Вода, вода, кругом вода... Красноярец нажимает кнопочки на пульте, а там по соседству с каналом «СТС-Прима», на смежной частоте, раскинулось море широко, точнее, Ocean-TV. Что за новая телевизионная стихия такая? За разъяснениями мы обратились к Николаю Иваненко, креативному директору 12 ТВК. – Николай, в эпоху кризиса, наверное, актуальны «криминальные новости» и развлекалово, отключающее людей от жизненных реалий, затуманивающее мозги, – в общем, искусственный рай. Как в этом мире возник Ocean-TV? – Новый продукт должен быть новым или лучшим. Реально новым. Или значительно лучше, чем предлагают конкуренты. Будем честными – и криминал, и развлекающее телевидение чрезвычайно интересны зрителю. И в девяностые годы так было, и сейчас, дальше – больше. Не думаю, что что-либо кардинально изменится. Примерно по той же причине устойчив интерес к порносайтам. Телевидение в части тематической ничего не изобретает, оно следует за человеком, за его страстями и увлечениями. Просто предложений, обслуживающих эту сторону человеческой натуры, по-моему, многовато. Соответственно, конкуренция высока. Победа на этом поле, повторяю, очень востребованном, невозможна без существенных затрат. Так что выбор Ocean-TV – выбор в первую очередь экономический. – На какого зрителя ориентирован канал? Мне кажется, телевидение берет на себя слишком рисковую роль, бессовестную – отуплять, решать за людей, расставлять резко акценты, формировать события, подтасовывать факты в угоду владельцам канала, линии партии и прочим. Журналисты разучились искать, видеть и отображать реальность… – Все мы пытаемся влиять на окружающих. Было бы несправедливо обвинять телевидение в том, что и оно пытается нами манипулировать. Еще раз скажу – продукт, создаваемый для потребления, должен следовать потребностям, страстям или мечтам. Иначе он не нужен. Никому. В этом циничном признании суть маркетинга – возможно, крупнейшего открытия ХХ века. Просто одни делают это хорошо, другие – плохо. Я убежден, что нас всех в первую очередь раздражает плохо сделанная работа, а объяснения мы придумываем потом. Думаю, объяснения эти от лукавого. Фактически же ясно одно – переизбыток и хорошо и плохо сделанных программ, которые, как вы говорите, «отупляют, формируют, подтасовывают», привел к росту интереса к познавательным каналам. Это удивительно, но недавно выяснилось, что более чем 20 процентов телевизоров в постоянном режиме работают настроенными на каналы типа Ocean-TV. То есть в положенное по программе время люди включают, конечно, любимый сериал, но потом снова возвращаются на свои History, Discovery, Ocean-TV. В фоновом режиме огромная аудитория предпочитает смотреть и слушать позитивную информацию. – Это большая аудитория! – Большая аудитория, социально активная, имеющая мечты и более-менее корректные планы по их осуществлению. А значит, аудитория готова к реальной покупке и потреблению предлагаемых рекламодателем разнообразных продуктов. И это как раз вторая составляющая, повлиявшая на выбор Ocean-TV. – Можно ли это считать тенденцией, которой будет следовать телевидение будущего? – В телевизионном бизнесе сегодня происходят сложнейшие процессы. Можно сказать, переломные. Это связано и с ростом влияния интернета, и с усиливающимся воздействием общества, но главное – с переходом на цифровое вещание. Во всяком случае, через пять-десять лет бизнес-инструментарий телевизионного производства совершенно изменится. И никто сейчас не скажет наверняка, как и когда всё случится и что это будет. – Тот факт, что интернет влияет на телевидение, понятен, что государство и общество влияет – очевиден. Но как влияет переход на цифровое вещание? Это же просто улучшение качества изображения. – Ну, для меня во влиянии общества и новых информационных систем на телевидение как бизнес не всё уж