Отметив свой юбилей, известная писательница и драматург вновь готова творить. Имя Виктории Токаревой известно многим. Но мало кто знает, что при её участии были написаны сценарии к таким киношедеврам, как «Мимино», «Джентльмены удачи», «Шляпа», «Шла собака по роялю» и другим. А сколько блестящих рассказов и повестей вышло из-под её пера! 20 ноября известной писательнице исполнилось 70 лет. Жить по правде Свой первый рассказ «День без вранья» Виктория Токарева написала еще в 1964 году. Именно он, повествующий о том, как учитель французского языка, не произнося в течение дня ни одного лживого слова, вывел для себя незамысловатое, но бесспорное правило: говорить правду мало, надо жить по правде, принёс ей известность. А спустя несколько лет ей, тогда еще студентке сценарного факультета ВГИКа, предложили написать по этой книге сценарий. Так в 1968 году на экраны вышла картина «Урок литературы». С тех пор Виктория Токарева занимается своим любимым делом. По ее сценариям снято более 20 кино– и телефильмов, многие из которых вошли в «золотой фонд» отечественного кинематографа: «Джентльмены удачи» и «Совсем пропащий» (в соавторстве с Георгием Данелией), «Мимино» (в соавторстве с Резо Габриадзе и Георгием Данелия), «Шла собака по роялю» и другие. По мнению литературных критиков, Токарева продолжает «чеховскую традицию в литературе». Её творчество отличают отточенность стиля, внимание к человеческим характерам, психологическим нюансам, ироническая интонация повествования. «Русская Франсуаза Саган» – говорят про неё некоторые. И действительно, проза Токаревой словно заряжена энергией любви. «Если в сердце нет любви, человек мёртв. Живым он только притворяется» – такова философия ее творчества. Причина популярности Токаревой состоит и в том, что персонажи ее произведений так же узнаваемы, как и обыденные житейские обстоятельства, в которых происходит действие, а психологические наблюдения так же просты и понятны, как сюжеты новелл. Японский критик Мокико Ояма так писал о ее творчестве: «Виктория Токарева не торопится и говорит шепотом читателям, как говорит шепотом себе. Поэтому, когда мы читаем ее произведения, мы повторяем шаги героя. События, которые происходят вокруг героя, мы переживаем на собственном опыте, как будто наши глаза поставлены в его лицо и высота его глаз та же, что и высота глаз читателя». В 1995-96 годах писательница вошла в число десяти самых издаваемых в России авторов. В её рассказах и повестях найдется место всему: любви, дружбе, боли, грусти, нежности, одиночеству и еще очень многому, без чего невозможна жизнь каждого человека... В последние годы ее произведения печатаются в разных издательствах, пользуясь неизменной популярностью у читателей. Сборники: «Коррида», «Не сотвори», «Лошади с крыльями», «Хэппи энд», «Лиловый костюм» и другие всегда можно найти на полках книжных магазинов во многих странах. А накануне юбилея писательницы вышел её новый сборник – «Одна из многих». Главное – сохранить брак «Окончив музыкальное училище в Ленинграде, я вышла замуж за москвича, которого знала два дня, и переехала в Москву – навстречу своей судьбе», – рассказывает писательница о начале своей семейной жизни. И добавляет: «Это брак, который заключается на небесах, потому что его ничто не разрушило. Что бы ни было в его и моей жизни, мы остались вместе». Со своим мужем Виктором они вместе уже 50 лет. «То, что ваш муж инженер, а вы известный писатель и сценарист, не становилось поводом для размолвок?» – спросили её как-то. «Я думаю, он очень страдал первое время. Потом махнул рукой. Наверняка в глубине души он мечтал встретить другую женщину — преданную, верную, но, видимо, не встретил и остался со мной. А я в глубине души искала кого-нибудь поярче, поинтереснее, но тоже не нашла и осталась с ним. И сейчас мы этому очень рады. Когда игры сыграны, главное – сохранить брак. Потому что семья там, где общие дети, а потом внуки. Дочь Виктории Токаревой Наталья тоже окончила сценарный факультет ВГИКа. Еще будучи студенткой познакомилась с Валерием Тодоровским, который учился на этом же факультете, только курсом старше. Вышла за него замуж, родила двоих детей. Правда, недавно Валерий и Наталья расстались. Пётр, внук Виктории Токаревой, заканчивает школу, а 10-летняя Катя живет с бабушкой на даче в Подмосковье. Наталья, как и мама, пишет сценарии к фильмам и сериалам, в частности, по произведениям Александры Марининой («Каменская»). В фильме снялась… кепка «Джентльмены удачи» – одна из любимейших комедий за всю историю отечественного кино, давным-давно раздерганная на цитаты и поговорки. Ко многим из них приложила руку и Виктория Токарева. «Идею фильма нам с Данелией подарил Валентин Ежов. Невыслужившийся милиционер, что-то вроде лейтенанта или капитана, добром перевоспитывает криминальных типов, которые свалились ему на голову», – рассказывает Виктория Самойловна. Правда, сделать героя милиционером им не разрешили: по логике начальства получалось, что карательные органы ни к чему, если милиционер может перевоспитать преступников добрым словом. И они сделали героя директором детского сада. Кстати, сценарий был написан специально для Александра Серого, который к тому времени только что вышел из тюрьмы. «Тюремный опыт» Серого пригодился сценаристам. «На свободу – с чистой совестью», «редиска – нехороший человек», «моргалы выколю, пасть порву», «петух гамбургский» – все эти фразы он принёс из-за колючей проволоки. Сама Виктория Токарева очень хотела сняться в этом фильме. Она считала, что девушку, с которой переодетые в женщин Хмырь, Косой и Доцент пытаются познакомиться на улице, должна сыграть именно она. «Приезжаем на ночные съемки, ко мне подходит второй режиссёр и говорит: «Виктория, у вас такая модная меховая кепка, дайте её нам на пять минут...» И вот я вижу, что съёмки начались, идет красивая и молодая актриса в моей меховой кепке, и так навсегда уходит от меня моя мечта стать кинозвездой. А потом, когда была премьера и люди хохотали над фильмом до упаду, я окончательно решила: вот та роль, которую я буду играть в кино – буду сценаристом.
