«Конкурент» беседует с известным красноярским ювелиром. Если верить большинству именитых финансовых аналитиков и гуру инвестиций, вкладывать в драгоценности нынче – дело прибыльное. Но, согласитесь, такой стабилизационный «золото-бриллиантовый» фонд в сейфе (ну, или на шее) греет не только теплом своей инвестиционной привлекательности. Это попросту красиво. О мире драгоценностей, ювелирных подделках в Красноярске и уникальных штучных украшениях – в эксклюзивном интервью «Конкурента» с одним из самых известных ювелиров города. – Дмитрий, как давно вы в ювелирном бизнесе? – В юности я занимался модельным спортом, моделизмом. Это не когда по подиуму ходишь, улыбаясь фотокамерам, а когда модели автомобилей конструируешь. Именно это моё увлечение и свело меня с человеком, который уже в то время занимался ювелирным делом, в кое-какие моменты своей профессии он нас с товарищем посвящал. Мой друг постарше меня, он сразу начал заниматься ювелиркой, постигать тонкости искусства. По сути, впоследствии, когда я уже учился в институте на первом-втором курсе, именно он и стал моим учителем, объяснял какие-то азы дела. В принципе, трудовой стаж у меня не маленький, с 1992-го года я занимаюсь этим ремеслом. Попасть в мир драгоценностей целенаправленного желания точно не было, но когда учился в институте, то, естественно, молодому парню нужен был дополнительный заработок. А чем плох такой способ подзаработать? Всё не вагоны разгружать, верно?! – Словом, специального образования нет? Где-то учат на ювелирных дел мастеров? – Специально в университетах этому не учился. Их попросту не было. Потом уже, конечно, я окончил курсы при местной ювелирной мастерской «Белый медведь», она находилась в то время на Торговом центре. Сейчас, по-моему, такое отделение есть в нашем Институте искусств, в Политехе и в Институте цветных металлов и золота. Есть кроме высшего образования и всякие курсы, где можно проникнуться ювелирным делом. – То есть на курсы может прийти любой прохожий, даже без предварительной подготовки, абсолютно не искушённый знанием каких-то тонкостей профессии? – Абсолютно верно: вас научат основам и даже выдадут бумажку-сертификат о прохождении специальных курсов. А вот что вы с этими корочками будете потом делать – непонятно: как теперь называется ваша специальность и должность, где вы можете быть востребованы на рынке труда и куда идти работать. – Да, кстати, как вы называетесь правильно? «Конкурент» беседует с… – В этом плане-то, пожалуй, я не совсем в формате вашего издания. Своей мастерской сейчас у меня нет, была десять лет назад, но сплыла, как говорится. На сегодняшний момент я работаю в мастерской брата моего хорошего друга, на их территории, под печатью «ИП» с их фамилией. Кстати, недавно прошла выставка «Ювелирный салон Сибири 2011», там мой товарищ участвовал в конкурсе ювелиров и завоевал первое место. Такой вот повод для нашей совместной гордости! Мне приятно вдвойне, если честно, потому что в своё время я его учил этому ремеслу, а сегодня мы вместе работаем. Вопрос о должности и сфере деятельности меня всегда в тупик ставит, если откровенно. Дело в том, что я и сам не знаю, как бы лаконично сформулировать название, чтобы оно отражало всё, чем я занимаюсь. В этой области я специалист широкого профиля, делаю абсолютно всё, за исключением огранки ювелирных изделий. – И ремонт, и изготовление, и дизайн драгоценностей в вашей компетенции? – Насчёт дизайна – спорный вопрос, я скорее больше технолог, чем дизайнер. Мне куда проще повторить то, что есть где-то на картинке, в каталоге, чем что-то придумать этакое. Я не креативщик точно! (Улыбается.) – Дмитрий, как считаете, а насколько вообще сейчас ювелирное искусство, бизнес этот развит в нашей стране? – Знаете, как область искусства ювелирка в России, пожалуй, вообще нинасколько не развита! Я, скажем, мало вижу непосредственно творчества, сплошная коммерция, всё завязано на деньги и массовость. Ширпотребные драгоценности без намёка на высокое. По крайней мере, такая тенденция в Красноярске крайне ярко выражена. У нас все ювелирные