Фантастический триллер об инопланетных пришельцах возглавил рейтинг кинопроката и был отправлен в открытый космос. Око за эко «День, когда Земля остановилась» – ремейк одноименного фильма 1951 года, в котором космический пришелец поставил землянам ультиматум: прекратить войны или человечество будет уничтожено. В 1994 году студия 20th Century Fox и продюсер Эрвин Стофф выдали один из самых удачных боевиков 90-х – «Скорость» с Киану Ривзом и Сандрой Баллок. Находясь в одном из кабинетов студии, Стофф увидел постер к фильму 1951 года «День, когда Земля остановилась» Роберта Уайза. «Неплохо было бы снять Киану в роли Клаату», – подумал продюсер. Мысль поселилась в голове Стоффа, он даже предложил ещё тогда снять этот фильм, но не срослось. Сценарий ремейка начали писать в 2005 году. Дэвид Скарпа посчитал, что многое из оригинального фильма до сих пор актуально, но сменил аллегорию с угрозы ядерной войны на проблемы экологии, поскольку, по словам сценариста, теперь человечество уничтожает себя иначе. Съёмки картины проходили с декабря 2007 по март 2008 года. Конечно, что-то осталось из оригинальной ленты: есть гигантский робот и легендарная фраза «Клаату барада никто», её герой Ривза произносит чуть ли не первой. Спецэффектами по большей части занималась студия Питера Джексона Weta Digital. В ролях, помимо Киану Ривза, снялись Дженнифер Коннелли, сын Уилла Смита Джейден, Джон Клиз, Кэти Бэйтс и звезда сериала Mad Men Джон Хэмм. Студия «20 век Фокс», пообещавшая стать к 2011 году экологически чистой корпорацией, стремится тщательно соблюдать взятые на себя обязательства. Членам съемочной группы, например, было строго предписано глушить двигатели своих гибридных автомобилей, если они работали на холостом ходу более трех минут. Ремейк оценили ниже оригинала
«День, когда Земля остановилась» возглавил рейтинг самых кассовых киноновинок североамериканского проката, заработав за премьерный уикенд 31 миллион долларов. При этом новый фильм добился определенного успеха и в мировом прокате. Так, за первые выходные лента принесла своим создателям 39 миллионов долларов, став самой кассовой новинкой в кинотеатрах России (5,6 миллиона долларов сборов, что является лучшим результатом за пределами США) и Великобритании (4,1 миллиона). Эта картина, отмечают аналитики, стала самым успешным дебютом для Ривза с момента выхода на экраны кинофильма «Матрица: Революция», которой удалось собрать 48 миллионов долларов за первый уикенд проката. Съемки «Дня, когда Земля остановилась» обошлись продюсерам в 80 миллионов долларов. Отметим, что большинство критиков с прохладой восприняли работу режиссера Скотта Дерриксона, а пользователи авторитетного интернет-сайта о кинематографе IMDB выставили фильму сдержанную оценку в 6,2 балла (у оригинального фильма оценка была 8,1). «День, когда Земля остановилась» по всем законам жанра претендовал на успешное кино с самого начала. Как у любого блокбастера, в «Дне» есть компьютерные спецэффекты, непобедимые враги, добрая женщина, готовая выручить главного героя. И мораль: люди, берегите свою планету. Судя по высказываниям Дерриксона, главной задачей было сделать фильм максимально реалистичным. Для этого он скрупулезно выверял каждый кадр, применял разные техники съемки, решил снимать фильм на кинопленку для достижения особого эффекта «мягкого изображения». Кроме того, по словам его коллег, для Дерриксона принципиальным фактором является выбор цвета. Каждый новый оттенок несет в себе особый смысл, и случайных цветов в картине нет. Скотт Дерриксон был лично знаком с Уайзом, режиссёром оригинала. Ещё будучи студентом, Дерриксон оказался на кинофестивале в Индиане, куда приняли его короткометражку. Там же чествовали Роберта Уайза, и Скотт, большой поклонник фильма «День, когда Земля остановилась», попросил совета у легендарного режиссёра. «Он сказал: если тебя интересует жанровое кино, то в качестве дебютной работы сними хоррор, – вспоминает Дерриксон. – Потому что именно хоррор показывает, на что ты способен как режиссёр. Я это запомнил и в итоге снял «Шесть демонов Эмили Роуз». «Буду спасать семью, Боба Дилана и всю библиотеку мировой киноиндустрии» Фрагменты из интервью со Скоттом Дерриксоном. – В оригинальном фильме 1951 года Клаату, посол галактических цивилизаций, был настоящим человеком. У него даже чувство юмора было. Киану точно не человек. Как вы заставили его быть таким чужим? – Когда я увидел Майка Ренни в оригинальном фильме, я понял, что с современной аудиторией такое не сработает. Там даже не объясняется, откуда у Клаату человеческое тело. Но смысл этого фильма как раз в том, что Чужой наблюдает за человеческой природой. Я это и снял, но с учетом требований времени. Современный Клаату должен долго наблюдать, проникаться человечностью. Именно это я и сказал Киану. Первые две трети фильма он совсем Чужой, а к концу практически становится человеком. – Почему вы выбрали Ривза? – Киану потрясающий актер. Он может пользоваться самыми скупыми средствами. Он держит кадр без длинных диалогов, без чрезмерно эмоциональной игры... Он может увлечь публику своей тайной. Кроме того, у него очень дисциплинированное тело, он отлично понимает, как взаимодействовать с