Легендарный российский карикатурист родился в девятнадцатом веке, а умер в двадцать первом. В Москве на 109-м году жизни скончался Борис Ефимов – патриарх советской политической сатиры, мастер карикатуры, народный художник СССР. 108 лет и 50 000 рисунков На протяжении многих десятков лет он считался главным карикатуристом страны, конкурировали с ним только Кукрыниксы. Мастер политической сатиры, плакатист и иллюстратор, Борис Ефимов всю жизнь был тесно связан с журналистикой, его рисунки постоянно печатались в центральных газетах и журналах – в «Известиях», «Правде», «Литературной газете», «Крокодиле», «Огоньке». На счету Бориса Ефимова множество рисунков, шаржей на знаменитых писателей, актеров, политических деятелей. Он автор серии литературных портретов и книг воспоминаний, где отразил важнейшие события ушедшего столетия, свидетелем которых был лично. Государство не раз награждало художника высшими правительственными наградами и премиями. В одном из последних интервью Борис Ефимов пожаловался, что ему «бесконечно надоели все эти карикатуры» – за свою жизнь он нарисовал их более 50 тысяч. В последние годы жизни, в возрасте больше 100 лет, Борис Ефимов продолжал активно трудиться. 28 сентября 2007 года, в свой 107-й день рождения, Борис Ефимов был назначен на должность главного художника газеты «Известия». В 108 лет Борис Ефимов писал мемуары и рисовал дружеские шаржи, выступал на всевозможных памятных и юбилейных встречах, вечерах и других мероприятиях. Мечтал быть адвокатом Борис Ефимов (Фридлянд) родился 15 (28) сентября 1900 года в Киеве. Родители – Фридлянд Ефим Моисеевич (1860–1945) и Рахиль Савельевна (1880–1969). Он начал рисовать еще с пяти лет. После переезда родителей в Белосток поступил в реальное училище, где учился и его старший брат Михаил. Там они вместе издавали рукописный школьный журнал. Брат (будущий писатель и публицист Михаил Кольцов) редактировал издание, а Борис – иллюстрировал. Первая карикатура Ефимова увидела свет в 1916 году в популярном в те годы иллюстрированном журнале «Солнце России». Позднее он вспоминал об этом событии так: «Будучи учеником пятого класса, я, пользуясь фотографиями, смастерил шарж на председателя Государственной думы Родзянко и послал его в Петроград. Увидев рисунок напечатанным, я был потрясен...» Пожалуй, еще больше бы мальчик удивился, если бы узнал, что этим делом ему предстоит заниматься в ближайшие лет восемьдесят–девяносто. «У меня не было какого-то определенного влечения, – вспоминал Борис Ефимович. – К тому же я даже не знал, кем быть. Сначала мне взбрело в голову стать юристом. Мне очень нравилась профессия адвоката. Тогда по стране гремели имена Карабчевского, Плевако, Грузенберга. Я думал, что это красиво и я пойду на юридический факультет в университет. И стал зубрить латинский язык, который был необходим для поступления. А потом всё это как-то разладилось, никакой юрист из меня не получился, и потом я поплыл по течению, которое меня привело к моей профессии художника-сатирика». С установлением в Киеве Советской власти Борис Ефимов работает секретарем Редакционно-издательского отдела в Народном комиссариате по военным делам. Тогда же в военной газете «Красная Армия» увидели свет его первые агитационные рисунки, снабженные ставшим впоследствии всемирно известным автографом «Бор. Ефимов». В 1922 году Борис Ефимов переехал в Москву. С тех пор его работы стали печататься на страницах «Рабочей газеты», «Крокодила», «Правды», «Известий», «Огонька», «Прожектора» и многих других изданий, выходить в отдельных сборниках и альбомах. В эти годы его главной специализацией стала политическая сатира. «Героями» его карикатур были: в 20-е годы многие западные политические деятели – Юз, Даладье, Чемберлен; в 30-е и 40-е – Гитлер, Муссолини, Геринг и Геббельс, которого он неизменно изображал в виде хромой мартышки; в последующие годы – Черчилль, Трумэн и другие. Иные карикатуры вызывали у изображенных на них персонажей такую яростную реакцию, что дело доходило до дипломатических протестов. Гитлер приказал «найти