[04]апреля[2012]
 
13(000335)

>Читайте в [следующем номере]
«Самое синее в мире Мёртвое море моё? Нет, шутить так я бы воздержался: слишком банально»
* Игорь ГУБЕРМАН

Валерий БУРДА:
«Я посвятил своему делу много лет и не хочу, чтобы оно развалилось»

Краби: здесь были мы и Ди Каприо
(Фоторепортаж)

Дмитрий НАГИЕВ: «Я ничего не знаю про женщин…»


- Систему призыва в армию предложено радикально изменить

- Отскоки и сползания

- Учитель, воспитай ученика!

- Спасём наших детей!

- Джеймс КЭМЕРОН: «Никогда не было так приятно опуститься на самое дно»

- Анна ВАКОРИНА, 19 лет, модельное агентство «PermModelLook» (Пермь)

! СВЕЖАЯ МЫСЛЬ
«Русские самой судьбою избраны для остановки прогресса. Идея безлимитной эксплуатации Земли будет убита нами. В этом наше современное предназначение».

Эдуард ЛИМОНОВ,
писатель.


 
Учитель, воспитай ученика!

На фасаде Красноярской школы №86 висит мемориальная доска, посвященная её первому директору М.Ф. Стригину, чьё имя носит учебное заведение. С 1994 года педагогический коллектив школы возглавляет её бывшая выпускница Марина Малышева, депутат Красноярского городского Совета депутатов, председатель постоянной комиссии по образованию, молодёжной политике, культуре и спорту. «Что такое современная школа и какую роль в ней играет учитель?» – с такого вопроса начался наш разговор с Мариной Михайловной.