«Пасть порву, моргалы выколю» – эту и некоторые другие фразы подарил сценаристам Токаревой и Данелии Александр Серый. «Желание быть услышанным — пусковая кнопка всякого творца» Фрагменты интервью с Викторией Токаревой. – Кажется, Дюма говорил: «История – это гвоздь, на который я вешаю свои картины». Вы в качестве «гвоздя» выбрали любовный сюжет. Почему? – Для женщины нет ничего важнее любви. Природа её именно для этого и держит на земле. Вся красота женщины – её формы. Изумительная грудь, тонкая талия, бедра как ваза. Бедра нужны, чтобы вынашивать дитя, грудь – чтобы вскармливать. Природа ничего не дает просто так. Без детей жизнь противоестественна. Жить без детей – значит лишить себя и зрелости, и старости – всего. А какая основная задача природы? Не прекращать род человеческий. Но чтобы дети рождались, нужна любовь. – Откуда вы берете сюжеты книг? – Есть такое нескромное слово «талант». Благодаря ему писатель собирает сюжеты, как пчела мёд с цветов. Пчела сначала летает, на один цветочек сядет, на другой, и только потом мёд появляется. Вот так и я работаю. – Вы как-то сказали, что Бориса Акунина сложно назвать писателем. Почему? – Я слышала интервью с Акуниным по телевизору, он сам себя писателем не считает, он называет свои книги бизнес-проектами. Мне стыдно признаться, но я читала его очень мало. Это не моя литература. – Кого вы считаете писателем сегодня? У кого есть язык? – Язык есть у Довлатова. Дело ведь не в том, что именно человек пишет, а в том, как пишет. В России литература никогда не иссякнет. Как пример могу привести «Венерин волос» Михаила Шишкина. – Вы довольно много писали в 70-е годы для кино. Почему сейчас меньше пишете сценариев? – Недавно в клубе «Эльдар» праздновалась годовщина какого-то фильма, и были приглашены все старые комедиографы. И стало понятно, что 70-е годы – это был расцвет кино. Сейчас – декаданс. Все эти сериалы – это не кино, это продукт. Нет, есть несколько отличных сериалов, например, «Штрафбат» по сценарию Володарского и «Идиот» Бортко. Я иногда смотрю сериалы, чтобы отдохнуть. У меня есть кот породы «дымчатый леопард», так он садится со мной у телевизора и смотрит со мной сериалы. И я иногда задаю себе вопрос, понимает он что-нибудь или нет, а потом думаю, что эти сериалы и кот поймет. – Кого вы сейчас читаете? – На моей тумбочке лежат Войнович, Зингер, Довлатов. Войнович – мой учитель, Зингер – просветитель, а Довлатов просто тянет к себе. – Как они связаны с вашей литературой? – Милость к падшим, мои герои непьющие, но страдающие. Плюс ирония. Ирония — это мировоззрение. Однажды я спросила у Лии Ахеджаковой: «Что подвигает тебя на творчество?» И она ответила: «Я жалуюсь». Желание быть услышанным — пусковая кнопка всякого творца. – Как вы пишете? Компьютером пользуетесь? – Я пишу очень хорошей ручкой на очень хорошей бумаге. Для меня компьютер – это техника, а всякая техника есть прослойка между мною и Богом. А её быть не должно! Сначала нечто идёт из космоса в мозги (именно так!) через темя, а потом это должно перетечь на кончик пера. Взаимодействие пера с бумагой и дает результат.
В соавторстве с Георгием Данелией Виктория Токарева написала сценарии к нескольким фильмам.
