[21]мая[2008]
 
24(000146)

>Читайте в [следующем номере]
«Метросексуалов-мужчин и дольчегаббановских девиц я уже не критикую»

* Артемий ТРОИЦКИЙ

Алексей ЧЕПКАСОВ:
«На Мальдивах донырялись до красных глаз и шума в голове»

ГАВАНА: грандиозные контрасты в «колыбели революции»
(Фоторепортаж)

«НЕФТЬ»:
фонтан призов и ни одной женской роли. Американский шедевр Россия не оценила


- Россия – чемпион!!!

- Рынок в полный рост

- «Модель года» – конкурс, не нуждающийся в представлении

- Хищное обаяние «Ягуара»

- Образование. Карьера. Успех.

- Юлия ХАЧАТУРЯН, 20 лет, модель

! СВЕЖАЯ МЫСЛЬ
«Я бы и сейчас, если бы доверили, перед финалом сказал, как Тарасов: «Ребята, без уха вернитесь домой, но с золотой медалью!»

Владислав ТЕТЬЯК,
председатель Федерации хоккея России.


тел.: (495) 780-32-78.

 
«НЕФТЬ»: фонтан призов и ни одной женской роли. Лучший американский фильм 2007 года не вызвал интереса у российских зрителей.

«Золотой глобус» за «чёрное золото»
Режиссер Пол Томас Андерсон считается одним из самых талантливых авторов современного независимого американского кино. Причем ценят его отнюдь не только на родине: в неполные тридцать лет Андерсон удостоился «Золотого медведя» на Берлинале за феерическую драму «Магнолия» (2000). В тридцать два его признали и в Канне: Андерсон был назван лучшим режиссером (фильм «Любовь, сбивающая с ног», 2002 год). Всех призов и не перечесть. На вручении наград Ассоциация кинокритиков Лос-Анджелеса назвала новый фильм Андерсона «Нефть», экранизацию классического романа писателя Эптона Синклера, лучшей картиной года. К тому же этот фильм обошел работы таких признанных мастеров, как Сидни Люмет, братья Коэны, Тим Бертон, и в ряде других номинаций, про которые сами американцы говорят the last but not the least: вроде не слишком заметные, но всё равно важные.
«Нефть» – всего лишь пятая работа Андерсона, но несмотря на это получила множество признаний кинокритиков и зрителей. Всего фильм выдвигался в восьми номинациях на премию «Оскар», из которых взял две: «Лучшая работа оператора» (Роберт Элсвит) и «Лучшая мужская роль» (Дэниел Дэй Льюис). В последней номинации фильм покорил и Британскую академию кино и телевидения (BAFTA), которая выставила «Нефть» в девять номинаций, а также получил «Золотой глобус» и один из двух «Серебряных медведей» на Берлинском фестивале (второй «Серебряный медведь» достался режиссеру). Прокат фильма побил цифры бюджета в $25 000 000: в одних только Штатах – $40 222 514, в мире – $35 533 740.
По прогнозам кинокритиков, в России эта картина была обречена на успех хотя бы потому, что тема нефти здесь близка многим. Продюсеры изначально рассчитывали на успех картины, на то, что это кино удостоится многих наград, и планировали количество копий с учетом богатой фестивальной и премиальной судьбы фильма. Однако в России сборы составили всего $398 156, что значительно меньше сборов проката в Америке и Европе.

«Да будет Жадность. Да будет Месть»
История возникновения больших капиталов всегда интересовала западного зрителя. Сценарий написан по роману классика американской литературы Эптона Синклера «Нефть!». Действие фильма происходит в конце 1920-х в Калифорнии и описывает взлет нефтедобывающей компании, принадлежащей амбициозному и бездушному магнату Плейнвью.
Оригинальное название картины There Will Be Blood («Да будет кровь») – по-видимому, искаженная цитата из Библии, из описания грядущего апокалипсиса. Рекламный слоган фильма устрашает еще сильнее: «Да будет Жадность. Да будет Месть». Сюжет картины – с учетом того, как сильно сейчас лихорадит рынок черного золота, – весьма актуален. Америка, 1920-е годы, время становления нефтедобывающей промышленности. Чудовищная конкуренция... В фавориты выбивается компания, принадлежащая злобному, бездушному чудовищу – магнату Дэниелу Плейнвью, который пойдет на всё, чтобы захватить любые мало-мальски хлебные места. Плейнвью ненавидит людей, почитая их за ленивых и тупых животных. Выстраивая свою империю, он натыкается на молодого неразговорчивого хозяина богатого месторождения и постепенно приходит к мысли о физической расправе над ним...

