Распробуют ли российские зрители новый боевик Егора Кончаловского? Фильм снят жестко и динамично: «Консервы – это всегда сюрприз. Вскрывая жестяную банку, не знаешь, что может оказаться внутри». В фильме Кончаловского зрители не знают, как главный герой Игорь Данилов (в исполнении Марата Башарова) выкрутится из истории.
Дело было на «Душевном»…
Это снова нескончаемое действие с похищениями, убийствами и побегами в исполнении известнейших актеров России – и это, наверное, главный ингредиент жанра «фильм Егора Кончаловского», потому что все остальное трудно причислить к какому-либо стилю. «Консервами» в ГУЛАГе называли людей, которых брали с собой заключенные при побеге, чтобы по дороге их съесть. Действительно, имеет место побег, но не из ГУЛАГа, а из вполне современного лагеря. Бегут несколько человек, в частности, журналист Игорь Давыдов (Марат Башаров), которого посадили за обладание информацией о затеваемой авантюре с участием генералов, депутатов Госдумы, ученого-атомщика и других не менее значимых фигур. Раскрытие злобными спецслужбами тайны, где находится диск с информацией, и является стрежнем, вокруг которого вертится сюжет. С ним из лагеря бежит ветеран чеченской войны, бывший снайпер Усольцев (Алексей Серебряков), у которого похитили детей с целью шантажа. Чтобы их спасти, он устраняет прибывшего в Россию ученого и после этого оказывается в лагере, где ему надо будет «пересидеть недолго». С ними бежит и вор в законе Фома (Сергей Шакуров), организовавший побег. Вот здесь важно знать, что лагерь, где они сидели, – это не просто тюрьма в Сибири, а золотой прииск «Душевный», поэтому уазик, на котором они мчатся по тайге, под завязку забит будто бы консервами с тушенкой, а на самом деле закатанным в банки золотом (о чем беглецы поначалу не подозревают). Копивший припасы начальник прииска (Сергей Векслер, весь увешанный золотыми перстнями, цепями и прочим комическим реквизитом) становится до поры до времени, пока случайно не упадет головой в медвежий капкан, теми самыми «консервами». Как уже можно понять, все очень запутанно. Прибавьте к этому жену несчастного журналиста Ольгу (Любовь Толкалина), которая, как Пенелопа, отбивается от притязаний злодея генерала Астраханцева (Александр Галибин). Здесь же еще и компьютерщик-«крот» (Алексей Гришин). И около десяти сюжетных линий. Еще больше непонятен творческий метод режиссера. Всё снято рвано, грязно, и ничего конкретного не разобрать. Вот топор пролетел, и вот топор уже в груди у кого-то (у кого – это вообще, кажется, не имеет значения). Вот обнаженная Толкалина – и сразу фокус размывается, и опять загадка, что вообще происходит. Вот пещера, где прячутся беглецы, – и они уже в какой-то воде. В предыдущих работах Кончаловского такие моменты можно было бы списать на недостаток бюджета, но в «Консервах» ему дали достаточно много денег ($5,5 млн.), однако всё равно оказывается похоже на дешевые гонконгские боевики. И вроде профессионально (а от фильма к фильму у Кончаловского это становится всё заметнее), и вроде по-школьному просто. Сюрреальный триллер
Съемки картины проходили в Москве и в Инкерманских каменоломнях под Севастополем, в Крыму, где были выстроены масштабные декорации. Чтобы найти нужную натуру, режиссеру с художником пришлось полмесяца кружить на «УАЗе» в скалах на отшибе Балаклавы. Крым для съемок выбран был не случайно. Только здесь можно одновременно найти и сибирскую тайгу, и уральские прииски, и московский уголовный розыск. Съемки продолжались 69 съемочных дней. Известно также, что ради этой роли Марат Башаров побрился наголо. Жанр фильма синкретичный – смесь политического триллера и экшна. А ближе к финалу появляется даже элемент мистики, сюрреализма. «Консервы» имеют два варианта для кинопоказа: полнометражный (для показа в кинотеатрах) и телевизионную версию, состоящую из четырёх серий. По поводу сценария можно отметить, что все сюжетные линии выстроены грамотно, придуман неожиданный финал, однако то ли потому что во время монтажа вырезали какие-то куски, как это часто бывает, то ли еще почему, но некоторые сюжетные линии остались незавершенными и словно повисли в воздухе. Например, зачем нам постоянно говорить про этот уран, который «ищут пожарники, ищет милиция», показывать, как во время следствия его пытаются найти, чтобы потом напрочь забыть о нем, а ведь из-за него-то весь сыр-бор и разгорелся, надо было довести эту линию до конца. Не очень понятно, зачем с настойчивой периодичностью нам показывать кадры с Давыдовым, повторяющим молитвы, если о какой-то морали, религиозной или нравственной нет и речи? В результате складывается ощущение какой-то спешки, в которой снимался фильм, эдакого «тяп-ляп», «и так сойдет».
