Бельгийский писатель ушел из жизни, первым из известных людей воспользовавшись правом на эвтаназию. Горе Бельгии Хьюго Клаус, самый яркий представитель фламандской литературы, скончался в среду, 19 марта, в возрасте 78 лет. Он сам принял решение умереть именно в день 25-летия со дня выхода своей знаменитой книги «Горе Бельгии». 20 марта в бельгийском литературном мире отмечали юбилейное событие – четверть века со дня выхода знаменитой романа Клауса. К знаменательной дате приурочен ряд тематических мероприятий и фестивалей, которые будут проходить в 2008 году. Этот роман – критика социальной несправедливости, деградации семьи и давления со стороны римской католической церкви в его родной Фландрии. Частично автобиографическая книга, посвященная своему народу и выпущенная в печать в 1983 году, позволила писателю занять почетное место среди выдающихся мировых авторов. Клаус, страдавший болезнью Альцгеймера, сам определил момент своей смерти и попросил об эвтаназии, не желая продлевать свои страдания и страдания своей супруги. Жена писателя не сообщила, каким способом его умертвили. Процедура эвтаназии была осуществлена в антверпенской клинике Миддлхейм. «Всё было в соответствии с предусмотренными законом гарантиями, в том числе обследование психиатром», – сообщила журналистам председатель Бельгийской ассоциации за право умереть достойно Жаклин Херреманс. Болезнь Альцгеймера – дегенеративное заболевание головного мозга, проявляющееся прогрессирующим снижением интеллекта. Впервые описанное немецким врачом Альцгеймером в 1907 году, заболевание является одной из распространенных форм приобретенного слабоумия. Только в США болезнью Альцгеймера страдают примерно 1,5 миллиона человек. Из общего числа в 1,3 миллиона человек, находящихся в США в домах престарелых, 30% составляют люди с болезнью Альцгеймера. Писатель стал первым известным человеком, воспользовавшимся правом на добровольный уход из жизни. «Клаус сам определил момент своей смерти и попросил об эвтаназии в антверпенской больнице», – сообщил от имени семьи писателя его издатель.
Клаус принял решение умереть именно в день 25-летия со дня выхода своей знаменитой книги «Горе Бельгии». Муж «Эммануэль» Хьюго Клаус (полное имя Хьюго Морис Жюльен Клаус) писал под псевдонимами Dorothea van Male, Jan Hyoens и Thea Streiner. Клаус был одним из самых известных авторов, пишущих на фламандском языке. Родился он в 1929 году в средневековом городе Брюгге. Некоторые подробности о его детстве можно найти в книге «Горе Бельгии». Как и главный герой произведения, Клаус провел детские годы в консервативной католической церкви, где всячески бунтовал против её руководства. Прожив в начале своего творческого пути некоторое время в Париже, он попал под влияние французских сюрреалистов, но сделал выбор писать на фламандском языке, считавшемся в середине прошлого века в Бельгии языком простолюдинов. Клаус неохотно жил в Бельгии, несмотря на признание на родине и статус одного из лучших авторов, пишущих на фламандском языке. Хотя писатель как-то заявил, что быть в Бельгии является большим преимуществом для его творчества. Из-за двойственных отношений с родной страной Клаус часто угрожал оставить Бельгию и жил в Нидерландах, Франции и Греции, но затем вернулся на родину. Премьер-министр Бельгии выразил сожаление в связи с кончиной писателя и восхищение его творчеством. Что касается личной жизни Хьюго Клауса, то одной из его жён стала актриса Сильвия Кристел, героиня эротического фильма 70-х «Эммануэль». Клаус стал отцом её единственного сына Артура. Хьюго Клаус много раз номинировался на Нобелевскую премию, но, по его собственным признаниям, получить её не рассчитывал. Поклонники таланта писателя утверждают, что на их родине существовал ритуал – ежегодное выдвижение Хьюго на соискание Нобелевской премии. «Если мои произведения переживут меня, я буду счастлив. Если влюбленные будут читать их шепотом друг другу и после моей смерти, думаю, мне это понравится», – говорил писатель. Шанталь Себир – жертва гуманизма? Одновременно с сообщением из Бельгии об уходе из жизни Хьюго Клауса из Франции пришла еще одна печальная новость. В своем доме в пригороде Дижона была найдена мертвой 52-летняя Шанталь Себир. Долгие годы женщина страдала от неизлечимой болезни и просила власти дать ей возможность спокойно уйти из жизни. Эксперты проводят анализ, пытаясь установить причину смерти. Полиция пока не говорит, что стало причиной смерти, но с высокой долей вероятности можно предположить, что она покончила с собой. На протяжении восьми лет бывшая учительница и мать троих детей страдала от невробластомы – прогрессирующей раковой опухоли дыхательных путей. Это очень редкая и неизлечимая болезнь. Злокачественная опухоль привела к обезображиванию лица, потере зрения и вкуса, а также многочасовым приступам нестерпимой боли. Лечащий