Тень отца «чокнутого нефтяника»
Многие считают Дэниела Дэй Льюиса, сыгравшего главную роль в фильме «Нефть», самым гениальным актером современности, с кем может сравниться разве что Марлон Брандо, и предпочитают Дэниела Дэй-Льюиса Роберту де Ниро, Тому Хэнксу и Джеку Николсону. Пятидесятилетний ирландец, сын поэта и зять покойного Артура Миллера, троекратный номинант и однократный лауреат премии «Оскар» («Моя левая нога», 1989), стал героем множества легенд. О том, как он, разуверившись в актерском ремесле, обучался сапожному мастерству в Италии. О том, как гонялся за никому не известным Квентином Тарантино и упрашивал дать ему роль Винсента Веги в «Криминальном чтиве», о том, как раз семь отказывался от роли Арагорна во «Властелине колец». Наконец, о том, как он сорвал серию представлений шекспировского «Гамлета» в лондонском Национальном театре, когда на одном из первых спектаклей ему почудился призрак его покойного отца: артист бежал со сцены и категорически отказывался туда вернуться.
В своих последних фильмах Дэниел Дэй Льюис сыграл двух гротескных отцов-основателей Америки – Билла Мясника в «Бандах Нью-Йорка» и Плейнвью в «Нефти». Один – собирательный образ первых нью-йоркских громил, другой напоминает о нефтяном миллионере Доэни. «Ни за что в жизни не смогу объяснить, что меня заставило сняться в этом фильме», – рассуждает Дэй Льюис.
Льюис известен тем, что мастерски вживается в роль, подолгу оставаясь в образе. То же произошло и с героем-нефтедобытчиком. Режиссер фильма Пол Томас Андерсон утверждал, что «Дэниел весь прошлый год пребывал в образе чокнутого нефтяника» и всех этим напугал. «Для того чтобы жить в точности как этот герой, я должен был бы разобраться в его мотивировках, познать его жизнь. Пришлось немного попугать окружающих, – пояснил Льюис. – Как это ни странно, мне очень нравилось его играть. И я так разошелся, что не мог остановиться, поэтому Андерсон заставил меня вернуться домой. Жизнь разрушает нас, но то, как она это делает, прекрасно».

Без души, но с мечтой
В фильме «Нефть» Дэниел Дэй Льюис сыграл самую эффектную свою роль, уже отмеченную «Золотым глобусом» и «Оскаром». Властный, ни во что не верящий, жадный, хитрый, предприимчивый Дэниел обманывает, навязывает, жертвует родственными связями в расчете на новые участки добычи нефти. Неко- торые рецензенты даже сравнили его героя с капитаном Ахавом, героем мелвилловского «Моби Дика», главным одержимым американской культуры.
Американской публике такой герой близок: не случайно с ним связана одна из ведущих литературных традиций «нового света» – традиция бизнес-эпопей Драйзера и Синклера. Все они построены на примерно одной фабуле: предприимчивый герой упорно ищет и находит свою «золотую жилу», становится «финансистом», «титаном» и в конечном итоге – «стоиком». Сюжет всегда волнующий: так за считанные десятилетия была построена самая могущественная страна мира, предмет всеобщей завистливой неприязни.
Фильм «Нефть» сравнивают с такими классическими полотнами, как «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса. А герой ленты, вчерашний шахтер и будущий нефтяной король Плейнвью – фигура, соразмерная с такими столпами американской мечты, как Рокфеллер или Форд. Многие эпизоды фильма даже снимались в поместье нефтяного короля Эдварда Доэни. Американцы усматривают в возвращении героя-кладоискателя аллюзии на охотников за ближневосточной нефтью. Но «Нефть», как и «Гражданин Кейн», больше, чем производственная драма из жизни миллионеров или политический памфлет. И если «Кейн» был фильмом о том, как человек, поднимаясь всё выше, теряет душу, «Нефть» идёт дальше – это кино о человеке, слепо шагающем вслед Американской мечте, у которого души никогда и не было.

