[04]августа[2010]
 
28(000254)

>Читайте в [следующем номере]
«В России очень много жестокости, нетерпимости, агрессии...»
* Андрей БАРТЕНЕВ

Николай ДРОЗДОВ: «Я призываю людей смотреть в звёздное небо. Ищите там бесконечность»

Албания –
загадка Балканского полуострова
(Фоторепортаж)

Линдсей ЛОХАН: одиночная камера не спасёт её от озлобленных преступников


- По итогам зимней Олимпиады-2010 возбуждены уголовные дела

- Фавориты уходят в минус

- «Дневник аналитика: худой мир»

- Самые высокооплачиваемые музыканты

- РАУЛЬ: «Я обязательно вернусь в Мадрид!»

- Екатерина НИКАНДРОВА, 18 лет, свободная модель

! СВЕЖАЯ МЫСЛЬ
«Молдавским вином можно красить заборы. Его не только на территории России, его и за пределами России нельзя употреблять. Как товар оно не представляет интереса».

Геннадий ОНИЩЕНКО,
главный санитарный врач России.


По привлекательной цене со скидками, в любое время.

 
КОЛУМ-nist

 

Владимир Василенко,
журналист.

Культура и повседневность: я и мой автомобиль

Человеческое сообщество – саморегулирующаяся система, а культура есть неотъемлемый элемент этой саморегуляции. И одной целесообразностью тут объясняется далеко не все: мы не плюем себе под ноги не только потому, что на плевке можно поскользнуться, но и потому, что это некрасиво, противно… Всякое новое техническое средство, появляющееся в нашей жизни, неизбежно проходит этап «культурной адаптации»: от появления вилок и ножей до укоренения правил сервировки (вилка слева, нож справа) нужно некоторое время. Причем с каждым разом время «культурной адаптации» сокращается – мы всё быстрее усваиваем эстетические уроки повседневности.
Сейчас в это трудно поверить, но у нас был закон, запрещавший приобретение автомобилей в личное пользование: исключения делались лишь для граждан, «имеющих особые заслуги перед партией и государством» – академиков, народных артистов, Героев соцтруда, маршалов, первых космонавтов. Исключительность автовладельцев, ездивших к тому же, как правило, с личным шофером, не давала возможности развиться культуре вождения автомобиля (считалось, что в Правилах дорожного движения всё сказано). Но вот в стране прошли две волны всеобщей автомобилизации (первая началась с «копейки», вторую знаменовали собой подержанные иномарки), и машина стала частью быта миллионов. Тут же выяснилось, что к темпам этого перелома мы не готовы: пробки, аварии, автомобильное хамство (где намеренное, где вынужденное) стали, к сожалению, постоянными спутниками нашей жизни.
К этому придётся привыкать. И стараться хотя бы в личном поведении следовать некоему неписаному моральному кодексу. Если вы себя считаете культурным человеком, то будьте им и на дороге.
В моей семье автомобиль появился лет десять назад, но водителем я так и не стал. Не захотел. Захотела жена. И, увлекшись процессом, стала классным водителем. Поэтому моё знакомство с материалом почерпнуто на переднем пассажирском сидении, чисто созерцательно и потому непредвзято. Плюс к тому – наблюдения коллег-журналистов, побывавших в разных регионах страны.
Так вот, по их оценкам, самые вежливые водители – во Владивостоке (там уже много лет пропускают на перекрестках вне зависимости от приоритета дорог). В Бийске всегда уступают дорогу пешеходам и пристегиваются ремнями. В Питере не пропускают принципиально и лезут на перекресток, пока не упрутся в бампер впередистоящего авто. Движение в Москве – это либо стояние в пробке, либо педаль в пол, чтобы нагнать потерянное время (пропускать тоже не принято). Новосибирск, Омск, Томск, Барнаул, Красноярск – нечто среднее между Владиком и Питером: чему-то уже научились, но хамства ещё хоть отбавляй.
Ну а теперь – личные наблюдения. Жена, ещё со времён автошколы усвоившая правило «3Д» (Дай Дорогу Дураку), составила личный список тех, кого надо сторониться: это большие джипы, машины с номерами госструктур, тачки с признаками дрэг-рейсинга, мотоциклисты, возникающие словно ниоткуда и быстро превращающиеся в точку на разделительной полосе…
В дороге мы с женой играем в такую игру: я делаю вид, будто скоро начну учиться вождению, а она как бы загодя учит меня шоферскому этикету:
– Научись говорить «спасибо». Вот видишь, нас пропустили при выезде со двора – я дважды моргнула аварийкой. Хочешь пропустить – моргни дальним, не хочешь – дай дальним сигнал на 2-3 секунды. Увидел радар в кустах – моргни дальним встречной машине. Помоги себя обогнать: если видишь желающего и понимаешь, что это опасно, моргни левым поворотом, чтобы тот повременил, а если впереди всё чисто, прими ближе к обочине и покажи правый поворот – это приглашение к обгону. Не мечись по полосам – смотри: вон тонированная девятка как шарашится, а на светофоре, вот увидишь, всё равно будем стоять рядом. Не вылезай на забитый перекресток, это бессмысленно, какой бы сигнал ни горел на светофоре. Будь особенно осторожен, завидев машину со знаком «!»: включенный на такой машине правый поворот – ещё не повод быть уверенным, что она не повернет налево. Вспомни свою первую поездку за рулём и будь снисходительнее.
– И много таких неписаных правил? – не выдерживаю я. – И если много, то отчего бы их не прописать?
– Какой ты смешной человек! Отчего ж тогда на урнах не пишут «Мусор кидать только сюда»? А в ресторанах – «Дамы, не сморкайтесь в занавески»? Культура – она должна быть в голове, а не в надписях.
Но о том, какая еще культура может и должна быть в голове, разговор чуть позже.

>Обсудить статью

Бизнес-гороскоп




 




  ГЛАВНАЯ | ФОРУМ | ПОДПИСКА | АРХИВ | РЕДАКЦИЯ | ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ
  Адрес редакции: 660079, г Красноярск, ул. 60 лет Октября, 63 Тел: 8(391)233-99-24
Рыбы Водолей Козерог Стрелец Скорпион Весы Дева Лев Рак Близнецы Телец Овен