Сегодня сюда рвутся абитуриенты всего мира, иностранцев здесь учится гораздо больше, чем ирландцев. Тринити-колледж – Trinity College University of Dublin – самый знаменитый университет Ирландии. Наряду с Оксфордом и Кембриджем он входит в пятёрку ведущих высших учебных заведений Британских островов. Это один из старейших вузов Европы, заслуживший славу благодаря колоссальному количеству научных открытий, сделанных в его стенах. Тринити-колледж имеет многовековую историю и богатые традиции. Первый и единственный Тринити был основан в конце XVI века, когда в Европе на смену эпохе Возрождения шёл век Просвещения. Идея создания первого ирландского университета витала в воздухе уже давно. И вот, наконец, в 1592 году инициативная группа жителей города Дублина получила «добро» Её Величества королевы Елизаветы, которая была совсем не против, чтобы у Оксфорда и Кембриджа была «ирландская сестра». Так на свет появился Тринити-колледж. Под его территорию отошли земли и здания монастыря святой Троицы (отсюда и название – Тринити). Колледж стал первым и единственным, сформировавшим Университет Дублина, поэтому часто используется и то и другое название. С течением времени Дублин сильно менялся. Город разросся в южном направлении, поглотил университетский городок и продолжил свой рост. В результате университет, представляющий оазис площадью в 42 акра, занял положение в самом сердце Дублина – одного из деловых центров Европы. XVIII век увидел университет таким, каким он выглядит и в настоящее время: здания вуза сгруппированы в форме квадрата, при этом каждое из них имеет свою индивидуальность. Первое время на этом ограниченном пространстве обучалось всего несколько студентов. За полвека университетское сообщество и сам университет значительно выросли. Начали закладываться основы будущих факультетов и ставшей впоследствии знаменитой университетской библиотеки. Конечно, первому ректору, архиепископу Лофтусу, виделись в мечтах новый Оксфорд или Кембридж, с многочисленными коллегиями и школами. Но в стране, постоянно раздираемой восстаниями против англичан и усобицами враждующих кельтских кланов, нелегко было возводить храм наук. Хотя Елизавета жаловала университету ольстерские и мюнстерские поместья, конфискованные у мятежных лордов, владения не приносили прибыли. Первоначальный капитал – 2000 фунтов, пожертвованные магистратами на «обзаведение», – растаял в миг, и оставалось вечно ходить с протянутой рукой, в надежде на благотворительность горожан. Несколько лет университет существовал без ректора, потому что не мог платить ему даже нищенское жалованье в 40 фунтов в год (примерно 320 современных фунтов). Лишь финансовые вливания, произведенные после смерти Елизаветы королем Яковом I, позволили Тринити-колледжу твердо встать на ноги. Самые черные дни Тринити пережил в 1689 году, когда свергнутый с английского престола король-католик Яков II со своим войском сделал Ирландию плацдармом войны с новым королем Вильгельмом Оранским. События, названные в Англии Славной революцией, для Ирландии обернулись кровью и лишениями. Стало некой дурной традицией, что в годину испытаний колледж лишался «верхушки»: вот и на сей раз ректор, прихватив с собой нескольких профессоров, бежал в Англию. А Якову было не до наук: в 1689 году он попросту выставил на улицу профессоров и студентов, не разрешив им взять с собой ничего, кроме книг, и устроил в зданиях колледжа и часовни казарму, тюрьму и военный склад. Хорошо хоть, католические священники, поставленные экс-монархом во главе Тринити, сделали всё, чтобы спасти библиотеку, где уже тогда хранились бесценные кельтские рукописи. Новый век колледжа Восемнадцатый век был веком стремительного развития и преобразования Дублинского университета. В то время Тринити-колледж демонстрировал лояльность к британским властям (в частности, проповедовал протестантскую идеологию), за что парламент выделил ему деньги на развитие. Была построена новая библиотека – та самая, куда сейчас стремятся попасть тысячи туристов: в ней хранится бесценное рукописное евангелие IX века The Book of Kells. Затем типография, дом для приёма гостей; заложена Парламентская площадь и площадь Bota- ny Bay. Все эти сооружения сейчас входят в число главных достопримечательностей Дублина. Но изменения происходили не только снаружи, но и внутри колледжа. Именно в XVIII веке