[19]января[2011]
 
2(000276)

>Читайте в [следующем номере]
«Я был слишком наивным и доверчивым. Этого больше не будет»
* Сергей МАВРОДИ

Марк КАДИН:
«Не понимаю людей, которые мечтают руководить или властвовать»

Рождество в Иерусалиме
(Фоторепортаж)

Михаил СААКАШВИЛИ:
«У меня нет личной неприязни к Путину»


- Взялись за взяточников

- Год начался с подъёма

- Самые продаваемые авто в мире

- Города, которые не всем по карману

- Пол СМИТ: «Что я точно знаю про женщин, так это то, что они обожают носить мужские вещи»

- Телерейтинги

! СВЕЖАЯ МЫСЛЬ
«Здесь всё исходит
ненавистью. И если эта ненависть всепоглощающая, а её цель – добраться
до семьи, то самое слабое звено в семье –
это дети. Мы боимся оставлять их здесь, в России».

Юрий ЛУЖКОВ,
бывший мэр Москвы.


.

 
Взялись за взяточников

Обнародованы антикоррупционные поправки в Уголовный кодекс.

Новым наказанием за коррупцию в России сделают кратный штраф, заявила главный юрист Кремля Лариса Брычева. С этой целью в Уголовном кодексе появится дробная шкала размеров взяток и наказаний за них. Идею штрафовать взяточников огласил Дмитрий Медведев в последнем послании Федеральному Собранию.
На днях на заседании президентского Совета по борьбе с коррупцией обсуждались поправки в антикоррупционное законодательство. Среди них появилась и поправка в Уголовный кодекс, призванная наказывать за получение взятки «кратным штрафом». По словам помощника президента – руководителя главного правового управления президента России Ларисы Брычевой, «кратный штраф предполагается сделать основным видом наказания за преступления коррупционной направленности».
В послании Федеральному Собранию 30 ноября президент Дмитрий Медведев предложил новые меры борьбы с коррупцией. В четверг текст соответствующей поправки был уже готов. Как отметила Брычева, поправки в законодательство предполагают введение более дробной шкалы размеров взяток и, соответственно, наказания за них. Сейчас существуют два размера взяток: до 150 тысяч рублей и свыше 150 тысяч рублей.
Взамен предлагается новая шкала: простая взятка – до 25 тысяч рублей, значительная – от 25 тысяч до 150 тысяч рублей, крупная – от 150 тысяч рублей до 1 миллиона рублей и особо крупная – свыше 1 миллиона рублей.
По словам Брычевой, в соответствии с новыми предложениями, обычная взятка до 25 тысяч рублей будет караться штрафом, 25–50-кратным размеру взятки, либо лишением свободы до трех лет со штрафом, 20-кратным сумме взятки. Значительную взятку в размере 25–150 тысяч рублей предлагается облагать 30–60-кратным штрафом либо лишением свободы до шести лет с 30-кратным штрафом. Крупную взятку от 150 тысяч рублей до 1 миллиона предлагается карать 40–70-кратным штрафом либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с 40-кратным штрафом.
Наказанием за взятку в особо крупном размере от 1 миллиона предлагается сделать либо штраф, 80–100-кратный сумме взятки, либо лишение свободы на срок от восьми до 15 лет с установлением 70-кратного штрафа. По действующему Уголовному кодексу размер штрафа за взятку не превышает 200 тысяч рублей, а лишение свободы – трех лет.
Еще одним существенным новшеством в антикоррупционном законодательстве, как сообщила Брычева, станет выделение посредничества при даче взятки в отдельный состав преступления. Его предлагается наказывать 30–40-кратным штрафом с лишением права занимать должность до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с взысканием штрафа, 20-кратного размеру взятки.
Помощник президента отметила, что в отдельный состав преступления предлагается также выделить обещание или предложение посредничать во взятке. Наказание за это преступление – 15–70-кратный штраф с лишением права занимать должность до двух лет либо лишение свободы до семи лет с одновременным штрафом, 10–60-кратным сумме взятки.
Как подчеркнула Брычева, таких видов наказания в российском законодательстве не было. Она также отметила, что, по данным Верховного суда, самым распространенным размером взятки в прошлом году была сумма от 500 до 10 000 рублей (63% выявленных случаев). На взятки в особо крупном размере, по той же статистике, приходится лишь 2,7% соответствующих выявленных преступлений. «Выявленные взятки на 1 миллион рублей и выше – единичны», – подчеркнула она.
На совещании у президента глава Следственного комитета (СК) России Александр Бастрыкин поддержал поправку, назвав штрафы за взятки «очень правильной мерой». «Практика показывает, что никакое лишение свободы, никакая тюрьма коррупционеров, взяточников и других лихоимцев не пугает, это не барьер для них», – заявил Бастрыкин, призвав, однако, позднее проанализировать практику применения новой нормы: «Не станет ли размер взяток расти, когда будет введена эта мера уголовного наказания?»
Добавим, что идею штрафовать взяточников поддержали в Госдуме, в том числе оппозиция. Зампред комитета Госдумы по безопасности, представитель фракции КПРФ Олег Денисенко утверждает, что это станет ограничением для «потенциального взяточника». «Если я попадаюсь на взятке, то мне надо будет платить потом государству не рубль, а сто рублей», – пояснил Денисенко суть новой меры.