камерой. Если я захочу снять, как Киану сейчас зайдет в эту комнату, сядет, возьмет бутылку воды и выпьет, он будет долго думать, с какой стороны стула ему сесть, какой рукой взять бутылку, и выработает лучшую стратегию. Он всегда так хорошо выглядит на пленке – и это не случайность. – Зачем вам вообще понадобилось снимать ремейк «Дня»? – Оригинальный фильм был посвящен социальным проблемам 1951 года. Холодная война, попытки основать ООН. Сама фабула этого фильма очень хороша, а подавляющее большинство современных кинозрителей этого фильма не видели. Единственный способ познакомить публику с этой историей – снять ремейк. Ну и социальные проблемы изменились. Вряд ли мы уничтожим друг друга в ядерной войне, но мы можем погубить окружающую среду. Америка навязывает свою волю другим странам и вызывает такую враждебность, что всё это не может долго продолжаться. – В рамках рекламы вашего фильма был создан сайт «Глобальный список жизненно важных объектов», который предлагал посетителям составить список того, что им особенно дорого и что они хотели бы спасти. А что бы вы в первую очередь спасали от инопланетян? – Интересный вопрос. Первое – моя жена и дети, второе – Боб Дилан, и третье – вся библиотека мировой киноиндустрии. Кино для Альфы Центавра
Создатели фильма «День, когда Земля остановилась» договорились о трансляции картины в открытый космос в день земной премьеры. К иным мирам ленту отправила флоридская компания Deep Space Communications Network, которая уже транслировала в космос песни китов и веб-сайт Craigslist (электронная доска объявлений). Фирма работает на рынке галактического мультимедийного радио уже три года и готова передать «зеленым человечкам» любое послание по желанию клиента. Пять минут трансляции стоят всего $299. Единственная проблема, которая волновала продюсеров 20th Century Fox, заключалась в пиратском перехвате сигнала. Deep Space Communications Network заверила правообладателей, что это невозможно. Сигнал был отправлен в район Альфы Центавра, тройной звездной системы, находящейся примерно в четырех световых годах от Земли. В газете The New York Times, где сообщается о трансляции, не уточняется, каким образом фильм будет принят адресатами. О наличии экзопланет в системе Альфы Центавра астрономам пока что ничего не известно. Еще менее определенным является вопрос о наличии в системе настроенных на земной формат телевизоров. Пришельцы выбирают «Макдоналдс»
Фильм Роберта Уайза вышел через несколько лет после изобретения атомной бомбы. Это классический чёрно-белый фантастический триллер, снятый по мотивам новеллы Гарри Бейтса «Прощание с повелителем». Позже Уайз был награжден «Оскарами» за мюзиклы – «Вестсайдскую историю» и «Звуки музыки». Оригинальный фильм был революционным для своего времени, поскольку не только рассказывал историю от лица пришельца, но и представлял смелую аллегорию на эскалацию холодной войны между СССР и США. Фильм был прямым выпадом против сенатора Маккарти, и еще не ставший знаменитым Уайз очень сильно рисковал тогда своей карьерой. Действие картины разворачивается в современной для тогдашнего зрителя Америке в разгар холодной войны. В одном из скверов в центре Вашингтона совершает посадку инопланетный космический корабль. Место посадки быстро блокируется войсками. Из корабля выходит человек в лёгком космическом скафандре с закрытым лицом. Гостя Земли зовут Клаату, он встречается с представителем президента США и сообщает ему о своей миссии: он должен выступить перед руководителями государств Земли и предложить им объединиться для вступления в союз цивилизаций. Но в условиях холодной войны это невозможно. Пришельца изолируют, выяснив, что на Земле его миссия неосуществима в данное время, он пытается бежать, его убивают. Через некоторое время Клаату, которого робот смог на время вернуть к жизни, выходит из корабля к собравшимся вокруг него ученым и произносит речь, обращаясь через них ко всему человечеству. Он сообщает, что только земляне могут решить проблемы, которые стоят перед их цивилизацией. Земля должна стать мирной – или будет уничтожена. Выбор остаётся за землянами. Поскольку подавляющее большинство российских зрителей классический оригинал не смотрели, многим придётся нелегко в течение первых эпизодов ремейка. Надо будет как-то перенести, что министр обороны США – это Кейти Бейтс, отдающая приказы, нелогичные не только со вселенской точки зрения, но и с земной. Что могучая американская армия не сможет за час с небольшим нацелить ракеты на несущееся к Земле небесное тело, а огромный шар с неба приземлится именно в Нью-Йорке и именно в Централ-Парке. Что спасать всех будет довольно негероическая Дженнифер Коннели, и что «Макдоналдс» – лучшее место встречи для инопланетян. Кстати, это похоже на невольную, но исключительно точную метафору. «День, когда Земля остановилась» и есть кинематографический «Макдоналдс»: качественно, гарантированно, но грустно, невкусно и без души. Натужные пресные остроты, которые, кажется, генерируются автоматически, сценарий, изобилующий репликами наподобие: «В главном компьютере важные данные!!!» И, разумеется, инопланетянин пощадит мир, потому что увидит, как мама с сыном обнимаются на могиле отца...