начали складываться принципы, которые позволили университету обрести европейскую славу и престиж. Кстати, в XVIII веке в Тринити-колледже впервые в Европе была открыта школа современных языков. До этого в университетах преподавали только классические языки: латынь и древнегреческий. Новый век колледжа начался с назначением ректора Бартоломео Ллойда в 1831 году. В университете сразу же поменялось многое. Главное – впервые была введена ступенчатая система образования с присвоением научных степеней, которая сохранилась до наших дней. Если раньше в университете существовал один общий курс, включающий в себя классические науки, математику, немного естествознания и философии, то с 1834 года появилась специализация. С тех пор регулярно стали открываться новые факультеты (школы). Так, в 1842 году была открыта одна из первых на Британских островах инженерных школ. Примерно тогда же были реорганизованы школы права и медицины. В частности, Тринити-колледж первым в мире включил в программу по медицине обязательную для всех студентов практику в клиниках. Подготовка стала намного лучше. За Дублином закрепилась слава места, где практикуют лучшие врачи Британской империи. Новаторские традиции сохранились и продолжились и в XX веке. В Тринити-колледже была открыта школа коммерции. Появилась первая университетская школа драматического искусства. Впервые в истории университетов были разработаны и введены программы, сочетающие академическое и профессиональное образование. Мультидисциплинарный подход и ориентация на практику – отличительные черты учебных курсов почти на всех факультетах Тринити-колледжа. Примеры таких программ – информатика и современные иностранные языки, синтез естественных наук и новых инженерных и компьютерных технологий, медицины. В середине прошлого века, в 1969 году, школы и департаменты Тринити-колледжа сгруппировались в факультеты: искусства и филологии (Arts, Letters); бизнеса, экономики и социальных наук; инженерного дела и кибернетики (Engineering and Systems Sciences); медицины (Health Sciences) и естественных наук (Science). Диплом Тринити-колледжа по любой специальности ценится высоко, но особенно престижными считаются факультеты медицины, естественных наук, искусства (филологии) и компьютерных наук.
Писатель Владимир Набоков окончил Тринити-колледж в 1922 году. Self-motivation – важнее всего Как попасть в Тринити-колледж Университета Дублина, обсуждается в Ирландии повсюду. Это, например, первый вопрос туриста, приезжающего в ирландскую столицу. Как Кремль в Москве, Тринити – самый центр, сердце города, с которого начинается знакомство с Дублином. Он открыт для посещения, и это настоящий музей! Чего стоит одна библиотека, где за четыре столетия собрано четыре миллиона томов. Рядом со старинными зданиями учебных корпусов – современные общежития, поля для футбола, регби, крикета, теннисные корты. Всё это отделено от шумного центра города массивными стенами. Старинные аудитории, вечнозеленые газоны и, кстати сказать, пальмы, которые произрастают на этом удивительном острове, создают особый уют и способствуют работе клеток головного мозга и достижению совершенства в любой области знаний. В Тринити более 80 различных клубов и обществ, старейшее – философское, существует с 1684 года; общество «любителей поесть и выпить» – с 1995-го, из появившихся сравнительно недавно – общество поклонников интернета. Но не подумайте, что здесь больше «тусуются», чем учатся. Просто на зубрёжку здесь не настраивают и учиться не принуждают – считается, что это уже априори заложено в студенте. Важнее всего ценится здесь self-motivation – самостоятельное и осознанное стремление к знаниям. Так что Тринити можно назвать либеральным университетом, который предоставляет своим питомцам выбор, как и сколько учить, главное, чтобы за результат стыдно не было. Самой важной для студентов является летняя сессия, результат которой составляет 60% от конечной оценки по каждому предмету. Остальные 40% – это работа в течение года и результат зимней сессии. Для того чтобы получить оценку «удовлетворительно», необходимо ответить не меньше чем на 40% поставленных вопросов. Если студент набирает меньше, считается, что с заданием он не справился. Если завален один экзамен, дается шанс пересдачи, но не сдать два или более из пяти экзаменов считается хамством, и наглеца ждёт отчисление.