очень понятно и очевидно. А вот переход на цифровой формат приведет к очень конкретным последствиям. В частности, позволит потребителю управлять получаемым информационным потоком, а значит, даст возможность переделывать ТВ-продукт. Например, убирать, перекрывать рекламные блоки, что лишит телевидение возможностей собственного финансирования. Кстати, устройства, позволяющие сделать подобное, уже есть. Я точно знаю о существовании по крайней мере двух продающихся на Западе версий. Пока это дорогостоящие аппараты, но их удешевление – вопрос времени, связанный с общей цифровизацией мира. Между прочим, популярный сегодня и на телевидении, и в кино плейсмент – одна из методик, позволяющих преодолевать возникающие опасности наступающей эпохи. – Но вернемся в день сегодняшний. Итак, сетевой партнер найден, Ocean-TV. Какова ваша роль в создании имиджа 12 канала? Насколько сложна была задача? – Задача сложная, потому что за время подготовки к запуску вводные менялись несколько раз. Запуск канала – вещь непростая, а тут еще канал, у которого два хозяина и три идеологически разнонаправленных продукта. На первый период поставлена задача – достижение в короткий срок максимального количества подключений и, как предстоящая этапу настройки, узнаваемость продукта. Вопросы выстраивания брендообразующих свойств отложены на неопределенный срок, – думаю, скорее всего, до наступления ясности с вещанием в самое «продаваемое» время. Поскольку я сторонник теории «неизбежного» (независимого от наших желаний) брендинга, мы вместе с командой запуска, основная часть которой – сотрудники канала «СТС-Прима», постарались задать направление, в котором хотелось бы сформировать облик нового канала. Это наше желание выражено в слогане: «Двенадцатый! Включи воображение!» Хочу добавить. У канала «СТС-Прима», с которым я уже не в первый раз работаю, очень сильная команда, и я надеюсь, все противоречия и программные сложности будут преодолены, а в местах непреодолимых – нивелированы. – Я правильно понимаю, что вам не очень нравится продукт, который выходит на 12-м в прайм? – Нравится или не нравится – это эмоция, имеющая отношение к потребительскому восприятию. За двадцать лет работы в телевидении я привык оценивать лишь качество постановки задачи и мастерство ее решения. Данность такова: не существует формы, позволяющей удержать внимание телезрителя разговорами в течение двух часов. Такой нет и быть не может. Следовательно, пока с семи до девяти мы видим временное решение, которое призвано заполнить временной промежуток. И заполнять до момента, пока не будет готов более понятный продукт, соответствующий самой емкой в плане продаж линейке телевизионного эфира. Пока я наблюдаю за этим экспериментом, и меня интересует лишь, насколько он опасен для будущего канала в целом. – Совершим экскурс в историю. Вы сотрудничали уже с командой «СТС-Примы» пару лет назад. Розовые «Детали» – дело рук Николая Иваненко. Почему «Космополитен» на ТНТ живет, хотя появился позже, а сибирский гламур иссяк уже в 2007-м, продюжив только год? – Цветовой выбор – это всего лишь вариант дизайнерского решения, подчиненного набору поставленных задач. Здесь и стремление к нестандартности (отстраненность от конкурентов), попытка поймать, предвосхитить тенденцию (сохранение свежести восприятия на длительный период времени), выражение идеологии (миссия продукта). Задача «розового» Cosmo – продвижение материнского проекта, журнала, который имеет более продуманную и циничную идеологию, чем пустой глянцевый телееженедельник. Почему сибирский гламур иссяк – тема для сложного разговора. Я не смогу коротко ответить на этот вопрос. Но за то, что вы отметили первенство в цветовом решении, – спасибо. – А как это – создавать дизайн раньше, чем подобное сделают в Москве? Говорят, у вас так часто