производства ориентированы на массовое штампование недорогих ювелирных изделий. Хотя, конечно, появляются и те, кто хочет уникальности, оригинальных каких-то украшений. Но тогда зачастую возникает сложность: где найти специалиста, который сделает не как у всех? На самом деле таких профи мало. – Ну а российский рынок драгоценностей имеет какие-то свои ментальные особенности по сравнению с общемировым? И вообще, интересна ваша точка зрения: насколько уместно в принципе говорить о том, что у нас достаточно развита в стране культура ношения изделий? – Знанием мировых тенденций в полном объёме я, конечно, не владею, везде складывается своя специфическая ситуация на ювелирном рынке. Где-то также всё ориентировано на широкий спрос, в продвинутых в плане моды мегаполисах мира, разумеется, есть ювелирные дома либо частные авторы, специализирующиеся на создании уникальных драгоценностей. Но вы ведь понимаете, это штучный товар. Штучный, а значит, крайне редкий в практике клиентских заказов. Конкретно для меня удобен такой сценарий для работы: клиент приходит ко мне, уже выбрав понравившееся изделие, мы обговариваем какие-то нюансы, пожелания, может, что-то минимальное дорабатываем, а потом я приступаю к делу. Конечно, на практике не всё как по маслу: редко кто знает, какое украшение хочет. Тогда я начинаю предлагать сам, вместе листаем какие-то журналы и каталоги, ищем фотки в Интернете, а потом от этого уже пляшем. Изготовить можно практически всё! – Про типично национальные пристрастия русских в выборе ювелирных изделий давайте всё же поговорим. Чем из бездны драгметаллов, каменьев-самоцветов в России в целом, а в сибирском Красноярске в частности предпочитают себя украшать? – Во-первых, скажу, что ажиотажа, дикого потребительского спроса на уникальные украшения нет. Пару лет назад стало жутко популярным изготовление украшений из белого золота. Сейчас на Западе эта тенденция уже изжила себя, но до нашей страны докатилась волна таких вкусовых предпочтений. Клиенты теперь очень часто просят что-то именно в бело-золочёном исполнении, зачастую это также «многокамёнка» (когда в изделии есть большое количество мелких цветных камней). «Чтобы блестело и сверкало всё, чтобы все увидели и ахнули», – вот какие изделия сейчас просят изготовить. – Что насчёт культуры ношения драгоценностей скажете? Вероятно, есть же свои табу в этом вопросе? – Майя, вот вы ведь не наденете вечернее платье и шпильки на пляж в Турции? Хотя кто-то, возможно, ничего такого в этом не увидит. (Улыбается.) Так и в вопросе, какое украшение с чем и куда носить, всё сугубо индивидуально, зависит от «пользователя». Разумеется, как и в одежде, есть ювелирные изделия на каждый день, на повседневку, а есть – на выход. Некоторые мои клиенты сразу обозначают, куда и под какой образ им необходимо украшение, и, соответственно, носят его по этому конкретному случаю. А другая крайность – когда на красноярских улицах не редкость встретить женщину, сплошь увешанную кольцами, серьгами и цепями разной длины. «Надела всё самое лучшее сразу» это называется. – А может, это всё червоточинка комплекса, рождённого эпохой дефицита, а сейчас – «шоб знали соседи, что мы неплохо живём». – (Улыбается) Скорее всего, и так! Но лучше бы такая страсть к чрезмерности постепенно у красноярок улетучивалась. – Так вы, как эксперт, определите те самые границы: что носим каждый трудобудень, что по праздникам? – Для повседневки я бы посоветовал практичные украшения: это сдержанные модели ювелирных украшений, не кричащие о своей стоимости, не слишком яркие, не вычурные. Важный момент – удобность вещи и комфортность ваших ощущений, чтобы не цеплялись, не кололись. Если говорить об украшениях по случаю, то тут уже красота требует жертв, можно и потерпеть какое-то неудобство, скажем, из-за большого веса обалденных сережек. И в вопросе дизайна можно здесь «оторваться»: драгоценность на выход должна приковывать взгляды, громко заявлять о себе, даже быть поводом для зависти! – И вашему авторству принадлежат такие «поводы для зависти»? – Да, я изготавливал штучные ювелирные