[20]января[2009]
 
2(000180)

>Читайте в [следующем номере]
«Я просто живу и пытаюсь по возможности поменьше гадить вокруг себя»

*Максим ПОКРОВСКИЙ

Марина КИЯНОВА:
«Обучение в XXI веке становится процессом пожизненным»

Петра:
чудо, высеченное в скалах
(фоторепортаж)

Хилари СУОНК: «Мне нравится преодолевать трудности и прорываться любой ценой»


- Гудзонское чудо: мастерство пилота спасло жизни 155 человек

- Волатильность плюс разнонаправленность

- Арета Франклин – лучший голос рок-н-ролла

- «Вики Кристина Барселона»: игра страстей в каталонском пейзаже

- Екатерина ЧИБИРЯК, 20 лет, модель агентства «Академия красоты»

! СВЕЖАЯ МЫСЛЬ
«К сожалению, внешние источники проецируют светскую предвыборную кампанию на церковную. У нас нет фракций, партий, делений на группировки. У нас церковь одна. Евангелие одно, Христос один».

Митрополит Климент, управляющий делами Московской патриархии.


 
«Вики Кристина Барселона»: игра страстей в каталонском пейзаже

73-летний американский режиссёр Вуди Аллен решил ещё раз «показать людям любовь и заставить их смеяться».

Устав от Америки, Аллен стал снимать кино в Европе. «Вики Кристина Барселона» – 38-я режиссёрская работа Вуди Аллена и четвертая, снятая в Старом Свете. Три предыдущих фильма были сделаны в Лондоне, теперь пришла очередь Испании.

«Пенелопа Крус напросилась сама…»
О том, как он начинал работу над фильмом и подбирал актёров, Аллен рассказывает с присущим ему юмором: «Пенелопа Крус напросилась сама. Позвонила и попросила разрешения прийти. Когда она только вошла, я ахнул: «Господи, насколько же она красивее в жизни, чем на экране!» Мы поговорили, и мне стало понятно, что одно из центральных мест в моем будущем фильме будет за нею. Потом мне передали через общих знакомых, что Хавьер Бардем интересуется работой со мной. Ну вот, два сумасшедших испанца у меня уже были, а фильм даже еще и не проклюнулся. Потом всё потихоньку стало прорисовываться. У меня давно была идея, правда, довольно смутная, о том, как две подружки приезжают погулять в Сан-Франциско. Сан-Франциско я заменил Барселоной, и вся эта история стала уплотняться. Когда я понял, о чем будет фильм, я позвал Скарлетт Йоханссон сыграть одну из американок. Она сказала, что сценарий сначала должен посмотреть ее агент, а затем ее мама. После того как они посмотрели и одобрили сценарий, Скарлетт поменяла агента, и пришлось начинать сначала. Ребекку Холл я пригласил, думая, что эта флегматичная достойная британка оттенит Скарлетт. Кроме того, с ней будет легко работать. В который раз я ошибся! Ребекке обязательно нужна была подробная мотивация каждого шага. Она и Скарлетт этим заразила, так что та подошла и тоже спросила: «Какая у меня здесь мотивация?» Я ответил: «Твоя зарплата». Надо уметь работать с актёрами».
Вуди Аллен пожаловался, что не смог пригласить в новую картину Роберта де Ниро, потому что тот запросил слишком большой гонорар. Роберт де Ниро, Джек Николсон, Дастин Хоффман – их и некоторых других актеров Вуди Аллен считает очень дорогими и сокрушается: «Многие актеры и актрисы говорят, что очень хотят сниматься в моих картинах, но в то же самое время не соглашаются работать за деньги, которые я в состоянии им предложить».
Надо сказать, что большинство фильмов Аллена уложилось в бюджет около 15 миллионов долларов. В «Проклятии нефритового скорпиона» (2001) он хотел занять Николсона и Хэнкса, но не смог договориться с ними по финансовой части. По той же причине не случилось сотрудничества с Эммой Томпсон и Риз Уизерспун.

 


Вуди Аллен – отец-основатель жанра интеллектуальной комедии и один из наиболее знаковых персонажей современного кинематографа, постановщик таких признанных кинохитов, как «Всё, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить», «Любовь и смерть», «Энни Холл», «Манхэттен», «Пурпурная роза Каира», «Пули над Бродвеем», «Проклятие нефритового скорпиона», «Матч пойнт», «Сенсация», «Мечта Кассандры» и многих других.
С самого начала своей режиссерской деятельности он предпочитал сниматься в главной роли сам – и создал себе в кино легко узнаваемый имидж очкастого умника, вечно рефлексирующего интеллигента.
«Для меня фильмы – способ примириться с миром, – говорит 73-летний режиссер. – Кто-то примиряется с миром, коллекционируя марки, кто-то становится гигантом в своей профессии, кто-то алкоголиком – это всё примирение с окружающим миром. Мой путь примирения – совать нос в человеческие отношения и не задирать голову, а то становится страшно. А отношения – всего лишь отношения, они как электрические провода: иногда замыкаются, и тогда ток течет, а иногда они разомкнуты – и ничего не происходит. Вот и щелкаешь выключателем: туда-сюда, туда-сюда...»