получается. – Поверьте, это не такое большое достоинство для человека, работающего в такой глухой провинции, как мой искренне любимый город. Работы, получившие добрую оценку в Москве, Сан-Франциско, Париже, здесь в лучшем случае не замечены. В худшем – слушал много недобрых слов. Поэтому когда меня приглашают руководить проектом в Красноярске, я всё реже нанимаю себя в этом же проекте на работу в качестве дизайнера. А вообще-то оценки – это лотерея. Важнее то, что мне всегда очень везет на команду. Почти все, с кем мне приходилось работать, суперпрофессионалы и необычайно талантливы. И во всех успехах и добрых оценках значительная доля заслуг принадлежит им. Вот это настоящая удача. Считаю, что вообще мало что можно сделать в одиночку, а совершить прорыв без хорошей команды – невозможно. – Как придумывалась упаковка 12-го? Какие-то ключевые детали имиджа, символические образы, графика… – Отвечаю за всё в целом – запуск, концепция продвижения, имидж и графика – я, Николай Иваненко. Так что все претензии по продвижению – ко мне. Как дизайнер отвечаю за логотип, в котором хотел поделиться со зрителем открытием, которое сделал, думая о 12-м. Суть идеи в том, что у аббревиатуры ТВ и цифры 12 – одна конструкция. То есть 12-й легко дорисовывается в ТВ, а ТВ, соответственно, легко расплетается в 12. В имиджевой и служебной графике потенциал этой идеи пока не раскрыт, но и мне, и всей нашей команде такая игра знака логотипа кажется важной. За визуализацию образов отвечал и отвечает Игорь Шпехт. Я очень рад нашему знакомству и совместной работе. Мне, в общем, снова повезло. Над анимацией и оригинальным музыкальным оформлением работала команда компании «ТВ-Фактор». Идея «включения воображения» рождалась не сразу. Осознавалось долго. Дело в том, что в восприятии слогана должно быть достаточно воздуха. Не пустоты, но пространства для роста, трансформации, расширения смыслов. Сейчас мы запускаем несколько проектов, которые позволят всем увидеть канал с именем «Двенадцать» объемнее, по-другому. – Расскажите об этих проектах. – Скажу о самом главном. Ему посвящены в настоящее время все мои силы. В основе идея, которая будет осуществляться при поддержке 12-го канала и, надеюсь, под эгидой «Двенадцатого». Идея в том, чтобы провести открытый конкурс видеоработ «120 секунд о Красноярске». Шумно, с несколькими этапами и хорошими наградами. К соревнованию мы собираемся пригласить всех желающих. Форма выражения предполагается свободная. Это может быть видео, кино, стоп-кадр или анимация. Главное, чтобы выставленный на конкурс ролик рассказывал о Красноярске и красноярцах и укладывался в 120 секунд. Здесь сплелись две очень давних моих мечты. Первая – ухватить мгновенье, составляющее жизнь моего любимого города, объемно, словно в огромном калейдоскопе. Вторая – создать условия для раскрытия творческих способностей и стремлений наших близких, друзей, соседей, всех наших земляков. Официально правила и положение о конкурсе будут объявлены сразу после новогодних праздников. – А вы романтик. На каком судне вы капитан? И капитан ли? – Капитан. Очень мне нравится из разнонаправленных усилий и движений формировать одно направление. Насчет романтика… Мои близкие, друзья и партнеры считают, что я излишне романтически отношусь к миру. Сам я считаю себя конченым циником. Но не в этом дело. Если я правильно понял, все ваши вопросы суть один: буду ли я сам смотреть Ocean-TV на «Двенадцатом»? Ответ: да. В шлейфовом режиме у меня этот канал уже включен постоянно. Я не считаю себя достаточно типичным потребителем ТВ-продукта, но если отбросить несколько «но», я из тех 20 процентов. И детей и жену это не раздражает. – Спасибо. Удачи вам в новом проекте! – И вам спасибо. Поздравляю вас, любимый город и лучших людей на земле, красноярцев, с наступающим Новым годом!
|