Эдуард РУСАКОВ, председатель Красноярского отделения союза «Российские писатели»: – Ранние произведения Виктории Токаревой были очень интересной, лирической, исповедальной и в меру ироничной прозой. Она писала стильно, особенно на фоне тогдашней преимущественно заскорузлой и серой литературы. Последние её работы я иногда перелистываю в магазине. И у меня сложилось впечатление, что это очень близко к так называемым дамским романам, к массовой культуре. То есть книги превратились в литературную попсу. Поэтому сейчас я совершенно равнодушно отношусь к тому, что она пишет. Вот раньше было совсем другое дело. Повторю, Виктория Токарева, при всём при том, очень интересная, талантливая писательница. Она и сценаристкой была, это тоже о чём-то говорит. Сценарии к фильмам у неё динамичные, остроумные, с хорошими диалогами. Я хорошо помню один из первых рассказов Токаревой – «День без вранья». На волне этого успеха она и вошла в современную советскую литературу. В те годы её можно было сравнить с Франсуазой Саган, которая в очень молодом возрасте стала модной, популярной, – такой же живой, кипучий стиль, ирония, тонкий психологизм.
Александр ЕФИМОВСКИЙ, директор музея имени Сурикова: – Виктория Токарева – симпатичная писательница. Мне очень нравится. Я даже с ней однажды виделся в Перми – она была у народного художника Евгения Николаевича Широкова. Это, может, каким-то образом косвенно связывает её с Астафьевым, потому что Широков писал портрет и Виктора Петровича в 1969 году (он сейчас находится в Третьяковской галерее), и Виктории Токаревой в начале восьмидесятых. Мне нравятся не только её рассказы, которые всем известны, но и сценарии. А вот любимого произведения нет. Знаю, что Виктория Токарева – человек открытый, интересный. Её творчество мне импонирует: она хорошо пишет, современно мыслит… хотя возраст у неё уже не тот, чтобы говорить о современности.
Елена БАХАРЕВА, модель: – Мне очень нравятся произведения Виктории Токаревой. Как-то нечем было заняться дома, и я искала хорошую книгу. Наткнулась на её рассказы. Прочитала и не пожалела. Она пишет очень легко, без лишних слов. Слышала такое мнение, что Токарева как писательница интересна всем: и филологам, и домохозяйкам, и инженерам. Наверное, это действительно так. В этом секрет её популярности. Несомненно, она талантлива. Ирония, юмор, по-настоящему добрый взгляд на жизнь делают её рассказы ещё более привлекательными для нас, читателей. А недавно я посмотрела и фильм «Лилии для Лилии», снятый по повести Виктории Токаревой. Хорошая картина о любви. Важно, что герои ее произведений правдоподобны, будто взяты из жизни. Они похожи на нас с вами. Поэтому я не удивляюсь тому, что Токарева остаётся любимой писательницей для многих уже не один десяток лет.
Оксана ПОРОХОВА, редактор отдела городского абонемента Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края: – С творчеством Токаревой я познакомилась в конце восьмидесятых, когда посмотрела фильм «Джентльмены удачи». Эту картину мы ходили смотреть всем классом. А после просмотра возникло желание почитать ее произведения. Думала, что они тоже будут юмористичными, но это оказались небольшие повести, рассказы. Я как-то читала её интервью, где Токарева говорит о том, что Толстой – слишком сложный, многослойный автор, а вершина для неё – Чехов, в рассказах которого есть краткость, ирония и немного трагизма. И у Токаревой то же самое. Герои произведений узнаваемы, обстоятельства жизни обыденны, психологические портреты кратки, понятны. Мне, например, нравится «открытый» финал, когда не разжёвывают дальнейшие события, произошедшие с героями. Вот Токарева всегда оставляет читателю «место» додумать, что же случится дальше. Последнее, что я читала, «Летающие качели», «Шла собака по роялю», «Первая попытка». Виктория Токарева писала в то время, когда официально считалось, что общественное должно быть впереди, а личное на втором плане. В её же произведениях личное всегда на первом месте. Это любовь, нежность, доброта, грусть. Я поражаюсь, как можно было в то время писать книги об этом, и ведь они же издавались! Мало того – сразу становились бестселлерами. И до сих пор у нас в библиотеке читатели интересуются творчеством Виктории Токаревой.
Анастасия КИСЕЛЁВА, директор ногтевой студии Da Vinci: – Виктория Токарева – талантливая писательница, ведь по её повестям снимают фильмы, к тому же она сценарии пишет. «Джентльмены удачи», «Мимино», «Шла собака по роялю» чего только стоят! Именно такие картины способны собрать перед экраном всю семью, зарядить положительными эмоциями и поднять настроение. Не зря она стала призёром на Каннском кинофестивале в 2000 году! Секрет успеха Токаревой, думаю, в простоте стиля при описании жизни героев – ведь в них каждый может узнать себя. Кстати, её книги издаются не только в России, но и за рубежом. Я считаю, что произведения Виктории Токаревой несут в себе любовь, поэтому любому читателю они по душе.
|