 

Дэниелу Дэй Льюису понравилось играть бесчеловечного магната.

«Во время съёмок меня тошнило: сплошные мужики»
(Фрагменты интервью с Полом Андерсоном.)
– Некоторые считают, что вы создали новый завет нефтяной эры, зарифмовав нефть с кровью. Ведь оригинальное название фильма – «Да будет кровь».
– Я просто написал эти слова на бумаге, и мне показалось, что это хорошее название. Меня уже замучили вопросом про кровь и нефть. И еще про религию. Ну да, нефть и религия – две вещи, которые сейчас правят миром, а кровь – это рифма к ним. Но меня не очень волнуют символика и аллегории. Я люблю рассказывать истории про людей.
– Как вышло, что в фильме нет ни одной женской роли?
– В нефтяном бизнесе сто лет назад женщины не работали. Единственные бабы, с которыми имели дело шахтеры, – проститутки. Я понял, что есть немало важных вещей, о которых необходимо рассказать. Добавлять романтическую линию было совершенно незачем. Зато в съемочной группе были сплошные женщины! И это было здорово. Во время съемок, которые длились довольно долго, я сам иногда смотрел в объектив, и меня просто тошнило: сплошные мужики. Как-то с Робертом Элсвитом мы стояли на площадке, смотрели на всё это и думали: «Да мы же вестерн делаем!»
– В «Нефти» вы изменили своему постоянному композитору Джону Брайану, пригласив к сотрудничеству гитариста Radiohead Джонни Гринвуда.
– То, что сделал Джонни, словами не описать. «Нефть» для него – почти дебют. Он очень нервничал и вложил в музыку всего себя. Кажется, будто он взболтал в миксере все стили и направления в музыке, все инструменты и звуки, и в результате получилась очень необычная смесь.
– Главная роль изначально была предназначена Дэниелу Дэй Льюису?
– Герой книги Синклера представлял собой определенный типаж. Я к нему кое-что добавил. И только тогда подумал, как здорово было бы позвать на эту роль Дэниела. Начал колдовать, вставляя в сценарий такие словечки и поступки, которые годятся только для этого актера. Я узнал от приятеля, что Дэниелу понравился мой предыдущий фильм, поэтому набрался смелости послать ему сценарий. А потом произошла цепь счастливых совпадений: мы встретились в Нью-Йорке, погода была хорошая, ну и завтрак не подкачал. Это, знаете, объединяет. Если хочешь с кем-то поработать, обязательно узнай, что он ест на завтрак.

 

Режиссёр фильма Пол Андерсон обошёлся без романтической линии, не пустив на экран женщин.

 

Михаил ГУЛЯЕВ,
бренд-менеджер торговой сети «Медиаклуб»:

 

– «Магнолия» и «Ночь в стиле буги» дали Полу Томасу Андерсону своеобразную индульгенцию на все последующие работы, но он, видимо, засунул её куда подальше, на самый чёрный день. Режиссёр явно не собирается штамповать ординарные фильмы, и «Нефть» тому подтверждение. Даже если бы на роль главного героя он взял не Дэниела Дэй Льюиса (если такое в принципе возможно), картина пострадала бы не намного. Великая американская мечта и великая американская трагедия – вот те затасканные, по поводу и без, понятия, о которых Пол Томас Андерсон напоминает миру как нельзя более сильно и художественно. А Дэй Льюис, в очередной раз «вынырнув» из театрального подполья, отхватил главного «Оскара», и надо сказать, вполне заслуженно. Он архиточно и беспристрастно сумел показать нарастающее безумие и потерю всего в погоне за богатством. Вот уж действительно, храм и нефтяную вышку можно построить рядом, но служить они будут разным богам, и определяться с выбором нужно каждому. Чем может закончиться выбор второго – поучительно рассказывает последняя на сегодняшний день работа Пола Томаса Андерсона, почти тезки одного знаменитого рассказчика...