изделия. – Раскройте секрет, что это было? Сколько стоило, кто счастливый обладатель? – Ну, имён-фамилий я раскрывать точно не буду, не выпытывайте. (Улыбается.) Это был авторский комплект из кольца, подвески и серёжек, выполненный из белого золота с россыпью бриллиантов и вкраплением натурального жемчуга. Достаточно объёмное украшение вышло: к примеру, у нас получились длинные висячие серьги ниточкой из шариков, каждый из которых состоит из пятнадцати бриллиантов. В каждой серёжке – по пять или шесть шариков таких мы сделали, а внизу ещё нить серёг мы дополнили круглой жемчужинкой. – То есть из пучины безвкусицы и ювелирного ширпотреба всё-таки выныривают интересные заказы? – Бывают такие заказы, жаль, что не так часто, как хотелось бы. – А какова цена вопроса? Эксклюзивная цацка на заказ – это очень дорого? – Всё индивидуально, смотря что вкладывать в понятие дороговизны. Всё в вопросе цены зависит не от возможности клиента даже, а, скорее, от сложности той или иной ювелирной работы, процесса изготовления. Иногда получается, что очень простое с виду украшение требует колоссальной работы, появляется куча подводных камней, требующая участия даже не одного мастера, а целой группы ювелиров. Соответственно, и ценник растёт. – Драгоценный материал для изделий где берёте? – С материалом сейчас вообще проблем нет никаких, всё доступно: либо клиенты сами приносят свой драгметалл, старые украшения, либо можно купить с аукциона в ломбарде по цене лома. – Дмитрий, бриллианты всё ж лучшие друзья девушек: вероятно, именно слабый пол – целевая аудитория всех ювелирщиков? Заказчики ваши – это чаще мужчины или женщины? – Заказчики чаще – мужчины, которые выбирают что-то для своих дам! В основном мы изготавливаем женские ювелирные украшения, больше девяноста процентов из всего числа заказов, пожалуй. Редко у нас представители сильной половины человечества чем-то себя балуют из мира драгоценностей. Если заказывают, то это в основном цепи с подвеской, крестик или ладанка, реже – браслеты, оригинальные запонки делаем. Также бывает, что мужчины-клиенты просят корпус золотых часов изменить, украсить как-то. – Это дело, которое занимает сто процентов рабочего времени, именно ювелирка – бизнес, который приносит вам доход? – Да, всё своё время я занят ювелирной деятельностью, на это и живу. Заказов хватает, не жалуюсь. Хочется, конечно, перенести это дело в раздел своих хобби, потому что начинает, признаюсь, уже напрягать немножко, когда приходится делать то, что тебе не очень нравится самому, но говорят же: «Клиент всегда прав». – А он всегда прав? На горло собственной ювелирной песне безжалостно наступите в угоду вкусу вашего клиента? Или будете отстаивать авторское право и видение профессионала? – Понимаете, есть вещь, которую тебе охота сделать, «изделие мечты», а времени на неё не хватает, руки не доходят, потому что ты завален рутинными обыденными заказами. Вот тот факт, что я пока не сделал украшение всей моей жизни, вещь, которая бы стала по-настоящему любимой, и угнетает! Мы ведь не только работаем с частными заказами, много делаем и для ювелирных магазинов города: они нам заказывают определённые модели, мы исполняем. Эта работа, кстати, намного выгоднее для нас и требует меньших головняков и заморочек, связанных с личностным фактором. Сделал что-то для магазина, отдал, украшение спокойно продаётся с витрины. А вот реакция частного заказчика на результат или сам процесс вашей работы – вещь непредсказуемая. А иногда, если изделие сделано полностью, поменять что-то же нереально, придётся полностью переделывать. – Капризов клиентских в достатке? – Не без этого! Поэтому стараюсь решать всё «на берегу», в процессе согласовывая с клиентом каждый шаг, каждую завитушку, ведь украшения зачастую недешёвые. Достаточно дорого стоят сами материалы, львиная доля стоимости всего изделия приходится именно на это, а не на работу ювелира. Работа мастера в отдельных случаях может составлять тридцать процентов от всей суммы максимум, крайне редко – полцены. В основном за работу платят 10-20 процентов от общего