Дженнифер Коннелли в роли астробиолога Хелен.
Екатерина КУЧЕРЕНКО, промоутер НК «Мегаполис»: – По-моему, это просто отвратительный фильм. До этого я так же сильно была разочарована фильмом «Бой-3». У меня вообще, наверное, такая участь – ходить на все самые ужасные американские фильмы. В самом сценарии, в идее фильма «День, когда Земля остановилась» малая доля правды, конечно, есть. Если мир будет жить по законам зла, не следить за экологией, то кто знает, к чему это всё приведёт. За роль Киану Ривз я бы просто «дала “Оскар”», так (опять же в кавычках) хорошо он играл – просто ходил, как робот, с отрешенным лицом. Второй раз я этот фильм уж точно смотреть не буду.
Соня ГРУШИНА, фотограф: – Я обязательно посмотрю этот фильм до Нового года, потому что я как раз хочу сходить в кино. И насколько мне известно, больше ничего стоящего сейчас в кинотеатрах не показывают. «День, когда Земля остановилась» – это ремейк. А к ним я отношусь с большой осторожностью, потому что всем известно, чем это обычно заканчивается. Например, мне непонятно, почему всем нравится ремейк фильма «12 разгневанных мужчин», который снял Никита Михалков. Я считаю, что ни один переснятый фильм не достоин внимания. Но, например, «Солярис» с Джорджем Клуни я так и не посмотрела, так как не могла поверить, что Тарковского можно не повторить и снять лучше.
Мила МАКСИМОВА, модель, студентка СФУ: – Сходила я на фильм, мне было очень интересно посмотреть на новую работу Киану Ривза, на его образ инопланетного существа. Картина мне понравилась, но не могу сказать, что сильно. Это такая сказка, в которой были нравоучения типа: «Не делайте так, а лучше так». И больше всего мне понравился момент, когда Киану Ривз разговаривал на китайском. Я изучаю этот язык, и мне было практически всё понятно. Спецэффекты в картине на должном уровне. Киану Ривз, как я понимаю, в плохом фильме не стал бы сниматься, правда? Для него это непозволительно. Но особо ярких впечатлений от фильма я не получила. Зато из последних мне очень понравился фильм «Стиляги». Он очень сочный, яркий, красочный, весёлый.
Марина ЛЕВИНСОН, PR-менеджер сети кинотеатров «Баргузин»: – Большой плюс у фильма – то, что в главной роли снялся великолепный актёр Киану Ривз. Но в этом фильме ему по большому счёту играть было нечего. «День, когда Земля остановилась» – это ремейк фильма 1951 года. Я, к сожалению, его не видела, но знаю, что по сценарию для мира была угрозой ядерная война. Тот фильм, наверное, был актуальней, потому что сегодня снимается очень много фантастики, катастроф, и просто огромным роботом-пришельцем сегодня зрителей не удивить. Хотя сценарий фильма несёт очень правильные идеи: планета у нас одна, а люди сами себя уничтожают. В тех моментах, когда в фильме показывают женщину, премьер-министра США, и она всё время твердит: «Я представитель президента», эта американская политкорректность вызывает улыбку. Но всё-таки фильм несколько затянут, хотя однозначно заставляет задуматься.
Ольга МАРКИНА, генеральный директор ООО «Магрит»: – Ремейки делали всегда, и в наши дни, и в прошлом. Сколько в Голливуде французских и японских фильмов пересняли! Например, я несколько лет назад посмотрела американский фильм «Дьяволицы» с Шарон Стоун, Моникой Белуччи и Кэти Бейтс. Он произвел на меня сильное впечатление, я уснуть не могла от переживаний. Это был триллер о заговорах и убийствах в одной частной школе для мальчиков. Совсем недавно я узнала, что первыми эту историю экранизировали в середине пятидесятых французы, и играла там сама Симона Синьоре. Мало кто знает, но с фильмом «Неверная», где главную роль сыграл Ричард Гир, то же самое, это старый французский фильм. Ответ на вопрос, почему продюсеры вновь и вновь обращаются не только к классике мирового кинематографа, но и просто к удачным сюжетам, очень прост. Точнее, их два: во-первых, технические возможности создания фантастических сцен позволяют воплотить какие угодно фантазии сценариста и режиссера, и то, что раньше выглядело смешным и довольно условным, теперь на экране может смотреться как документальный факт. Безусловно, этим и руководствовались создатели новой версии фильма «День, когда Земля остановилась». Во-вторых, удачные оригинальные сценарии – такая редкость, что проще и дешевле переписать уже проверенные сюжеты.
|