Евгений ГРИШКОВЕЦ, писатель, актёр. Ваенга - это шансон без шансов Вчера вечером, оторвавшись от работы над текстом, глянул в телевизор и оторопел. На первом канале шёл концерт какой-то певицы, которая исполняла какие-то совершенно кабацкие песни и читала отвратительные стишки собственного сочинения. Стишки, исполнение и исполнительница были одинаково вульгарны. При этом концерт был на Первом канале, в очень дорогих декорациях и в праздничный день. Да к тому же и праздник был весьма значительный. Песни же были, скорее, не рождественского, а самого что ни на есть кабацкого розлива. В зале было полно солидного народа и в основном мужики фенотипа представителей правящей партии. Я заворожённо смотрел на эту вакханалию, поинтересовался, кто же это, и узнал, что это некая Елена Ваенга. Я не в первый раз слышу это имя и фамилию. Видел афиши, и мне говорили, что это новое крайне популярное явление из мира рафинированного шансона. Поинтересовался в интернете, прочитал, что это «жемчужина Санкт-Петербургской эстрадной сцены», родом из Североморска, настоящая фамилия Хрулёва. Посмотрел, что у неё есть музыкальное и актёрское образование, которое она получила в Питере. Что-то, видимо, произошло в городе на Неве. Если город раньше поставлял крупнейшую поэзию, то в последнее время – основных «мастеров» шансона. А концерт, который вчера транслировался, происходил в Государственном Кремлёвском Дворце. Печально кремлёвское присутствие приезжих из Питера (улыбка). Ну а то, с каким размахом был проведён концерт, его трансляция на Первом канале и место его проведения говорят ещё и о том, что Елена Ваенга всерьёз и надолго. Я стараюсь осторожно говорить, догадываясь, что многим то, что я ругаю, может нравиться. Может, это нравится чьим-то родителям, коллегам... Но с той волной пошлости, которая захлестнула нашу повседневную жизнь, хоть как-то надо бороться. Особенно когда эта пошлость преподносится как чистое поэтическое слово, жемчужина, бриллиант и чистый самородок, да ещё и в день праздника Рождества. Конечно, проще всего слушать этот шансон, пускать лёгкую, а порой и пьяную слезу и считать себя крайне самобытным и приобщённым к некой неповторимой русской культуре. Это приятно, слушая Михайлова, Ваенгу и иже с ними, ощущать, что и поэзии ты не чужд... Что-то надо делать. Обязательно! Нужно создавать хоть какое-то сопротивление, хоть какую-то плотность воздуха и хоть какие-то признаки той среды, в которой пошлости было бы не так вольготно и не так комфортно процветать тем пышным цветом, которым сейчас она процветает. Нужно, чтобы хоть иногда кому-то становилось стыдно. И не только тем, кто производит эту пошлость, оформляет её и транслирует, но и тем, кто покупает на это билеты и пускает те самые слёзы, не видя подмены и фальши. Деньги, потраченные на эти билеты, финансируют пошлость, а слёзы эти орошают благодатную почву для её процветания. А российская почва всегда была плодородной... И не только для подлинного искусства. В общем, не умею я отдыхать. Насмотришься от безделья телевизора, не сделаешь ничего хорошего за день, вот и тянет на упаднические настроения. Завтра, если никакой творческой идеи не придёт в голову, пойду чистить снег с крыши гаража. А то он такой талый и тяжёлый, что как бы эту крышу не продавил. |