– Для меня школа – общество в миниатюре. Всё, что есть в большом мире, в той или иной степени присутствует в ее стенах. В школе формируются понятия о добре и зле, к нам просачиваются веяния моды, мы ощущаем достижения науки и технического прогресса. В школу проникают все языковые новинки молодежной среды. Политика, особенно в последнее время, тоже занимает свое место в школьной среде. Как в любой модели общества, в школе есть лидеры и аутсайдеры, таланты и середнячки. Здесь присутствует дружба и любовь, страх и ненависть. И вот в этой непростой среде приходится жить и работать самому важному лицу современной школы – учителю.
Еще не так давно школьному педагогу отводилась функция тренера, обязанного дать знания по тому или иному предмету, а потом строго спросить, как усвоен преподанный материал, и самому оценить успехи школьника. Сегодня же учитель осваивает роль координатора, который ведет, сопровождает, консультирует и направляет ученика, так как цели и задачи школы несколько изменились, на передний план выдвинулось требование научить ребенка самому добывать знания, образно говоря, вместо рыбки дать ему в руки удочку и научить с ней обращаться.
– Что в приоритете у современного педагога – учить или воспитывать?
– Мы работники образования, то есть создаем образ современного человека, ориентируясь на нравственные ценности, что накоплены в мире. В то же время образование – процесс двусторонний, и невозможно определить, что важнее: насыщение ученика знаниями или же его воспитание в широком смысле этого слова. Если поспрашивать людей, то многие с готовностью скажут, каким хотели бы видеть современного подростка. Однако при этом не прикладывая никаких усилий для достижения благой цели. Мой ребенок – это одно, а те, кто играет тут же во дворе, – это другое, пусть их воспитывают другие. К тому же снижается роль семьи в воспитании ребенка. Однако к шести-семи годам, когда его приводят в школу, в нем уже заложены базовые основы знаний и правил поведения, с которыми он входит в жизнь. Дальше идет лишь их развитие и корректировка. Например, для меня принципиально важна компетенция ответственности ученика, чтобы он, как говорится, с младых ногтей умел отвечать за себя, свою парту, рюкзачок, уголок в доме. Потом возложенная на его плечи мера ответственности плавно перетечет во взрослую жизнь. Правильно воспитанный молодой человек сумеет быть ответчиком за свою семью, работу и так далее.
– А какие требования предъявляются к самому учителю?
– От него ждут не просто исполнения функций преподавателя дисциплин, что предполагается по определению. Каждый родитель хочет, чтобы именно к его ребенку было особое отношение, они ждут от педагога большего с ним общения. Не секрет, что многие родители настолько погружены в работу, в процесс зарабатывания денег, что на ребенка просто не хватает времени. Одна надежда у них на учителя.
К нам постоянно приходит пополнение из выпускников вузов, как правило убежденных в правильности выбранной профессии. В нашем коллективе 14 молодых специалистов, они немного отличаются от старших коллег. Но шаг за шагом школа меняет их, прежде всего приучает к дисциплине, порядку, к жизни по звонку, планированию повседневной и даже почасовой деятельности. Надо понимать, что школа – система консервативная, базируется, с одной стороны, на ценностях классической педагогики, а с другой стороны – на традициях, которые есть в любом учебном заведении. От учителя зависит, насколько его ученик готов воспринимать знания. Хотя со стороны иногда кажется, что это дело не столь уж сложное, даже легкое. Но мнимая легкость объясняется тщательной подготовкой к каждому уроку. Учитель должен понимать, что он в первую очередь отвечает за жизнь и здоровье каждого ребенка и его безопасность, – об этом я постоянно напоминаю молодым людям, выбравшим нелегкую учительскую стезю. С другой стороны, дети тоже воспитывают нас, не дают нам расслабиться, потерять форму, остановиться в развитии.
– Но наверняка первый вопрос новичка при трудоустройстве – размер зарплаты…
– Естественно, без достойной оплаты труда учителю трудно ощущать свою полноценность и востребованность в обществе. Кроме того, каждому педагогу приходится приобретать массу литературы, весьма и весьма недешевой. Не менее серьезный вопрос – жилье. Его отсутствие тоже часто служит основанием для ухода из профессии. Бывает трудно объяснить молодому учителю, что всё и сразу получить невозможно нигде. Определенные надежды мы связываем с новой системой оплаты труда. Ее эффективность пока оценивать трудно, тем более что на переходный период действует условие, при котором зарплата педагогов не должна быть меньше, чем при ранее действовавшей системе со стимулирующими добавками.
Сейчас учитываются разные типы педагогических действий, не только традиционные нагрузки вроде проверки тетрадей, а более широкий спектр, предполагающий творческий подход. Проведенный анализ показал неоднородность ситуации в различных школах Красноярска. Зарплата учителей колеблется от 17 до 24 тысяч рублей, в зависимости от ряда факторов. Такой разброс требует более тщательного подхода к выработке критериев оценки.
