Фильм Никиты Михалкова, получивший «Золотого льва» Венецианского фестиваля, выдвинут на соискание «Оскара». Венецианский венец и претензия на «Оскар» Члены жюри 64-го кинофорума в Венеции уже практически определились с лауреатами, как вдруг в последний день фильм Михалкова стал настоящей кинобомбой фестиваля. Он произвел такое сильное впечатление на судей, что они спорили почти 10 часов. Голоса разделились между лентами китайца Энга Ли и российского режиссера. В итоге решили обратиться к опыту 6-летней давности, когда вручили сразу двух «Золотых львов». Специальный «Золотой лев Святого Марка» был вручен Никите Михалкову с формулировкой «за способность с великим гуманизмом и пониманием исследовать бытие во всей его сложности». Сам Никита Сергеевич так прокомментировал случившееся: «Этот «Золотой лев» уникален, такой награды, которую мы получили, не было в регламенте, она придумана. Мы нарушили определенный баланс, который сложился на фестивале. Жюри буквально раскололось на две части. Такую награду давали только два раза за всю историю фестиваля – первый раз великому Висконти, вот теперь вашему покорному слуге. Я очень горд тем, что режиссеры мирового класса пересмотрели свое решение и дали нам «Золотого льва». «12» – первый режиссерский фильм Никиты Михалкова за девять лет («Сибирский цирюльник» вышел в 1998 году). «После «Цирюльника» я был настолько выхолощен творчески и духовно, – говорит режиссер, – что нужно было время, чтобы что-то накопить. Собирался с мыслями, чтобы высказаться. Хотя знаю коллег, которые работали без пауз и скороговоркой проговаривали то, что, как им кажется, интересно зрителю. И, как правило, проигрывали… Я счастлив, что именно этой картиной выхожу после длительного молчания». Недавно стало известно, что фильм «Двенадцать» выдвинут от России на соискание премии «Оскар». По словам председателя Российской Оскаровской комиссии, режиссера Владимира Меньшова, всего обсуждалось девять лент, среди них были также «Артистка» Станислава Говорухина, «Волкодав» Николая Лебедева, «Груз-200» Алексея Балабанова и «Изгнание» Андрея Звягинцева. Никита Михалков уже получал «Оскара» за фильм «Утомленные солнцем» в 1994 году.
Никита Михалков: «Я счастлив, что именно этой картиной выхожу после длительного молчания». Римейк или не римейк? Для большинства зрителей и критиков очевидно, что «12» Никиты Михалкова – это римейк фильма 1957 года «12 разгневанных мужчин» Сиднея Люмета. Фильм Люмета рассказывает о последних часах заседания по делу об убийстве. Усталый судья инструктирует 12 усталых присяжных, напоминая об основном правиле: подзащитный должен считаться невиновным до тех пор, пока не будет доказана его вина без разумных сомнений. Присяжные медленно идут в свою комнату и рассматривают дело пуэрториканского подростка, обвиняемого в жестоком убийстве собственного отца. Ожидая быстрого вынесения вердикта, председатель жюри присяжных предлагает проголосовать немедленно. 11 человек проголосовали «виновен». Один воздерживается, и начинается обсуждение, в ходе которого раскрываются характеры всех присутствующих. Съемки производились в одной и той же комнате, настоящей комнате присяжных, всего было сделано 365 сцен, и почти все они были сняты с разных углов. Фильм был снят всего за 20 дней. В результате Люмету удалось снять фильм, который стал «вехой» в истории кинематографа и получил в 1957 году «Золотого медведя» в Берлине, а также три номинации на «Оскар». Действие картины Михалкова перенесено и спроецировано на российскую действительность. В спортзале школы, находящейся рядом со зданием суда, собрались для обсуждения дела двенадцать присяжных заседателей. Мальчик-чеченец обвиняется в убийстве своего приемного отца, русского офицера. Дело кажется решенным, все улики и доказательства однозначны. Тем не менее решение присяжных должно быть единогласным, а один из участников не согласен с мнением большинства, и постепенно ему удаётся зародить в каждом зерно сомнения. Сам Михалков считает, что на фабуле аналогии с фильмом Люмета и заканчиваются. «Всё остальное – зачем, почему, чем заканчивается картина – не имеет никакого отношения к Люмету, – говорит Михалков. – Не хочу лишать авторства этого великого режиссера, а также замечательного писателя Реджинальда Роуза, но если бы они посмотрели мой фильм, они бы согласились, что это не римейк. Та лента – о торжестве американского закона и о том, что важно найти истину в самых сложных жизненных обстоятельствах. Наша картина – о том, что русский человек не может жить по закону. Мне показалось, что это хороший повод поговорить на тему: кто мы такие, откуда взялись, и что нам делать с самими собой. Это важно».
