Исторические сентябрьские инициативы Президента Российской Федерации Владимира Путина в рамках приоритетных национальных проектов в Сибирском федеральном округе дали жизнь российским Национальным университетам. Именно в Сибири был создан один из инновационных университетов – фабрика передовых знаний, технологий и кадров, способных влиять на мировые процессы. Это обосновано, прежде всего, тем, что в Красноярском крае сосредоточены основные природные ресурсы России, предприятия-экспортеры, дающие две трети валютных поступлений в бюджет государства. Итак, цель глобального проекта состояла в создании в Красноярске мощного современного университета – так называемого «образовательного гипермаркета», который станет важным фактором политики развития Сибири и Дальнего Востока, послужит закреплению особого геополитического статуса, обеспечению ведущих отраслей отечественной экономики конкурентоспособными технологиями, создаст предпосылки миграционного притока за Урал России мобильных и квалифицированных кадров. Сибирский федеральный университет был основан приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1417 от 28.11.2006 года. В состав СФУ вошли четыре вуза: Красноярский государственный университет, Красноярский государственный технический университет, Красноярская государственная архитектурно-строительная академия, Государственный университет цветных металлов и золота. В настоящее время в вышеперечисленных вузах ведется подготовка специалистов по 138 специальностям, бакалавров – по 48 направлениям и магистров – по 14. В состав вузов входят 35 научно-инновационных подразделений, среди которых НИИ, КБ, центры коллективного пользования оборудованием, лаборатории, инновационные центры, технопарки, центры трансфера технологий, опытные производства и т. д. Среди ожидаемых уже к 2015 году результатов создания СФУ – существенное повышение уровня стипендий и оплаты труда научных сотрудников и преподавателей, строительство университетского «кампуса», мощной библиотеки, новых корпусов и множество перемен в сфере организации учебного процесса и в целом подходов к качеству знаний. Одно из новшеств современного образования – разделение обучения на направления (департаменты) – естественно-научное, гуманитарное и так далее. Набор студентов в СФУ как раз будет проводиться не по специальностям, а по данным направлениям, что решительно меняет учебный процесс. В рамках СФУ создан Институт фундаментальной подготовки, который решает задачи профессионального самоопределения студентов. Очевидно, что кроме штамповки специалистов необходимо заложить фундамент личностного и мировоззренческого уровня молодого человека. В Институте фундаментальной подготовки будет функционировать отделение довузовской подготовки. Речь идет о том, чтобы создать научно-образовательный комплекс проблем человека. И в его рамках уделять внимание и гимназиям, и даже обычным школам, поддерживать школьные Олимпиады, талантливую молодежь, не забывая про инновационную подготовку педагогов. В феврале текущего года сформирован Учёный совет СФУ, куда входят известные научные деятели, руководители высших учебных заведений Красноярска, а также ректор нового вуза Евгений Ваганов и советник ректора, руководитель рабочей группы по разработке программы развития СФУ, профессор Вениамин Соколов. Свою позицию по отношению к созданию в Красноярске Сибирского Федерального университета корреспонденту «Конкурента» сообщили педагоги и руководители высших образовательных учреждений краевого центра. Самуил КАНГУН, доцент кафедры всеобщей истории Красноярского педагогического университета имени В.П. Астафьева: «Вы знаете, я могу сказать следующее: создание Сибирского федерального университета для города Красноярска с учетом тех огромных программ, которые намечены в экономическом развитии всего Красноярского края, – наверное, дело хорошее. То, что этот процесс будет довольно непростой, как двусмысленно пошутил по этому поводу ректор Высшей школы экономики Кузьминов: «объединить четыре разных вуза – ну, посмотрим, что из этого получится»… Не знаю, что получится. Я знаю, что есть факультеты – лидеры в классическом университете. Например, экономический и юридический можно назвать лучшими, не умаляя значение юридических и экономических факультетов других вузов. Как известно, у нас многие вузы обучают этим специальностям. Но это уже совсем другое. Есть, как говорится, базис, а остальное – надстройка. Что касается исторического факультета, то я должен сказать, что пока на сегодняшний день у нас более сильный факультет, чем соответствующий факультет в классическом вузе. И в течение ряда лет мы помогали КГУ своими преподавательскими кадрами. Очень жаль, что они переманили у нас Валерия Дацишена. В этом плане Педагогический университет не боится конкуренции. Более того, чтобы наш вуз прошел очередную аттестацию, которая проходит раз в пять лет, необходимо иметь не менее семи университетских специальностей. Как раз четыре из этих семи приходится именно на наш исторический факультет. В данное время КГПУ расширяет спектр гуманитарных специальностей».
Валентин ЖУРАВЛЕВ, директор Института фундаментальной подготовки СФУ, доктор физико-математических наук, профессор: «Я бы отметил несколько знаменательных шагов в создании СФУ. Первое: создан и утвержден Ученым советом СФУ важнейший нормативный системный документ для СФУ – Правила приема в университет. Он дает возможность начать интеграционные процессы в образовании. Второе: прошел конкурс инновационных научно-образовательных проектов. Третье: сформирована система управления верхнего уровня университета. Четвертое: создан Институт фундаментальной подготовки СФУ, что дало начало процессам по унификации учебных планов, переходу к выработке государственных образовательных стандартов третьего поколения. Что это такое? Прежде всего, возможность для студента участвовать в построении своей образовательной траектории, получить первый уровень профессионального образования. В Сибирском федеральном университете, на мой взгляд, очень много происходит движения вперед. Идет непрерывная и напряженная работа. Из отрицательных факторов я бы назвал отсутствие финансирования из федерального и краевого бюджетов. Надеюсь, к концу марта мы получим ясность в этом вопросе. В целом, СФУ – это наш шанс сделать шаг к образованию мирового уровня. Как мы его используем, зависит от всех нас».
Евгения ПУГАЧЁВА, декан факультета филологии и журналистики Института естественных и гуманитарных наук СФУ: «Мне кажется особенно важным, чтобы в будущей структуре Сибирского федерального университета нашлось место для филологической науки и чтобы филология не потерялась среди других гуманитарных специальностей. Я опасаюсь, что сегодня наша наука воспринимается как некое излишество, не имеющее практического применения. Между тем в Европе филологические факультеты поддерживают из исключительно прагматических соображений. В Германии, по свидетельству профессора К.А. Богданова, например, считают, что человек, получивший филологическое образование, обладает «рискованным мышлением», – такой специалист нужен в любой проектной группе и совершенно необходим для принятия решений в экстремальных ситуациях». |