– Как будет проводиться набор первоклассников в школы города?
– Понятно стремление родителей отдать ребенка в престижную школу. Но принято решение: набор в первые классы будет проводиться по территориальному принципу. И это правильно: ребенок должен учиться там, где живет, чтобы в школу ходил сам, общался со сверстниками и после уроков. Чтобы формировались дворовые отношения, которые во многом формируют личность ребенка, умение общаться, обмениваться мнениями. Двор детства и его обитатели оставляют память на всю жизнь. И лишать этого наших детей – по меньшей мере опрометчиво. Детство тем и замечательно, что все равны, независимо от статуса и достатка родителей. Если в школе окажутся свободные места, учительские кадры, то будут приниматься первоклассники из других районов.
– Нельзя обойти стороной единый государственный экзамен…
– ЕГЭ я восприняла с большим недоверием. Но тем не менее пришлось пройти с ним весь путь с того дня, когда приняла пятый класс и вела с ним русский язык до выпускных экзаменов. Так что знаю про ЕГЭ всё, и не понаслышке. В чем не могу принять эту форму аттестации, так это в стрессе, к которому толкает выпускников процедура сдачи экзамена. Нервная атмосфера тотальной подозрительности, видеоконтроль, рамки металлоискателей, глушилки сотовой связи оставляют неизгладимый и явно недобрый след в психике ребенка. К тому же ЕГЭ лишает ребенка права на ошибку, придает какой-то судьбоносный смысл обычной в общем-то процедуре экзамена. Единственный зримый плюс от ЕГЭ – то, что он одновременно исполняет роль вступительного экзамена, причем одновременно в несколько вузов. За те годы, что мы живем с ЕГЭ, до мелочей отработана методика преподавания с прицелом на выполнение тестовых заданий. Проштудированы десятки книг. Мои ребятишки сдают экзамены на весьма высоком уровне. Так что теперь, когда освоена технология ЕГЭ, о возврате к прежней системе выпускных сочинений вряд ли стоить говорить.
– Постоянная комиссия по образованию, молодёжной политике, культуре и спорту Красноярского городского Совета депутатов, которую вы возглавляете, во многом определяет вектор деятельности в сфере образования. Что планируется и что сделано?
– У нас разработаны и реализуются несколько целевых программ в сфере образования. Одной из первых была программа информатизации школ Красноярска, она принесла неплохие результаты. Сейчас на стадии реализации находится программа «Дети Красноярска». Она включает в себя такие направления, как поддержка одаренных детей, организация отдыха и оздоровления школьников, совершенствования школьного питания, обеспечение безопасности образовательных учреждений и другие. В 2012 году в Красноярске должны построить 10 новых детских садиков, что практически снимет проблему мест в дошкольных учреждениях. Ремонт сетей наружного освещения школьных дворов тоже ждет своего решения. Как нетрудно заметить, при каждом школьном дворе есть спортивные площадки, как правило, они озеленены, в теплый период года утопают в цветах. Они, безусловно, должны стать местом активного отдыха и спортивных развлечений не только для школьников, но и для жителей микрорайона. Из капитального ремонта выходят несколько городских школ. При этом в них обновляется абсолютно всё – мебель, оборудование, убранство интерьеров. Для учителей, желающих улучшить жилищные условия, разработана программа 50х50, при которой половину расходов на приобретение квартиры берет на себя городской бюджет.
– А какой, на ваш взгляд, должна быть школа будущего?
– Прежде всего, я не хочу, чтобы школа превращалась в какое-то роботизированное бездушное учреждение. Нет, все современные средства информатики, цифровые технологии коммуникации должны присутствовать, помогать осваивать более глубокие и обширные знания и необходимые навыки. Но, по моему глубокому убеждению, прелесть общения с книгой ничем не заменишь. Все компьютеры, телефоны и прочие гаджеты просто на глазах стареют, заменяются всё новыми и новыми. Компьютерные классы, интерактивные доски, которыми еще вчера так гордились, как-то вдруг оказались днем вчерашним. Не надо гнаться за чудесами техники, особенно в школе. Как я уже говорила, она должна быть консервативной, хранительницей вечных ценностей. Воспитать хорошего человека, гражданина и патриота – задача не менее важная и почетная, чем выпустить будущего академика или звезду экрана. Школа – это прежде всего тепло человеческих отношений, умение видеть личность в каждом ребенке. Школа должна быть доброй, но обязана быть и трудолюбивой. Нельзя мириться с тем, что труд почему-то становится наказанием. Каждый ученик должен ухаживать за своим рабочим местом, а все вместе обязаны содержать в чистоте и уюте класс, поливать цветы, ухаживать за клумбами. У нас дети работают, предупреждаем мы родителей. И все с этим соглашаются. По крайней мере, вреда от этого не будет.

Геннадий МИРОНОВ.
Фото Александра Куприянова.
>Обсудить статью

Бизнес-гороскоп




 




  ГЛАВНАЯ | ФОРУМ | ПОДПИСКА | АРХИВ | РЕДАКЦИЯ | ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ
  Адрес редакции: 660079, г Красноярск, ул. 60 лет Октября, 63 Тел: 8(391)233-99-24
Рыбы Водолей Козерог Стрелец Скорпион Весы Дева Лев Рак Близнецы Телец Овен