Всё действие фильма «12» разворачивается в школьном спортзале, где проходит заседание присяжных. Два месяца в одном зале Съемки фильма шли два месяца вместо запланированных пяти недель. «12» – тот редкий фильм, где все актеры были на съемочной площадке от первого до последнего кадра. Обычно фильмы снимают в том порядке, в каком удобнее и дешевле: сегодня эпизод из конца, завтра – из начала. А в «12» снимали все эпизоды по порядку, ни на шаг не забегая вперед. Вплоть до того, что если кто-то уезжал на спектакль, съёмки прерывали и все ждали его возвращения. Трудность работы заключалась в том, что действие фильма разворачивается в одном зале. На говорящие головы смотреть неинтересно. Но Михалков разделил пространство, использовал каждый уголок и придумал сложные характеры. «Каждый из актеров считал нужным что-то мне посоветовать, – рассказывает Михалков. – Петренко приносил по 24 страницы собственного текста. Спрашивал: «Нравится?» Я отвечал: «Нравится. Но это всё надо уложить в 17 секунд. Сможешь?» Не получалось. Так что в общем и целом придерживались канвы сценария». Над сценарием фильма Никита Михалков работал вместе с писателями Владимиром Моисеенко и Александром Новотоцким. Для сценаристов, как и для Михалкова, это уже второй «Золотой лев». Режиссер получал венецианскую премию за фильм «Урга – территория любви» в 1991 году. А сценаристы – в 2003-м за картину Андрея Звягинцева «Возвращение». Они также являются соавторами сценария к картине «Утомленные солнцем-2», над которой сейчас работает Михалков. Чеченского юношу Умара сыграл актер-дебютант Абти Магамаев, его младшему брату Абди доверили роль героя в детстве. Оба мальчика занимаются танцами в ансамбле. «Рядом с ними на съемках постоянно находилась их мама. Она очень внимательно следила за точностью передачи в кадре чеченских обычаев. Я прислушивался ко всем ее замечаниям», – говорит Михалков. Танец с кинжалом в исполнении персонажа Сергея Газарова был прописан в сценарии. «Когда я это прочитал, понял, что должен исполнить его сам, без дублеров. Танцевать я не умел, пришлось несколько дней репетировать», – говорит актер. Бюджет производства картины составил более 4 миллионов долларов. За первый уикенд проката в России фильм «12» собрал около $2 миллионов. По словам продюсера картины Леонида Верещагина, «всё идёт хорошо». «Есть, разумеется, блокбастеры, которые сразу должны собирать миллионы, – вроде «Девятой роты», который со старта получил больше пяти миллионов, тогда как «12» – картина камерная, длинная, умная, сложная», – сказал Леонид Верещагин. Двенадцать талантливых мужчин Актёрский состав «12» поражает своим размахом: Сергей Маковецкий, Сергей Гармаш, Алексей Петренко, Валентин Гафт, Юрий Стоянов, Михаил Ефремов, Сергей Газаров, Александр Адабашьян, Виктор Вержбицкий, Алексей Горбунов, Роман Мадянов, Сергей Арцыбашев. Михалкову действительно удалось собрать «12 лучших актёров России», как заявлено в рекламном ролике, в рамках одного проекта. Никита Сергеевич не проводил кастингов для отбора актёров, а просто угадывал, кто и какую роль должен сыграть. Так, он позвонил Маковецкому и поинтересовался, верит ли тот в Бога. Маковецкий