Банальный сюжет в блестящем изложении
По словам Вуди Аллена, идея картины в том, что любовь – сложная вещь, и в наши дни снискать любовь одного сексуального партнера – уже достижение. Достаточно трудно заполучить одного человека, а двое делают всё ещё более запутанным. В фильме для этой ситуации находится решение. «Но в жизни большинство из нас не смогло бы справиться с чем-либо подобным», – говорит режиссер.
Но, несмотря на психологические сложности, фильм производит лёгкое и приятное впечатление. «Я хотел показать людям любовь и заставить их смеяться», – говорит режиссёр.
Аллен еще раз доказал, что главное в мастерстве режиссера и сценариста – это умение так рассказать самую простую историю, чтобы тебя заслушались... Потому что сюжет фильма сам по себе не вызовет никакого интереса, изложи его кто-нибудь другой, но маэстро Аллен знает: всё дело в интонации.
В центре повествования две американские девушки: Вики, которую играет молодая актриса Ребекка Холл, известная по фантастическому триллеру Кристофера Нолана «Престиж», и Кристина, роль которой досталась музе Вуди Аллена Скарлетт Йоханссон. Они отправляются в Барселону. Для Вики целью поездки является изучение каталонской культуры, которой посвящена её дипломная работа. Кристина же хочет найти здесь нечто прекрасное и ценное. Девушки останавливаются у тёти Вики – Джуди. Тётушку сыграла Патрисия Кларксон, которая, как всегда, бесподобна, но её роль в картине просто обидно мала. События фильма разворачиваются на фоне потрясающей красоты Барселоны, что, безусловно, настраивает на романтический лад.
В Барселоне девушки знакомятся с очаровательным испанским художником Хуаном Антонио (Хавьер Бардем), который соблазняет обеих. Дело усложнятся еще и тем, что возвращается бывшая жена Хуана Мария Элена (Пенелопа Крус), которой очень не по душе эта интрижка художника с туристками. (Кстати, у Крус с Бардемом, к радости всех испанцев, именно во время съемок этой картины наконец случился бурный роман.)
Далее Аллен предъявляет зрителю бесконечную череду любовных сцен со всеми героями картины вместе и по отдельности, а исчерпав все возможные варианты (фильм не щеголяет массовками и обилием второстепенных персонажей), оставляет героев там, где и нашел.


Вуди и его музы
В законном браке Вуди Аллен состоял трижды (включая нынешнюю супругу Сун-Йи Превен). Но есть ещё несколько женщин, так называемых муз Вуди Аллена, которых он боготворил и не раз снимал в своих фильмах.
С Дайан Китон Вуди познакомился на репетициях к его бродвейскому спектаклю «Сыграй это снова, Сэм». Начался роман, но продлился он буквально несколько месяцев. Разрыв не помешал дружить этой паре в дальнейшем – вместе они снялись (Аллен почти всегда играет в своих фильмах) в таких картинах, как «Спящий», «Любовь и смерть», «Интерьеры», «Дни радио», «Загадочное убийство на Манхэттене». Ироничная комедия «Энни Холл» стала венцом творчества Вуди и Дайан. Не секрет, что сюжет ленты выстроен на основе личных взаимоотношений актрисы и режиссера.
Самая яркая и продолжительная любовная история – гражданский брак с красавицей Миа Фэрроу. Естественно, Миа снялась в большом количестве лент Вуди (например, «Ханна и ее сестры»). Пара воспитывала одного родного и двух приемных детей. Тем неожиданнее и скандальнее оказалось расставание Миа и Вуди. Режиссер вдруг признался, что влюблен в приемную дочь Фэрроу и её бывшего мужа – Сун-Йи Превен. В результате громкого судебного процесса Аллена лишили не только опеки над детьми, но и запретили видеться с ними (кроме родного Романа).
Шарлотта Рэмплинг работала всего в одном фильме  Вуди – «Воспоминания звездной пыли». Несмотря на непродолжительное сотрудничество, этих творческих личностей связывали очень теплые отношения.
Скарлетт Йоханссон – муза Вуди из новой эпохи. Она появилась уже в трех его лентах: «Матч пойнт», «Сенсация» и «Вики Кристина Барселона».
«Я то и дело в своей профессии сталкиваюсь с актрисами, которые обладают удивительным даром, они вдохновляют меня на то, чтобы создавать для них роли, – говорит Аллен. – Скарлетт сообразительная, сексуальная, очень одаренная, у нее большой потенциал. Она быстро «заводится» благодаря своему чувству юмора и она никогда не лезет за словом в карман. Такие люди меня всегда вдохновляли».
«Я думаю, что у Вуди и у меня очень похожее чувство юмора и способность сопереживать, и когда я читаю его сценарии, я чувствую себя частью этих историй», – признаётся Скарлетт Йоханнсон.