врач говорил, что он бессилен что-либо сделать: «Единственный возможный выход, чтобы хоть как-то облегчить боль, – назначить моей пациентке большую дозировку сильнодействующего наркотического препарата. Но это опасно, так как может привести к коме». Она даже обращалась к президенту страны Николя Саркози с просьбой сделать для нее исключение. Последняя её попытка – запрос в министерство юстиции с просьбой разрешить её лечащему врачу провести эвтаназию. Себир признавала, что «дошла до пика того, что могла вынести». В то же время религиозные взгляды не позволяли ей совершить самоубийство – женщина до конца боролась за право на эвтаназию у себя на родине. Себир отказывалась от предлагаемой ей искусственной комы, желая «умереть достойно» – в сознании и в окружении близких. Однако на прошлой неделе правосудие отказало ей в просьбе, посчитав недопустимым «содействие самоубийству». Во Франции эвтаназия запрещена. Против неё выступают многие организации, в том числе и католическая церковь. В последние дни в прессе появлялись слухи о том, что Себир решила поехать в Швейцарию, где легализована эвтаназия, чтобы там окончить свою жизнь. Помимо Швейцарии помощь тяжелобольным людям, желающим уйти из жизни, уже разрешена в Бельгии, Люксембурге и Нидерландах. Однако, по словам адвоката больной, женщина не вынесла бы переезда в соседнюю страну. Правозащитница Мари Юмбер, которая боролась за право на эвтаназию для своего сына пять лет назад и поддерживала с Себир контакт в последние дни её жизни, утверждает, что она совершила самоубийство. «Дело Себир» вызвало большой резонанс во французском обществе и возобновило дебаты о разрешении эвтаназии. Католическая церковь категорически отрицательно относится к такому добровольному уходу из жизни.
Шанталь Себир умерла, не получив от властей согласия на эвтаназию. Человек и смерть: проза, ставшая жизнью Имя Клауса не было широко известно за пределами Бельгии, хотя он и считался лучшим из современных фламандских писателей. Его творчество, насыщенное утонченной эротикой, мрачной символикой и откровенным натурализмом, критики определяют как анархический протест личности, бессильной противоборствовать хаосу окружающего мира. Словом и пером Хьюго Клаус боролся с общественной несправедливостью, религиозной нетерпимостью и другими явлениями, волновавшими его сограждан. Клаус является автором многих романов, поэм, стихов, рассказов и пьес. В общей сложности он создал более 200 произведений. Наиболее известные поэтические произведения – циклы стихов 50-х годов «Дом на грани ночи и утра», «Остаккерские стихи», «Терния». На русском языке рассказы Клауса публиковались в сборнике «Рассказы бельгийских писателей» в 1968 году. Хьюго Клаус также переводил с шести иностранных языков, был основателем и редактором журнала Tijd en mens («Человек и смерть»). Среди самых известных его произведений – романы «Изумление», «С натуры» (1954), «Сахар» (1958), «Вождь черного племени» (1959). Он также оставил свой след в кинематографе – снял несколько фильмов по собственным сценариям. Хьюго Клаус также входил в художественную группу «Кобра» (название происходит от сложения первых букв столиц государств – Копенгаген, Брюссель, Амстердам), занимающуюся спонтанной и инстинктивной живописью. Преемники нордического экспрессионизма и предтечи немецких «новых диких» 70-х годов, международное сообщество художников и поэтов из Дании, Голландии и Бельгии конца 40-х – начала 50-х годов известно тем, что первым начало обновление послевоенной европейской живописи, опередив волну американской абстракции – action painting. Законно умереть за 60 евро Бельгия, а также Нидерланды, Швейцария и Люксембург являются единственными странами в Европе, где эвтаназия разрешается законом. Согласно бельгийскому закону об эвтаназии, принятому в 2002 году, человек, принимающий решение о добровольном уходе из жизни, должен быть старше 18 лет и делать это сознательно. Врачам, осуществляющим эвтаназию, необходимо убедиться, что пациент действительно неизлечим и страдает от чрезвычайной физической или психологической боли, чтобы избежать судебного преследования. Эвтаназия была легализована в Бельгии в 2002 году. В 2003 году там с её помощью расстались с жизнью 200 смертельно больных пациентов, в 2004-м – 360 человек. С апреля 2005 года в бельгийских аптеках появились специальные наборы для эвтаназии, позволяющие упростить процедуру добровольного ухода из жизни. В набор стоимостью 60 евро входит одноразовый шприц с ядом, ватный тампон, антисептики, спиртовая салфетка и латексные перчатки. Набор может заказать только практикующий врач, который должен указать точную дозировку отравляющего вещества. Заказ оформляется после обращения в одну из 250 бельгийских аптек, имеющих соответствующую лицензию.
Проповедник эвтаназии Джек Кеворкян со своей «машиной самоубийства».
