Талантливый российский актёр пережил смерть супруги и перестал сниматься в кино. «Убийца клеток» не помог… В ночь на 3 декабря 2008 года в Лос-Анджелесе от тяжелой болезни умерла жена Константина Хабенского. 34-летняя Анастасия умерла в США на руках у своей матери, которая в последние месяцы неотступно находилась рядом с тяжелобольной дочерью. Рядом был и Константин. Он вообще два года жил между Москвой и Лос-Анджелесом, знал страшный прогноз, но надеялся на чудо – а вдруг? Чуда не случилось. О развитии тяжелого заболевания у Анастасии долго не подозревали ни она, ни ее родные. Плохое самочувствие женщина связывала с беременностью. Настя очень тяжело вынашивала малыша. Незадолго до родов, в сентябре 2006 года Анастасия попала в автомобильную аварию: по одним данным, авария была несерьезной, по другим – именно это происшествие спровоцировало микроинсульт, который позже обернулся тяжелым заболеванием. Сын Ваня появился на свет при помощи кесарева сечения. Вскоре Анастасия почувствовала себя плохо. Именно тогда врачи обнаружили у нее опухоль мозга. Сначала ее перевели в реанимацию родильного дома, а оттуда – в институт Бурденко. Там врачи удалили опухоль и назначили курс химиотерапии. После операции супруги решили обвенчаться. Венчание прошло прямо в больничной палате. Судя по всему, операция не была успешной, поскольку актер повез жену на лечение за границу. Хабенский, к его чести, о своем горе не разглагольствовал, держался мужественно и с достоинством – и многие люди такое поведение оценили. Киношный имидж человека серьезного, умного и деликатного совпал с реальным. Три месяца назад Анастасию выписали из элитной американской больницы. После десяти месяцев лечения в клинике «Седарс-Синай» врачи уверяли, что жизни российской пациентки ничто не угрожает. Однако улучшения не наступало. До последнего времени Анастасия Хабенская посещала реабилитационный центр, где с ней работали психологи. Страшная болезнь – опухоль мозга, которая развилась у нее сразу после родов в 2006 году, не отступила. Лучевая терапия оказалась неэффективной. После этого врачи решили применить так называемый резервный метод под названием «убийца клеток». Медикам удалось добиться состояния ремиссии, при котором клетки опухоли перестали делиться. Но всё оказалось напрасно... По свидетельству близких, Анастасия Хабенская умерла тихо, без мучений. Жить и работать ради сына Константин и Анастасия познакомились в 1999 году во время интервью. Имя Хабенского тогда было еще не очень известным, а Анастасия работала журналисткой на радио. Спустя короткое время они поженились – без церемоний и шумихи, тихо и скромно. Даже подчеркнуто скромно: в джинсах и свитерах. «Костя снимался в телесериале про милиционеров, – позже вспоминала их встречу сама Анастасия. – Знаете, все эти бандитские разборки меня никогда не интересовали. Поэтому я, мягко говоря, была не очень высокого мнения о Косте. Но в процессе интервью я увидела совершенно другого человека. Я еще не могла сформулировать про себя, что происходит, но в голове уже крутилась мысль – прошлой жизни уже не будет». Константин Хабенский про свои отношения с женой говорил кратко: «Это была любовь с первого взгляда. Ни больше и не меньше». После смерти жены Константин больше недели не покидал стен арендованного им в Лос-Анджелесе дома, где он провел последние дни с любимой женой. Актер настолько замкнулся в себе, что через раз отвечал на звонки даже самых близких друзей и родственников. Актер едва находил в себе силы, чтобы заниматься похоронами. Друзья актера в один голос говорили, что боятся за его душевное состояние. По их мнению, главное, чтобы Константин сейчас не сломался и продолжал работать и жить дальше уже ради сына. Больше двух недель Хабенский не мог похоронить жену из-за бюрократических проволочек. Он зарезервировал место на одном из погостов Лос-Анджелеса, на кладбище Olive Lawn Cemetery было всё готово для обряда погребения. Но прощание пришлось отложить из-за документов на 15 дней – именно такой срок понадобился для того, чтобы оформить все необходимые бумаги. Впрочем, похороны в США так и не состоялись. Актер принял решение кремировать тело жены, привез ее прах в Москву и заложил урну на Троекуровском кладбище. После смерти жены актера ее мама настаивает, чтобы сын Ваня навсегда остался с ней в США. Женщина, потерявшая дочь, не хочет расставаться с внуком. Родители Анастасии Хабенской постоянно живут в США. Был полотёром, дворником и уличным музыкантом