не сразу понял, с кем он говорит, но ответил, что верит, на что услышал: «Твои молитвы услышаны. Ты у меня снимаешься. Это Никита». Сергея Гармаша Михалков пригласил сниматься в фильме во время сочинского Кинотавра, но попросил предварительно посмотреть фильм «12 разгневанных мужчин» и высказать своё мнение. На роль одного из присяжных приглашали Олега Меньшикова, но известный актер «подкачал». «Сложилась непростая ситуация: за два дня до начала съёмок Меньшиков отказался от роли – не прочувствовал идею картины, – объяснил Михалков. – Впрочем, его блестяще заменил Маковецкий». «Я уверен, что если зритель высидит первые 20 минут, он досмотрит до конца, – говорит Михалков. – Если посмотрит один раз и захочет понять, то пойдет смотреть второй раз. Эта картина для тех, кто пытается понять самих себя. Кто пытается любить самих себя. Говорю это без кокетливой скромности. Эта картина имеет огромное значение. По крайней мере, для нас. Я говорю не о художественных достоинствах. Просто это всё очень искренне и очень глубоко волновало всех людей, которые ее делали. Но говорю совершенно честно: если бы у меня был выбор – снять картину, которая стопроцентно станет победителем Венецианского, Каннского или какого-либо другого фестиваля, или снять «Двенадцать», точно зная, что ничего не получу, – ни секунды не сомневаясь, я выбрал бы «Двенадцать». Ничего не хочу сказать плохого про развлекательное кино. Но народ же живет не только в гламурном мире Москвы и Санкт-Петербурга. Не только Ксюши Собчак живут на свете. Что-то же еще вокруг происходит, японский городовой! Я сам научился и детей научил, что судить о своей жизни надо не по тем, кто лучше живет, а по тем, кто хуже. И их большинство. И тогда очень много вопросов отпадает… Все эти разговоры про яхты и виллы на Майорке. Бог с вами, вокруг оглянитесь. Я очень уверен в картине «Двенадцать». Не в успехе. А в том, что она должна задеть. Если не заденет, то совсем беда…»
Сергея Маковецкого пригласили в фильм после того, как от роли отказался Олег Меньшиков.
Чеченский юноша Умар – дебютная роль Абти Магамаева.
Максим УРАЗОВ, начальник управления молодёжной политики администрации города Красноярска:
– Фильм «12» чем-то мне напомнил известнейшую ленту Эльдара Рязанова «Гараж». Но это, разумеется, не комедия, а ТРАГИкомедия. Михалков, так же как и Рязанов, исполнил одну из ролей. Но не эпизодическую, а, можно сказать, ключевую. Присутствие замечательного актёра Гафта тоже возвращает нас в «Гараж». Но в фильме речь идет не о недвижимости, а о человеческой жизни. 12 мужчин (как количество апостолов) решают судьбу человека. И каждый из них за время работы раскрывается перед другими, как можно раскрыться только с совершенно незнакомыми людьми. Может быть, даже именно потому, что все так открылись, они и отказались заниматься совместно судьбой мальчика в дальнейшем. А может, и нет. Михалков оставляет много загадок. Фильм о людях, о человеческих характерах, достоинствах и недостатках. Такие вечные темы. Поэтому я уверен, это кино войдёт в золотой фонд российского кинематографа, как лента о наших днях и о правде жизни. Его будут пересматривать и пересматривать.