 

Алексей РОЗУВАН,
депутат Государственной Думы Российской Федерации:

– Новая поправка на рассмотрение в Государственную Думу еще не поступала, но я в курсе дела. Я поддерживаю это предложение и считаю, что это более эффективно: наказать взяточника кратной суммой штрафа, нежели осуждать его условно, к тому же с отсрочкой исполнения наказания. Коррупционеры, которые брали незначительные суммы, как правило, отделывались легким испугом, слегка подпортив биографию. Материально они никак не страдали. А новая антикоррупционная поправка в Уголовный кодекс предполагает, что наказание более существенно отразится на нарушителе в материальном плане. Это будет более разумно, ведь наказание станет уже не формальным, а именно реальным и заставит серьезно задуматься коррупционера, существенно на него повлияет.

 

Сергей ДОРОНИН,
депутат Законодательного Собрания Кировской области:

– Проблему коррупции нужно решать комплексно: не только декларировать изменения в законодательстве, но и активно применять на практике провозглашенные методы наказания. Это логично: взимать с коррупционера штраф в несколько раз больше, чем он успел положить себе в карман. Но этим нельзя заменить другие виды наказания, более действенные. Например, уголовное: тюремный срок намного эффективнее в борьбе с коррупцией, нежели просто штраф, пускай даже крупный. Считаю, раз была объявлена борьба, значит, одними заявлениями ограничиваться мало, нужно на практике привлекать людей к ответственности, не спуская дела «на тормозах». Сам Президент сказал: «будем начинать посадки». Однако в Кировской области с тех пор, как объявили борьбу с коррупцией, не было ни одного громкого дела, хотя поводы были: только Контрольно-счётная палата не раз выявляла нецелевое расходование средств.

 

Олег ПАЩЕНКО,
депутат Законодательного Собрания
Красноярского края:

– Это показатель увёртливого бессилия высших властей, поражённых этим же губительным пороком. Поправкой Дмитрия Медведева взятка в России узаконивается, получает право на полнокровное присутствие в жизни, с ней носятся, с ней считаются, её слагают, вычитают, дробят, умножают… Взятку, надо же, облагают щадящим налогом! Штрафы пойдут в казну государства, откуда их позже изымут и, не исключено, опять же употребят на взятки. А потом не применят ли штрафы к убийцам с градацией: зверское убийство – штраф 1 миллион, просто убийство – 700 тысяч… А что? Не секрет: честные люди в обществе давно горюют по умелым хирургам – резать к чёртовой матери разлагающийся от коррупции организм! Такой хирург – это угроза прежде всего власть имущим, а посему уже 20 лет практикуются безвредные мази, горчичники, припарки, лёгкий массажец, укольчики, то есть имитация лечения. Мы после поправок в УК РФ болезнь даже не загоняем вглубь, а вытаскиваем наружу и артистично хлопаем по бёдрам руками: ах, как нехорошо воровать, а что делать? Дайте слово и дело хирургам. Иного выхода не вижу.