Егор Кончаловский родился 15 января 1966 года в Москве, в семье режиссера Андрея Михалкова-Кончаловского и актрисы Натальи Аринбасаровой. В 1990 году окончил международную школу St. Clares в Оксфорде, в 1991 – Кенсингтонский бизнес-колледж. Магистр истории искусств Кембриджского университета. Режиссер более 120 рекламных роликов, сделанных по заказам таких брендов, как Baskin Robbins, Mars, Dove, Indesit, Sony Walkam и других. В 1999 году дебютировал в игровом кино с фильмом «Затворник». В 2002 году вышла вторая картина Егора Кончаловского, «Антикиллер», а в 2003-м – «Антикиллер-2. Антитеррор». Егор Кончаловский – совладелец студии PS TVC.
Егор КОНЧАЛОВСКИЙ, режиссер-постановщик: «Страна наша – консервы» – Идея снять этот фильм была у меня давно, еще до съемок фильма «Побег». Это не просто политический детектив с Маратом Башаровым в главной роли, он о вещах, которые будут актуальны всегда – о людях, о преодолении себя, о силе духа, о сильных мужчинах. – Почему фильм назван «Консервы»? – Понятие «консервы» в фильме метафорично. Мы все по сути – консервы. Страна наша – консервы. Когда все природные запасы закончатся, люди начнут есть друг друга, что, по сути, и происходит. Мы живем за счет того, что нас потребляют изо всех сил, это нефть, лес, рыба... Помните историю, когда российского генерала-пограничника, борца с браконьерами, сожгли? Он обгорел. И куда его повезли лечиться? В Токио. Другое значение консервов – это металлический контейнер, в котором что-то лежит. – «Консервы» – это «Антикиллер-3»? – Я не боюсь такого сравнения, но это совсем не «Антикиллер-3». Режиссер – это череда возможностей. Вопрос лишь в том, насколько ты эти возможности упустишь. Мы где-то на 30 процентов упустили, на 70 сделали, что смогли. Это хороший результат. Я никогда не уделял столько времени фильму, сколько «Консервам». Каждая склейка переделана 300 раз, а склеек в фильме – 3500. – «Консервы» – фильм российский, но вам помогали иностранцы. Довольны ли вы сотрудничеством? – Помогали крымчане. Если «иностранцы» значит правильно и хорошо, это неверное суждение. Иностранцы для русского кино – не очень хорошо. Я постпродукцию делал во Франции, и это было ошибкой. Когда они мне сделали сложнейший и удивительно качественный звук, я его специально прослушал в эталонном зале в Брюсселе. Это звучало идеально. Когда мы напечатали большое количество копий для проката фильма в России, выяснилось, что все наши кинотеатры, все наши залы настроены по-разному. Они вообще не настроены. Я убежден, что для России надо делать очень простой звук. Как говорят, лучше купить стиральную машинку попроще, чтобы электроники было поменьше. Марат БАШАРОВ, исполнитель роли журналиста Игоря Давыдова:
«Несмотря на сложный сюжет фильма, эта роль далась мне довольно легко. Правда, больше всего мне запомнилось, как на съемочной площадке в Крыму приходилось три дня грузить камни. А еще мне приятно, что режиссер нашел оригинальный ход в финале картины. Он будет одновременно простым и неожиданным! Зрителю должен понравиться такой финал». Сергей ШАКУРОВ, исполнитель роли главаря на зоне:
«Для меня эти съемки были очень тяжелые, потому что постоянно проходили то в канавах каких-то, то в каменоломнях, то в каналах, в которых в советское время подводные лодки прятались, то в подворотнях… В пыли, в грязи. Да и художник-постановщик постарался, сделал такой лагерь мрачный. Погода была чудовищная. Все время штормило, по городу не пройти. Ни одного светлого дня… Такая вот роль. Ну, слава богу, все закончилось. А вот что получится – это уже другой вопрос. Сейчас новое кино, я трудно к нему привыкаю, к компьютерной графике и так далее, но чтобы не отстать окончательно от жизни, я все-таки иногда себе позволяю такие работы. Тем более, что в этот раз команду Егор подобрал отличную, все артисты замечательные. И с Егором у нас, конечно, никаких проблем не было».
Александр ГАЛИБИН, исполнитель роли генерала Астраханцева: «Персонаж, которого я играл, в конечном итоге оказывается главным «злодеем». И поначалу я не знал, как воплотить роль на экране. Но я доверился режиссерскому видению – и в результате получил громадное удовольствие от работы над проектом. А кино, конечно, нужно посмотреть обязательно. Это авторская работа, которая может быть интересной самой широкой аудитории. По крайней мере, мы сделали все, чтобы картина понравилась зрителю».
Иван ПЕТРОВ, программный директор «Русское Радио – Красноярск»:
– К слогану этого фильма – «Никогда не знаешь, что внутри» – начинаешь прислушиваться после первого «кончаловского спецэффекта». Сразу становится ясно, что снова ничего нового этот «талантливый» режиссер не придумал. Да и зачем? Есть шаблон. Есть попсовые актёры. Меняем роли актёров местами. Кто был плохим в прошлой кинокартине, становится хорошим в этой, и наоборот. Гошу «Антикиллера» заменяет его друг Марат Башаров, потому что первый в этот момент занят у другого «талантливого» режиссёра новой волны российского кинематографа. Снимаем много крупных планов, чуть меньше – рваного видео и перемешиваем эти составляющие с «кончаловскими спецэффектами». Кажется, Кончаловский думает, что это и есть его почерк. Ну, а что касается фабулы… Римейк «По прозвищу Зверь». Если этот и был в начале 90-х культовым боевиком, то только из-за того, что он был первым в подобном жанре. Что касается сегодняшнего дня, то, мне кажется, публика уже повзрослела и хочет смотреть другое кино, так как у неё появился вкус. Какой-никакой, но всё же появился. Но люди всё равно идут и будут идти на такие фильмы, потому что их прозомбировали рекламой. И тут вновь возвращаемся к слогану «Никогда не знаешь, что внутри»… На фильмах такого качества мне всегда жалко людей, которые заплатили за просмотр деньги. Ещё жальче тех, кто не вынес «кинотерапию» до конца и «предательски» сбежал на середине сеанса. Но больше всего жалко режиссера подобного шедевра. Теперь я точно знаю, что внутри фильмов Егора. Денис ЖИРКОВ, руководитель приоритетных проектов группы компаний «Alter»: – Понравилось, как очень правдиво и жизненно показаны отношения, основанные на уважении. Сюжет – типичен для большинства фильмов, где есть три стороны: спецслужбы, нечистый на руку чиновник и журналист, которому это становится известно. Фильм предназначен для «разового просмотра», что заметно отразилось на его второй половине – он продолжается скорее по инерции и «необходимости», что несколько огорчает. Я бы рекомендовал смотреть фильм в компании старых друзей без детей и особо впечатлительных женщин, так как несколько сцен достаточно жестоки. Марина ЛОМАКИНА, ведущая, телеканал «ТВК»: – Мрачноватый