В библиотеке колледжа хранятся экземпляры всех издаваемых в Великобритании и Ирландии книг. Из стен старейшего университета вышли писатели Джонатан Свифт, Оскар Уайлд, Оливер Голдсмит, Джордж Гордон Байрон, Владимир Набоков, Сэмуэл Беккет, Брэм Стокер. Один из крупных философов-классиков Джордж Беркли являлся студентом, а затем стал преподавателем Тринити-колледжа. В числе выпускников колледжа такие известные ученые и практики, как Вильям Гамильтон (математика), Вильям Стокс, Денис Баркитт (медицина), Джордж Фитцжеральд, Эрнест Валтон (физика), Исаак Ньютон (великий ученый не только учился, но и преподавал в колледже). Здесь учились первый президент Ирландии Дуглас Хайд и премьер-министр Индии Раджив Ганди. ТОЛЬКО ФАКТЫ Тринити-колледж был одним из первых университетов, который начал принимать женщин (с 1904 года, гораздо раньше, чем Оксфорд и Кембридж). В настоящее время в университете обучаются более 14 000 студентов и аспирантов из 80 стран. Тринити поддерживает давние тесные связи с St. John’s College Кембриджского университета и Oriel College Оксфорда. Фонды университетской библиотеки, которая является одной из пяти крупнейших библиотек мира, насчитывают более 4 миллионов экземпляров. На шести факультетах работают более 500 преподавателей. На счету Тринити-колледжа немало поистине революционных начинаний. Так, он первым открыл отделение современных языков (1776 год), был одним из первых университетов, которые начали преподавать инженерное дело, ввел на медицинском факультете практику в больницах. Калифорнийский Berkeley University назван в честь знаменитого выпускника Тринити-колледжа философа Джорджа Беркли. Влад ШАТАЛОВ, директор центра образования «Мир без границ»: – Тринити-колледж, самый престижный из университетов Ирландии, имеет многовековую историю и богатые традиции. Первая попытка создать университет в Ирландии в начале XIV века окончилась ничем. Вторую сделали доминиканцы, но и у них ничего не вышло. И лишь к концу XVI столетия волна интеллектуальной активности, поднявшаяся в Европе, захватила и Ирландию. Решающую роль снова сыграла горстка энтузиастов – ученых мужей, которые и обратились к королеве Елизавете I с прошением позволить им основать в Дублине университет. Это случилось в 1591 году. Еще через два года в новое учебное заведение приняли первых студентов, обучать которых было призвано четверо преподавателей. Так родился Тринити-колледж, который вошел в пятерку ведущих высших учебных заведений Британских островов. Из стен старейшего университета вышли многие знаменитые люди: писатели Джонатан Свифт, Оскар Уайлд, Сэмюэл Беккет и Оливер Голдсмит; философ Джордж Беркли, первый президент Ирландии Дуглас Хайд и другие.