Константин Хабенский родился 11 января 1972 года в Ленинграде. Мама (по словам знаменитого сына), официально – преподаватель, по призванию – театральный администратор. Отец – инженер. Скорее всего, о Хабенском никогда не напишут «с детства проявлял незаурядный актерский дар». Ничего такого. Рос обыкновенным мальчишкой – в меру шаловливым, в меру старательным, в меру усидчивым. Наверное, не любил школу – а что тут такого уж удивительного? – поэтому после восьмого класса ушел. Чтобы продолжить образование и всё же «стать человеком», поступил в техникум авиационного приборостроения и автоматики. Но долго не выдержал – ведь если ты сделан для другого, остальное не приносит ощущения гармоничности существования. В общем, на третьем курсе Константин бросил техникум. Но и тогда чуда не произошло: не мигали фонарики, не пламенели на ветру стяги, не приснился вещий сон – в общем, никак жизнь не подсказывала юному Косте, что быть ему актером. Но кушать нужно, поэтому пришлось поработать и полотером, и дворником, и уличным музыкантом. В те годы Константин всё свободное время проводил среди друзей, как их тогда называли, «неформалов». Как-то раз вся их компания была приглашена в театр-студию «Суббота». Руководители пытались привить ребятам любовь к театру. Хабенский вспоминает: «Я прирос, еще – мой друг. Остальные – не приросли. А было нас человек пятьдесят. Я стал работать монтировщиком и по мере сил выходить на сцену «театральным горошком» (это когда на сцене стоит главный герой, а вокруг, вместо того, чтобы вешать задники, ставят людей; так выгоднее – быстрее убирается и вешается)». После того, как Хабенский оттаскал на роду написанную часть декораций, он решил стать актером. В 1990 году поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) на курс Фильштинского. Во время учебы начал играть на сцене, даже несколько крупных ролей: Ломов в водевиле «Шутки» Чехова, несколько ролей в постановке «Время Высоцкого», канатоходец Матто в «Дороге» по Феллини, Чебутыкина в «Трех сестрах» Чехова. Киношная карьера начала развиваться тогда же: будучи студентом, сыграл первую роль – эпизод в фильме «На кого Бог пошлёт». В 1995 году, окончив ЛГИТМиК, Константин был принят в Экспериментальный театр «Перекресток», где проработал год. Одновременно – Региональное ТВ и ведущий отдела музыкальных и информационных программ. В 1996 году Хабенский перешел в московский театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина. Там жизнь текла спокойно, даже слишком – в основном второстепенные роли («Трёхгрошовая опера» и «Сирано де Бержерак» – маркеры того периода). Хабенский устал от кино В 1998 году Хабенский снялся сразу в трех картинах. И, как утверждает сам актер, роли нашли его случайно. Вернее, он оказался в нужное время в нужном месте. Так было с российско-венгерской мелодрамой «Наташа», драмой Алексея Германа «Хрусталев, машину!» и с фильмом Дмитрия Месхиева «Женская собственность». За последнюю работу Хабенскому была присуждена премия в номинации «Лучшая мужская роль» на Гатчинском кинофестивале «Литература и кино». Всё что произошло дальше, уже не было игрой случая. Благодаря этим фильмам на Хабенского обратили внимание, и он снялся в драме Владимира Фокина «Дом для богатых». 