фильм получился. И, на мой взгляд, конец странный: в конечном итоге все оказалось сном. С другой стороны, это тот сон, в который стоит поверить. И который предостерегает тебя от каких-то будущих ошибок. На фильм я ходила с мамой. Так как она ходит в кино редко, то мне пришлось заставить себя досидеть до конца фильма. Если говорить в целом о работах Кончаловского – единственный фильм, который мне понравился и который держал меня в напряжении во время просмотра, это «Побег». Анатолий ВАЩЕНКО, ресторатор: – Возможно, кто-то в «Консервах» и увидел идеи Кончаловского, которые встречаются в его прошлых работах. Но я ничего не увидел, кроме подражания западным фильмам. Ничего не могу положительного сказать о фильме. В первые минуты просмотра фильма возникло чувство неправдоподобности. В итоге – все оказалось сном. Мне кажется, надо было по-другому преподнести материал. Не понравилась концепция. Что касается игры актеров, она, по всей видимости, нанизывалась на концепцию фильма, и поэтому актеры, которые в одних фильмах играли изумительно, в «Консервах» выглядели аморальными уродами. И еще один момент – это заумные диалоги, наверно, в расчете на то, что умный зритель поймет. Но многие не понимают, о чем идет речь. Александр ВИГЕЛЬ, директор по кинопрокату мультиплекса «Каро-фильм»:
– Есть некий сорт публики, который ходит на фильм только по той причине, что он российский. Фильм «Консервы» не оправдал наши ожидания в плане кассы. Немаловажную роль сыграла скромная бюджетная рекламная кампания. Плюс сам Кончаловский. Даже звездные актеры не смогли оправдать себя. Если говорить о своих вкусовых привязанностях, «Консервы» – не мой фильм. Я «отравлен» хорошим голливудским продуктом. Российским режиссерам есть еще чему учиться. Это не только о «Консервах» идет речь. Далеко не будем уходить, пример тому – последние киноновинки: «Волкодав», «Мертвые дочери». Во всех фильмах некая недоделанность присутствует. Нам надо переболеть детскими болезнями. Режиссура сильно обновилась: монстры ушли, а те, которые остались, уже поисписались немножко. А нового, мощного пласта еще нет. Юля ФОКИНА, промо-директор «Авто-Радио из Красноярска на 102,8 FM»: – Собственно, если вы видели хотя бы один из фильмов этого режиссера («Антикиллер», «Побег»), то можете себе достаточно точно представить, чего стоит ожидать от нового фильма господина Кончаловского-младшего. И в зависимости от того, понравились они вам или нет, решить – стоит ли тратить время на просмотр «Консервов». Главное, что объединяет все его фильмы (по крайней мере, для меня), – это чувство раздражения. И вызвано оно вот чем: глядя на экран, все время задаешься вопросом – а где был бы этот, с позволения сказать, режиссер, если бы не его знатное происхождение? Как мне кажется, явно не в первых рядах создателей нового российского кинематографа. Будучи обладателем такой кинематографической фамилии, можно снимать рекламные ролики, быть известным московским тусовщиком и ловеласом, но если нет ни капли таланта, если не можешь снять «хотя бы» «Девятую роту», то лучше им и оставаться. В общем, «картинка» зрителю давно знакома, музыка не трогает, игра актеров клонит в сон. Хотя, должна отметить, были моменты, где юмор все-таки заставлял просыпаться и надеяться, что весь этот «бред» когда-нибудь кончится.
|