Наталья КАТАЕВА, директор туристической компании «Парадайз»: – Не правда, что в Тринити возможно поступить только представителям знати. Дело не в королевской крови, а в академической образованности. И попасть туда однозначно русские не только могут, но они там и учатся. Там получают образование исключительно те дети, которые, во-первых, семи пядей во лбу, а во-вторых, обладают упорством. Ведь для того, чтобы туда поступить, нужно иметь три оценки A. Есть такой экзамен A-level, который британские школьники сдают, готовясь к нему два года в возрасте 16–18 лет. Если ты получаешь три высших оценки A, есть возможность поступления в Кембридж. Учитывая то, что кандидатов очень много, Кембридж (и ещё Оксфорд) в отличие от остальных британских вузов устраивает свои дополнительные экзамены и собеседование. Британское образование вообще лучше подготавливает к жизни в целом. Оно учит не тупо копировать, когда ты пишешь рефераты, доклады, а учит анализировать. Британский школьник или студент может написать несколько рефератов за одну неделю. При этом необходимо использовать собственные рассуждения. Обучение по принципу «и так пролезет» не пойдёт. Поэтому человек проходит настоящую школу, какой она и должна быть по сути. Для меня в британском образовании главное – развитие личности. Вот и мой ребёнок на лето уезжает в Швейцарию, на летние курсы. И однозначно потом он будет учиться там.
Александр ВИСЛОБОКОВ, начальник отдела продаж компании «ИНТЕМ» (Москва): – Традиционно образование в России с момента создания первых университетов нашими монархами опиралось на то, что профессура приезжала из-за рубежа. Люди, заканчивающие зарубежные школы и инвестирующие туда очень много денег, в большинстве случаев возвращаются в Россию и таким образом возвращают инвестированные деньги в виде своих «мозгов» и способности обеспечивать нормальное взаимодействие российской экономики с зарубежной. В Англии, например, университет рассматривается не как учебное заведение, а как исследовательский центр. Первые строчки занимают английские университеты Кембридж и Оксфорд за научные исследования, которые проводят профессора во взаимодействии со студентами. У нас пока другая структура образования. В России также должно быть не меньше иностранных студентов. Это академический обмен. Просто что-то они делают лучше. Это надо использовать, а не игнорировать.
Татьяна ТРОШЕВА, студентка СибГТУ: – В идеале я бы с удовольствием поучилась в другой стране. Обожаю Англию! Меня всегда привлекала возможность уехать и жить полной жизнью за границей, получить диплом, который котируется в Европе или Америке, не говоря уж и о России. Чем выше уровень образования, тем лучше работу можно получить. Вот вам пример из моей жизни: когда я только собиралась поступать в университет, мне в руки попался журнал «Факел». Там были различные советы, что нужно для поступления в университет за границей. Я поняла, что мне за бугром учиться не светит. Нужно знание языка, деньги, причём немалые. Образование за рубежом могут позволить себе только обеспеченные люди. Так что я не стала хвататься за призрачную мечту и решила познавать жизнь в России, у себя в городе. Сейчас здравая логика подсказывает мне, что пока я устроюсь в жизни, начну получать деньги, заработаю на жилье и машину, желание учиться «где-то там» само по себе отпадет. Зато останется желание путешествовать. А как вариант – можно устроиться в фирму с мировым именем, и тогда тебя могут отправить на повышение квалификации за границу!
Елена ИВАНОВА, сервисный консультант ООО «ФЦ Редут»: – Я в этом году закончила университет, получила высшее образование у нас, в Красноярске, и ничуть об этом не жалею. Человек, конечно же, должен в жизни сам выбирать приоритеты. Если есть цель – работать в крупном городе России или за границей, то, скорее всего, надо уже и ехать учиться куда-то туда. Я же никогда не хотела в Москву (как многие) или «за бугор». Поэтому здесь я отучилась, здесь нашла работу. Моя жизнь – здесь. Ведь всё зависит от человека. Если у тебя всё в порядке с «мозгами», то тебе необязательно учиться за границей. Естественно, в этом есть большая доля престижа, авторитета, уважения, некоей значимости. Но у большинства людей нет воможности жить и учиться «где-то там». Тем более в шестнадцать лет, когда молодой человек заканчивает школу, обычно совершенно непонятно, чего ты хочешь от жизни… Что касается меня, то я сразу знала, на каком факультете я могу учиться, применять знания, и получение какой специальности мне будет скорее в радость, чем в тягость.
|