Какое будущее уготовано самому большому самолёту в мире?
Крупнейший в мире пассажирский самолет А-380 компании Airbus должен стать вехой в истории гражданской авиации, наряду с Boeing-747 и «Конкордом». Насколько успешным станет А380 – покажет, в первую очередь, то, сколько денег он принесет своим создателям. Огромный А-380 должен стать достойным противником популярных моделей вечного конкурента Airbus – американской корпорации Boeing. Модификация аэропортов для A380 (укрепление взлетно-посадочной полосы, расширение рулежных дорожек и строительство новых двухэтажных трапов) требует немалых затрат. Однако вполне вероятно, что в будущем этот лайнер частично заменит Boeing-747 на дальних рейсах, так что пожадничавшие аэропорты рискуют потерять часть пассажиропотока. Несмотря на то, что А-380 почти готов к вводу в эксплуатацию, специалистам компании Airbus еще предстоит решить ряд технических проблем перед запуском лайнера в коммерческую эксплуатацию. Например, многие авиакомпании требуют, чтобы салоны их лайнеров были оборудованы в соответствии с пожеланиями клиентов. Для этого необходимо, чтобы электропитание могло быть подведено к электронным системам развлечения пассажиров независимо от того, как каждый из авиаперевозчиков установит кресла в салоне. Из-за этой и других проблем на предполетные испытания потребовалось на полгода больше, чем планировали в Airbus. Перерасход бюджета лайнера составил почти 2 млрд долларов сверх суммы в 10,7 млрд. Однако для такого огромного и технически сложного самолета немалый срок строительства кажется вполне обоснованным. Способный поднимать в воздух 560 тонн, имеющий размах крыльев в 79,3 метра и длину в 73 метра, двухпалубный А-380 способен в зависимости от модификации принимать на борт от 555 до 900 пассажиров. На разработку А-380 было потрачено около 10 лет. По словам разработчиков, самой сложной частью в создании самолета стала проблема сокращения его веса. Это удалось решить за счет применения нового и революционного по своему исполнению композитного материала. Из него сделан фюзеляж и крылья. В результате на 40% А-380 состоит из графита. А-380 способен преодолевать без дозаправки 15 тысяч километров. В ближайшие 20 лет Airbus предполагает продать 1250 самолетов А-380. При этом больше половины новых лайнеров будут летать только между 10 крупнейшими мировыми аэропортами, главным образом в Азии, считают в компании. Новая модель Airbus – последний ход европейской компании в борьбе с американской корпорацией Boeing – отражает выбор стратегии компании. Европейцы сделали ставку на огромные вместительные самолеты для сверхдальних перевозок. Стандартная конфигурация А-380 вмещает 555 пассажиров. Это на треть больше, чем у ближайшего конкурента – Boeing-747. Более того, полностью заправленный топливом А-380 сможет совершать перелеты на 5% дальше, чем основной конкурент. При этом затраты на одного пассажира будут до 20% ниже, чем у Boeing, утверждают в Airbus. Стоимость одного А-380 составляет сейчас 280 млн долларов. Для сравнения: новый Boeing-747 обойдется в 211 млн долларов. В компании Boeing считают стратегию Airbus ошибочной. Американцы признают, что объем пассажирских перевозок возрастет втрое в ближайшие 20 лет, но в этой компании предсказывают только «несколько сотен продаж» очень больших самолетов. Это объясняется тем, что пассажиры стремятся лететь именно туда, куда им нужно, а не использовать крупные аэропорты как пункты пересадок. Поэтому, считают в США, важно создать самолет, который сможет приземляться в возможно большем количестве аэропортов, а не только в крупных центрах. Поэтому Boeing связывает свои надежды с новым лайнером 7E7 Dreamliner. Этот сравнительно небольшой самолет сможет совершать полеты на большие расстояния, при этом он не будет привязан только к крупным аэропортам. «Наши исследования показывают, что пассажиры стремятся долететь ровно туда, куда они хотят добраться. Им не нужны дополнительные пересадки. Новый А-380 не учитывает этого – он летит в сторону, противоположную действительности», – сказал представитель Boeing Тодд Блэчер. Как бы то ни было, но в Европе рады, что работа над гигантским проектом создания А-380 подходит к концу. Около 60 аэропортов будут готовы к приему самолетов А380 к 2010 году. Количество таких аэропортов будет расти по мере увеличения числа эксплуатантов А380 в предстоящие годы. Места бизнес-класса в салоне А380.
А380 в лондонском аэропорту «Хитроу».
|