Как изменится продуктовая линейка банка? – На единый стандарт продуктов мы будем переходить в течение продолжительного времени. Сейчас наша продуктовая линейка лишь незначительно унифицируется, чтобы соблюсти требования законодательства, которое не позволяет продавать одни и те же услуги на одной территории от одного юрлица на разных условиях. Если говорить об изменениях, то главное из них: банк сегодня начал активно кредитовать своих клиентов. Причем как частных, так и корпоративных. МДМ Банк относится к числу немногих кредитных организаций в стране, которые имеют для этого достаточно ресурсов и капитала. Так что объединенный банк в этом плане уже выгодно выделяется. – Оставили ли вы какие-то наиболее удачные продукты, которые кредитные организации ранее продвигали на рынок самостоятельно? – Да, конечно. Выбрали самые «сильные»: от УРСА Банка взяты подходы к розничному кредитованию, от МДМ-Банка – к корпоративному блоку. К примеру, у частных клиентов наиболее востребованы такие предложения УРСА Банка, как экспресс-кредитование, кредитные карты, товарный кредит на покупку товаров в магазинах. Корпоративные клиенты охотно пользовались такими продуктами МДМ-Банка, как проектное финансирование. – В чем еще заключается преимущество предложений вашего объединенного банка по сравнению с теми продуктами и услугами, которые сегодня уже существуют на рынке? – Во-первых, у нас достаточно широкий продуктовый ряд, который позволяет удовлетворять все потребности частных и корпоративных клиентов. Во-вторых, мы резко активизировали кредитную деятельность и поставили перед собой достаточно амбициозные планы по выдаче новых займов. Мы одними из первых начали предлагать услуги по рефинансированию ранее выданных кредитов тем клиентам, которые хорошо обслуживали долг, но сейчас столкнулись с временными сложностями в связи со снижением выручки, оборотов, сокращением платежеспособного спроса. Это очень важное конкурентное преимущество. И наконец, в связи с объединением банков и расширением банкоматно-терминальной сети мы можем предоставить клиентам больший спектр услуг, связанный с кредитными и дебетовыми картами, операциями по переводам. Надеемся, что всё это в совокупности поможет нашим клиентам пережить сложные времена. – Сейчас многие говорят о том, что им интересен сегмент кредитования малого и среднего бизнеса. Как вы будете себя позиционировать в этом вопросе? – Портфель кредитов по этому сегменту, аккумулированный в обоих банках за последние годы, приближается к 1 млрд долларов. Мы одни из лидеров на рынке. Это направление остается приоритетным для нас, конечно же, с корректировкой в оценке рисков по ряду отраслей. К сожалению, сейчас банковский рынок отброшен на 5-6 лет назад. Поэтому сейчас главное – удовлетворить наиболее актуальные потребности клиентов. Основная задача – сохранение команды – Не секрет, что в банковском бизнесе большую роль играют сложившиеся с годами личные отношения между клиентами и сотрудниками. Какие изменения произойдут в составе коллективов, руководства офисов объединенного банка? Найдут ли клиенты знакомые лица, когда придут в объединенные офисы банка? – С самого начала мы понимали, что основная задача при объединении банков – это сохранение команды. Если говорить о топ-уровне, то всё руководство обеих кредитных организаций сейчас входит в объединенное правление. В региональной сети, где ведется основная работа с клиентами, уже есть полная определенность. У УРСА Банка и МДМ-Банка оказалось не так много точек пересечения: в 90% случаев наша сеть дополняет друг друга. В этих регионах все люди, к которым привыкли клиенты, останутся на своих местах. На территориях, где были пересечения, мы уже определились с руководящим составом филиалов. Постепенно эти площадки также будут консолидированы. Те, кто исполнял дублирующие функции, уже получили новые назначения либо в новых регионах, либо в штате управляющей компании. Приоритетом для нас были и остаются профессионализм сотрудников, их лояльность и готовность развиваться вместе с банком. ----- Задачей объединенного банка станет дальнейшее повышение эффективности управления и прозрачности ведения бизнеса. Это свидетельствует о квалификации наших акционеров и совета директоров, которые заботятся об усилении позиций банка. --- Если говорить об изменениях, то главное из них – то, что банк сегодня достаточно активно начал кредитовать своих клиентов. Причем как частных, так и корпоративных. МДМ Банк относится к числу немногих кредитных организаций в стране, которые имеют для этого достаточно ресурсов и капитала. Так что объединенный банк в этом плане уже выгодно выделяется. |