 

Андрей КНЯЗЕВ,
член Российской коллегии адвокатов (Красноярск):

– На мой взгляд, была бы уместна «половинчатая» мера: сроки заключения поменьше, а вот штрафы – побольше. Сейчас российских коррупционеров не пугает перспектива провести в тюрьме 10-12 лет, поэтому на них вряд ли произведёт впечатление появление кратных штрафов. Среди отечественных взяточников подавляющее большинство готовы хоть сейчас поменять год свободы на любые суммы. Ведь когда люди попадают за решётку, они готовы всё отдать, чтобы только не сидеть в тюрьме. Поэтому предложение Дмитрия Медведева вызывает сомнения и рождает ряд вопросов. Вопрос первый: что будет, если у взяточника нет денег? Вопрос второй: что будет с тем решением, которое принято, если оно законно? А ведь взятки за принятие законных решений у нас даются в 90% случаев. Мне кажется, инициатива президента может привести нас совсем не туда, куда мы хотели бы.

 

Юрий КОРЕНЕВ,
депутат Думы города Иркутска:
– У нас антикоррупционных законов в настоящее время предостаточно. Нет только воли у чиновников, чтобы этим законам следовать. Вот недавно у президента собирались представители правоохранительных органов, прокуратуры с докладами… А ведь лидеры в коррупции – именно правоохранительные органы! Потом уже идет сфера социального развития. В большинстве своем наказывают мелких чиновников-коррупционеров, а ведь известно, что рыба гниет с головы… Не закон надо менять, а отношение людей к жизни. Вот, например, решили милицию в полицию переименовать, но это же не значит, что они лучше начнут работать! Воля власти и публичность должна быть. А не чиновники, которые дают недостоверную информацию о своей деятельности. Исторически сложилось, что Россия пропитана коррупцией, и для борьбы со взяточничеством нужен человек, который сам в этом не завязан. Но на деле всё иначе. Как говорится, в мутной воде легко плавать.

 

Ирина ЦВИГУН,
депутат Думы города Иркутска:

– Очень сложно предположить, каким образом эта поправка будет реализовываться. Мне, например, совершенно не ясен механизм. Вот взял чиновник взятку, а с него в десятки раз больше штраф будут брать. А если ему отдавать нечем? И будет ли как-то наказываться тот, кто даёт взятку? Пока механизм не заработал, мне совершенно не ясно, как он будет действовать. Но однозначно одно могу сказать: с коррупцией нужно бороться. Вы ведь посмотрите – сколько взяточничества вокруг! Говорят, что в школах нужно вводить уроки гражданства, но ведь эти уроки должны строиться на примерах реальных людей! И как это делать, когда вокруг всё коррумпировано? Это очень хорошо, что делаются какие-то шаги по борьбе со взяточничеством, но пока сложно сказать, насколько эффективно будет работать новая поправка.

Подготовила Анастасия МИНИНА.
>Обсудить статью

Бизнес-гороскоп




 




  ГЛАВНАЯ | ФОРУМ | ПОДПИСКА | АРХИВ | РЕДАКЦИЯ | ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ
  Адрес редакции: 660079, г Красноярск, ул. 60 лет Октября, 63 Тел: 8(391)233-99-24
Рыбы Водолей Козерог Стрелец Скорпион Весы Дева Лев Рак Близнецы Телец Овен