Героем прошедшей недели в США стал пилот, сумевший посадить самолет А-320 в воды реки Гудзон после столкновения со стаей птиц и спасший жизни всех пассажиров и членов экипажа. В четверг, 15 января, аэробус A-320 авиакомпании US Airways вылетел из нью-йоркского аэропорта «Ла Гуардиа» рейсом в Шарлотт, штат Северная Каролина. Однако через минуту после взлета пилот сообщил диспетчерам о столкновении с птицами, что привело к отказу двух двигателей. Аэробусу пришлось в экстренном порядке совершить посадку – прямо в воды Гудзона, недалеко от Манхэттена, среди небоскребов. 150 пассажиров и 5 членов экипажа чудесным образом спаслись. Первоначально пилот хотел вернуться в нью-йоркский аэропорт, и диспетчеры дали на это свое разрешение. Затем он сообщил, что посадит самолет в аэропорту Тетерборо, штат Нью-Джерси, который оказался ближе. После этого связь с ним прервалась. Пассажиры рейса 1549 рассказали, что в момент столкновения со стаей аэробус затрясся, а они услышали громкий хлопок и почувствовали запах дыма, некоторым через стекла иллюминаторов был виден огонь. Спустя несколько секунд пилот по громкой связи объявил: «Приготовьтесь к удару! Мы садимся на воду». Выдержку пилота отметили многие пассажиры самолета. «Я помню только, что когда мы пролетали над Гудзоном, он спокойным голосом сказал, чтобы мы пристегнулись и держались крепче. А в это время весь салон уже давно зажал головы между ног и в панике молился. Если честно, жуть было как страшно», – рассказал один из пассажиров. Люди, находившиеся в высотных домах неподалеку от Гудзона, могли наблюдать удивительную картину: самолёт, успевший подняться на высоту около километра, стал снижаться прямо над мостом Джорджа Вашингтона и опустился на поверхность реки. Один из свидетелей рассказал, что когда аэробус приводнился, раздался такой громкий всплеск и в стороны полетело так много воды, что он сперва не понял, что произошло, и подумал, что это судно потерпело аварию. Другой из окон своего офиса увидел снижающийся самолет и решил, что повторяются события 11 сентября 2001 года. Лайнер вошел в воду под достаточно небольшим углом – порядка 20 градусов. Местные СМИ со ссылкой на очевидцев сообщают, что самолет не упал, а «плавно опустился на воду». Посадка на водную поверхность была выполнена безупречно. Ширина Гудзона между Манхэттеном и побережьем Нью-Джерси составляет около 600 метров. Аэробус приводнился в городской черте, где очень интенсивное водное движение. По словам пассажиров, сразу после приводнения экипаж открыл аварийные выходы, а стюардессы дали команду пассажирам надевать спасательные жилеты и вывели всех пассажиров на крылья дрейфующего самолета. Паника на борту была ликвидирована практически сразу. Вода начала поступать в салон сразу же после приводнения, но аэробус держался на плаву в течение полутора часов благодаря большому количеству воздуха в багажном отсеке. К приводнившемуся самолету немедленно направились лодки спасателей и полицейских, а также береговая охрана и частные паромы, которые курсируют по Гудзону. Специальные службы сработали безукоризненно – в скором времени все пассажиры, среди которых были старики и дети, а также два пилота и три стюардессы, были эвакуированы с самолета. Командир экипажа покинул самолет последним – перед этим он дважды обошел салон, чтобы убедиться, что в нем никого не осталось. В результате происшествия никто не погиб – и это стало главной сенсацией. Сообщалось, что из 155 человек пострадали 78, однако большинство из них получили не травмы, а переохлаждение: стоял морозный день, температура воздуха в Нью-Йорке опустилась до минус восьми градусов по Цельсию, а температура воды, в которой некоторые пассажиры провели достаточно времени, была немногим выше нуля. Кроме того, одна из стюардесс получила перелом ноги. 57-летний пилот Чесли Салленбергер стал главным героем события, которое многие, в том числе губернатор Нью-Йорка Дэвид Паттерсон, окрестили «чудом на Гудзоне». Члены экипажа потом рассказывали, что Салленбергер оставался абсолютно спокойным, когда сажал самолет на воду. Приводнение – чрезвычайно сложный маневр. Если бы пилот неправильно рассчитал угол снижения, у аэробуса сломались бы крылья и он бы опрокинулся набок. Кроме того, летчиков не учат сажать на воду пассажирские самолеты. Салленбергер выпускник Академии ВВС США и еще двух университетов, семь лет служил в американских военно-воздушных силах и летал на истребителях F-4. На службу в авиакомпанию US Airways он перешел в 1980 году, а общий лётный стаж Салленбергера составляет более 30 лет. Пилоту, спасшему жизни пассажиров и экипажа, мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг вручил символические ключи от города. Героизм и высочайший профессионализм пилота и членов экипажа также отметили депутаты Конгресса США, а также действующий президент Джордж Буш и избранный президент Барак Обама. Пассажиры аэробуса в своих интервью не переставали благодарить Салленбергера за свое спасение. Подвиг пилота выглядит еще более убедительным, если вспомнить, что совсем немногие вынужденные приводнения заканчивались благополучно для всех авиапассажиров. Американские СМИ по контрасту вспомнили историю самолета «Боинг-737» авиакомпании Air Florida. В январе 1982 года он попал в снежный буран и из-за обледенения и ошибки пилота врезался в мост над рекой Потомак. Тогда погибли 74 из 79 человек, находившихся на его борту, а также четверо человек, ехавших в своих машинах по мосту. Можно вспомнить и другое событие – посадку пассажирского Ту-124 на Неву в августе 1963 года. Это стало одним из немногих счастливых приводнений среди авиалайнеров, когда все пассажиры и члены экипажа остались живы. 21 августа 1963 года Ту-124 авиакомпании «Аэрофлот» совершал рейс Таллин – Москва. В полете выяснилось, что переднюю опору шасси заклинило в частично убранном положении. Диспетчеры отправили самолет в ближайший к нему аэропорт Пулково в Ленинграде. Вырабатывая топливо, Ту-124 начал кружить вокруг города на высоте около 500 метров. Однако из-за несоответствия количества оставшегося в баках топлива показаниям приборов экипаж был вынужден лететь напрямую через город, сокращая путь к аэропорту. Несмотря на это, у самолета сначала заглох один двигатель, а когда Ту-124 пролетал вблизи Исаакиевского собора и Адмиралтейства, отключился и второй. С высоты 500 метров самолет начал планировать вниз. Экипаж совершил приводнение на поверхность Невы в районе Финляндского железнодорожного моста. Пассажиров эвакуировали на берег, экипаж был задержан. Капитан воздушного судна Виктор Мостовой был уволен с занимаемой должности, но после расследования его наградили орденом Красной Звезды, а члены экипажа получили медали. Проблема предотвращения столкновений воздушных судов с птицами существует много лет. Каждый год в мире регистрируется около 5 тысяч случаев столкновения воздушных судов с птицами. В России в настоящее время самолеты сталкиваются с птицами от 50 до 70 раз в год. Птица наносит удар по машине, летящей со скоростью 700 километров в час, втрое сильнее, чем снаряд 50-миллиметровой пушки. Сегодня инженеры всего мира работают над тем, чтобы надежнее защитить самолеты от птиц и свести к минимуму возможные повреждения. Например, для остекления кабины современных самолетов конструкторы применяют гнутые органические стекла или толстые (до 20 мм) поликарбонатные пластины. Кроме того, на специальных стендах самолеты испытывают на «птицестойкость»: их обстреливают из пневмопушек птичьими тушками. Согласно международным стандартам, продавать самолеты, не прошедшие такие испытания, не разрешается.
Владимир ДЕМИДОВ, депутат Законодательного Собрания Красноярского края: «Сложно даже представить, что самолёт с неработающим двигателем удачно и мягко приземлился и никто не пострадал. Самолётом управляли профессионалы, и, конечно, от человека в этой ситуации зависит очень многое. Другое дело, что и сам аэробус А-320 сыграл свою роль. Новая техника проектируется и изготавливается с учётом всех возможных аварийных случаев. Хотя есть сейчас и много неясного. Версия одна: птицы попали в оба двигателя. Если это так, то, конечно, комплекс таких обстоятельств плюс умение и профессионализм экипажа говорят о многом. Профессионализм заключается ещё и в том, что самолёт не завалился набок, потому что в таком случае он бы просто развалился. Также пилот успел предупредить всех пассажиров, чтобы они надели спасательные жилеты. С одной стороны, всё это невероятно. С другой – такой пример говорит о том, что нужно выполнять все инструкции, действовать хладнокровно. Это то, чему, собственно, и учат пришедших в гражданскую авиацию. Нам нужно гордиться такими людьми». Станислав ПАНАСЮК, старший инспектор по информационному обеспечению подразделения досмотра ФГУП «Аэропорт Иркутск»: «По большому счёту пилот, посадивший самолёт на реке Гудзон, совершил подвиг и проявил большое мастерство. Посадил самолёт по касательной к горизонтальной поверхности в экстремальных условиях. Проблема столкновений с птицами довольно распространённая, и, как правило, результат очень печальный. В моей практике был случай, когда орёл попал в обтекатель двигателя. К счастью, всё обошлось, но тряхануло нас прилично, ощущение не из приятных. Был похожий случай в практике советских пилотов, когда ТУ-124 посадили на Неву. В ситуации с американским самолётом ясно одно: экипаж сработал отлично».
Сергей ДУБОВИЦКИЙ, пилот авиакомпании «ЮТЭйр»: «Экипаж к таким ситуациям готов каждый рейс. Его учат этому. Пилот, конечно, молодец. Он всё сделал правильно. Все живы – значит, он сработал на пять с плюсом. Но не забывайте, что в действия любого экипажа может вмешаться Его величество случай. Если кто-то погибает, это не потому, что пилоты захотели их убить, а потому, что что-то случилось не так, как планировалось. Представьте, что в тот момент по реке плыл бы прогулочный катер с людьми на борту. Это и был бы случай... Не надо ни в коем случае и забывать про бортпроводников. Эти молоденькие хрупкие девочки на своих плечах выволакивали 150 человек. Причём за минимальное время. За это им нужно поставить памятник. А про лётчиков повторю: каждый сделал свою работу. Каждый пилот через определенное время проходит специальную подготовку, где до мелочей отрабатываются действия в любых чрезвычайных ситуациях. Нас не допустят к полётам, если мы этого всего не знаем, не умеем». |