Александр ВИГЕЛЬ,
директор по маркетингу и кинопрокату мультиплекса «Каро Фильм»:

 

– У нас показывали «Старикам здесь не место», и эта картина пользовалась большим успехом. Я даже не ожидал. Думаю, что и «Нефть» могла бы «поработать» у нас в городе, но сейчас поздно сожалеть об этом. Что касается меня, то я очень хочу посмотреть картину. Как будет время, обязательно это сделаю. Мне нравятся такие фильмы. Его сравнивают с картиной «Гражданин Кейн»? Возможно! Ведь в то время люди умудрялись добиваться потрясающих результатов, пользуясь скромными изобразительными средствами. Игра и режиссура стоили достаточно много – не в денежном выражении, а в художественном. А сейчас тем более: снимать научились так, что просто фантастика. Всё это вкупе должно, конечно, давать неплохой результат.

Елена БАХАРЕВА,
модель:

 

– Фильм «Нефть» на широком экране в Красноярске не показывали, поэтому я его смотрела дома. Картина замечательная. Музыка отличная, актёры мне тоже понравились. Сделать в кинематографе что-то новое очень сложно. Уже столько всего снято-переснято. Но, мне кажется, молодой режиссёр Пол Томас Андерсон сумел создать качественное кино. Читала, что предыдущую картину он снял в 2002 году. Очень давно. То есть все эти годы он, наверное, продумывал сценарий, детали будущей картины, вынашивал идею. Это ведь достойно внимания и уважения. В основе картины – одноименный роман писателя Эптона Синклера. Но, к слову, эта книга переводилась в нашей стране аж в 1929 году. Её днём с огнём не сыщешь. Может, в библиотеке есть? Но книгу я не читала. Что же касается фильма, то там больше всего мне понравилась игра актёров. Поэтому весьма логично, что «Нефть» получила несколько «Оскаров». Прекрасная картина, как и «Старикам здесь не место», кстати.

Александр КОСТЕВ,
стоматолог:

 

– По названию можно было бы подумать, что это чуть ли не производственная драма. Фильм очень грамотный, всё разыграно как по нотам, правда, выводы весьма неутешительны. Где есть нефть, там нет счастья, и наоборот. Никогда не связывайтесь с нефтью, ребята, вам же потом хуже будет. Я всегда догадывался, что нефть – это величайшее зло, а нефтемагнаты – самые несчастные создания на свете. Теперь я знаю это наверняка. И ещё любопытная деталь: в фильме совершенно отсутствуют женщины. Их нет ни в качестве тем для разговоров, ни в качестве персонажей. А если серьезно, фильм действительно хороший, многоплановый, местами даже психологичный.

Евгений ПОНОМАРЁВ,
менеджер пицца-паста бара «Перцы»:

 

– Скажу сразу, фильм «Нефть» не смотрел, но много о нем слышал. Во-первых, этот фильм об алчности людской, о борьбе семей, фильм о доверии и предательстве. Ещё я бы назвал «Нефть» настольной книгой-фильмом для менеджера, суть которой заключается в вопросах: «На что ты готов пойти ради безумного богатства, ради огромных денег? А нужны ли эти чёрные, как нефть, деньги?!» К сожалению, в кинотеатрах фильм «Нефть» не показывали, но дома обязательно посмотрю!

>Обсудить статью

Бизнес-гороскоп




 




  ГЛАВНАЯ | ФОРУМ | ПОДПИСКА | АРХИВ | РЕДАКЦИЯ | ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ
  Адрес редакции: 660079, г Красноярск, ул. 60 лет Октября, 63 Тел: 8(391)233-99-24
Рыбы Водолей Козерог Стрелец Скорпион Весы Дева Лев Рак Близнецы Телец Овен