Инга ПАРАМОНОВА, егэфоб. Горькие мысли под кашу с изюмом Утром, пока я готовлю традиционную кашу с изюмом и завтракаю, всегда включаю «Вести 24» и слушаю новости. И в последнее время я удивляюсь приключениям с ЕГЭ: подставные студенты, «оплачиваемые» родителями, какая-то совершенно гениальная группа ВКонтакте, где были созданы специальные подразделы в соответствии с часовыми поясами... И ученики – с двумя мобильными телефонами, чтобы, сдав один учителю, по другому списывать ответы из соцсети. Нет, ну, конечно, стоит отметить ухищрения школьников – пусть их изобретательность и работает, как мне кажется, не в правильном направлении. Однако я до сих пор уверена, что школьные выпускные экзамены – самое простое, что может быть. Конечно, когда я оканчивала школу, то не было ни ЕГЭ, ни двух мобильных телефонов на человека. Но мне представляется, что от этого не легче. Тогда от выпускников требовалось больше самостоятельности, широты мышления и порой творческого полета в подготовке гуманитарных (в моем случае) предметов и написании сочинения по литературному произведению. И во всех этих ежегодных злоключениях с ЕГЭ я не так поражаюсь школьникам в поисках халявы, как педагогам, вскрывающим в учительских конверты с тестами, подсовывающим готовые ответы, подставляющим студентов и дописывающим решения... Всё это, с одной стороны, комично. Взрослые люди занимаются мелочными делами, пускаются на хитрости и уловки, как-то втихаря, исподтишка (достойно произведений Гоголя), но с другой стороны – грустно. Между прочим, по тем же причинам. А еще потому, что движет ими не столько желание помочь своим ученикам, сколько стремление скрыть свою профессиональную несостоятельность: не научили! Споры по ЕГЭ ведутся уже несколько лет, и все эти споры только убеждают в его бесполезности и даже вредности. Американская система для нашего народа, для нашей системы организации обучения не подходит. Слишком много вопросов, дыр и, главное, невозможности сделать экзамен общедоступным. ЕГЭ убил всю бывшую систему сдачи экзаменов на корню, дав возможность многим людям заниматься подкупом и взяточничеством – тем самым ЕГЭ в глазах многих школьников рассматривается как экзамен по материальным возможностям. Реформа образования провалилась. Число громких скандалов, связанных с ЕГЭ, очевидно возрастает. В то же время в стране создана такая система образования, нормальная работа которой «завязана» на высокие результаты ЕГЭ. То есть фальсификации оказываются выгодны. Однако, что характерно, к ответственности привлекают кого угодно: учителей, мошенников-студентов, самих выпускников. Безнаказанными остаются только чиновники от образования и лично нынешний глава Минобразования и науки, активно добивавшийся создания в России этой самой системы. Сама форма сдачи ЕГЭ предусматривает обезличенность сдающих: за выпускника его может сдать любой человек, для этого тот, кто сдает, может сидеть где угодно и передавать правильные ответы через средства связи. Сдают учителя и студенты вместо учеников. Вариантов обмануть систему очень много. Изначально, когда только вводился ЕГЭ, многие специалисты предупреждали, что обеспечить информационную безопасность на ЕГЭ невозможно. Однако чиновники проигнорировали эти мнения. Еще одна большая проблема в связи с ЕГЭ состоит в том, что его результаты определяют, по сути, ту оценку, которая будет дана всей системе образования – как конкретного региона, так и страны в целом. Так что все звенья этой цепи – отдельный учитель, местные органы управления образованием, региональное и федеральное министерство – оказываются кровно заинтересованными в как можно лучших результатах ЕГЭ. В России «отцом-основателем» ЕГЭ был бывший министр образования Владимир Филиппов. Именно он начал этот эксперимент, а вместе с ним над нововведениями трудился Виктор Болотов, который сегодня занимает должность вице-президента Российской академии образования. Нынешний же министр Андрей Фурсенко активно поддержал эту инициативу. Есть такое понятие, как «технологические ошибки», которые приводят к техногенным катастрофам. Введение ЕГЭ равнозначно той самой технологической ошибке, которая приведет к катастрофе, потому что в результате ЕГЭ мы получим специалистов, которые приведут страну к техногенному краху. Сами школьники в этой ситуации оказались в положении, когда рассчитывать на объективную оценку их знаний не приходится. Школьники понимают, что если на ЕГЭ одни покупают результаты, а за других сдают родители или учителя, то у честных абитуриентов мало шансов на поступление своими силами. И ведь вся эта толпа оболтусов припрется в вузы, будет там так же замечательно «учиться» и не менее замечательно сдавать экзамены. В скором времени у нас и специалистов-то не останется – везде будут сидеть неучи с богатенькими предками. Вот и ходи после этого к ним лечиться, учиться... И ведь они везде окопаются. По-моему, это катастрофа. |