ценника. Когда идёт изготовление валом, то здесь уже от массы изделия закладывается стоимость моей работы с каждым граммом драгметалла. Цена до работы уже чётко определена. А когда ты работаешь с индивидуальным заказом, то вопрос цены решается по ходу изготовления, можно договориться. – Вспомните ваш самый интересный, запоминающийся заказ. И чем таким он запал в душу? – Пожалуй, это был тот гарнитур кольца, подвески и серёг, о котором я вам рассказывал. Это именно тот случай, когда и мои, и клиентские вкусы и понятия о красивом совпали. – А самый дорогой заказ в вашей практике? – Это тоже он и был. Я, как писатель одного произведения, автором одного украшения получаюсь? (Смеётся.) Правда, в вопросах о самом-самом всё упирается в этот комплект: он был внушительный и по весу, и по моей работе, и по цене, соответственно. – Цифры в студию, не унимаюсь я… – Порядка четырёхсот тысяч рублей, по-моему, обошлись владельцу эти украшения. – Странные, неординарные заказы приходилось претворять в жизнь? Есть же та категория людей, которым необходим в своей ванной комнате золотой фамильный герб, усыпанный стразами, или брелок для ключей авто, поблескивающий бриллиантами? – Конечно, есть уникумы среди клиентов, как везде. Мы вот, к примеру, делали точную копию автомобиля «Фольксваген Жук» из сплава красного со вставками белого золота. Такая драгоценная машинка улетела в Москву, красноярец заказывал её какому-то своему товарищу. – Вероятно, не всегда заказчик отличается тонким чувством стиля и уместности. Вот, к примеру, у господина N. есть немалая сумма наличности и громадное желание сделать себе новую побрякушку – скажем, крест, весь в каменьях-завитках да плюс с собственным изображением. Но вы понимаете, что это полное «не комильфо»… Бывало такое? Отговаривать будете или желание заказчика – закон? – Обращаются с такими «интересными» пожеланиями люди, не без этого. Не скажу, что обращения эти такие неординарные, как вы рисуете, с такими крайностями, честно скажу, не сталкивался. К примеру, знаете, раньше были жутко модными массивные печатки с красными, бордовыми камнями? Приносят клиенты такие экземпляры, рассказывают увлекательные истории, что, мол, досталось от бабушки-дедушки колечко драгоценное с нереальным самоцветом. Пытаюсь объяснить, что камень этот – стекляшка, не натуральный, и эту цыганщину не стоит вставлять в новое изделие. Такие просьбы сродни тому, что приеду я на «Запорожце» в фирменный сервис-центр «БМВ» и попрошу поменять мотор, а корпус оставить. (Улыбается.) Это работа, не имеющая смысла, и плевать, что она будет оплачиваться! Не хочу и не делаю неразумных вещей! Так что, как правило, до воплощения бредовых идей не всегда доходит. Стараюсь отговаривать, предлагаю уместные варианты, почти всегда удаётся найти компромисс. Или сразу отказываюсь от заказа. – Дмитрий, а по собственным индивидуальным эскизам красноярцы много украшений заказывают? – Бывают такие случаи, но не часто. В основном все ориентируются на зарубежные каталоги, какие-то интернетные картинки. Просят также изготовить изделия под известные лейблы. – Да, слышала, что последнее время некоторые особо продвинутые (и экономные) модники и модницы заказывают себе копии мировых ювелирных брендов. Можно встретить и Шопард самодельный, и Шанель. Встречалось вам такое? Сами делали? – Под шопардовские кольца мы делали: с вырезными сердечками и бегающими камнями между двумя слоями стекла. Вся индивидуалка дороже массовых изделий, конечно, но это того стоит. – Кстати, а это не уголовно… – По-моему, наказуемо! (Улыбается.) Но у нас в стране прецедентов не было, а вот в мировой практике – сплошь и рядом такие судебные процессы за фальсификат. Слышал, к примеру, о случаях, когда туристы, зайдя с китайской сумкой с логотипом, допустим, Ferre в бутик этого бренда в Европе, уходили оттуда без сумки: персонал бутика может запросто порезать подделку прямо на месте и потом ещё выиграть суд! Насчёт ювелирки не слышал пока таких историй, но, уверен, они скоро появятся. В Красноярске, конечно, есть фирменные вещи, настоящие, но