и повесить» Утверждают, что Ефимов был любимым карикатуристом Сталина. Помнится, сам он по этому поводу только пожимал плечами: мол, откуда ему знать, что у отца народов происходило в голове? Хотя факта внимания к себе со стороны Иосифа Виссарионовича не отрицал. Более того, уже в оттепельные времена выяснилось, что имя Бориса Ефимова однажды фигурировало в проскрипционных списках (дело было вскоре после расстрела его старшего брата). Будто бы тогда лично Сталин вычеркнул художника из карательного реестра. Шарж вождя Борис Ефимов нарисовал лишь однажды, в 1927 году. Это довольно известная история. Художник, имевший особую склонность к шаржам, для журнала «Прожектор» нарисовал Сталина в увеличенных солдатских сапогах (позже этот прием Ефимов часто использовал, рисуя Гитлера). Карикатуру отправили вождю на согласование – тот не одобрил. С учетом того, что к первому альбому Бориса Ефимова, вышедшему в 1924 году, предисловие написал Лев Троцкий, главный политический оппонент Сталина, последствия для художника могли быть трагическими. Борису Ефимову повезло, а его брату Михаилу Кольцову, известному политическому журналисту 30-х годов прошлого века, нет. Кольцова расстреляли в 1940 году после того, как он «признался» в шпионаже (его признали агентом четырех западных разведок). В полной мере «убойная сила» карикатур Ефимова проявилась в годы войны. В поисках сюжетов для своих работ Борис Ефимов неоднократно выезжал в действующую армию. Он активно работал и в области плаката. Борис Ефимов был в числе тех советских писателей и художников (Моор, Дени, Кукрыниксы и другие), кто уже на шестой день нападения Германии на СССР создал мастерскую «Окон ТАСС». Как и в годы гражданской войны, плакаты, сделанные сразу по получении сводок с фронта или последних международных сообщений, вывешивались на улицах Москвы, вселяя в людей даже в самые трудные дни веру в победу. За карикатуры и шаржи на Гитлера в годы войны гестапо занесло художника в особый список – «найти и повесить». Ефимов не испугался и по-прежнему выезжал на фронт в качестве военного корреспондента, а в 1945 году присутствовал на Нюрнбергском процессе.
«Семь бед – один ответ!», 1932 год. «Роман «Граф Монте-Кристо» готов перечитывать бесконечно» – Борис Ефимович, вы родились еще в XIX веке, и, как вы говорили, 95 дней прожили в нём… – Точно, как аптеке. И считаю себя гражданином трех веков. – Откройте секрет: как вам удалось дожить до столь почтенного возраста? Придерживаетесь ли вы каких-то особых диет или методик? – Нет, ни в коем случае. Мне нравится один анекдот. На Кавказе чествуют долгожителя, который рассказывает о том, что он ведет здоровый образ жизни, не пьет и не курит. Вдруг с задних рядов раздаются пьяные крики. Старожил говорит: «Не обращайте внимания, это мой старший брат опять напился». – Как вы проводите время, какие книги читаете? – Я читаю разные книги, но есть и одна любимая, которую я готов перечитывать бесконечно. Это роман Александра Дюма «Граф Монте-Кристо». – Кто из сегодняшних персонажей мировой политики наиболее образен? – Сейчас нет таких ярких персонажей, какими были те же Гитлер, Муссолини, Тито, которых можно было высмеять, подметив какую-то одну или несколько деталей их поведения, внешности. – Вмешивались ли власти в творческий процесс, не указывали ли на какую-то деталь, которую нужно подчеркнуть? – Да, такое случалось. Как-то я нарисовал карикатуру на японских милитаристов. Чтобы подчеркнуть их политические экспансионистские амбиции, я наделил их длинными зубами. Тогда Сталин позвонил главному редактору «Правды» Льву Мехлису и возмутился. Дескать, это оскорбляет национальное достоинство японского народа. Другой пример уже из более поздних времен. В 1979 году премьер-министром Великобритании стала Маргарет Тэтчер. Я нарисовал карикатуру с ее изображением. Этот рисунок был вывешен в окнах агитпропа по всей Москве и в других городах. Это вызвало негодование власть имущих, так как выглядело не совсем дипломатично. – Тяжело ли вам осознавать, что ваши сверстники уходят один за