Татьяна ГРИНКЕВИЧ, исполнительный директор юридического агентства «Ваш выбор»: – Фильм противоречив. Он о всех нас. Из двенадцати человек присяжных никто друг друга не повторяет, как и в жизни, мы все разные! Для нашей страны сегодня и тема близка, и сюжет не надуман. Этим фильмом Михалков заставил людей призадуматься над тем, что нельзя осуждать человека на основании недостоверных улик, свидетельств, показаний, а призвал вспомнить о презумпции невиновности и о том, что всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого. Игра актёров бесподобна! Вот попробуйте удержать зрителя в течение более чем двух часов – действие ведь происходит практически в одной комнате, и никаких вам спецэффектов и прочего. Проблема фильма актуальна для нашего времени. Всю жизнь мы судим, ругаем, сплетничаем, высмеиваем друг друга. Без этого нам, видно, жить скучно? И хорошо, если мы судим без ненависти и злобы. А нужно, прежде всего, перестать исправлять других людей и начать с себя. Налицо и социальная польза картины – ведь боязнь молвы часто удерживает нас от дурных поступков. По моему мнению, фильм заслуженно получил «Золотого льва» в Венеции. И наши фильмы достойны таких наград.
Алексей НЕЙМАН, руководитель агентства развития развлекательных объектов: – Всегда моё первое впечатление от увиденного – скептическое, что помогает мне, например, в работе избегать преждевременной эйфории. Однако после просмотра «12» могу сказать – фильм понравился. Понравился ракурс, с которого показан целый пласт социальных проблем нашей страны. Понравился ход с персонажем Маковецкого, который, если я правильно понял, сыграл роль ангела-хранителя чеченского паренька. Стоит отдельно отметить неожиданный актёрский состав, это одна из основных коммерческих ставок в прокате. Порадовало, что в этот раз обошлось без Меньшикова и Ильина, не обошлось лишь без ещё одного «любимчика» – Петренко, сыгравшего, впрочем, блестяще, как и многие другие актёры из числа двенадцати. Чего не скажешь о самом Никите Сергеевиче. Вновь главная и вновь не основная роль. А жаль! Михалков-актёр мне нравится не меньше Михалкова-режиссёра.
Александр БОЧЕГОВ, генеральный директор студии «D-Vision»: – Михалков очень «по-настоящему» сказал то, о чём многие молчат. Каждый из двенадцати представляет собой определённую группу населения, так что это действительно как энциклопедия типов русских людей. И каждый из них говорит определёнными словами и высказывает своё отношение к проблеме, к Северному Кавказу, друг к другу, к жизни, к делу. Это интересно. Что касается актёрского состава, то он удивителен, и «респект» Михалкову за то, что всех собрал на одной площадке. Маковецкий – красавец, Гармаш – тоже. Роль самого Никиты Сергеевича тоже хорошая. За собой он оставил финальное слово, естественно. Сценарий крепкий. И актёры отыграли его на «отлично». Фильм идёт два с половиной часа, но смотреть его легко. Американский первоисточник – «Двенадцать разгневанных мужчин» – всё же немножко о другом.
Евгений ПОНОМАРЁВ, менеджер по персоналу пицца-паста бара «Перцы»: – Давно не испытывал такого яркого впечатления от просмотра художественного фильма. По моему мнению, это лучшая картина года, причём не только 2007 года. «12» – фильм, который включает в себя и отличный сюжет, и звёздный состав, и качественную режиссуру Никиты Михалкова. Кстати, о Михалкове: он гений! Говорят, что нескольким гениям сложно ужиться друг с другом, но Никита Сергеевич не только смог собрать такую команду гениальных актёров, но и сделать из них одно целое – фильм «12». «Золотой лев» – заслуженная награда, не удивлюсь ещё нескольким. Но, к сожалению, иностранные, особенно голливудские, кинокритики этот фильм могут недооценить. Ведь он о русских людях – сильных и слабых, умных и глупых. Фильм про настоящих людей, «для всех и про каждого».
|