подделок гораздо больше. Такие ювелирные украшения ведь делают все кому не лень: и китайцы штампуют, и турки те же, подделывают в Эмиратах, да и в России появилось достаточное количество умельцев. – А вообще распознать фальшивку может только эксперт? Мне кажется, на первый взгляд и не увидишь, где оригинал, а где поддельное украшение. – Или эксперт, или очень наблюдательный человек отличит! А в целом, конечно, на глазок не разберёшь. Почему такой интерес к копиям? Брендовая вещь за счёт имени стоит в десять-пятнадцать раз больше своей реальной себестоимости, если тратить только на материалы и работу мастера. Мы переплачиваем за имя. – Изделия из какого материала пользуются наибольшей популярностью сейчас? И тогда уже сориентируетйте по ценнику, что почём сейчас на рынке драгоценных металлов? – Хит заказов, разумеется, золото. На красноярском рынке лом «рыжего» золота стоит семьсот пятьдесят – восемьсот рублей за грамм, примерно столько же – белое золото. А вот стоимость камней абсолютно непредсказуема, всё зависит от характеристик каждого конкретного камешка. – А как у нас обстоят дела с платиной? – С платиной из местных работает только завод Цветмет, у них есть всё необходимое оборудование. Из частников не знаю, чтобы кто-то работал с этим металлом, мы точно не делали ничего. Вся сложность заключается в технологических нюансах: если у золота температура плавления 1200 градусов и хватает обычной горелки для расплавки, то у платины – две с лишним тысячи градусов температура. Соответственно, простой печью не отделаешься, нужно специальное мощное оборудование. – Что модно сейчас, on top? Какие украшения нынче круто носить? – Тут всё просто – золото и бриллианты никогда не выходили из моды, это всегда круто носить. За последнее время я не помню, чтобы что-то особо поменялось. Стиль меняется, предпочтения: в девяностые, например, богатые люди предпочитали увесистую ювелирку, сейчас эти золотые цепи шириной с канат уходят в прошлое. Но иногда всё же кто-нибудь да ностальгирует. (Смеётся.) Те, кто могут себе позволить дорогое украшение, сейчас стремятся к уникальности вещи, к дороговизне материала, а не гонятся за весом и массивностью. – А вот вы сами, смотрю, не носите изделий из благородного металла… – Вы правы, совсем перестал. Одно время было и цепей много, и браслетов. Сейчас этим переболел, для меня дикой ценности золото не представляет, отношусь к нему как к рабочему материалу, не более того. – Говорят, что лучший подарок – тот, что сделан своими руками. Хэнд-мэйд подарка от ювелира, пожалуй, ждут весьма охотно. Вы что-то делали для родных и друзей? – Дарил, конечно. Девушкам своим в своё время делал украшения и презентовал, бывало. (Улыбается.) – Пожалуй, профессиональными вопросами мучить вас более не буду. О личном немного давайте. Вопрос, назревший, как только услышала вашу фамилию: часто ли шутят знакомые на тему сходства зеркального с именем ирландского знаменитого актёра Шона Бина? Может, курьёзные истории были какие-то? – Фамилия от папы досталась такая. Конечно, шутит кто-то, сразу вспоминают этого актёра, но особых каких-то приколов не было. А вот в юности мы иначе «угорали», под китайцев с другом фамилии переделывали: я – «Шон Бин», он – «Чип Чин». – Ваше хобби. – Практически всё время моё съедает работа. Когда выкраиваю свободные минуты, то трачу их на путешествия и поездки: пару раз в год стабильно куда-то выезжаю за границу, чаще в жаркие страны, к морю и пляжу. Но и поездить по стране удаётся, всегда беру экскурсии. Очень впечатлила моя первая поездка в Арабские Эмираты – взрывает голову от осознания, что в голой пустыне за столь короткое время можно было построить такое нереальное! Мы вылетали из Москвы, там познакомились с женщиной, жительницей Эмиратов, она, как человек знающий, нас со страной и познакомила. Вообще, хоть и был уже раз шесть-семь в ОАЭ, но это место, куда мне хочется возвращаться. Сейчас хочу слетать в Италию или Чехию, где ещё не был. – И напоследок: чем больше всего гордитесь в жизни? – Тем, что могу сделать что-то, что не могут сделать другие! |