1999 год – это, конечно, сериал «Убойная сила» и Игорь Плахов, грустный следователь-неврастеник. Блестяще отыграв интеллигентного сыщика, Хабенский отказался от участия в новом сезоне. Хотя на этом его сериальные эксперименты не закончились. Были еще «Агент национальной безопасности» и «Империя под ударом», правда, роли там были скорее характерными, чем главными. Затем были яркие и интересные роли в «Механической сюите» и «Своих» Дмитрия Месхиева и целая эпоха в театре Ленсовета под знаком знаменитой команды Юрия Бутусова – Хабенского, Пореченкова, Трухина, Зиброва. Вечные аншлаги на спектаклях – «В ожидании Годо», «Клоп», «Войцек» и «Калигула». Миллениум принес Хабенскому статус суперзвезды и участие в нескольких знаковых проектах. В кино – это оба «Дозора» Бекмамбетова и роль Антона Городецкого, персонажа воистину культового для целого поколения юных россиян. Отрицательно настроенные к шедеврам отечественной фантастики люди называют еще две картины Филиппа Янковского – «В движении» и «Статский советник» и «Бедные родственники» Павла Лунгина. В театре – переход из труппы театра Ленсовета в МХТ имени Чехова, где Хабенский играет по сей день в спектаклях «Белая гвардия» (роль Алексея Турбина), «Утиная охота» (Зилов) и «Гамлет» Юрия Бутусова (Клавдий). Самой обсуждаемой ролью Константина последних лет стал, пожалуй, Костя Лукашин из вызвавшего много споров продолжения «Иронии судьбы». Может, это и не лучшая роль Хабенского в кино, но уж точно самая скандальная. Последними на сегодня киноработами Хабенского стали фильмы «Адмирал» и «Домовой». В октябре этого года актер решил взять паузу и пока не сниматься в кино. «В какой-то момент я понял простую вещь: количество не переходит в качество, – признался Константин. – Кроме того, я стал страшно уставать и решил, что нужно давать себе отдых. Так что сейчас я не работаю». Тем не менее Хабенский продолжит играть на сцене. Возможно, театр в данном случае – это способ ухода от реальности и погружения в мастерство артиста. Будет ли Константин сниматься в продолжении блокбастера Тимура Бекмамбетова «Особо опасен» – покажет время. Но сам актер признался, что Голливуд – не его мечта: «Я твердо знаю одно: работал, работаю и буду работать в России. Я дышу русским языком. А все мои передвижения по Америке – это не более чем путешествия. Какой мне смысл искать и хвататься за любые роли в Голливуде, когда на родине хватает интересной работы?» Хабенский не любит играть героев – становится неловко от пафоса. Всё хочется как-то героя очеловечить, придав ему черты, герою не совсем подобающие. А больше всего на спектаклях его раздражает стандартная мелодия Nokia – об этом он однажды рассказал в интервью: «Причем болезненно на нее реагируют все артисты в театре. Мы даже как-то думали разузнать, кто написал этот рингтон, и серьезно поговорить о том, что двигало этим человеком, когда он писал такую ужасную мелодию».
До последнего момента они надеялись на чудо…
Сын Константина Хабенского Ваня редко виделся с мамой. Мария ВОЛКОВА, финалистка конкурса Elite Model Look Russia 2008: – Хабенский мне очень симпатичен как актёр. Он хорошо играет, правдоподобно. «Ночной дозор», «Особо опасен», «Дневной дозор», «Ирония судьбы. Продолжение», «Адмиралъ» – те фильмы, с которыми ассоциируется его имя. Слышала, что у Константина умерла жена. Очень тяжело, когда нас покидают близкие, особенно в такой момент – у них совсем недавно родился сын! Главное, наверное, чтобы у их ребёнка всё было хорошо. И я уверена, что Хабенский вырастит мальчика, дав ему всю свою любовь и тепло, которых тот заслуживает. Конечно, мамы ему никто не заменит, но, к сожалению, не мы решаем, кому жить, а кому нет. Что касается российского кино в целом, то что-то привлекающее в нём есть. Я не могу сказать, что предпочитаю только зарубежное кино. Всегда с удовольствием смотрю отечественные картины. Что-то мне нравится, что-то нет. Особенно мне нравятся отечественные детские мультики, в них смысл глубокий!