Максим МОРОЗОВ, начальник отдела экономического развития администрации Свердловского района города Красноярска: – Проблема прекращения жизни безнадёжно больного человека – трудный вопрос. Я считаю, что эвтаназия – это плохо. Я отношусь к ней крайне негативно. Естественно, в каждом конкретном случае надо подходить индивидуально. Но для меня это неприемлемо. И в России вряд ли эвтаназия будет официально разрешена. Хотя у нас сейчас всё может быть. Но пока этого не будет. Лично я против того, чтобы разрешать эвтаназию на законодательном уровне. А в каком-то отдельном случае – возможно. Если бы у меня возникла такая жизненная ситуация, может быть, я и воспользовался бы этим правом. Но пока я категорически против.
Николай РОЗОВ, доктор философии, профессор: – Безусловный запрет на любую эвтаназию – крайняя мера. Обычно этот запрет поддерживается представителями церкви, причём как католической, так и православной. На мой взгляд, здесь за напыщенными словами о «руце Божией», о «жизни – Божьем даре» стоит безжалостность и равнодушие к тяжелейшим страданиям вкупе с надменной узурпацией церковников права принимать решения за других людей. Золотая середина достигнута в тех странах (Нидерланды – неплохой пример), где активная эвтаназия разрешена, но применение её оговорено таким мощным набором условий, которые совершенно гарантированно предохраняют от ошибок и злоупотреблений. Согласно голландскому закону, смертельная процедура может быть применена к больным не моложе 12 лет и осуществлена только по требованию пациента, если будет доказано, что его страдания невыносимы, болезнь неизлечима и врачи не могут ничем помочь. При этом обязательно требуется повторное согласие самого пациента, а решение уполномочены выносить как минимум два врача. В случае сомнения дело рассматривается прокуратурой. Врачи подконтрольны специальным комиссиям из экспертов по медицине, праву и этике. Если присмотреться, в основе всех этих предосторожностей лежит древний принцип Гиппократа – не навреди! Гуманизм, милосердие и уважение как к человеческой жизни, так и к человеческой свободе – вот главные ценности, совмещение которых даёт разумное и нравственно оправданное решение проблемы эвтаназии.
Елена БОСЫХ, тренер по художественной гимнастике: – Я думаю, что эвтаназия нужна именно тем людям, которые неизлечимо больны и нет шансов на выздоровление. Скорее всего, Хьюго Клаусу это было необходимо. Каждый ведь имеет право выбора. Тем более он жил в Бельгии, а там эвтаназия официально разрешена. А вот в России её вводить не стоит. Мне кажется, у нас ещё много людей, которые могут недобросовестно воспользоваться таким правом на эвтаназию. И вообще это может привести к плачевным последствиям. Кто-то будет пользоваться им не по назначению, так скажем. Я сейчас нахожусь в Хорватии и вижу разницу между менталитетом русских и европейцев. Наш человек ради денег может сделать много плохого. Отношение к людям за пределами России – иное. Каждый человек – на вес золота. А у нас же сама жизнь не ценится так, как в Европе. Поэтому вводить эвтаназию в России ещё рано: уровень культуры не тот.
Александр ДЫГАЛО, психотерапевт высшей категории:
– Эвтаназия должна быть неприемлемой в России, потому что под неё могут попасть и здоровые люди. И это противоречит нашим православным традициям. Знаю, что существуют всего четыре страны в мире, где эвтаназия официально разрешена. И это не самоубийство: больной ведь не сам себя убивает, а его «убивают». Честно говоря, не знаю, как врачи могут это делать, если их задача – бороться за жизнь всеми способами. Кто может взять на себя такую ответственность, лишить человека жизни – не представляю. Вопрос вообще очень сложный! Пациента-то я могу понять: если он безнадёжно болен, мучается, страдает – тут всё ясно. А как понять доктора, который будет умертвлять? Что у него будет в душе? Может, эдакого палача нужно выделить на это? То, что Хьюго Клаус воспользовался правом на эвтаназию, вполне нормально. Его можно понять! А как быть близким и родным? Мне кажется, родственники могут принимать решения в меру своей испорченности. Кто-то может решиться на эвтаназию, когда ещё можно побороться за больного, а кто-то до конца будет бороться за саму жизнь! Вопрос неоднозначный…
Геннадий ОНИЩЕНКО, главный государственный санитарный врач России: – «Сон разума», порождением которого являются демонстрируемые монологи о необходимости обучить врачей искусству убийства, является сатанинским кощунством и глумлением над врачебной профессией. Люди, избирающие профессию врача и приходящие в неё, ставят перед собой одну цель – сохранить, насколько возможно, жизнь и здоровье человека, то есть сделать всё, чтобы человек не заболел. А если он заболел, вылечить его. И даже если тот безнадежно болен, облегчать его страдания до тех пор, пока Создатель даёт ему время быть на этой Земле. Не понимать этого – значит оскорблять почти миллионную армию российских врачей. Врач – не палач. Это следует знать твердо.
|