другим? – Конечно. Это большая трагедия, очень трудно видеть, что ты остаешься один. Пропагандист режима или летописец эпохи? Фирменную манеру карикатуриста Ефимова знают почти все, даже если не знают автора. Кто хоть раз видел черно-белого пузатого империалиста с атомной бомбой под мышкой у границы СССР в советских газетах, видел именно его работу. Нельзя просто сказать, что в творческом багаже Бориса Ефимова было много советской идеологии, поскольку все его работы – это концентрация «советского» взгляда на мир. Он активно участвовал во всех политических кампаниях советского режима: борьба с «социал-фашистами» – социал-демократическими партиями Запада, борьба с троцкистами, бухаринцами, с космополитами, с генетиками – «вейсманистами-морганистами, душегубами-мухолюбами», c Ватиканом, «врачами-убийцами», с маршалом Тито, с «вражескими голосами» – радиостанциями Европы и Америки. В этом же ряду – обличение заокеанских «поджигателей войны», выведение на чистую воду «происков сионизма», клеймение «агрессии во Вьетнаме» и прочие идеологически важные занятия. Рисунки, подписанные «Бор. Ефимов», появлялись на газетных и журнальных страницах практически ежедневно в течение многих лет. Эти карикатуры отличались повышенной брутальностью, особенно когда дело касалось международных врагов СССР. Их звериный облик обнаруживался во всей красе, и народу такой сатирический «хоррор» явно импонировал. К наследию Бориса Ефимова у наших современников отношение неоднозначное. Художника можно обвинять в слепом повиновении режиму, однако разумнее отнестись к его работам как к показаниям градусника. Вероятно, сам Борис Ефимов в конце жизни ощутил, что всё его прежнее творчество – не мусор и не набор абсолютных шедевров, а своего рода описание исторических симптомов. Причем собственные трактовки и объяснения уже ничего не значат, за автора теперь говорит эпоха. Свою карьеру газетного карикатуриста Ефимов закончил относительно недавно, на излете перестройки. Дальше уже были единичные всплески, хотя Путина нарисовать успел. Конъюнктура начала 90-х места для него не оставляла. Борис Ефимов воспринимался живым воплощением уходящей советской эпохи, эдаким реликтовым монстром, которому место в музее. А через несколько лет вдруг выяснилось, что этот автор – чуть ли не «наше всё». 100-летие отмечали буквально всей страной. Чувство юмора и при таком повороте событий юбиляру не изменило. Складывалось ощущение, что Ефимов достиг внутри себя некоей иронической нирваны, и теперь любые почести, равно как и недавние критические «наезды», создают лишь повод для шутки.
28 сентября 2008 года. Именной торт – подарок Борису Ефимову в день 108-летия. Последний снимок… Олег БЕЗРУКИХ, генеральный директор продюсерской компании «Линия производства»: – Знаю этого человека, помню его творчество. Мне кажется, что такое долгожительство само по себе обращает на себя внимание, а если учесть, что это был человек, который очень много рисовал карикатур о борьбе советской идеологии с идеологией западной, – впору задуматься: а всё ли мы делаем правильно в последнее время? Мне всегда казалось, что он был глубоко посвященным в свое дело, – его карикатуры получались смачные, в меру, а иногда не в меру агрессивные, но это означало, что Борис Ефимов жил страстями, насколько я могу судить по его рисункам. Назначение на пост главного художника в газету «Известия» в сто семь лет еще раз подтверждает, что когда человек занимается своим любимым делом, он может сделать многое не только для общества, но и для собственного здоровья. Я бы не причислил карикатуру к искусству в классическом его понимании. Это, скорее, ремесло. Но у нас любой труд в почете. Я считаю, это высококачественный профессионализм и ремесло высокого уровня. Ефимову ставили задачу, он её блестяще выполнял. На меня сотрудники ежегодно рисуют скетчи, шаржи и так далее, где изображают меня в виде различных животных, но поскольку животные, как правило, мне нравятся, то я не возражаю. Особенно часто меня изображают в виде котов различной масти и степени ощипанности.