В главной роли – Барселона
Вокруг фильма «Вики Кристина Барселона» уже до выхода возник небольшой скандал. Дело в том, что мэрия Барселоны вложила в картину около миллиона евро, а еще полмиллиона выделили региональные власти Каталонии. Меньше 10% бюджета фильма, но и это вызвало недовольство местных налогоплательщиков – они вовсе не настолько увлечены Вуди Алленом, чтобы просто взять и отдать ему свои кровные... Протестовали и испанские кинематографисты – они предпочли бы сами снять кино на эти деньги... Власти, принявшие непопулярное решение, объяснялись: дескать, деньги отданы не за так, это инвестиция, вложения окупятся, когда фильм выйдет в прокат, к тому же это такая удивительная возможность сделать рекламу родному городу. Надо полагать, надежды чиновников оправдаются. Что касается проката, то пока фильм принес на каждый вложенный доллар четыре. А Барселона еще в одном качестве вошла в фонд мировой культуры.
Режиссёру блестяще удалось создать на экране неповторимый образ Испании. Интересно, что добился этого Аллен, используя известные каждому, знаменитые и растиражированные кинематографистами образы-символы Испании: гитара, мужественный музыкант с томным взглядом, вино, уютные ресторанчики... К этому списку можно добавить и архитектуру Гауди.
«Когда я начал писать сценарий, – признается Аллен, – я не думал ни о чем другом, кроме как придумать историю, в которой Барселона была бы действующим лицом. Я очень люблю этот город и Испанию вообще».
Следуя своей идее снять фильмы в нескольких европейских городах, летом этого года Вуди Аллен намеревается попасть в город влюбленных – Париж – чтобы там поработать над очередной комедией. «Я всегда хотел снять фильм в Париже. У меня уже есть готовый сценарий для Парижа. Несколько лет назад я уже собирался снимать там, но когда я приехал и даже начал работать, то оказалось, что фильм получится таким дорогим, что мне пришлось отказаться от съемок», – сообщил Вуди.
В этом году предполагается, что финансовых проблем не возникнет: Вуди рассчитывает на налоговые льготы, благодаря которым съемки фильма во французской столице окажутся не очень дорогими. Однако если эти надежды не оправдаются, режиссер покинет Европу и отправится снимать в США. Но от Парижа Аллен отказываться не будет: он решил, что в таком случае отправится туда летом 2011 года.

 

Дарья ГОРЯЧЕВА,
кинокритик:

 

– Барон Мюнхгаузен из пьесы Григория Горина небезосновательно замечал, что самые большие глупости в мире говорятся с самым что ни на есть умным лицом. Вуди Аллен же умеет обратное: с чрезвычайно глупым видом говорить крайне умные вещи. Легкая по форме, картина вовсе не легковесна и существует сразу в двух измерениях. Хотите – смотрите комедию про туристов и глупые национальные типажи, летнее романтическое приключение, в ходе которого две красивые актрисы целуются, а голос за кадром даёт дурацкие комментарии. А можете увидеть до боли знакомых персонажей и отчаянную трагедию любовных взаимоотношений, в которых никто и никогда не будет счастливым. Свободный не может остановиться в поиске, консервативный страдает оттого, что где-то идет настоящая жизнь, а брак – в браке всегда чего-то не хватает, и удел супругов – мучить друг друга. Впрочем, как на всё это ни смотри, а лучше смотреть с позиции алленовской иронии. С ней веселее.

