В этом году исполняется 20 лет мобильной связи в России: в 1991 году мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак совершил официальный первый звонок по сотовому телефону. Тогда это казалось совершенной фантастикой: никто не мог подумать, что спустя всего несколько лет современный мир станет немыслим без сотовой связи. Первые российские компании-операторы – «Дельта-телеком» и «МегаФон» – также появились в Питере. В начале девяностых стоимость подключения абонента к сети стоила 5000 долларов, а пять мобильников можно было обменять на «Жигули», поэтому экономические перспективы массового развития рынка телекоммуникаций были тогда весьма туманны. Но, как показала жизнь, даже самые оптимистичные ожидания аналитиков в реальности оказались превышены в разы. Будущее создаётся сегодня Сейчас становится всё более очевидным, какими станут телекоммуникации будущего. В пользовании жителей Земли сейчас находится уже 5 млрд телефонов. Как полагают аналитики, к 2014 году в мире будет функционировать уже 10 млрд мобильных устройств, использующих передачу данных. Голосовая связь, как таковая, постепенно уходит в прошлое, на смену ей приходят всё новые возможности мобильного Интернета. Общероссийский универсальный оператор «МегаФон», входящий в тройку лидеров рынка телекоммуникаций в России, делает одну из главных ставок именно на предоставление своим клиентам услуги передачи данных. – В 2011 году мы продолжим развитие сетей третьего поколения и обеспечим доступ к качественному высокоскоростному Интернету на всей территории России, – заявил генеральный директор ОАО «МегаФон» Сергей Солдатенков во время онлайн-конференции, посвящённой итогам 2010 года. – Консолидированная выручка компании от мобильной передачи данных в 2010 году составила около 20 млрд рублей, что на 85% выше уровня 2009 года. Это стало возможным благодаря увеличению продаж USB-модемов, активному стимулированию потребления Интернет-трафика и значительным инвестициям в развитие сетей 3G. В 2010 году мы запустили коммерческие сети 3G во всех регионах России и обеспечили доступ к высокоскоростным сетям мобильной связи для 65% жителей страны. Объявляя итоги прошлого года, руководство «МегаФона» сообщило, что в 2008–2010 гг. компания инвестировала в развитие своей сети почти 170 млрд рублей. Основная масса этих средств ушла на строительство сетей третьего поколения (3G), ориентированных на высокоскоростную передачу данных. По словам Сергея Солдатенкова, капитальные затраты в 2011 г. будут меньше, чем в 2010 г., но ненамного. И их размер может быть пересмотрен в большую сторону, если оператор будет показывать хорошие результаты. – Прошедший 2010 год стал для «МегаФона» знаковым, – сказал Солдатенков. – Именно в этом году мы совершили прорыв в предоставлении клиентам массового доступа во всемирную сеть. Количество пользователей Интернета от компании «МегаФон» выросло в несколько раз, и мы должны эту планку удержать, чтобы быть первыми. В конце прошлого года компания «МегаФон» впервые заняла второе место среди российских операторов сотовой связи по объёму выручки и количеству абонентов. Чистая прибыль универсального оператора связи «МегаФон» в прошлом году составила 49,2 миллиарда рублей, что больше показателя 2009 года на 8,6 процента и дает основу для дальнейшего инвестирования в развитие сетей в регионах России. К концу 2010 года число активных пользователей этого оператора достигло 57,3 миллиона человек, что больше показателя 2009 года на 13 процентов. Среди множества факторов и усилий, вложенных в развитие компании, заместитель генерального директора ОАО «МегаФон» по коммерции Лариса Ткачук называет развитие розничного канала «МегаФон-Ритейл»: – В прошлом году число точек продажи услуг компании превысило 800 (из них 129 находятся на территории СФО. – Прим. авт.). Наши салоны есть теперь даже за полярным кругом. Только за последний год мы продали в три раза больше модемов, чем в предыдущие годы, – более 3 млн штук. Развивать бизнес руководство компании также планирует за счёт предоставления самого разнообразного контента. Исходя из этой тенденции, «МегаФон» запустил два новых продукта: портал trava.ru, где продается всё, что связано с музыкой, клипами, книгами, и новый сервис «Мультифон», позволяющий принимать телефонные звонки на компьютер, используя свой обычный номер. Этот сервис значительно удешевляет стоимость переговоров: даже находясь за рубежом, абонент платит за разговор столько же, сколько дома. Сибирь – центр развития – Для Сибирского филиала ОАО «МегаФон» прошлый год стал годом рекордных инвестиций, – сообщил директор филиала Алексей Тютин. – Мы инвестировали в собственную инфраструктуру более 7 млрд рублей, что позволило компании построить самую широкую сеть третьего поколения (3G) на территории сибирского региона. Всего на конец 2010 года Сибирским филиалом ОАО «МегаФон» было построено свыше 1700 базовых станций третьего поколения. Это безусловный рекорд. Объём инвестиций Сибирского филиала в 2010 году составил 7,1 млрд рублей, что на 65% больше по сравнению с вложениями 2009 года. Капитальные вложения позволили филиалу на 35% увеличить покрытие сети GSM и предложить абонентам полноценные сети 3G с самым большим охватом среди существующих мобильных операторов региона. Только в Красноярский край было вложено более полутора миллиардов рублей! В 2010 году Сибирский филиал ОАО «МегаФон» продемонстрировал самые высокие темпы строительства сети среди всех филиалов ОАО «МегаФон». За год было смонтировано и установлено 454 антенно-мачтовых сооружения (АМС), это позволило компании обеспечить свое присутствие во всех районных центрах Сибири и обеспечить связью основные автомобильные трассы и Транссибирскую магистраль. Всего к концу 2010 года в зоне действия сети филиала проживает 90% населения сибирского региона, а услуги 3G доступны в 75% райцентров. – Также в 2010 году мы рекордно увеличили протяжённость собственных оптоволоконных линий связи, – продолжает Алексей Тютин. – Общая протяжённость магистральных, зоновых и городских волоконно-оптических линий связи за год выросла на 72% и составила 11 тысяч километров. В результате присоединения бизнеса ЗАО «Синтерра», Сибирский филиал ОАО «МегаФон» имеет действующие договоры на продажу магистрального трафика с 50% операторов «последней мили» сибирского региона. В 2010 году Сибирский филиал ОАО «МегаФон» в условиях конкурентного рынка привлёк 705 тысяч новых абонентов, увеличив свою абонентскую базу на 26%. При этом каждое из девяти региональных отделений, входящих в состав филиала, продемонстрировало положительный рост числа абонентов. Лидерами по числу новых клиентов стали Алтайский край, а также Красноярский край, подключившие более 200 тысяч новых абонентов каждый. При этом в Красноярском крае количество абонентов «МегаФона» превысило 800 тысяч. Учётная же политика компании по-прежнему остаётся одной из самых жёстких среди операторов «большой тройки». Успехи, достигнутые «МегаФоном» в 2010 году, позволяют не снижать набранных темпов развития компании и в дальнейшем столь же активно увеличивать территорию покрытия своих сетей, а также развивать весь спектр сервисов и услуг для своих абонентов, предоставляя качественную, надежную, доступную и высокотехнологичную связь. |