Алиса ШВАЙЦЕР, генеральный директор ООО «Селея»: – Даже не знаю, хорошо это или плохо, когда человек искусства настолько тесно связан с политикой, но Борису Ефимову это, безусловно, помогло и в жизни, и в творчестве. Вот так, с ходу, я могу вспомнить его карикатуры на Гитлера и на руководство Соединенных Штатов – это были главные военные и идеологические враги нашей страны в прошлом веке. К сожалению, не видела его работы последних лет. Этот человек – свидетель целой эпохи, и его воспоминания интересны не меньше, чем всё его творчество. Он общался со Сталиным. Я, кстати, читала, что американцы хотели выкупить рисунок Ефимова с пометками Сталина за миллион долларов, но он не согласился – там была карикатура на Эйзенхауэра, который боялся советского вторжения через Северный полюс.
Павел ГОРОДОВ, председатель совета директоров ОАО «Красноярский завод холодильников «Бирюса»: – Борис Ефимов работал в очень, мягко говоря, преклонном возрасте на высокой должности. Но примеров, когда люди занимают высокие посты, – навалом, особенно в академии наук, и даже обсуждался вопрос о снижении членства в академии, ограничив возраст, по-моему, семьюдесятью пятью годами. Я считаю, что возраст здесь вообще ни при чем, главное – самочувствие и здоровье. Конечно, хотелось бы прожить такую долгую жизнь и при этом активно работать. Для этого нужно поменьше есть, побольше двигаться и шевелить мозгами. Я всегда настраиваюсь на позитив и могу контролировать свое самочувствие. Карикатура занимает особое место в нашей жизни – очень полезно бывает взглянуть с иронией на себя или на других. Все недостатки подчеркиваются очень метко и емко, как русский мат. Это очень действенное орудие в борьбе с пороками, и при этом очень доступное. На меня никогда не рисовали карикатуры, но было бы интересно посмотреть на себя со стороны глазами талантливого карикатуриста.
Ирина БАБАЛЯН, стоматолог: – Борис Ефимов – очень убедительное подтверждение того, что юмор продлевает жизнь. Я бы к этому прибавила еще востребованность и уважение окружающих, которое он сохранил, несмотря на то что был одним из «орудий» советской власти. Я думаю, это потому, что он никогда не шел против своей совести и высмеивал человеческие пороки и политические глупости. Я не видела его рисунков, которые меня возмутили бы. Ефимов искренне верил в свое дело, и, возможно, госзаказ совпадал с его личными взглядами. Он ведь, насколько мне известно, не сидел в лагерях, его никуда не ссылали – а этого человеку его таланта и рода деятельности и национальности было непросто избежать в советское время.
Андрей БЛИНОВ, директор ресторана «Старый замок»: – Борис Ефимов до последнего был в творчестве, и это, по меньшей мере, вызывает уважение. Долгожители с востока говорят, что жизнь продлевают воздух и вино, психологи утверждают, что юмор. Кому верить – не знаю, но Ефимов имел незаурядное чувство юмора, и, возможно, именно это позволило ему прожить до ста восьми лет. Кроме этого, он был очень гибким человеком, но есть гибкость, граничащая с лизоблюдством, а Борис Ефимов обладал достойной гибкостью, – возможно, это тоже помогло ему. Он постоянно был востребован, постоянно получал удовлетворение от своей работы – когда чувствуешь это, жить легче. Страшнее всего, когда делаешь какую-то работу, а потом получается, что она никому не нужна. Карикатура не принадлежит к высоким жанрам изобразительного искусства, но это палка о двух концах – все-таки 70% людей, открывающих журнал, ищут веселые картинки, а потом уже читают серьезные статьи. И это искусство довольно-таки доходчивое. На меня как-то рисовали шарж. Карикатура, конечно, это другое. Всё было по-доброму, интересно, мне понравилось, никаких обид.
|