Мария УДОВЕНКО,
маркетолог:

 

– Фильм «Вики Кристина Барселона», к сожалению, еще не посмотрела. В последнее время выбор в наших кинотеатрах весьма скудный, только отечественная любовь-морковь и творения камедиклабцев. Но о новом фильме Вуди Аллена я, конечно, много слышала и даже видела трейлер – мне понравилось, при первой возможности посмотрю с большим удовольствием. Читала и отзывы кинокритиков, они неплохие. Кроме того, фильм с большим успехом прошел на последнем, 61-м Каннском фестивале. Состав актеров тоже радует: Пенелопа Крус, Скарлетт Йоханссон, Хавьер Бардем. Вообще творчество Вуди Аллена я люблю. Он, бесспорно, очень талантливый режиссер и сценарист. Его фильмы о любви – а «Вики Кристина Барселона» как раз об этом – правдивы и откровенны. Мой любимый фильм Вуди Аллена – «Матч пойнт».

Сергей МЕЗЕНОВ,
кинообозреватель:

 

– Я достаточно много слышал о фильме «Вики Кристина Барселона» и, безусловно, жду его. У Вуди Аллена есть перебор по количеству фильмов – он выпускает чуть ли не по два фильма в год. Из-за этого бывает довольно сложно за ними следить, не удается посмотреть все. Но, думаю, все смотреть не обязательно, потому что у этого режиссера бывают и проходные картины. В целом мне очень нравится его манера, его чувство юмора. Этот человек уже сорок лет работает в когда-то принятом темпе, много снимает – и при этом выдерживает собственную авторскую интонацию. По-моему, это, как минимум, заслуживает уважения. Если говорить о том, что Аллен отошел от привычки снимать самого себя в главной роли, то, наверное, он изменился. Хотя он на всех этапах карьеры снимал не только себя. Но мотивы его творчества всегда похожи, независимо от актеров в главных ролях. Он постоянно исследует человеческие взаимоотношения в достаточно горько-ироничном ключе. Вуди Аллена в первую очередь интересуют маленькие недостатки, «неидеальности» в людях, неврозы, которые мешают им общаться, любить, создавать семьи и так далее. Я бы не согласился с критиками в том, что он сначала работал в одном стиле, а в какой-то момент изменился. Режиссер просто находит новые интересные способы выразить ту же самую мысль, о которой говорил раньше. И благодаря этому нам не кажется, что он завяз в одном и том же и всё время повторяется. Ну, по крайней мере, на лучших его фильмах этого ощущения не возникает. Я надеюсь, новая картина Вуди Аллена будет небанальная, ироничная, смешная и в то же время достаточно глубокая.

Ксения ЛОЖКИНА,
менеджер салона элитных подарков «Император»:

 

– Я не очень хорошо знакома с Вуди Алленом как с режиссером, для меня он в первую очередь замечательный актер. Про фильм «Вики Кристина Барселона» очень много говорят. Я читала, что Пенелопа Крус и Скарлетт Йоханссон в этой картине снялись вместе в какой-то интимной сцене. Уверена, это привлечет в кинотеатры не только поклонников творчества Аллена, которое, я знаю, далеко не все приветствуют, но и тех, кто любит фильмы другого уровня, пошлее и остросюжетнее. Лично мое отношение – я не помню, чтобы имя Вуди Аллена у меня когда-нибудь ассоциировалось с пошлостью или глупостью. Он удивительно светлый и какой-то в то же время трагичный. Поэтому я с удовольствием пойду на его новый фильм. Кроме того, после «Трудностей перевода» Софии Копполы я смотрю абсолютно все фильмы со Скарлетт Йоханссон, и пока ни разу не разочаровалась.

Ксения КОЗЯЕВА,
архитектор:

 

– «Вики Кристина Барселона» я видела. Если честно, Вуди Аллен не самый мой любимый режиссёр. Да и этот его фильм не самый лучший. Мне у него больше «Интерьеры» нравятся, хороший сценарий, игра актеров. Хотя, конечно, к Вуди Аллену невозможно относиться без уважения, столько лет в мире кинематографа, заслуг несомненно много. Выбор актёров в фильме «Вики Кристина Барселона», на мой взгляд, неудачен. Пенелопу Крус я не люблю, Скарлетт Йоханссон в принципе не отличается актёрским талантом, скорее она больше популярна своей скандальностью. Но это моё личное мнение. Наверно, режиссёру она подошла по внешним данным – образ этакой дивы из 30–40-х годов.

Материал подготовили Михаил ДМИТРИЕВ
и Галина ПОЗДНЯКОВА.
>Обсудить статью

Бизнес-гороскоп




 




  ГЛАВНАЯ | ФОРУМ | ПОДПИСКА | АРХИВ | РЕДАКЦИЯ | ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ
  Адрес редакции: 660079, г Красноярск, ул. 60 лет Октября, 63 Тел: 8(391)233-99-24
Рыбы Водолей Козерог Стрелец Скорпион Весы Дева Лев Рак Близнецы Телец Овен