Сергей САВИН, клубный рекламист: – Не могу сказать, что мне интересно кино какой-то определенной страны или определенного жанра. Мне интересны хорошие фильмы, которые хочется смотреть до конца. Перед тем как идти в кино, читаю анонсы и определяю для себя – интересно мне это или нет. Русские имена режиссёров в анонсах обычно сразу отбивают желание такой фильм смотреть. Если режиссёр малоизвестен или его предыдущие фильмы были неинтересны, то и на новый фильм я не пойду. Даже если от знакомых часть отзывов будет положительной. Но я смотрю фильмы Михалкова, раньше ещё и все фильмы Балабанова смотрел. «Груз 200» уже смотреть не стал. Балабанов, по-моему, сошёл с ума. Видел «Самый лучший фильм», потому что изначально к создателям был кредит доверия. Также смотрю фильмы, которые «Первый канал представляет». «Ирония судьбы. Продолжение», правда, разочаровал неимоверно. Минут через двадцать пять ушёл из зала, не выдержал такой дряни. Что касается наших актёров, то, как правило, нравятся те, кто в театральных учился и кто играет хорошо. Например, в «Жаре» все сыграли отвратительно: смотришь и не веришь ни единой фразе. А Константина Хабенского считаю хорошим мужиком. Он играет на совесть. Ему веришь. У него определенно есть талант и любовь к своему делу. Хабенский не просто съёмочное время отрабатывает, но к тому же ещё и старается. Про смерть его жены слышал. Могу только выразить соболезнование. Это ведь настоящее горе.
Елена БРЯНСКАЯ, бортпроводница: – Константин Хабенский очень хороший актёр, мне лично он очень нравится. Конечно, я слышала, что у него в семье случилось горе. Очень жаль. Как только Хабенский стал достаточно популярным актёром, многие кинокритики, журналисты негативно относились к тому, что он очень много снимается, буквально мелькает на экране. Я считаю, это совершенно неоправданные обвинения. Пока актёр востребован, надо пробовать себя, сниматься, играть. Тем более он так часто это делал не только ради славы и собственной карьеры, он пытался спасти любимого человека и зарабатывал деньги на лечение жены.
Сергей ЕГОРЫЧЕВ, директор гостиницы «Воздушная гавань»: – На мой взгляд, для актёра важно умение быть разноплановым, меняться. Актёр должен пробовать себя в различных жанрах. Если говорить конкретно о Константине Хабенском, то хотя все его герои разные, объединяет их одно – Константин Хабенский. В каждом персонаже всё равно прослеживаются одни и те же черты. Поэтому я не могу сказать, что являюсь поклонником этого актёра. Что касается того, что последнее время Хабенский брался за все роли, которые ему предлагают, старался больше заработать, то, конечно, с человеческой позиции его нужно понять. Когда в твой дом приходит беда, главное – цель, а не средства.
Екатерина ФЁДОРОВА, заместитель директора филиала школы иностранных языков Welcome: – Константин Хабенский – хороший человек, как мне кажется. Думаю, спроси у любого человека, и никто не сможет сказать что-то отрицательное о нём. Он не вызывает негативных эмоций. К нему или никак не относятся, или положительно. Когда смотришь фильмы с его участием, видно, что это очень сильная личность. Прямо чувствуется его сила, стержень. И очень жаль, что его жена умерла. У неё была опухоль мозга. Много писали о том, как он боролся с болезнью жены, как её любил, делал всё для неё. В такие моменты и кажется, что жизнь несправедлива… Человек находит своё счастье, любовь, рождается сын, они венчаются, но любимая женщина умирает. Неправильно это. Хотя всё, наверное, предрешено.
|